Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифотворчество языческих религий

Поиск

– это следующий момент. Их боги – это не историч. личности, а мифы. Вы не найдете никаких координат, когда этот бог родился, когда он крестился. Мифы – это идеи, поданные нам в образах. Это мифотворческое мышление – оно присуще всем религиям. Даже в библейском повествовании много такого мифологического языка, т.е.образности, метафоричности, аллегоричности. Эта образность всюду в восточных языках присутствует. Но чем отличается сама религиозность язычников? – она не имеет историч. основы, это все неисторично, все их бога - это лишь идеи, порождения языческой фантазии. Христианство же – насквозь исторично. Сколько научных, исторических, археологических свидетельств!

 

Нравственное учение христианства и язычества

– это особый аспект. Христианство говорит о духовной стороне жизни человека, ставит это как первичное начало человеч. жизни. Даже не нравственное, а духовное – это разные вещи, хотя и взаимосвязанные и похожие. Но это не одно и то же. Первый в рай вошел совсем не нравственный человек. По своей нравственности фарисеи, распинатели – были выше, они были исполнителями закона, не то, что разбойник. Но они оказались отвергнутыми, а разбойник – принятым в Царство Божие. И оказалось первичной духовность, а не нравственность. Нравственность тогда хороша, когда она приводит к правильной духовности, в противном случае она является источником гибели для человека. «Вот, например, я живу – ничем не грешу, хожу в церковь, причащаюсь, никого не убиваю, не граблю, не изменяю, не пьянствую» - прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай. Вот какой я святой!

Но нравственность и духовность – это разные вещи. Нравственность может быть такой, что человек превратится в святого сатану – безупречен снаружи, и сатана по своей гордыни – да избавит Бог каждого от такой нравственности!

И чем спасся разбойник? – осознанием того, что он, конечно, не достоин ни Царства Божия, ни спасения – и раскаянием в этом. В этом – центр духовности, осознание своей безобразности, т.е.видением. Без этого видения и осознания никакой правильной духовности у человека нет. Когда же, напротив, присутствует др.сознание – сам дрянь дрянью, а все твердит – несмь, якоже прочие человецы – тогда можем сказать, что это духовность не христианская, а сатанинская.

Увы, язычество этого не понимает. Там самое большое, что под духовностью подразумевается – это высокая нравственность. А гордыня – такая, что Боже мой!

 

Уникальность личности Христа.

Этим христианство отличается без исключения от всех религий. Для других религий основатель их не имеет существенного, принципиального значения. Сущность религии не изменится от того, кто был там основателем, потому что сущность всех нехристианских религий без исключения, в т.ч.и ветхозаветной – в указании правильного пути жизни и веры, т.е.к научению. А сами основатели тем и велики, что открывают этот путь жизни, путь спасения.

В христианстве – совсем иначе. Христос прежде всего велик не тем, что он Учитель, хотя и является им. Совсем нет. Уникальность Его личности – в том, что Он совершил Жертву спасения человека, которую никто не мог совершить. И только благодаря именно этой Жертве человечеству открылся полный доступ к Богу. Учитель Он? – Да, но на втором месте.

Поэтому критика так усиленно и боролась со Христом, в частности – на почве Его существования, даже отрицали Его реальное историч. бытие. Потому что понимали, что если нет Христа – христианства нет, это абсурд, чепуха полная. Жертва – вот где корень христианства.

В отношении женского божества – во всех языч. религиях наряду с богом присутствуют и женские божества. Потому что все языч. религии строятся как проекция человеческой жизни в бесконечность (то, что предлагал Фейербах). В этом их заземлённость, их недальновидность.

 

В христианстве же нет женского божества, и в Ветхом Завете – тоже нет. Язычество – напротив, наполнено этим.

 

В католицизме же Богоматерь фактически сегодня возведена на уровень богини. Я сам присутствовал в диалогах с католиками, и помню, как один французский кардинал Эльчигирай сказал, что Богоматерь – соискупительница. Это – полнейшее не понимание того, что совершил Христос. В католицизме уже эти языческие тенденции привели к тому, что Богоматерь поставлена на уровень Христа. Помню, сидим в Венеции, и там большая картина – Богоматерь и Христос сидят рядом, а над ними Бог Отец – увенчивает их одинаковыми царскими коронами. Христос – царь, Она – царица, в равном достоинстве.

 

И все эти тенденции идут оттуда же, из нашего ветхого человека, земного понимания, народного языческого восприятия той действительности.

Но женского божества нигде нет, в отличие от язычества.

Это основные моменты, а их намного больше, если коснуться вероучительных истин, истин духовного порядка – по каждому из этих положений христианство учит совершенно иначе, чем язычество: догмат спасения, Боговоплощение, понимание Логоса, понимание Бога Троицы – все аналоги этих христианских истин есть в язычестве, но это вещи совсем различные.

Так, если посмотреть без увеличительного стекла на роскошный иней, который покрывает деревья зимой – то можно сказать, что деревья стоят в великолеп. цветах, что это чудо. А если поближе посмотреть – окажется, что это мертвые льдинки, ничего живого нет. Так и здесь – то, о чем говорит язычество и христианство – совершенно разные вещи.

 

Шамани́зм

— устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром[источник?], в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов СеверноЙ Европы[1], Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки.

Особенности шаманизма[править | править исходный текст]

 

Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону: Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.

Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.

Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.

Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.

Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.

Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)

Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы

встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины

отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;

доставить душу умершего к её новому пристанищу;

наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.

Шаман с бубном

Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.

Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.

На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).

 

Шаманизм

- самая грубая языческая религия, некогда имевшая чрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногие сибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, как пережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда совершенно утративших первоначальный смысл. Значение шаманства и теперь очень велико; так, основа мировоззрения китайцев осталась чисто шаманская (в особенности все то, что касается культа предков). По шаманскому учению, мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Они находятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие, домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень, местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние на человека и его судьбу. Особенно опасно влияние злых духов, имеющих стремление вредить человеку; все напасти, болезни и сама смерть человека происходит от этих духов. Поэтому человек должен остерегаться разгневать их, а если разгневал, то должен умилостивить. Постоянное опасение развивает в шаманисте религиозную трусость; он боится каким-нибудь неосторожным поступком раздражить своих невидимых врагов и, приступая к какому-нибудь действию, непременно обращается к ним. Прежде чем начать есть и пить, он уделяет несколько крошек пищи или несколько капель напитка этим духам. Умилостивить духов можно только жертвами; поэтому жертвоприношение совершается у шаманистов постоянно. Если шаманист едет в местности, где обитает грозное божество, он отрывает от своей одежды кусок и привязывает к дереву или шесту, как умилостивительную жертву за себя, а за коня вырывает волос из гривы и поступает с ним также. Духи нуждаются в пище, и если люди забывают об этом, не приносят достаточных жертв, то духи напоминают тем, что насылают разные бедствия в виде мора, болезней, поветрия; тогда весь народ должен умилостивлять разгневанное божество чрезвычайными мерами. Отсюда ритуальные убийства, опахивание поля, изгнание смерти и другие меры. Когда человек заболел, то никакие лекарства ему не помогут; вся задача заключается лишь в том, чтобы умилостивить божество, наславшее болезнь. Но как это сделать? Какому божеству надо принести жертву, когда их бесчисленное множество, и какой жертвой можно смягчить гнев божества? Здесь на помощь приходит шаман. Он обладает способностью во время экстаза, к которому приводит себя разными манипуляциями, иметь общение с невидимыми духами и узнавать их требования. Он скажет, кто мучит больного и какую дух требует жертву: лошадь ли с известными приметами, корову или барана. Фокусы шаманов достигали иногда удивительной виртуозности, поражавшей воображение дикарей: шаманы жгли себя раскаленным железом, прокалывали себя ножами, глотали тлевшую паклю и т. п. По мнению дикарей, шаманы обладают сверхъестественной силой: они могут заставить некоторых духов служить им и вести борьбу с другими духами. Шаманы могут устрашать их и сами, гоняясь за ними с плетью, с ножом; в особенности духи боятся железа, вследствие чего шаман привешивает на свой плащ железные безделушки. Шаман при помощи послушных ему духов и сам может причинять людям вред, как наши колдуны. Хотя и неприятно иметь дело с шаманом, но его, как и колдуна, необходимо пригласить на семейный праздник; особенно опасно не позвать его на свадьбу и не оказать ему при этом должного внимания; он может наслать порчу на молодую, как на более слабое существо. Так как шаман может причинять людам вред, то и все духовные лица других религий считаются опасными, а потому их надо задобрить. На этом основании монголы и татары всюду освобождали от податей и повинностей христианских священников, буддийских лам, еврейских раввинов, мусульманских мулл, выдавая им тарханные грамоты. Все стихии - вода, огонь - священны, потому что там находятся божества; за осквернение их у монголов определялась смертная казнь. Нельзя было стирать платье - и его носили грязным и засаленным; нельзя было лить что-нибудь нечистое в огонь или касаться его ножом, так как этим отрезали огню голову; но полезно лить в огонь масло, вино, тогда он горит ярко, весело, это ему приятно. Огонь сам очищает вещи; если над ним подержать оскверненный предмет, то последний делается опять чистым. Огонь может уничтожать злые намерения людей, лишать силы их дурной взгляд, который способен причинить несчастье; поэтому в Золотой орде русских князей и других лиц, представлявшихся ханам, проводили между двух костров. Это вело иногда к печальным недоразумениям, так как христиане предполагали в этом прохождении языческий обряд и всячески старались уклониться от него, татары же, со своей точки зрения, убеждались в злых умыслах отказывающегося очиститься - и предавали его казни. По шаманскому воззрению, одни из живых существ благоприятны человеку, другие предвещают ему несчастье. Первых грешно истреблять, вторых, напротив, следует убивать. Этим объясняются многие приметы, удержавшиеся до нашего времени: например заяц, перебежавший дорогу, предвещает несчастье, убить паука полезно и т. д. Шаманист боится только злых духов, с добрыми же он не церемонится. Идолу, изображающему бога охоты, он усердно мажет губы салом, прося покровительства и удачи на охоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью. Сонм духов приводился в определенную систему; такая система существовала в различных видах у всех шаманистов. У монголов во главе стоит Эрлик-хан; за ним следуют тенгрии (второстепенные боги) и, наконец, онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество было Тенгри (небо) или Кук-тенгри (голубое небо); ему противополагалось подземное существо - шайтан, далее следовали арвахи (души предков), божества стихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные обряды, исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этих обрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах, свадебные и похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит, что в нее вселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающими мерами. С этой целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе с тем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице. Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не мог справиться со злым духом, что следовало бы пригласить более могущественного шамана. Теперь вера в этих духов, под влиянием других религий, мало-помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается еще в полной силе. Роженицы и молодухи носят как предохранительное средство различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям. Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением земной жизни, с прежними страстями и потребностями. Отсюда сложная система похоронных обрядов. С покойником необходимо положить в могилу, по возможности, все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх перед неисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто не решался; бывали случаи, когда законодательными мерами приходилось ограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе непримиримого врага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение, то с ним хоронили его жену или наложницу и слуг, для службы на том свете, как это было при погребении скифских царей. С той же целью опускали в могилу убитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка, затем поминки в установленные дни имели целью утешить душу почившего и привлечь ее к участию в развлечениях. Чтобы душа покойника не могла тревожить людей, против нее принимались различные предосторожности: покойника выносили не обычным путем, а прорубали особый ход, который потом заделывали; в гробу одни народы делали специальные окошки для свободного прохождения души, другие, напротив, старались сделать это прохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом, все те поверья, которые живут еще в народе, объясняются шаманскими верованиями.

Подробного и обстоятельного исследования о Ш. еще нет, хотя литература о нем довольно обширна. См. Д. Банзаров, "Черная вера или шаманство у монголов" (в "Ученых Записках Казанского Университета", 1846 г., кн. III; новое издание под ред. Г. Н. Потанина); Галсан Гомбоев, "О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано-Карпини" ("Труды Восточного Отд. Императорского Русского Археологического Общества", ч. IV); Валиханов, "О шаманстве у киргиз" (изд. Императорским русским географическим обществом); Михайловский, "Шаманство" (М., 1892, "Известия Императорского Общества Любителей Естествознания", т. LXXV); Шашковский, "Шаманство в Сибири" ("Дело", 1864).

Шаманство (шаманизм)

- одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.

Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.

 

Шаманство и северные народы

 

Шаманский бубенНа десятки тысяч километров тянутся бескрайние земли якутов, ямалов, ненцев, хантов, манси, хакасов, эвенков, долганов, чукчей, коряков. Эти земли очень богатые полезными ископаемыми, лесами, дичью. Возле них на протяжении сотен лет существовали могучие империи и государства: Китай, Жужань, Тюркские каганаты, Россия, Золотая, Белая и Синяя Орда. В то время, когда во всем мире развивались культура, наука и промышленность, строились университеты, заводы, железные дороги, корабли, в их землях все оставалось по-прежнему. Казалось, истории здесь остановилась 2000 лет назад. Полудикое общество на пороге XXI века! Сходные с ними сегодня по уровню развития народы Америки (индейцы) и Африки в свое время испытали бурный взлет, создали великие могучие государства, а эти земли остались нетронутыми. Шаман Итак, что же произошло в истории этих народов, почему они остались на уровне племенных отношений? В недавнее время их отсталость (если не сказать по отношению многих из них — деградация) объяснялась уже ранее упоминаемыми неблагоприятными климатическими условиями. Однако это очень слабый аргумент, если вспомнить истории других народов, которые создали свои государства в песках, при жаре +50° (страны Африки, Ближнего Востока, Средней Азия), на островах с частыми землетрясениями и тайфунами (Япония), среди неприступных скал (страны Кавказа, Тибет), в выжженной солнцем степи (государство Чингиз-хана, Тюркские каганаты) и др. Видимо, причина в чем-то другом. И этим чем-то другим является объединяющая все народы севера религия — шаманство.

 

Шаманы

 

ШаманВ основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредником между людьми и духами. Когда избирается шаман, с ним происходит «пересотворение», то есть духи «забирают» его душу, и, «переродив» ее по своему усмотрению, «возвращают» шаману. Это «пересотворение» происходит как видимым способом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокие ритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками и ссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам, они чувствовали, как духи «изменяют» их разум и сердце, вкладывая в них свои мысли и чувства. Стоит отметить и то, что человек становится кандидатом в шаманы, когда ощущает внутренний толчок и появление духов в своей жизни. Ритуальная пляска шамана - камлание Одной из главных задач шамана является камлание (от тюркского «кам» — шаман), то есть его общение с духами во время ритуальной пляски. Во время этого зловещего обряда шаман впадает в глубочайший экстаз, при котором его психика совершенно отключается. В это время он может совершать необычайно высокие прыжки, невозможные для обычного человека, держать подолгу в руках раскаленное железо или угли. Наблюдаемые учеными шаманы рассказывали, как они общались во время камлания с духами и что те им говорили. Ритуальная пляска шамана изображает его путешествие в мир духов. Этот танец у многих народов сопровождается ударами в бубен, что создает слуховое воздействие на психику человека. Камлание у разных народов происходит в различных местах — в хижинах, под открытым небом, в специальных культовых сооружениях. У одних народов оно совершается днем, у других — ночью. Среди шаманов распространено и такое явление как травестизм. Шаманка И все это происходит по велению духов. Долгое время шаманов вследствие их необычного, неподдающегося объяснению с человеческой точки зрения поведению считали психически нездоровыми людьми, но на сегодня есть данные их полного психического здоровья. Все это приводит нас к заключению об одержимости шаманов духами. Впрочем, они сами, как и окружающие их люди, все это понимают. Стоит отметить, что пляски шаманов могут длиться на протяжении суток, при этом костюм шамана весит более 30 килограммов, и каждое движение в танце строго регламентировано. Действительно, обычному человеку, даже физически развитому, это не под силу. Шаману же, по словам которого в нем находится дух, сделать это нетрудно. Развито в шаманстве поклонение злым духам с принесением им в жертву животных и… людей. Шаманы делятся на белых и черных, то есть общающихся с «верхними» и «нижними» духами. Шаман (ульчи) У шаманов есть свое видение мира, представленное в сложной структуре мирового дерева, где переплетаются разные сферы. Внешний вид шамана соответствует выполняемым «функциям» — белый или черный, причем каждая деталь одежды имеет символическое значение. Глубоко ошибаются те, кто думает, что шаман может быть искусным актером или шарлатаном. Исследования четко доказывают, что помимо необычайных явлений, сопровождающих камлание, шаман обязан каждый день «доказывать» свою силу, то есть находить пропавших животных, предсказывать события на ближайшее время, исцелять больных. И все это он совершает с поразительной точностью. Шаман является также искусным психологом, который «видит» даже незнакомого ему человека насквозь (29, 30, 118, 126, 133).

 

Духовные рабы

 

Шаманка во время камлания страшная сила, овладевающая шаманом, подчиняла себе и присутствующих людей. В результате этого они также впадали в транс, с выключением психики (состояние одурманивания). Люди оказывались во власти неведомых сил, управлявших ими. Каждое камлание оставляло глубокий след в психике людей в виде чувства неописуемого страха перед самим шаманом, а главное, перед духами, владевшими им. Разум человека, подчиненный страху перед потусторонней силой, оказывался скованным. Шаманы жестоко карали любые новшества, занятие наукой, препятствуя прогрессу, ибо проще иметь дело с темной толпой, чем с образованными людьми. От человека при этом не требовалось ничего иного — только поклонения духам. Таким образом, целые народы превращались в рабов неведомой темной силы. Наряду с падением уровня развития, ухудшалось и физическое здоровье, находящееся в теснейшей связи с состоянием нервной системы. Продолжительность жизни людей уменьшилась, в среднем, до 28 лет. Умирая в этом возрасте, люди имели вид дряхлых стариков. ЮртаУлучшению условий жизни эти народы поддаются с трудом, плохо приживаются в непривычных для них условиях быта, которые им предоставляли в бывшее советское время, предпочитая во дворе новых домов строить чумы или яранги и жить в них. Но многие северяне, сбросив с себя страшное иго злых сил, получают сегодня образование в школах, обучаются в университетах, становятся специалистами и учеными. Однако в последнее время вновь и вновь шаманство набирает свою силу. Во многих автономных северных республиках России идею суверенитета связывают с идеей возрождения шаманства как государственной религии. Бурное возрождение шаманства свидетельствует о приближающемся конце времени, в которое, как написано в Библии, восстанут лжепророки. По своей сути, как это видно, шаманство представляет собой одно из ответвлений сатанизма, причем весьма открытое! Шаманские принадлежности Состояние одержимости злыми духами, описанное в Библии, полностью соответствует явлениям, наблюдаемым в шаманстве. Камлание же представляет собой явный обряд поклонения дьяволу. Действительно, как страшно, когда целые народы, отходя от Бога, попадают под влияние сил зла. Сегодня среди бескрайних снегов севера снова звучит Трехангельская весть, подобно лучу солнца рассеивающая мрак и ведя к спасению тысячи людей, обретающих вместо слепого ужаса радость от общения со своим Творцом

 

ШАМАНИЗМ И КОСМОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.86 (0.014 с.)