Что готов увидеть ваш ум в только что прочитанном тексте о фрагментарности восприятия? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что готов увидеть ваш ум в только что прочитанном тексте о фрагментарности восприятия?



 

 

Приятное и неприятное — призма восприятия

 

Ум хочет воспроизводить что-то, что приносило ему раньше пользу и удовольствие. В его памяти существует записанная им информация о том, что именно приносит удовольствие, то есть у него есть образ этого. С чем может быть связано удовольствие? Например, с музыкой Бетховена, каким-то человеком, или, может быть, автомобилем… Ум накопил определенный опыт удовольствий. И теперь он стремится к тому, чтобы повторять эти удовольствия снова и снова. Когда мы смотрим на что-то, ум будет выделять из этого именно то, что позволит ему привести нас опять к повторению этого удовольствия.

А что не хочет видеть ум? Чего он будет стараться всё время избегать? Это может быть прямо перед вашими глазами, но если в вашем уме это связано с чем-то неприятным, то вы не захотите этого видеть. Так это или не так? О чём говорит ваш опыт?

Посмотрите. Вы можете увидеть, что есть вещи приятные в той или иной степени, есть вещи неприятные в той или иной степени, и есть вещи нейтральные, которые пока в вашем уме не связаны ни с приятным, ни с неприятным. Как вы считаете, имеет ли это какое-то отношение к тому, что выделяет ваш ум из окружающей обстановки? Влияет ли это на ваше восприятие?

Ум обычно замечает что-либо приятное или, наоборот, неприятное, то есть окрашенное эмоционально позитивно или негативно. Причем, что приятно для одного человека, может быть неприятным для другого. Нет двух людей, полностью совпадающих в своих оценках приятного и неприятного. То есть получается, что наше восприятие, определяемое умом и его привязанностью к приятному, и желанием оттолкнуть неприятное, выделяет из окружающей обстановки какие-то определенные фрагменты, которые в его памяти связаны с чем-то приятным или неприятным. А что-то, не связанное с этим, мы можем вообще не замечать.

Можем ли мы назвать такое восприятие целостным?

Можно ли сказать, что это относится только к восприятию каких-то определенных вещей и ситуаций или это относится ко всему? На что бы мы ни пытались смотреть, мы всегда проявляем эту фрагментарность? Сейчас вы читаете эту книгу. Проявляется ли этот механизм восприятия у вас сейчас? Осознайте это…

 

 

Внутренняя разделенность и агрессия

 

Когда ум начинает понимать, что все его попытки, все его движения мысли являются движением в пределах ограниченной сферы, за которую он никак не может выйти, вот тогда начинается что-то необычное. Большинство людей хотят поделиться чем-то, что они знают, и услышать согласие по поводу того, что они считают верным. Они испытывают неудовольствие, когда не слышат подтверждения того, что знают, и испытывают удовольствие, когда слышат его.

Посмотрите, насколько агрессивным становится человек, если ему не дают сказать что-то, что он считает правдой, истиной. Он начинает проявлять очень сильную агрессию, он насильно это делает. Посмотрите, что происходит вокруг нас, когда коммунист насилует капиталиста, капиталист насилует коммуниста, когда еврей насилует араба, араб насилует еврея. Что лежит в основе этого? Еврей не согласен с арабом, а араб не согласен с евреем. Потому что они имеют разные убеждения и не просто хотят их иметь, они хотят иметь подтверждение того, что они считают правильным. Если появляется кто-то, кто не согласен с их «святым писанием», то они начинают насиловать его до тех пор, пока тот не согласится.

Допустим, мы с вами поспорили, это еще не криминал, если не были нанесены телесные повреждения. Да? Но где эта грань? На самом деле, я, может быть, просто боюсь наказания, а вообще мой ум хочет уничтожить всё, что не согласно с ним. Можем ли мы увидеть это в себе?

Многие люди говорят: «Да, кругом ненависть, вражда, брат на брата идет, как жить дальше?» Политики говорят: «Всё будет прекрасно, потому что мы поняли, что надо сделать. Надо соединить вот это с этим, надо новую реформу» или еще что-то. Но мы видим, что это совершенно не работает. Надо обратиться внутрь себя, исследовать не внешнюю обстановку и социальные процессы, а всё это в самом себе, потому что всё это есть результат восприятия ума. И всё, что мы наблюдаем во внешнем мире, в политических, экономических, социальных и каких-либо других движениях, мы можем увидеть в собственном уме. Именно там находится основная проблема, там существует разделение, там фрагментарность. И одна часть нашего ума идет против другой части нашего же ума, и этот внутренний разлад, эта внутренняя борьба, этот внутренний конфликт, который наблюдается внутри нас, он и проявляется в политической, экономической, социальной, культурной и какой-либо другой сфере. И пока мы не увидим это в себе, пока мы не исследуем этого в себе, какие-то реальные изменения во внешней жизни невозможны. Может быть только болтовня и иллюзия того, что за счет этой болтовни можно что-то решить.

Что происходит с умом, который сталкивается с самим собой, и видит, что бьется в одной и той же сфере, что он не может выскочить за пределы той тюрьмы, которую сам себе построил. Что такое движение мысли? Люди восхваляют движение мысли и называют это научно-техническим прогрессом. А к чему ведет этот НТП? Что это за прогресс? Есть ли это духовный прогресс? Развивается ли человек? Куда направлены его мысли? Что такое движение мысли? Куда она движется?

 

 

Согласие или несогласие вместо понимания

 

Что такое понимание для ума? Что значит: он понимает? Это значит: он соглашается. Когда мы читаем что-то, с чем согласны, это просто подтверждает то, с чем мы и так согласны. При этом мы говорим, что мы поняли, например, 25%. Что значит: мы поняли 25%? Мы просто нашли подтверждение тому, что уже знали, то есть ничего нового из книжки мы на самом деле не узнали. Мы просто подтвердили то, что мы и так знали. При этом мы утверждаем, что это очень хорошая книжка, и что мы очень многое из нее поняли. А было ли какое-то понимание вообще? Было ли стремление ума вообще что-либо понять?

Ум не заинтересован в получении чего-либо нового, он заинтересован в подтверждении того, что он и так знает. Как вы считаете, проявляется ли у вас эта особенность ума при чтении данной книги и восприятии каких-либо идей всегда?

Ум воспринимает только то, что он и так знал. То есть он с этим соглашается и говорит, что это так. Вы можете сказать, что это интересная книжка и так далее, мне очень понравилось, и ты тоже это почитай. Этот фильм был такой прекрасный, и ты тоже его посмотри. А вы смотрите этот фильм, и вас «тошнит». Почему? Вы говорите, что не согласны ни с чем в этом фильме, а тот человек был на грани экстаза.

Например, фильм, где показана семейная ссора. Там жена подходит к мужу, который только что пришел от другой женщины, и бьет его по щеке. «Ты — подлец, я из-за тебя жизнь загубила! — кричит она. — Ты молодость мне испортил!» 80% сидящих в зале женщин говорят: «Это правда, это реальный фильм», — потому что они делали так много раз. Какие-то 20% женщин говорят: «Это совершенно невообразимо, что это такое?» Они никогда в своей жизни этого не делали. Они говорят: «Это я испортила ему жизнь, поэтому он и ходит к другой женщине». Так что же мы видим в фильмах, книжках и в других людях? Что видит ваш ум?

Ему нужно только одно из двух: согласиться или не согласиться. Когда он видит что-то, что соответствует его представлению, он соглашается и говорит, что это хорошо, а когда видит то, что не соответствует, — не соглашается и говорит: «Это плохо».

Почему люди не понимают друг друга? Потому, что человек действует только двумя способами: либо он соглашается, либо не соглашается. В том и другом случае не происходит ничего нового. В него не входит ничего нового, ничего нового в нём не происходит, потому что он на всё накладывает какой-либо образ, имеющийся в его уме. Если человек говорит, что он понял, это совсем не значит, что он действительно понял. Он просто согласился с этим. Какие-то люди чаще соглашаются, какие-то чаще не соглашаются. Но, ни в том, ни в другом случае не происходит ничего нового.

Если вы просто согласились с тем, что здесь написано, то фактически что произошло? Вы не постарались войти в суть слов, впустить их и дать им возможность пожить внутри вас. Вы просто на входе сказали: «Белый?» — «Белый», — «Заходи». «Черный?» — «Черный», — «Уходи». Согласие или несогласие.

Я говорю только об одном: настоящее понимание и, в частности, того, что я хочу сказать, будет возникать только тогда, когда у вас уйдет согласие или несогласие; когда вы просто будете слушать. Когда ум перестанет оценивать. Только тогда это может произойти. Возможно, кто-то из вас сейчас думает: «Да, это у меня произошло, я настроился, у меня это уже есть». Но это не так. Вот почему приходится постоянно указывать на это.

Осознайте себя прямо сейчас! Какие у вас сейчас мысли, чувства, ощущения? Что вы хотите?

 

 

Борьба фрагментов ума

 

Допустим, у меня есть идея, что социальный прогресс России может быть связан с развитием капитализма. Что будет разрушать это движение мысли?

Например, если коммунисты не согласны с этими тезисами, то они будут стремиться разрушить эту идею. То есть движение этой мысли находится в противоречии с движением мыслей коммунистов. Это как два рыцаря, которые на турнире сближаются с пиками наперевес, и кто кого первый пронзит. Действительно ли это так? Наблюдаете ли вы это в своем уме? Возможно, вас не очень волнуют коммунизм и капитализм, но, может быть, у вас есть какие-то свои движения мысли? Что это за движения? Как они происходят?

Вы можете увидеть в себе, что, если у вас есть какая-то мысль, то обязательно есть и другая, противоположная ей. Эти части вашего ума начинают кричать, начинают друг друга убеждать, и побеждает та, у которой сейчас больше энергии.

Какой факт мы можем отметить, исходя из этого наблюдения за собой? Мы понимаем, что всё это происходит в уме, в некоторой замкнутой сфере нашего ума. Там есть фрагментарность. Ум двойственен. Всякая мысль, образ, идея порождают в уме свою противоположность. Как я могу знать, что есть свет? Для этого я должен знать, что есть тьма. Светло — это значит меньше тьмы. То есть у меня в голове всегда происходит сравнение двух противоположных образов. Так между чем и чем идет борьба в уме? Между противоположностями. Между содержанием этих противоположностей, которые находятся в сфере ума человека.

Посмотрим на физиологию. Я думаю, что вам известно, что мозг состоит из двух частей. Это уже физиологически показывает двойственность ума. Я произношу какое-то слово, например, говорю: «Дерево». Что у вас возникает сейчас в голове? Образ. Почему возникает этот образ? Каков физиологический механизм этого образа? В определенных клетках мозга содержится информация об этом понятии, у вас активизируются эти клетки, и возникает этот образ, то есть я активизировал определенные клетки вашего мозга, и они продуцировали образ. Если я сейчас говорю, например: «Безобразие». Что у вас происходит в уме? Скорее всего, появляется некий образ, связанный с неприятным чувством. Что произошло? Я активизировал определенные клетки вашего мозга, в которых записана информация и определенные чувства, которые вы испытывали в связи с этим. Вы можете это увидеть, если захотите, конечно. Я могу называть какие-то слова, а у вас будет возникать подавленное состояние, потому что это у вас связано с болевым опытом. Например, я говорю слово «банкротство». А у вас недавно произошел крах вашего предприятия. Вы начинаете реагировать на это слово тем состоянием, которое недавно пережили.

Итак, сфера нашего ума содержит множество понятий и их образов. Причем, как мы выяснили, эти понятия являются дуальными. Если у вас есть понятие и образ красоты, то также у вас есть понятие и образ безобразия. Так в чём и как возникает конфликт в сфере ума? Конфликт между чем и чем возникает в сфере ума? Какое бы понятие мы ни взяли, это понятие двойственно. Поэтому в сфере ума существуют два противоположных образа, два противоположных ансамбля клеток, потому что образы содержатся в определенных клетках. И если я говорю какое-то понятие, то моментально активизируется ансамбль клеток, соответствующий этому понятию. Если один ансамбль активизируется, то обязательно по аналогии будет активизироваться и другой, противоположный ему. Между ними начнется борьба. Как только что-то названо, это что-то в сфере ума активизирует противоположности, дуальности, несовместимости. Начинается борьба. Возьмите что-нибудь, что окрашено для вас очень приятно: понятие, представление, образ. Увидели образ этого?

Разрешите ли вы себе сейчас увидеть противоположность? Хотите ли вы исследовать противоположность того приятного образа, который вы сейчас увидели?

Если вы действительно испытываете сильные приятные чувства в связи с этим образом, это значит, что обязательно существует противоположный образ, и он будет окрашен столь же сильно, но уже негативными чувствами. Что это за образ для вас? Видите ли вы его?

У каждого из нас в уме есть целый набор такого рода сильно насыщенных эмоциональных образов, и для каждого из этих сильно насыщенных эмоциональных образов есть своя противоположность.

Так что же вы хотите видеть, и чего не хотите видеть в окружающем вас мире? Что вы скорее всего заметите, и чего вы скорее всего не будете, не разрешите себе видеть?

Допустим, сейчас месяц май. Вы выходите в лес и испытываете, что вы испытывали раньше в связи с этим, то есть большое удовольствие. А как насчет того другого, противоположного, образа, окрашенного негативно. Вы хотите его видеть?

Кажется, что всё очень хорошо. Вот есть сейчас это, и не нужно думать о том. Правда? «Лето, лето не кончайся никогда», как там в песне поется. А что на самом деле происходит в сфере ума человека, имеющего два этих противоположных сильно окрашенных эмоциональных образа? Если он его не видит, то он не существует?

Он существует. Более того, он требует быть увиденным, он хочет внимания к себе. Он хочет проявиться. Он хочет быть видимым для вас. Что вы делаете для того, чтобы он не был видимым для вас? Вы его подавляете. А что такое подавление какого-то противоположного образа? Как вы это осуществляете? Вы его как бы заталкиваете, закрываетесь от него, боретесь с ним, не разрешая ему проявляться. Вы тратите на это очень много силы и энергии.

А как много у вас образов, которые вы не хотите видеть и постоянно подавляете?

Столько же, сколько у вас приятных образов, ровно столько же. Давайте теперь посмотрим, сколько же энергии уходит у человека на подавление тех образов, которые он не хочет видеть в себе?

Столько же, сколько он тратит на любование приятными образами.

Мы выяснили, что ум человека всё время стремится к удовольствию, то есть его главный принцип — найти как можно больше удовольствий и как можно дольше их удержать.

Соответственно, он должен тратить столько же энергии, чтобы подавить то, что не доставляет удовольствие.

Теперь мы можем увидеть, каков баланс и КПД энергии в человеке?

Исходя из этого, является ли странным то, что люди болеют? Является ли странным то, что им тяжело ноги, так сказать, таскать? Ведь они растрачивают свою энергию на подавление своих же собственных проявлений.

А можно ли вылечить себя от этого состояния, применяя какие-нибудь наркотики или что-нибудь в этом роде?

Все эти способы выдуманы человеком, чтобы убегать от самого себя. Наркотики, водка. Человек может выпить, и вроде бы убежать от ситуации; но на следующий день еще хуже.

Будет настолько же плохо, насколько до этого было хорошо.

Посмотрите, ум держит себя в определенном балансе, то есть отрицательные и положительные образы чередуются. Известны даже пословицы: «Было очень хорошо, — жди, беда придет», «Жизнь как зебра, — то белая полоса, то черная» и другие. Это отражает механизм действия ума на самом деле. Это значит, что избежать этого невозможно. Вы можете подавлять, не хотеть видеть негативный образ, но он всё равно появится. Вы никуда от него не сбежите, потому что он внутри вас. Так стоит ли сбегать, понимая этот механизм? Я предлагаю вам осознать это прямо сейчас.

 

 

Беспокойство и конфликт

 

Понаблюдайте за игрой своего ума. Одна часть вашего ума, например, говорит: «Надо встречаться с этим человеком». Другая часть вашего ума возражает: «Не надо встречаться с этим человеком». Или одна часть говорит: «Обманет». Другая говорит: «Не обманет». Такие конфликты постоянно возникают между частями, фрагментами ума.

Что такое безумие? Понаблюдайте за безумным человеком. Он кричит одно, потом другое. То, что нормальный человек пытается скрывать, у безумного проявляется явно. Все его внутренние «я» пытаются перекричать друг друга. Одно говорит одно, другое — другое. Одна часть тянет туда, другая сюда. Если вы заглянете в себя, то вы увидите, что у каждого из нас такой же безумный ум, и безумие его заключается в том, что он неспокоен. Когда я говорю: «Отключите свой ум» — я имею в виду не уничтожение ума, а его успокоение. В спокойном состоянии ум начинает обладать такими возможностями, которых он в обычном, возбужденном, состоянии не имел. Единственное, что должно умереть, — это ложные убеждения ума. У просветленного человека голова не спадает с плеч и не покрывается плесенью, но его ум переходит в качественно другое состояние. А готовы ли вы прямо сейчас отказаться хотя бы от одного из своих ложных убеждений?

 

 

Неспособность видеть ничего действительно нового

 

Можем ли мы сказать, что действительно понимаем книгу, которую читаем, или реально видим данного, конкретного человека? Вот мы говорим: «Новый человек пришел». А какой же это новый человек, если мы ничего нового видеть не можем? Этот человек вовсе не новый, а старый, потому что в каждом последующем человеке мы видим предыдущего. При этом люди говорят: «Мне очень хочется новых знакомых, новых впечатлений, новых чувств». На этом желании основаны многие отрасли бизнеса: туристический, развлекательный и другие. Каждый день появляются какие-то новые певцы, какие-то новые фильмы, какие-то новые книги. Но способны ли мы увидеть в них действительно что-то новое?

Предположим, вы считаете, что у вас существует разнообразие восприятий. Я же говорю, что это на самом деле не так. Я предполагаю, что всё сводится к двум оценкам: понравилось или не понравилось. Возьмем для примера ваше восприятие какой-нибудь эстрадной певицы. Если она вам понравилась, то понравилась потому, что ноги у нее худощавые или ноги у нее полные, потому что голос у нее такой или какой-то другой, потому что слова в песне были такие или другие и так далее. Дальше идет «накрутка», и кажется, что существует какое-то разнообразие, но на самом деле всё «накручивается» на один и тот же стержень — понравилось. Другие люди «накручивают» на другой стержень — не понравилось. Не понравилось, потому что выглядит не модно, потому что имя какое-то дурацкое, потому что с таким лицом лучше дома сидеть и никуда не выходить и так далее. Но «накрутка» идет на один стержень — не понравилось.

Мы рассматриваем механизм восприятия ума. За всем этим, казалось бы, большим многообразием, скрывается на самом деле очень простая схема работы ума, которую мы сейчас выясняем. Это восприятие в рамках двоичного кода. Причем, если слушатель научный работник, то он будет научно объяснять свое мнение, если это простой слесарь, то он по-простому скажет, если это искусствовед, то он по-своему объяснит. Но по сути всё сводится к одному и тому же: либо понравилось, либо не понравилось.

Возникает вопрос: почему что-то нравится или не нравится? Кто выносит это суждение, как вы полагаете?

 

 

Создание иллюзии из слов и представлений

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.049 с.)