Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические идеи Конфуция и развитие Китая и России↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОЛИТОЛОГИЯ (КУРС ЛЕКЦИЙ) Учебное пособие
Кострома КГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской государственный технологический университет
Кафедра отечественной истории
В.А. Зайцев, А.В. Зайцев
ПОЛИТОЛОГИЯ (КУРС ЛЕКЦИЙ) Учебное пособие
Кострома КГТУ
УДК
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
Зайцев В.А. Политология: курс лекций/ В.А. Зайцев, А.В. Зайцев. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2010 – с.
© Костромской государственный технологический университет, 2009 Лекция первая ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА ………………………………………………………………………………………. Основные вопросы · Политические идеи Конфуция и развитие Китая и России на рубеже XX – XXI вв. · Развитие политической мысли в Европе и России (основные этапы). · Предмет политологии, цель и задачи науки. · Политика как социальное явление, особенности российской политики. · Структура политического сознания. Обыденное и научно-теоретическое сознание. Политическая психология и политическая идеология. ………………………………………………………………………………………. Политические идеи Конфуция и развитие Китая и России На рубеже XX – XXI вв. Ранняя политическая мысль, собственно, политика, ее главный инструмент – государство, возникли в процессе разложения родовой общины на группы людей с разными интересами. Таким образом, изначально политика выступает как способ нахождения компромисса между интересами различных групп, дабы люди не уничтожили себя во взаимной борьбе. Недостаток учебного времени не дает нам возможности рассмотреть политическую мысль Востока. Сделаем исключение для Конфуция, чьи политические идеи обусловили успешное развитие самой многочисленной страны в мире. Не случайно Китай именуют конфуцианской цивилизацией. Для китайского общественного сознания Конфуций неоспоримый авторитет, что в значительной мере обеспечивает преемственность и целостность развития Китая. Государство – стрежень общества, главная его цель – обеспечить порядок. Государство должно быть устроено по образцу патриархальной семьи, во главе которой патриарх-отец, каждый член семьи знает свое место и четко исполняет соответствующие функции. Политика должна опираться на мораль. Принципиальное различие между китайскими политиками конца XX в. и российскими в том, что китайцы сохранили государство, ведущую роль партии, идеологию; российские политики разрушили государство, всю систему управления советского общества, способного к реформированию, как показал китайский опыт. В России в период «перестройки – катастройки» не оказалось столь авторитетной политической теории и ее проводников. Ныне Китай – одна из самых успешных стран в мире, через 2-3 десятилетия станет мировым лидером, Россия – страна регионального уровня, сырьевой придаток развитых стран. Кстати, влияние патриархальной теории государства было весьма заметно в политической истории России в дореволюционный и советский периоды («царь-батюшка», «вождь – отец всех народов»). Не следует думать, что в Китае существовало примитивное единомыслие. И у Конфуция были оппоненты, отрывавшие политику от морали: «Мудрый правитель наполняет желудки и опустошает души», – утверждали они. Однако линия Конфуция, как правило, побеждала.
Предмет политологии, цель и задачи науки. Политология – наука о политике и ее ядре – власти. Цель политологии – совершенствование системы управления обществом на макро-уровне. Для достижения данной цели политология решает следующие задачи: - трансформация политического сознания с обыденного уровня на научно-теоретический (иными словами, политологический); - качественное повышение политической культуры народа для превращения его из объекта политики, т.е. толпы, слепо идущей за лидером, в субъект политики, т.е. ее сознательных активных участников; - формирование личности в ее наиболее важном и сложном компоненте – овладение управленческими знаниями и навыками; - прогнозирование развития общества является особенно сложной, своего рода сверхзадачей. Мы приводили пример геополитического прогноза на XXI в. Существует прогноз о близкой смене мирового лидера к 20-30 гг. XXI в. в лице Китая. Прогнозируется к этому времени 3-я мировая война в результате столкновения Запада с мусульманским миром. Наконец, существует и особенно тревожный глобальный прогноз о гибели человечества в ближайшем будущем. Речь идет о научных прогнозах, просчитанных с помощью математических методов. И все это не значит, что научный прогноз фатально неизбежен. Прогноз представляет собой экстраполяцию существующих тенденций развития человечества. Он – предупреждение, сигнал о том, что дальше так жить нельзя, сохраняя существующие тенденции. Например, нельзя стихийно, бесконтрольно наращивать потребление; развитие цивилизации в ущерб культуре неизбежно приведет к необратимому разрушению природы, а вместе с ней – к гибели человечества. Следовательно, необходимо изменить основной вектор развития человечества: от цивилизации потребления перейти к цивилизации культуры.
Лекция вторая ВЛАСТЬ ………………………………………………………………………………………. Основные вопросы · Власть и влияние. Основные подходы к определению сущности власти. · Природа власти. Ресурсы власти и мотивы подчинения. · Проблема лидерства. Качества лидера. Типология лидеров. Особенности лидерства в России. · Проблема легитимности власти. ………………………………………………………………………………………. Власть и влияние. Основные подходы к определению сущности власти.
Власть всегда означает наличие влияния как способности воздействовать, подчинить своей воле. Политическое влияние может быть громадным, подобным сильнейшему массовому гипнозу; но может быть и слабым, незначительным. Сила влияния определяется двумя факторами: 1) диапазоном влияния. Чем больше людей подвержены влиянию, тем труднее ему противостоять. Данный феномен – психического заражения в толпе изучается социальной психологией и может быть выражен афоризмом «в толпе много голов, но мало умов». Разумеется, в толпе могут быть и яркие индивидуальности, но толпа их подчиняет, снижая интеллекты, нивелируя индивидуальные особенности; 2) качествами субъекта власти, лидера. Если лидер слабый, легальная (законная) власть становится формальной, и по принципу «свято место пусто не бывает» рядом с ней возникает реальная теневая власть: как правило, наличие подобного двоевластия порождает Смуту, т.е. системный кризис общества во всех сферах, от экономики до культуры. Вспомним начало XVII в России, когда на царском троне оказался средний сын Ивана Грозного. Старший сын, царевич Иван, был убит отцом в припадке гнева, младший, царевич Дмитрий, при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе. Среднего сына, Федора, царь иронически звал «звонарем». Царевич был истово верующим человеком, его любимым занятием было звонить в колокола. Он был исключительно добрым человеком, никогда не повышал голос, не вступал ни с кем в конфликт, но он и не правил. Настоящим правителем был его шурин (брат жены) Борис Годунов. Боярин Борис был талантливым лидером, но народ не принял его, считая виновным в смерти царевича Дмитрия. Распад верховной власти вызвал Смуту, когда в самом сердце страны – Московском Кремле, оказались чужеземцы, претендовавшие на царский трон. Предреволюционный период, начало XX в., когда сильнейшее воздействие на царскую семью оказал теневой лидер, полуграмотный сибирский крестьянин, обладавший гипнотическим даром, Григорий Распутин. Наконец, в постсоветское время, когда больной, к тому же страдавший алкоголизмом Б. Ельцин, перестал контролировать себя и попал под влияние собственной семьи. Можно вспомнить известный многим пример из романа А. Дюма «Три мушкетера», где при слабом французском короле управлял Францией кардинал Ришелье. Особенно негативно проявляет себя теневая власть в России, приводя к тяжелейшим последствиям. Почему? Ответ ищите в теме №1. Власть использует различные технологии влияния, направленные либо на сотрудничество, либо на подчинение. К сожалению, преобладают технологии подчинения, что свидетельствует о глубоком несовершенстве института власти. Нами уже упоминалась древнекитайская технология оппонентов Конфуция: «мудрый правитель наполняет желудки и опустошает души». Подобная технология применяется и в настоящее время. Рассмотрите, например, влияние российского телевидения на личность. В античном Риме применялась широко известная технология влияния на римский народ: «Хлеба и зрелищ!», имеющая вполне современное звучание. При создании Римской империи применялась технология: «Divide et impera» – «Разделяй и властвуй!» Особое внимание технологиям подчинения уделялось в фашизме. Главная рекомендация состояла в том, чтобы воздействовать не на сознание, а на подсознание, сферу эмоций и чувств. Громадные толпы людей собирали в вечернее время, когда ослаблена способность критического восприятия и, наделенные несомненным ораторским даром главари III рейха Гитлер, Геббельс через мощнейшие усилители внушали людям свои человеконенавистнические идеи. Примером технологии сотрудничества власти и народа является послевоенная Германия, покаявшаяся в страшном грехе фашизма. Искусство, художественная литература являют нам недобрый, зловещий образ власти. Вспомните русскую живопись: И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван». Картина производила настолько сильное впечатление, что один из посетителей Третьяковки с криком «Довольно крови» бросился на нее и изрезал в нескольких местах. В. Суриков «Утро стрелецкой казни», когда сам царь Петр I казнил своих политических противников, его же «Боярыня Морозова» и т.д. О.Э. Мандельштам припечатал власть одной строкой: «Власть отвратительна как руки брадобрея». Есть и противоположные примеры, но их значительно меньше (напр. П. Корин «А. Невский»). В американской политологии разработаны два подхода к определению сущности власти: 1. Структуралистский: субъект власти влияет на объект власти, в основном игнорируя потребности и интересы объекта.
А В В данном подходе структурно противопоставлены Субъект и Объект власти. Власть обслуживает, прежде всего, свои интересы, в более мягком варианте интересы социального меньшинства, которое ее поддерживает. 2. Функционалистский: субъект власти влияет на объект власти, в основном учитывая потребности и интересы объекта, тем самым превращая его в субъект политики.
Власть и народ – сообщающиеся сосуды, А В чем выше власть, тем ниже народ: «Каждый народ достоин правительства, которое им управляет (Гегель).
Превращение объекта в субъект возможно лишь при активной, сознательной, систематической политической деятельности населения. А теперь подумайте, к какому из этих подходов тяготеет современная российская власть. Итак, власть есть способность, и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, опираясь на силу, право, авторитет.
Лекция третья ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА ………………………………………………………………………………………. Основные вопросы · Понятие и структура политической системы. · Функции политической системы. · Виды государственной политики в политической системе. · Типы политических систем. ………………………………………………………………………………………. Типы политических систем. а) Англо-американский – наиболее развитый тип. Главными ценностями для населения являются: - свобода личности; - безопасность; - материальное благосостояние. Система гибкая, дифференцированная, сбалансированная, адекватно отвечает на вызовы времени, демократическая, политическая культура участия. Однако после террористического нападения 11 сентября 2001 года имеют место ограничения демократии (например, Конгресс США санкционировал тотальную слежку в целях борьбы с терроризмом). б) Континентально-европейский (преимущественно страны Западной Европы). Население преследует те же ценности, но с большим акцентом на роль государства. Есть отличие в политической культуре – здесь смесь культуры участия с подданнической. в) Индустриальный и частично индустриальный тип (в наибольшей мере представленный странами Латинской Америки, в меньшей – африканскими и арабскими). Характеризуется расколотостью общества на контрастные социальные слои, трудностью агрегирования интересов, ставкой на силу, влиянием военных на политику (хунта – власть генералов), смесью подданнической и патриархальной культур. г) Азиатский (прежде всего Китай) характеризуется верностью своим политическим традициям, главной из которых является стремление к сильной централизованной власти и прохладное отношение к демократии. Пример Китая показывает, что успешное развитие возможно и при самой неразвитой демократии. д) Тоталитарный тип. Западные ученые категорически отрицают возможность подобного типа, так как тоталитаризм не допускает существование оппозиции. Аргумент философски несостоятелен. И при тоталитарной П.С. оппозиция есть, но действует она в подполье. Вспомним Гулаг, движение диссидентов в СССР в 60-х гг. XX в., подготовившее «перестройку-катастройку» (по выражению выдающегося философа-костромича А.А. Зиновьева). В студенческие годы он был привлечен к ответственности органами КГБ за участие в студенческом кружке, целью которого была организация покушения на Сталина. Именно оппозиция в 60-80 гг. подготовила в России нынешнюю демократизацию. Лекция четвертая
ГОСУДАРСТВО ………………………………………………………………………………………. Основные вопросы · Место государства в обществе. Признаки и атрибуты государства. · Основные теории происхождения и сущности государства. Современное российское государство (общая характеристика). · Формы государственного правления и формы государственного устройства. Парадокс РФ. · Функции государства. ………………………………………………………………………………………. Функции государства. Государство выполняет ряд функций, которые отражают главные направления в его деятельности. Функции подразделяются на: 1. внутренние; 2. внешние; 3. глобальные. 1. Внутренние функции: а) Экономическая – регулирование государством экономики. Может быть реализована в 3-х вариантах: - тоталитарный – полный контроль над экономической сферой, включая ценообразование. Исключает рыночные отношения, порождает дефицит продуктов, товаров и услуг, но позволяет сконцентрировать экономические ресурсы для решения определенных задач; - отказ от регулирования экономики, упование на «невидимую руку рынка». Способствует становлению и развитию рынка, для России нехарактерен (начало 90-х гг. XX в., премьерство Е. Гайдара, так называемая «шоковая терапия». В результате экономический обвал; страна в шоке, терапевтический эффект минимален). - государство выступает как влиятельный предприниматель, гибко, осторожно регулируя экономику. Как Вы полагаете, современное российское государство является влиятельным предпринимателем или нет? Ответ: скорее нет, объем государственной собственности в РФ составляет примерно 10% (сравните в западных странах 30-40%, в Китае – свыше 50%, почти все банки государственные); б) социальная – защита «слабых» слоев населения от конкуренции. Многие политологи выдвигают данную функцию на первый план ввиду ее крайне низкой эффективности. Резкий переход к рыночным отношениям выбросил миллионы россиян (особенно русских) на социальное «дно». В 90-е гг. государство оставило их на произвол судьбы; в) безопасности, обеспечения правопорядка. В 90-е гг. фактически не выполнялась. Криминал бесчинствовал, едва ли не подчинив себе общество. В начале XXI в. эффективность данной функции несколько возросла, но оценить ее даже на «удовлетворительно» вряд ли можно; г) защита существующего общественно-политического строя от внутренних деструктивных сил, к которым при большом желании можно отнести и оппозицию. Единственная функция, которая выполняется с превышением: впервые в истории России внутренние войска, призванные защищать власть, численно превышают регулярную армию. д) культурно-воспитательная, образовательная, научная выполняется по «остаточному» принципу (см. тему «Политическая система общества» – «дистрибутивная политика»). 2. Внешние функции. а) сохранение территориальной целостности. Слабое современное российское государство в мирное время отдает свои территории. Так, в акватории Амура переданы Китаю два острова, имеющие оборонное значение; в 90-е гг. XX в. США была подарена значительная часть шельфа Охотского моря; б) обеспечение сфер влияния на мировом рынке. К сожалению, влияние России имеет сугубо сырьевой характер; в) дипломатическая – поддержание нормальных отношений с другими странами. Система таких отношений расширилась, однако они менее интенсивны, чем в советское время; г) развитие научного, культурного, технического и других видов сотрудничества с зарубежными странами (см. предыдущий пункт)/ 3. Глобальные функции. а) экологическая. Выполнятся неэффективно: крайне слабый экологический контроль деятельности частных предпринимателей (использование леса в Костромской области, захоронение радиоактивных отходов западных стран на территории Красноярского края…). б) демографическая – влияние государства на воспроизводство населения, его миграцию. В сфере демографии возникла уникальная ситуация – впервые в своей истории государствообразующий русский народ стал вымирать в мирное время. В 90-е гг. власть замалчивала демографическую катастрофу русского народа. В начале XXI века власть предприняла слабые попытки изменить ситуацию (так называемый, «материнский капитал»), но переломить демографическую тенденцию они не в состоянии. Продолжается миграция населения с востока на запад, что приводит к крайне опасному снижению численности славянского населения Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, едва ли не по всем функциям мы наблюдаем низкую эффективность современного российского государства, не компенсируемую развитием гражданского общества.
Лекция пятая ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ (ИДЕОЛОГИИ) РАЗВИТИЯ РОССИИ. Тема 1. Цивилизационный подход – мировоззренческая основа либерально-демократической стратегии России:
………………………………………………………………………………………. Основные вопросы · Политическое сознание как компонент мировоззрения. · Понятие и структура цивилизации; · Парадокс цивилизационного подхода. Типы цивилизаций. · Механизм развития цивилизации. · Оценка цивилизационного подхода и результатов либерально – демократической стратегии России.
………………………………………………………………………………………. Лекция шестая ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ (ИДЕОЛОГИИ) РАЗВИТИЯ РОССИИ. Тема 2. Культурологический подход – мировоззренческая основа национально-патриотической стратегии России. ……………………………………………………………………………………… Основные вопросы · Понятие и структура культуры. · Культура и цивилизация. · Единство и своеобразие культур. ………………………………………………………………………………………. Культура и цивилизация.
Отправной точкой в культурологическом подходе является мысль о существенных различиях между цивилизацией и культурой. Многие ученые говорят о противоречиях между цивилизацией и культурой как главной проблеме современного человечества, угрожающей самому его существованию. «Цивилизация – власть над миром; культура – любовь к нему». «Душа человечества росла непропорционально его гигантски выросшему телу» (А. Эйнштейн). «Цивилизация – лестница; культура – взмах крыльев. Данте не перечеркивает Гомера». Разве не стремлением увеличить власть над природой без достаточной любви к ней порожден экологический кризис? Можно быть в высшей степени цивилизованным и малокультурным человеком. Американский физик, создатель водородной бомбы Эдвард Теллур просмотрев документальный фильм об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, воскликнул: «Какой замечательный физический эксперимент». Цивилизация порождает «компьютерного человека», для которого виртуальный мир ценней и реальней мира действительного. Развитие цивилизации подчинено глобальным тенденциям к единообразию, унификации, стандарту. Развитие культуры штучно, направлено на сохранение своеобразия, «цветущей сложности», по удачному выражению К. Леонтьева. Именно разнообразие культур обеспечивает бóльшую адаптацию и выживаемость народов и наций при самых неожиданных поворотах истории. Можно ли сочетать «цивилизацию» и «культуру», обеспечить их взаимодействие? В определенных границах, да! Американский ученый Робертсон предложил идею «глокализма» («мыслить глобально, действовать локально»): глубоко познавая глобальные тенденции развития, применять их, опираясь на особенности национальной культуры. В К.п. приоритет отдается культуре в сравнении с цивилизацией. Культура не только основа, но и высшая цель развития общества. Как говорил Д.С. Лихачев «Культура – то единственное, что оправдывает существование народа перед Богом». Именно культура, а не цивилизация. По всей вероятности, по уровню развития цивилизации России никогда не сравняться с передовыми западными странами, прежде всего из-за суровых природных условий и громадных пространств, что же касается развития культуры, в этом отношении нам догонять некого. Таким образом, культура должна быть несомненным приоритетом в развитии России. В структуре культуры можно выделить ее общечеловеческое ядро, формируемое на основе традиционной религии и золотого правила морали: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Пусть другой человек не будет для тебя средством, а целью». Именно на основе общечеловеческого ядра и происходит межкультурный диалог. Однако главное содержание культуры представляет ее национально-этническое своеобразие, делающее любую культуру бесценной и уникальной, то, что А. Пушкин называл «лица не общим выраженьем». Вот почему культуры нельзя сравнивать по ценностной шкале. Вполне допустимо, корректно и научно сравнение культур по критериям сложности и динамизма. Своеобразное
Центральным символом каждого типа культуры является ее сакральный (храмовый) символ: преодолевающий земное тяготение, рвущийся в небеса шпиль готического собора; повторяющая рельеф земной поверхности, стелящаяся по ней крыша буддийского храма и повторяющая шарообразность земли, в то же время устремленная вверх луковка православного храма. В разные исторические периоды в русском культурном синтезе своеобразно переплетались типологические черты западной и восточной культур. В дореволюционный период в большей мере доминировали черты Востока, в советский и постсоветский – Запада. Так, в традиционном крестьянском отношении к природе, земле-матери, кормилице явно прослеживалась восточная субъект-субъективная парадигма; в советский – западные субъект-объектные отношения покорения, овладения природой. В русском соборном хоре личность все же не теряется, ее голос слышен; в то время как у самых европеизированных азиатов-японцев общинное сознание подавляет личность и действует по принципу «забивания гвоздей»: «По возвысившейся над группой индивидуальности могут ударить, как бьют по шляпке гвоздя, вылезшего из доски. Удары тем сильнее и, следовательно, больнее, чем больше шляпка и заметнее гвоздь….Если же голова индивидуальности оказывается прочнее шляпки гвоздя и упрямо лезет наружу, группа впадает в растерянность, ей неуютно рядом с индивидуальностью, она старается отделиться от нее, порвать с ней. Выдающийся японский дирижер Сэйдзи Одзава, кого приравнивают к Евгению Мравинскому и Герберту Караяну, не смог играть с японскими симфоническими оркестрами, несмотря на их высокий исполнительский уровень. Одзава вынужден был выехать за границу и теперь приезжает в Японию только на гастроли» (Цветов В. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. – М., 1986. – С.58). Но именно общинное сознание японцев с его стержневым принципом «Я как все», с системой пожизненного найма, с партнерскими отношениями между руководителями и работниками (глава фирмы «Тайё когё» Ретаро Номура делал рабочим массаж – бесплатно, разумеется. – Когда я замечаю, что рабочий плохо выглядит, у него подавленное настроение, он хмур, – рассказал Номура – я приглашаю рабочего к себе в кабинет, осматриваю его, определяю, не болен ли, в юности я учился на врача, и заодно делаю массаж), с правилом «гири» (долг признательности), которого вполне достаточно для справедливого разрешения любого гражданского конфликта, как ни странно, вполне наложилось на передовые, отлаженные западные технологии и явилось основным компонентом, так называемого, «японского чуда», превратившего разрушенную во Второй мировой войне Японию в одну из самых мощных стран (Там же. – С. 162). Японец стремится встроить себя в поточную линию из таких же, как он, ничем не выделяющихся людей, чтобы обрести возможность действовать согласно требованиям группы, общины. Многовековое заколачивание гвоздей получило завершение. На противоречивость общинного сознания японцев двести лет назад обратил внимание русский мореплаватель Василий Головнин. «Правда, у нас, в Европе, более наук и художеств, у нас есть люди, которые с неба звезды хватают, а у японцев нет! – написал Головнин. – Но затем на одного такого звездочета мы имеем тысячу, которые, так сказать, трех перечесть не умеют… Если вообще взять народ, то японцы имеют лучшее понятие о вещах, нежели нижний класс в Европе». Наблюдение русского морехода не устарело и по сей день. Американский бизнесмен, долго изучавший положение в японской науке и промышленности, хорошо сказал: каждый из десяти американцев на голову выше каждого из десяти японцев, но десять японцев всегда на голову выше десяти американцев (Там же – С. 62). Важным слагаемым «японского чуда» было и прямое участие государства в развитии экономики. Японская государственная машина, запланировав масштабный рывок вперед, создала систему максимального благоприятствования отечественному производителю. Сюда входили дотации на научно-исследовательские работы, сертификация отдельных концернов, позволяющая им на кредитные средства приобретать валюту по заниженному курсу для покупки технологий за рубежом, гигантские таможенные барьеры на пути иностранных товаров, демпинг, льготные кредиты. На этапе ОСВОЕНИЯ и ПРИМЕНЕНИЯ западных технологий общинное сознание с ними вполне коррелировало. Но в начале 90-х годов, когда следовало перейти к творческому этапу, конформизм общинного сознания стал тормозить развитие японского общества. Принятая Японией модель «догоняющего развития», явно вторичный характер экономического прогресса (собственные технологии фактически не производились) привели страну во второй половине 90-х годов к кризису (Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М., 1999. – С. 321). Сейчас страна переживает болезненное ощущение утраты собственного величия и своей исторической роли в Азии. По-прежнему не подвергаются сомнению ценности общинного сознания. Однако современный этап общественного и хозяйственного развития в большей мере базируется на способности личности к самореализации и на развитии наукоемких отраслей производства, в которых реализуется национальный потенциал. Современный период тотальной вестернизации российского общества, характеризующийся атомизацией человеческих отношений, распадом коллективистских форм жизни, явно противоречит тысячелетней российской традиции. Столпом духовности русского человека была православная вера, через институты культуры весь образ жизни воцерковлялся. От рождения до смерти все значимые события человеческой жизни окормлялись церковью и получали сакральный смысл. Воцерковление начиналось с крещения младенца и продолжалось до последнего дыхания. Заболевал ребенок – обращались к Пресвятой богородице Тихвинской; приступал к обучению грамоте – молились Козьме и Демьяну; опасались пожара в жаркую и засушливую пору – служили молебен перед образом Богородицы, называемым Неопалимая Купина; заканчивали строительство избы – приглашали батюшку освятить ее; случалась большая удача – заказывали благодарственный молебен; настигало горе – утешение находили в глубоком смысле панихиды и в раздаче милостыни ради спасения души усопшего. В праздники вставали в 5 утра и шли в церковь. Не было случая, чтобы кто-то пришел в церковь нетрезвым, писали из деревни Рыбаково Смоленской губернии (Громыко М.М. Традиционный нравственный идеал и вера//Русские. – М., 1999. – С. 654). Во время проповеди все ближе подвигались к аналою: затем проповедь обсуждали. Все знали сроки постов и соблюдали их; спрашивали разрешения у священника на нарушение поста, например, в случае беременности. Священник всегда разрешал. Крестьянские общины строили даже монастыри. Система обучения грамоте основывалась на духовной литературе, прежде всего Псалтыри. Даже неграмотная бабушка знала славянскую Псалтырь, в которой вся поэтика русской литературы. Не всякий грамотей сегодня поймет настольную книгу неграмотной русской бабуси. Воцерковление означало активное начало в поведении самих крестьян, когда вера неразрывно сливалась с нравственными представлениями. Цельность народной нравственности, целостность культуры обеспечивалась интегрирующей ролью православной религии. И когда из-под здания русской культуры был вырван краеугольный камень – православие, деформировалось все строение. Именно православие определяло целостность народного мировоззрения и мироощущения. В основе крестьянского взгляда на землю, домашних животных, весь растительный и животный мир лежало представление, что все это – создание Божие и, прежде всего, поэтому исключается разнузданное отношение к природе, грубое вторжение в ее жизнь. Человек не считал себя «царем природы», призванным переделывать ее на каких-то им самим придуманных основаниях. Подобная гордыня осуждалась всем христианским мировоззрением (Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000. – С. 316-317). Народная экология не только была результатом внимательного отношения к естественной среде людей, вся жизнь которых была очень тесно и непосредственно связана с природой; она имела глубокие религиозно-нравственные основания. И если народное природопользование строилось на разумной основе внимательного и бережного отношения к природной среде задолго до постановки современной наукой тревожных и трагических проблем экологии, то почему же значительная часть современного населения остается глуха к призывам экологов? Риторичность вопроса понятна. Роль православия в русской культуре вряд ли можно переоценить. Опуская целый ряд аспектов данной проблемы, осмелимся подвести итог словами начальника штаба Скобелева в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., с 1898 г. военного министра: «Кто видел обнаженные головы тысяч людей перед движением на штурм, видел серьезные лица, губы, шепчущие молитвы, видел затем то спокойствие, которое овладевало массою после молитвы, отдавшей их на волю Божию, тот никогда не забудет этого зрелища и поймет, какую страшную силу имели мы в религиозности наших войск (Там же. – С. 526). Типологизировать РУССКУЮ культуру необычайно сложно, так как, по мнению Гоголя Н.В., она «…еще расплавленный металл, не отлившийся в свою национальную форму, поскольку русские еще не стали народом, получившим форму и закалившимся в ней»/Выбранные места из переписки с друзьями/. Справедливость этого замечания во многом сохраняется и до сих пор. Русская культура отличается уникальным УНИВЕРСАЛИЗМОМ, наибольшей способностью к культурному синтезу, вместе с тем это самая противоречивая, во многих отношениях не реализовавшая себя культура. И все же это культура, духовно-нравственное наполнение которой способно спасти мир.
Лекция седьмая ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ (ИДЕОЛОГИИ) РАЗВИТИЯ РОССИИ. Тема 3. Развитие культуры. Целостность культуры и личности. ……………………………………………………………………………………… Основные вопросы · «Месторазвитие» России: особенности природного фактора. · Российско-русский менталитет как фактор политики. · Развитие культуры. Разрушение целостности культуры и личности. ………………………………………………………………………………………. «Месторазвитие» России: особенности природного фактора. Для выработки стратегии развития страны, необходимо ответить на два вопроса: «Что есть Россия?» и «Как она бытийствует в мире?» (т.е., какова динамика развития, какие цели соответствуют ее историческому бытию?). В русской историософии всегда понималась предельная сложность данных вопросов: «умом…не понять, особенная стать», «велико незнание России посреди России». Вместе с тем нарастает и желание разгадать загадки сфинкса, даже раздражение, неудовлетворенность ответами: «Давно пора, такую мать, умом Россию понимать» (Г. Губерман). Культурно-цивилизационнное самоопределение России обусловлено архетипами (иными словами, факторами длительного действия или историческими константами): 1. «месторазвитием» (по удачному выражению евразийцев), т.е. природным фактором, 2. традиционной культурой, 3. менталитетом народа. Рассмотрим каждый из этих факторов в самом общем плане. «Месторазвитие» России характеризуется самой большой территорией, самым холодным климатом, резкой колеблемостью природных процессов (отсюда разброс в урожайности 1:7, плохие дороги), самыми богатыми в мире природными ресурсами, исключительной сложностью их использования, крайне неравномерным расселением. Особенности географического фактора, прежде всего климат, существенно повышают затраты на получение любого вида продукции в разы в <
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.017 с.) |