ТОП 10:

Конфуцианство – этическое учение, но только для китайцев.



В вишнуизме есть все.

3-й – религиозная практика: поклонение священным изображениям, использование разных веществ; общественные обряды и индивидуальные религиозные действия; 4-й – религиозная организация (самая слозная организация в католицизме и тибетском буддизме). Все крупные религии – культурообразующие.

Дуализм – признает равноправными два начала: дух и материю или добро и зло. Пантеизмэто учение, отождествляющее Бога и мир. Пантеизм учит, что человек, мир и Божество имеют одну сущность, а в человеке эта сущность затемнена, ее надо высвободить (позднее античное язычество, Шиваизм– каждый – это Шива, но надо это раскрыть в себе). Бог, как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом.

Разновидности пантезима: сабеизм (поклонение и обожествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей: императоров, полководцев и т.д.), зоотезм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей).

Все это породило т.н. «племенные религии», т.е. языческие культы. К пантеистическим можно отнести те религии, в которых нет Бога.Это джайнизм и южный буддизм (хинаяна), здесь спасение только для монахов, освободивших дух от тела.

Меонизм – отрицает бытие этого мира. В индуизме окружающая нас материя – это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений.

2. Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт.

Редукционизм(от лат.Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам; методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания. Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания.

Агностицизм, – философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.

Психологизм,воззрение, что исходным пунктом всякого познания является внутренний опыт, касающийся наших душевных состояний; психология. Психологический аргумент существования Бога: поскольку идея Бога, как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, следовательно, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.

Всеобщность религии. Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию.

Даже во времена самой глубокой древности религия была распространена среди людей, притом в такой степени, что вся жизнь их – семейная, общественная, даже научная – в высшей степени была проникнута религиозным характером. Ученые самых различных направлений в настоящее время признают тот факт, что никогда и нигде не было найдено ни одного народа, ни одного целого человеческого племени, которые не имели бы каких-либо религиозных обнаружений.

Религия, понимаемая, как реальная живая связь человека с Богом, есть, по выражению Отцов Церкви, «наука из наук». Таковой она является не только в смысле ее исключительной важности для человека, но и в силу ее естественного соответствия эмпирическим наукам, которые все основываются на опыте и им проверяются. Бытие Бога является фактом, проверенным «еще и еще» огромное число раз. Люди разных исторических эпох, с глубокой древности и до наших дней включительно, различных рас, национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная друг о друге, с поразительным единодушием свидетельствуют о реальном, невыразимом, глубочайшем личном переживании Бога. При этом одно обстоятельство сближает все эти свидетельства, делает их несомненными научными фактами – это совершенно конкретные и принципиально однозначные условия опыта познания Бога.

Богопознание – это не хаос мистических экстазов и болезненных экзальтаций на почве повышенной нервозности, но по-своему очень точная и сложная наука. Первое необходимое условие, без которого «эксперимент» богопознания не может быть успешным, – это бескорыстное искание смысла жизни, подвиг нравственного очищения себя и покаяния, понуждение себя к добру и ради добра.

Поэтому каждый из нас призван творить культуру своего религиозного опыта; и прежде всего – осознать, что этот опыт есть человеческий, субъективный и личный. Каждый воспринимает Бога так, как это ему даётся и удается, в пределах своей субъективной и личной человечности. С этим необходимо примириться и считаться, как с аксиомой религиозной жизни. Это должен помнить каждый человек про себя и о себе, а также и о других, и все пастыри, духовники и проповедники применительно к своей пастве.

Религия, как связь с Ботом осуществляется и пребывает, прежде всего, внутри человека. Один человек без Бога, – явился бы религиозно-пустынным субъектом: он мог бы предаваться различным предчувствиям, фантазиям, страхам, суевериям, которые, населяя его душу, оставались бы религиозно – беспредметными; но религия не могла бы возникнуть.

Религия, как человеческое состояние есть, прежде всего, религиозный опыт. "Субъективность" религиозного опыта не есть его метафизическая или мистическая необъективность. Это не значит, что религиозный опыт исчерпывается одними душевными состояниями человека и совсем не входит в объективно-реальную ткань Божьего мира, Церкви и Царства Божия. Сама идея о том, что все субъективное только субъективно и не имеет объективной реальности – осталась в философии в виде наследия от Иммануила Канта. Но субъективен и личен он всегда; и тот, кто ищет к нему доступа, должен начать с себя самого, со своей субъективной души и ее переживаний. Это есть единственный верный путь к Богу, к пониманию чужого религиозного опыта и к настоящей церковной жизни. Религиозный опыт у всех людей самобытен и своеобразен, – в силу одного того, что он составляется и накапливается в самобытной, своеобразной душевной ткани и потому разделяет ее свойства. Ибо человек есть личный, свободный и ответственный дух и религия начинается с личной духовности.

Православный взгляд на другие религии и атеизм.

Против всеобщности религии в человеческом роде не говорит то, что есть атеисты. Число атеистов не так велико, чтобы им нарушался общий закон, в силу которого человечество в целом составе его обнаруживает сильную потребность в религии, и так или иначе проявляет свою религиозность. Атеистами обыкновенно признаются такие люди, которые сами открыто, серьезно и решительно заявляют о своем неверии в Бога. Убеждение в атеизме не может быть приобретено путем научных исследований, ибо небытия Бога доказать нельзя. История атеизма на всем своем многовековом протяжении не представляет собою какой-либо системы, не дает сколько-нибудь серьезных доказательств в пользу атеизма. Даже наиболее серьезная критика доказательств бытия Божия вышла не из лагеря атеистов; она принадлежит философу Канту. С другой стороны, атеизм не может быть результатом врожденных свойств нашей природы, потому что в таком случае атеизм был бы общим явлением в человеческом роде, а религия была бы исключением.

Многообразие религий.

Полное исчезновение в мире монотеизма и появление различных примитивных и уродливых религиозных верований – от духовно-нравственной деградации, до нравственного развращения. Другие причины: расселение народов по планете и постепенное затемнение и утрата ими изначального ведения Бога; метафоричность древних языков, использовавших явления природы, животных, птиц и т.д. для выражения свойств Бога и Его действий, благодаря чему стали обоготворяться сами эти явления, различные живые существа, стихии; грубый антропоморфизм мышления, который все, в том числе, и Самого Бога, представлял в человекообразном виде; невежество, легко принимающее ложные идеи и безнравственные обычаи за добро и правду.

Многообразие религий объясняется и тем психологическим фактом, что практически любое явление, как мира внешнего, так тем более внутреннего, духовного, различно воспринимается и объясняется разными людьми. Это особенно ярко проявляется в религии, поскольку главнейшим положением ее учения является Бог, в зависимости от понимания Которого существенно меняется и все ее содержание. Но Бог – это не внешний объект, подобный прочим, а вездесущий и «внутрь» человека пребывающий разумный Дух-Любовь, как говорит о Нем христианское Откровение, и восприятие Его обусловлено, в первую очередь, степенью духовной чистоты человека. Поэтому в зависимости от степени праведности (или развращенности) человека, племени, общества ощущение Бога трансформируется в сознании в весьма неоднозначные о Нем представления. Соответственно формировались и нравственные требования, культ, обычаи.

 

Классификации религий.

Религия есть источник всей вообще высшей (культурной) человеческой жизни, и чем выше религия, тем высшая рождается и развивается из нее духовная жизнь народа.

Все великие религии были культурообразующими. Они сразу признавали все государственные институты, институт брака, позволяли служить в армии, защищать государство, участвовать в его жизни.

Высшая духовная жизнь наша развивается в основе стремлений человеческого духа к истине, добру и блаженству, но сами эти стремления проистекают из нашего духа, как существа именно богоподобного. Человек всегда носит в своем сердце глубочайшую уверенность, что истина, добро и блаженство действительно существуют, что с этими началами сообразуется, как жизнь всего мира, так и течение истории человечества и что, следовательно, они достижимы для него, – почему на пути к достижению их человек не останавливается, обыкновенно, ни перед какими препятствиями. Не будь этой уверенности, не было бы и того расцвета высшей культурной жизни, какую мы наблюдаем теперь в истории человечества. С другой стороны, не будь этой опять уверенности, высшие стремления нашего духа вносили бы в него безвыходные противоречия, и вместо того, чтобы служить к высокому удовлетворению его и украшению нашей жизни, они доставляли бы нам жесточайшие мучения и возбуждали бы лишь сознание нашей ничтожности. Непоколебимую уверенность в предметности (объективности) всех высших своих стремлений, чаяний, человек выносит из переживания собственной богоподобной сущности. Так корень всей высшей, истинно человеческой жизни нашей действительно заключается в религии. История человечества фактически подтверждает первоважнейшее значение религии для всей высшей жизни людей. Она свидетельствует, что все виды высшей духовной жизни человека действительно постепенно выделились и развились из религиозной жизни его и что, следовательно. Высшая духовная жизнь человечества есть как бы дочь религии.

Психотерапевтические функции религии. Одной из психологических функций религии считается компенсаторная, т.е. функция восполнения утраченного достоинства и утешения. «Вы страдаете от психического дискомфорта, чувства вины. С верой приходите на исповедь и уходите после нее с чувством вполне ощутимого облегчения, причем сила этого облегчения прямо пропорциональна силе искренности покаяния. Таинство исповеди подобно врачебнице.

Классификации религий. Религии строго теистические: христианство, иудаизм, ислам.

Дуалистические: маздеизм, или зороастризм, манихейство).

Нетеистические: буддизм, джайнизм, даосизм.

 

5. Религии в современном мире и в нашей стране: краткий социологический обзор.

Христиане в мире – 2 млрд. чел. (33% населения Земли),

Православие – 215 млн. (3,6% населения Земли). Православие исповедуют в основном в России и в Юго-Восточной Европе – в Греции, Болгарии, Румынии. Современная Православная Церковь включает 15 Поместных Церквей и три автономные.

Православные в области Восточного средиземноморья составляют меньшинство в преимущественно мусульманском обществе. Таково положение 4-х древних патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского (последний существует под мусульманским правлением в Иордании).

Греческая и Кипрская Церкви – в них альянс между Церковью и государством остается в силе, хотя и в ослабленном виде. Элладская (Греческая) Церковь возникла после восстания 1821-29 гг. против турецкого владычества, когда Греция в 1830 г. обрела независимость. В 1833 г. была провозглашена независимость Элладской Церкви от Константинопольского патриархата, находившегося под контролем турецких властей. Но официально период автокефалии отсчитывается с 1850 г., когда она была признана самой Константинопольской Церковью. Церковь включает 77 епархий. Особое положение занимает Синайская Церковь. Она пользуется фактически полной самостоятельностью. Состоит всего из одного монастыря Св. Екатерины (на Синайском полуострове).

Православные Церкви Восточной Европы до последнего времени находились под властью коммунистов и подвергались более или менее суровым преследованиям. Это – самая многочисленная группа Церквей, в которую входит более 85% от общего числа православных в мире. В нее входят: Русская Православная Церковь, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Польская, Македонская, Албанская и Чешская и Словацкая.

Православная Церковь в Америке (получила автокефалию 1970 г.) состоит в основном из эмигрантов и их потомков. Православию принадлежат немногочисленные миссионерские течения, включающие общины в Восточной Африке, Японии, Корее, Китае и в других странах. Из общего числа православных в мире ок. 50-80 млн. являются более или менее активно верующими.

Католиковнасчитывается от 600 до 850 млн., что составляет ок. 15% населения планеты. Католики преобладают в Южной Америке. Там они составляют большинство населения во всех странах, кроме Тайаны, Суринама и территории Фолклендских островов. В Латинской Америке 90% жителей – католики. Католичество является господствующей религией также в Центральной Америке. В Северной Америке – Мексике, США и Канаде тоже немало католиков.

в Европе – около 40, в Северной Америке – 25, в Африке – 13, а в Азии – ок. 2,5, причем две трети из них – филиппинцы. В европейских странах – Австрии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Португалии, Польше, Венгрии и некоторых других – большинство верующих исповедуют католичство.

В 1914 г. положение Католической Церкви в России было таково: Могилевская римско-католическая митрополия насчитывала 1 млн. 160 тыс. верующих, 5 епархий, 331 приход, 400 священников. После 1917 г. вслед за Православной Церковью репрессиям в полной мере подверглись и католики. В 1991 г. Католическая церковь стала восстанавливать свои структуры в России. Папа Иоанн Павел II назначил первых епископов для европейской и азиатской части России, а также епископа для Казахстана. А 1998 г. были назначены еще два католических епископа для России. Сейчас на территории европейской части России существует 93 прихода, в которых служат более 100 священников. В азиатской части России работают около 60 католических священников.

Протестантизм. Получить исчерпывающую статистику по протестантизму трудно главным образом из-за его многообразия. По примерным оценкам протестантов в мире ок. 342 млн. чел. (5,6%). На протяжении XX в. центр протестантского движения переместился из Европы и Северной Америки в остальные две части мира. За последние десятилетия рост числа протестантов превышал прирост населения в таких азиатских странах, как Корея, городах Центральной и Южной Америки и особенно в Африке. Недавний рост численности протестантов связан с распространением пятидесятничества и сходных с ним движений. В 1980 г. в Латинской Америке, например, насчитывалось только 15 млн. протестантов. В середине 90-х гг. эта цифра увеличилась в несколько раз главным образом благодаря быстрому росту числа пятидесятников.

Количество приверженцев основных направлений (данные на 1980 г.): объединенные европейские Лютеранские и Реформаторские Церкви и крупнейшие деноминации Канады и Австралии, объединившие прежде разобщенные движения, – свыше 60 млн. чел; англикане– более 50 млн.; пятидесятники – более 50 млн.; баптисты– более 45 млн.; лютеране – более 40 млн.; методисты – более 30 млн.; прочие – ок. 70 млн. чел. Протестантыпреобладают в странах Северной Европы – Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и др.

Географическое распространение протестантизма (данные на 1980 г.): Европы – более 110 млн. чел., Северная Америка – более 100 млн. (в Северной Америке протестанты преобладают); Восточная и Южная Азия и Океания – ок. 100 млн.; Африка – ок. 100 млн.; Латинская Америка – ок. 2- млн.; Россия (включая территории бывшего СССР) – ок. 10 млн.

Англиканство – 80 млн. (1,3%). Независимые церкви – 385,7 млн. (6,4%). Маргинальные церкви – 26 млн. (0,4%).

Протестантизм в России. Баптизм. Евро-Азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов, объединившая национальные союзы евангельских христиан-баптистов бывших союзных республик (кроме республик Прибалтики) в 1996 г. включала 3460 поместных церквей, объединяющих 250 тыс. верующих. Российский национальный союз баптистов насчитывает 1135 поместных церквей, куда входит око. 81 тыс. членов. Существует Московская семинария евангельских христиан-баптистов. Евангелические лютеране. До начала перестройки лютеране в России составляли ок. 1,1 млн. чел. Большое число лютеран – 500 тыс. (гл. обр. немецкого происхождения) – проживали в Средней Азии и Сибири, 350 тыс. – в Латвии, 25 тыс. – в Эстонии, 20 тыс. – в Литве. Эти цифры в наши дни из-за эмиграции верующих стали существенно меньше. Пятидесятники. Признанный Российским государством Союз пятидесятников насчитывает ок. 100 тыс. членов. Незарегистрированные пятидесятники также образовали свой Союз и насчитывают ок. 80 тыс. членов. Адвентисты седьмого дня в нашей стране – ок. 40 тыс. Меннонитык началу перестройки – ок. 100 тыс.; в период массового исхода советских немцев на Запад их число сократилось до 55 тыс. чел.

Ислам – 1,188 млрд. чел. (19,6%). Ислам широко распространен почти во всех странах Юго-Восточной Азии – Турции, Иордании, Саудовской Аравии, Сирии, Еймене, Объединенных арабских Эмиратах, Ираке, Иране, Афганистане и др. Исключение составляют только Кипр и Ливан, где большая часть верующих исповедуют христианство, а также Израиль, где преобладает иудаизм. Ислам является господствующей религией в странах Северной и Западной Африки, на побережье Восточной Африки (следствие исламского завоевания).

Суннизм – 1 млрд. (16,6%). Ваххабиты (сектантский суннизм) – 7 млн. (0,1%). Суфизм – 237,4 млн. (3,9%). В мире ислама шиитысоставляют меньшинство (их ок. 40 млн. чел.), но они оказывают заметное влияние на мусульманские движения не только на Ближнем Востоке. Шиизм является гос. религией Ирана. 85% населения этой страны – шииты. В Ираке и в Йемене они составляют практически половину населения. Значительным влиянием пользуются шииты в Ливане.

В России ислам – вторая по числу последователей религия после православия, а мусульман насчитывается более 11 млн. чел. к народам России, исповедующим ислам, относятся более 5 млн. татар, более 1,4 млн. башкир, кол. 1 млн. чеченцев, ок. 400 тыс. кабардинцев, ок. 300 тыс. и т.д. В России проживают более 1 млн. азербайджанцев, ок. 1 млн. казахов, десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков и т.д. На территории России мусульман больше всего на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале.

Иудаизм – 14,4 млн. (0,2%). Консервативный– 4,5 млн. Реформистский – 3 млн. 750 тыс. Ортодоксальный – 2 млн. Реконструктивистский – 150 тыс. Приверженцы других направлений и светские евреи – 4,5 млн. Иудаизм является государственной религией Израиля; получил распространение в Северной Африке.

Буддизм – 360 млн. (5,9%). Махаяна – 202,2 млн. (3,3%). Тхеравада – 136,3 млн. (2,3%). Ламаисты – 21,5 млн. (0,4%).

Примерно 75% населения Вьетнама буддисты. Буддисты в Индии составляют свыше 0,5% (более 4 млн.). Это гималайские народы Ладака и Сиккима, тибетские беженцы, сотни тысяч которых переселились в Индию с начала 1960-х гг. во главе с Далай-ламой XIV. Правительство Индии субсидирует работу многочисленных институтов буддологии и факультетов при университетах. В 11 в. в монастыри Индонезии съезжались студенты из других стран, но в конце 14 в. мусульмане постепенно вытеснили буддистов и индуистов; ныне в стране примерно 2% буддистов (около 4 млн.). В 1989 буддизм объявлен государственной религией Камбоджи, 93% населения — буддисты. В 30-е гг. 20 в. в Китае насчитывалось свыше 700 тыс. буддийских монахов и тысячи монастырей и храмов. В 1950-е гг. создана Китайская буддийская ассоциация, объединившая более 100 млн. верующих мирян и 500 тыс. монахов. В 1966 во время «культурной революции» все культовые заведения были закрыты, а монахи были отправлены на «перевоспитание» физическим трудом. Деятельность ассоциации возобновилась в 1980. В Южной Корее в 1960-90-е гг. буддизм переживает новый подъем: половина населения считает себя буддистами, действуют 19 буддийских школ и их ответвлений, тысячи монастырей, издательств, университетов. В Лаосе, в период его независимости в 16-17 вв., король запретил местную религию и официально ввел буддизм, представлявший собой две мирно сосуществовавшие общины: махаянскую (из Вьетнама, Китая) и хинаянскую (из Камбоджи, Таиланда). В 1928 при участии французских властей буддизм объявлен государственной религией, каковой остается до сих пор: около 80% из 4 млн. жителей лаосцев — буддисты, 2,5 тыс. монастырей, храмов и свыше 10 тыс. монахов. В начале 20 в. в малонаселенной Монголии было 747 монастырей и храмов и около 100 тыс. монахов. В независимой Монголии при коммунистах почти все храмы закрылись, монахи были разогнаны. В 1990-е гг. началось возрождение буддизма в Монголии, открылась Высшая школа лам (монахов-священников), восстанавливаются монастыри. Буддизм распространен также в государствах: Непал (в центр. Части Гималаев, граничит с Индией и Китаем), Таиланд (на п-овах Индокитай и Малакка), Бирма (в северо-зап. части п-ова Индокитай), о. Тайвань (на юго-вост. Китая), Шри-Ланка (о. Шри-Ланка в Индийском океане), в Японии.

Даосизм многие называют национальной религией Китая, где существует Ассоциация верующих даосов. В Европе и США распространяется даосизм, но лишь, как способы оздоровления, творческого раскрепощения сознания, работы над собственной психикой. В Великобритании находится штаб-квартира крупнейшей Международной даосской ассоциации.

Конфуцианство наряду с даосизмом составил основу большинства верований Китая. До 1906 г. Конфуций являлся второразрядным святым императорских культов. Много конфуциан в Корее. В «конфуцианский культурный регион», объединенный на духовно-культурной основе, входят некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и Япония. Многие люди почти в десяти странах Азии осознают, что живут по принципам Конфуция.

Синтоизм– в Японии является не просто религией, а ядром национальной культуры. В Японии верующие одновременно поклоняются и Христу, и Мухаммаду, и Конфуцию.

Сикхизм – секта в индуизме в 16-17 вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе [В 1947 территория Пенджаба разделена между Индией и Пакистаном: вост. Пенджаб — штат Республики Индия, зап. Пенджаб — провинция Пакистана.]. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед богом и священной войны с иноверцами.

Зороастризм сохранился в некоторых странах Юго-Западной Азии – Иране, Афганистане, Йемене; встречаются зороастрийцы в Индии и Пакистане.

Индуизм – 811, млн. (13,4%). Индуизм широко распространен в Южной и Юго-Восточной Азии – в Индии, Камбодже, Непале, Бирме (Мьянме); наряду с исламом индуизм распространен в Пакистане, Бангладеше, Малайзии, Индонезии, Брунее; в странах Восточной Африки и островах Индийского океана.

Этнические религии – 228, млн. (3,8%). Анимисты – 216, млн. (3,6%). Шаманисты – 12,3 млн. (0,2%). Традиционные индейские верования в чистом виде встречаются в основном только в Африке, особенно в странах Экваториальной и Южной Африки: здесь их придерживается более половины местного населения, а также в изолированных, глубинных районах Южной Америки (Бразилии, Боливии, Венесуэлы, Колумбии). В Америку были завезены традиционные африканские верования. Местные традиционные верования хорошо сохранились в отдельных районах Австралии и Океании. Часть местного населения в Австралии и Океании лишь формально относит себя к христианам, соблюдая обряды и ритуалы далеких предков.

Россия(по состоянию на 1 янв. 2002 г.): РПЦ – 54%. Старообрядцы – 1%. Католики – 1%. Протестанты – 21%. Иудеи – 1%. Ислам – 15%. Буддисты – 1%. Прочие – 6.

 

6. Религиозность неписьменных народов: спиритизм, колдовство, фетишизм, тотемизм, каннибализм и человеческие жертвоприношения, космогония и космография.

Понятие магизма.

Особенность спиритизмапризнание вещественного общения людей с душами умерших через посредство особенных лиц – медиумов. Это верование было широко распространено в глубокой древности. В 1847 г. в Америке оно возродилось и стало известно под названием «спиритизма». Из Америки оно быстро распространилось в Европе и Азии. Одни спиритические сеансы происходят при участии медиума. Например, при наложении рук медиума на стол последний сам собою приходит в движение, или рука медиума с непостижимой скоростью автоматически пишет на разные вопросы ответы даже на языках, неизвестных ему, и разными почерками, в зависимости, как бы от разных духов, таинственно диктующих ему; иногда медиум сообщает о событиях, совершающихся в данную минуту за сотни тысячи км. от него. При этом медиумы во время сеансов впадают в невменяемое состояние, в котором они действуют, как автоматы, ничего не помня и ничего не сознавая. Другие спиритические сеансы совершаются в присутствии медиума, но без его непосредственного участия. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели, перемещение вещей из одного хранилища в другое, письменные ответы на бумаге, предварительно запертой в ящике, появление света и т.п. На спиритических сеансах, может происходит материализация духов. Большей частью она бывает неполная, и появляются лишь части человеческой фигуры или отдельные органы. В случаях полной материализации явившийся «дух» обычно имеет парообразный, прозрачный вид с туманными и расплывчатыми очертаниями, тогда же в виде вполне ясной фигуры, доступной осязанию. Но между живыми людьми и душами умерших людей стоит стена нерушимая и препятствующая грубо-вещественному общению. Проникновение через эту стену может быть только делом особого чуда, т.е. нарушением обычных естественных законов, делом сверхъестественным, актом особой благодатной воли Бога. Низведение таких чудес на степень обычных явлений представляет собою коренное заблуждение тех, которые на спиритических сеансах с кощунственною развязностью обращаются со своими вопросами к являющимся им будто бы душам умерших. «Спрашивают ли мертвых о живых», – говорит прор. Исаия (8,1). «Невозможно здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела» (Златоуст). «Спиритизм – прямо бесовщина, ничем не прикрытая» (Свт. Феофан Затворник). Спириты утверждают, что "откровения духов» иногда представляют собою целую стройную религиозно-нравственную философскую систему нового духосообщенного учения, способного "морализовать человечество». Т.е. христианское учение, спиритизм пытается заменить своим учением.

Колдовство – это более поздняя форма шаманизма. Шаманизм – представление о возможности воздействовать на явления природы и людей при помощи сверхъестественных сил.

Фетишизм. Когда первые европейцы (португальские мореплаватели) в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись с тем, что местные жители поклонялись различным предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами (от португ. «амулет», предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами; «амулет» – с лат. «отстранять», «отвращать»). Эту форму религии стали называть фетишизмом. Фетишем мог стать любой предмет. Позднее появились специально изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. «телесма» – «посвящение»). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

Помимо личных фетишей были и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий – охотой и т.д. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся предметом поклонения.

Тотемизм. Слово «тотемизм» происходит от «от-тем», что на языке североамериканских индейцев оджибве означает «его род». Тотемиз – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились, как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем было достаточно его более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом. Каждый род носил имя своего тотема, но встречались и более «специализированные» тотемы. Напр., все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а женщины – другое. У многих племен Австралии в качестве тотемов выступают кенгуру, страус, опосум (сумчатая крыса) и т.д. В пустынных областях тотемами являются различные редкие насекомые и растения. Тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним. Жители Южной и Юго-Восточной Австралии обращаются к тотему со словами «наш старший брат», «наш отец». Близость между человеком и тотемом выражается, прежде всего, в запрете убивать и употреблять тотем в пищу. Но при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической связи с ним. По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, напр., у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племен огромную роль играют чуринги – священные предметы, обозначающие тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуригни хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков или новорожденных детей. Вера в связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае ее разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.

Стремление связать, принудить духа к какому-нибудь поступку или обезвредить злого демона создало особую разновидность обращения к духам – заклинание. Заклинания применимы только к низшим духам, т.к. высшие духи представляются более или менее всемогущими и связывание их жертвой или церемониями имеет характер скорее морального и далеко не безусловного принуждения. Наоборот, человек, знающий «слово», «заговор», «заклятие» против определенного злого духа низшей категории, безусловно властен над ним. Этими заклинаниями побеждаются духи болезней, духи животных и ядовитых змей, вредное действие колдунов и всякой нечистой силы, которая водится в лесу, в поле, в доме.

Магияодна из основных и древнейших форм первобытной религии. Это вера в способность мага, колдуна воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Задача магии – заставить духов, высшие и низшие силы, служить человеку в его исключительно земных интересах, безотносительно к их нравственному содержанию и духовным ценностям. У многих народов маги, колдуны часто являлись общинными «лидерами», а то и признанными племенными вождями. С ними связывалось представление об особой, как правило, передаваемой по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов – предков, своих покровителей. Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. В центре ритуала был колдун-заклинатель, одевавшийся в «личину» того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духом древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступать. Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Обряд «задабривания», видимо, способствовал возвращению душ зверей, погибших от рук человека, в обитель духов. А это в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их «детей». Напрример, в одном селении, ритуально убивая медведя, просили его поскорее отправиться к предкам и затем вернуться. Его заклинали рассказать в потустороннем мире много хорошего о людях и вымолить для них помощи в их трудной жизни, особенно удачи в охоте.

Анимизм (от лат. «анимус» – «душа») – вера в существование души и духов. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы – аниматизм. Представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у всех народов. С этой Силой связывались всякая удача человека, плодовитость скота и урожай. Многие племена Центральной индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоемы. У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.017 с.)