Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аравия доисламской эпохи. Кааба

Поиск

 

Ислам возник на западе Аравийского полуострова, в области Хиджаз, через которую в древности проходил караванный путь. Экономическим и религиозным центром Хиджаза была Мекка, где давно осело сильное племя курайш. Во времена джахилийи (от араб. "джахл" - "невежество", "неведение Бога"; так называют доисламскую эпоху) в городе устраивались большие торговые ярмарки.

Раз в год арабские племена совершали сюда паломничество. В Мекке находилось главное святилище Хиджаза - Кааба, что в переводе с арабского означает "куб". Она представляла собой деревянное строение, построенное последователем единобожия - Ибрахимом в честь единого вселенского Бога. Однако, в то время большинство населения полуострова было многобожниками, и это святилище после смерти Ибрахима и его сына Исмаила было превращено в место поклонения идолам.

В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя.

С незапамятных времён в Каабе хранился знаменитый чёрный камень (по мнению некоторых учёных, метеоритного происхождения), олицетворявший небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище их насчитывалось более 300.

Около них приносили жертвы и гадали. Например, перед битвой жители Мекки гадали на стрелах у статуи Хубала, а потом на специально выбранном для этого ритуала верблюде, под расписным балдахином везли небольшой камень к месту сражения: считалось, что божество, воплотившееся в камне, будет покровительствовать "своим" воинам. Арабы-язычники верили: если человек обойдёт вокруг Каабы, касаясь идолов руками, он получит от них Божественную силу. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь.

Подобные действия могли оскорбить религиозные чувства: арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. А если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка.

В Мекке, как и во всей Аравии, жили и другие последователи единобожия, которые внесли свой вклад в обычаи и язык народов Аравийского полуострова. Это были иудеи, обосновавшиеся в Ястрибе (будущей Медине), христиане, жившие в Дамаске и Хире на севере полуострова и в Наджране на юге, а также ханифы - аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Население языческой Мекки поклонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах.

 

МУХАММАД. ОТКРОВЕНИЕ

 

В августе 570 г.н.э. в Мекке родился мальчик, которому суждено было стать Пророком ислама. Мальчика назвали необычным для того времени именем Мухаммад ("восхваляющий"). О ранних годах жизни Мухаммада известно очень мало, кроме того, что Он участвовал в политической жизни Мекки и помогал восстанавливать Каабу после наводнения.

В возрасте 25 лет Он женился на Хадидже, богатой курайшитской вдове, и с успехом занялся торговлей между Дамаском, Басрой, Меккой и Йеменом.

До сорока лет Мухаммад уединялся для медитации. В рамадане (июле) 610 г.н.э., когда Он сидел в пещере на горе Хира в двух милях от Мекки, Аллах (так называют Бога на арабском языке) открыл Ему Свои слова посредством Архангела Гавриила. Эта ночь откровения известна как " Ночь Славы".

В одну из ночей Мухаммаду во сне явился некто со свитком, завёрнутым в парчовое покрывало, и приказал: "Читай!". "Я не умею читать", - ответил Мухаммад. Явившийся сдавил ему грудь так, что он чуть не задохнулся, потом отпустил и вновь приказал: "Читай!". "Я не умею читать", - повторил Мухаммад, и тогда пришедший снова сдавил его грудь. Испугавшись за свою жизнь, Мухаммад спросил: "Что же мне читать?". И тогда прозвучали слова: "Читай, во имя Господа Твоего, который сотворил... человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил человека... тому, чего он не знал".

Мухаммад повторил слова и был оставлен в покое. Очнувшись, он почувствовал, что странные слова будто начертаны у него в сердце. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: "О Мухаммад, ты - посланник Аллаха, а я - Джабраил". В небесах, касаясь ногами линии горизонта, стоял ночной пришелец. Куда бы ни оборачивался Мухаммад, небожитель оказывался перед ним. Вскоре ангел исчез.

Затем было ещё несколько видений. Мухаммад радовался Божией вести, но в то же время его страшила мысль, что это не настоящее откровение, а просто одержимость, насылаемая злым духом - джинном, или транс шаманствующего прорицателя - кахина. Справиться с сомнениями Мухаммаду помогли его близкие: жена Хадиджа и её двоюродный брат Барака ибн Науфал. С Мухаммадом происходило то же самое, что некогда было с пророком Мусой: к нему обращается Творец.

Сам Мухаммад так рассказывал о своих видениях: "Откровения нисходят ко мне по-разному: иногда Джабраил принимает вид человека, который говорит со мной, как говорят люди, а иногда он является в виде крылатого существа, и я запоминаю всё, что он мне говорил. Иногда я слышу как бы звон в ушах - это самое тяжкое испытание, и когда это необычное состояние проходит, я помню всё как нельзя лучше, как будто это врезалось в мою память".

Чаще всего откровения нисходили ночами, и Мухаммад по своему особому состоянию чувствовал их приближение. Они приходили и во сне, и наяву, иногда сопровождались светом, "подобным сиянию утренней зари". Часто Пророк при этом впадал в экстатическое состояние: он метался, ему казалось, что дух его выходит вон, лицо то бледнело, то багровело, он обливался потом, даже если было холодно.

Вскоре Мухаммад, преодолев неуверенность, решился на то, чего требовал от него Бог: он стал проповедовать Слово Божие - откровение Корана (устного текста), которое продолжалось до самой смерти Пророка. Так родился ислам ("покорность богу"), последнее откровение единобожия.

И если вы спросите: "Как мне стать мусульманином?", вам ответят, что нужно

засвидетельствовать: "Нет никакого бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - Пророк Его. "

 

ШАРИАТ

 

В Медине через кораническое откровение Пророка Мухаммада был получен ШАРИАТ, священный закон исламской теократии. Основными принципами шариата являются:

Умма, Правосудие, Освобождение рабов, Право на жизнь, Брак, Азан, Кибла, Терпимость.

Согласно принципу УММЫ, людей связывает не кровное родство, а вера в Бога. Такая связь была очевидной: рядом с Пророком были жители Мекки и Ястриба, персы и африканцы, обращенные христиане и иудеи, освобожденные рабы и главы благородных семейств. Все они составляли УММУ(общину), поскольку поклонялись Аллаху.

ПРАВОСУДИЕ. До ислама была распространена кровная вражда. Коран восхвалял тех мусульман, которые решали, что наказание преступника не должно быть таким же жестоким, как само преступление, или вообще прощали его. Более того, Коран ввел неизвестное ранее различение преднамеренного и случайного убийства. Превыше всего было правосудие, а не месть.

ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОВ. Коранический принцип братства верующих поощрял сострадание ко всем слабым и зависимым людям, в частности к рабам. Коран смягчил рабство, заставляя мусульман освобождать рабов, если последние принимали ислам.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ. Не только в Аравии, но и во многих других соседних странах было распространено детоубийство. Арабы - язычники убивали нежеланных дочерей, хороня их заживо сразу после рождения. Коран запретил такое убийство:

Не убивайте ваших детей, боясь нищеты.

Мы пропитаем их и вас. Убивать - великий грех!

Коран, 17:31

БРАК. Чтобы урегулировать супружескую жизнь, Коран установил институт брака как юридического договора, а не таинства. Коран даровал женщине те права, которых она была лишена. В браке женщина владела своим приданым, наследовала имущество мужа, имела свою личную собственность и участвовала в решении финансовых вопросов. Коран запретил мусульманкам выходить замуж за немусульман, но мусульманину разрешалось жениться на иудейках и христианках. Такие жены имели право оставаться в своей вере, но их дети должны были воспитываться как мусульмане. Чтобы защитить сирот и вдов, Коран разрешил многоженство (Коран, 4:3), но это было только разрешение, а не предписание. Очень строгим условием для мужа была справедливость по отношению ко всем женам.

АЗАН - призыв на молитву. Пророк избрал первым муэдзином (призывающим на молитву) раба из Африки. Билал, который был освобожден после принятия ислама, взбирался на крышу дома возле мечети и возглашал Азан. Сейчас призывы на молитву звучат синхронно во всех мусульманских странах, муэдзины призывают верующих с минарета, призыв на молитву произносится на арабском языке.

КИБЛА - направление молитвы. Коран призывал верующих во время молитвы поворачиваться в сторону Каабы в Мекке. С тех пор главной святыней ислама стала "Священная Мечеть", в которой расположена Кааба.

ТЕРПИМОСТЬ. Коран предписывает терпимость по отношению к Людям Книги - иудеям и христианам. Коран объявил священными пророческие откровения Бога этим двум общинам, приведенные в Торе и Новом Завете, но обвинил иудеев и христиан в отклонении от Прямого Пути. Люди Книги были частью уммы, и потому их религиозная свобода, права и собственность охранялись законом. Поскольку им не разрешалось воевать, они платили дополнительный налог.

 

 

УТВЕРЖДЕНИЕ ИСЛАМА. СМЕРТЬ МУХАММАДА

 

Весть Ислама сначала восприняла лишь горстка жителей Мекки: жена, друг и двоюродный брат Пророка. Но уже через несколько лет благоверные стали привлекать внимание своими молитвами и отречением от идолов. Курайшиты боялись, что откровение единобожия подорвет доходную торговлю с паломниками, и потому началась волна преследований. В результате некоторые мусульмане бежали в Эфиопию, где встретились с христианским негусом (правителем).

В 621 г. н.э. Пророк предпринял ночное путешествие (Ал - Исра) из Мекки к развалинам храма в Иерусалиме. Там Он молился в "мечети отдаленнейшей", называемой так потому, что это было самое далекое из известных арабам мест поклонения. В Иерусалиме, на камне, который находится сейчас в мечети "Купол скалы", Мухаммад был вознесен на семь небес, где получил видение Пророков единобожия: Адама, Иисуса (Исы), Иоанна Крестителя (Яхьи), Иосифа (Юсуфа), Еноха (Идриса), Аарона (Харуна) и Авраама (Ибрахима). Мистическое или физическое вознесение, ал - Мираж, остается одним из таинств Бога. Благодаря ему, Иерусалим почитается как третий священный город ислама (после Мекки и Медины).

Поскольку враждебность жителей Мекки не угасала, Пророк решил покинуть свою родину и перебраться в Ястриб, где учение Корана приняли хорошо. Когда жители Мекки погнались за ним, Он и Его спутник Абу Бакр нашли убежище в пещере. Внезапно Бог явил чудо: вход в пещеру был затянут паутиной, завален густыми ветками и облеплен гнездами голубей. По виду можно было сказать, что в пещеру давно никто не входил, и преследователи решили, что она пуста.

Переселение в Ястриб (Медину) произошло летом 622 г. н. э. Это событие известно как ХИДЖРА, и от него ведется отсчет лет в мусульманском календаре. Поскольку год измеряется лунными циклами, символом ислама стал полумесяц. Лунный год короче солнечного примерно на 11 дней.

В Ястрибе Пророка приветствовали две группы верующих: те, которые ушли из Мекки еще раньше, и их местные сторонники. С тех пор Ястриб стал известен как мединат ал - Набий, "город Пророка", или просто Медина. Это второй священный город мусульман после Мекки.

В 630 г. н. э., после борьбы между многобожниками и мусульманами, город Мекка сдался, и Пророк с триумфом вернулся на Свою родину, проявив милосердие к Своим прежним врагам. Затем Он проследовал в Каабу и уничтожил идолов.

Два года спустя Пророк отправился в Мекку с 10000 последователей. Это было Его последнее паломничество, и с горы Арафат Он огласил свое прощальное послание к мусульманам, которое завершалось такими словами:

"Я оставляю вас с Книгой Бога и Сунной Его Пророка. О, люди, прислушайтесь к моим словам. Знайте, что мусульмане есть единое братство".

 

Пророк вернулся в Медину, но в июне 632 г. н. э. заболел и на руках Своей жены Аиши, дочери Своего лучшего друга Абу Бакра, последний из Пророков Бога умер. Ему было 63 года. Пророк был погребен под полом комнаты Аиши в Медине. Теперь на этом месте стоит мечеть.

 

После смерти Пророка (в июне 632 г. н.э.) Абу Бакр был избран халифом, Преемником Пророка. Он объявил мусульманам:

 

О люди, если вы поклонялись

Мухаммаду,

то знайте, что Мухаммад умер.

Но если вы поклонялись Богу,

то знайте, что Бог жив

и никогда не умрет.

 

 

КОРАН

 

Этот живой Бог был явлен мусульманам в Коране. Главная тема Корана - есть только один БОГ. У Бога нет ни соперников, ни равных, ни подобных Ему. В нем начало всего сотворенного и его конец. Бог выше человеческого суждения и воображения, что бы человечество ни думало о НЕМ. ОН есть АЛЛАХ АКБАР запредельный и величайший, одновременно трансцендентный и имманентный, бесконечный, но находящийся к человеку "ближе, чем его яремная вена". Но главное, Он есть Милостивый (Рахман), Милосердный (Рахим). Каждая сура (глава) Корана открывается такими словами:

"Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!" Эти слова, известные как басмалах, напоминают человечеству, что Бог - есть милосердие.

 

Коран рассматривает Иисуса как Пророка, рожденного от Духа Бога. Но не обладающего божественными качествами. Вопреки утверждениям Его врагов, они "не убили Его и не распяли, но это только представилось им" (Коран, 4:155-169). Коран почитает Деву Марию как образец целомудрия. В Коране есть глава, названная в ее честь (сура 19), а чистота и набожность ее жизни восхваляются во многих стихах.

Коран предписывает терпимость по отношению к Людям Книги - иудеям и христианам. Коран объявил священными пророческие откровения Бога этим двум общинам, приведенные в Торе и Новом Завете, но обвинил иудеев и христиан в отклонении от Прямого Пути.

Люди Книги были частью уммы, и потому их религиозная свобода, права и собственность охранялись законом. Поскольку им не разрешалось воевать, они платили дополнительный налог.

 

При жизни Пророк читал стихи Корана Своим "писцам", записывавшим откровение на шкурах и костях животных, плоских камнях и табличках. Другие помощники, "чтецы", заучивали божественные слова наизусть.

Абу Бакр (правил в 632 - 634гг.) понимал необходимость сохранения в единой книге всех божественных слов Корана в том виде, в каком их произносил Пророк. Он приказал Зайду ибн Сабиту и другим "писцам" и "чтецам" свести воедино все записи коранического откровения. Однако только третий халиф, Усман ибн Аффан (правил в 644 - 656 гг.), завершил окончательную сверку текста и его запись на курейшитском диалекте арабского языка. Затем он приказал, чтобы несколько копий текста отправили в центры всех мусульманских провинций. Все прочие версии были уничтожены, и в течение последующих 14 веков Коран оставался совершенно неизменным.

"Мусхаф", т.е. Коран в редакции Усмана - это текст, используемый по сей день. Он состоит из 114 сур, расположенных в соответствии с указаниями Пророка: самые длинные суры в начале книги, а короткие - в конце. Мекканские и Мединские откровения иногда перемешиваются, хотя первые посвящены в основном богословским темам, а вторые вопросам права. Названия сур происходят от их основных образов или мотивов; в начале нескольких глав стоят отдельные буквы алфавита, смысл которых остается божественной тайной.

 

 

СУННА

 

Коран обеспечивает полное понимание Бога и человеческой жизни. Однако еще при жизни Пророка и после его смерти мусульмане обращались к словам, деяниям и указаниям Самого Пророка за более подробными наставлениями по вопросам, затрагиваемым в Коране.

Из всего, что Пророк сказал, сделал или разрешил, складывается Сунна (Праведный Путь).

Сегодня Сунна остается для мусульман источником наставлений. Вся Сунна записана в Хадисах (преданиях о Пророке). Сунна дает мусульманам непреложные наставления Пророка. Но она совершенно отличается от Корана, который есть Слово Бога. Коран и Сунна составляют ал-Асл, фундамент ислама. Все верующие в Единого Вселенского Бога, открытого в Коране, и следующие Сунне Пророка Мухаммада будут вознаграждены в день суда: их ожидает Рай. Все неподчинившиеся будут наказаны: им уготован Ад.

 

 

МЕЧЕТЬ

 

В 635 году нашей эры халиф Омар отклонил предложение Епископа Иерусалимского молиться в Церкви Гроба Святого. Он молился на открытом воздухе - там, где сейчас стоит Мечеть Омара. Первой мечетью был двор Пророка в Медине. Впоследствии устройство мечети несколько усложнилось, появились характерные архитектурные признаки. Их можно увидеть в Мечети Омейядов в Дамаске - прекрасном образце соборной мечети. По мере распространения ислама мечети приспосабливались к традициям местной архиектуры, в результате чего возникло множество стилей. Но и в арабских, и иранских, и в турецких, и в индийских, и в африканских мечетях обязательно соблюдаются принципы Мечети Омейядов.

В исламе постройка мечети - достойнейшее деяние. Мечеть должна вызывать чувство умиротворенности, а не восторга. Ислам порицает изображение людей и животных, видя в них зерно идолопоклонства. Мусульмане обратили свое творческое воображение к абстрактным образам, украшая мечети геометрическими орнаментами (основаны на правильных многоугольниках - треугольниках, квадратах и шестиугольниках), арабесками (узоры, основанные на высоко стилизованных растительных мотивах) и каллиграфическими цитатами из Корана.

Во время молитвы верующие образуют длинные ряды, обращенные лицом к "стене киблы".

МИХРАБ (убежище). Это ниша в "стене киблы", указывающая, в какой стороне находится Мекка. Хотя михраб и занимает в мечети центральное положение, это не священный объект: священно то направление, которое он отмечает. В исламе нет богослужений. Прямоугольный молитвенный зал позволяет верующим молиться как можно ближе к "стене киблы" (и, следовательно к Мекке). В исламе нет священников: святость присуща только Богу и Корану, но не какому-то человеку или классу людей. Даже Пророк считается обычным человеком, не обладающим никакими сверхъестественными качествами. (Коран,3:144-145).

МИНБАР (кафедра). Расположен справа от михраба. Он состоит из узких ступеней с перилами, ведущих к платформе, часто покрытой навесом. С минбара произносится полуденная проповедь по пятницам. Пятница - святой день в исламе (Коран,62:9). Когда Имам (ведущий молитву) поднимается вверх для проповеди, он никогда не становится на верхнюю ступень минбара. Она всегда остается свободной в знак превосходства Пророка.

Поскольку в исламе мирская и религиозная жизнь не разделены, проповедь касается не только религиозных, но и общественных, политических и международных вопросов.

ДВОР - очень важный элемент мечети. Он расположен перед молитвенным залом и вмещает избыток верующих. Перед входом на территорию мечети полагается снимать обувь; затем верующие совершают обряд омовения у фонтана, который обычно расположен во дворе.

Во дворе мечети религиозная жизнь общины встречается с жизнью мирской. Здесь члены общины могут молиться, студенты - учиться, путешественники - отдыхать, купцы - заключать сделки, а уставшие духом - находить успокоение в Боге. В крупных мечетях двор может быть окружен аркадой, которая по-арабски называется ривак. Буквально это слово означает "спокойствие" - спокойствие созерцания и учения. Стройные ряды арок помогают, как бы уменьшить масштабы больших молитвенные залов до уровня человека. Многие исламские учителя преподавали принципы веры в тени ривака, так как мечеть одновременно является местом поклонения, духовного пристанища и учебы.

МИНАРЕТ - нужен, чтобы муэдзины могли призвать верующих на молитву. В небольших общинах муэдзин громко поет слова призыва, в крупных городах используются громкоговорители, и призывы во всех мечетях звучат синхронно. Почти во всех мусульманских странах призыв на молитву произносится на арабском языке. Устройство минарета часто зависит от географического положения мечети: в Испании и Северной Африке минарет имеет квадратное сечение, в Турции он округлый, с конической верхушкой, в Египте сочетает округлые и прямоугольные формы, а в Индии иногда бывает восьмигранным и увенчивается куполом.

ТАДЖВИД - чтение нараспев, позволяет верующим эмоционально переживать божественное откровение. Коран следует не только постигать умом, но и чувствовать. Когда муэдзин нараспев читает Коран, он следует установленным мелодическим правилам которые и называются таджвид.

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА

 

Ислам распространился так быстро, что уже через столетие после смерти Пророка (632 г.) мусульманская вера утвердилась на пространстве от Испании до Китая. Ислам - это всемирная религия, но он был провозглашен на арабском языке, - языке, который Бог выбрал для Корана. Поэтому мусульмане используют арабский язык для произнесения молитв, детям дают арабские имена, арабскими надписями украшают посуду, книги, рукоятки кинжалов. Арабские слова пишутся и читаются справа налево. Знание арабского языка совершенно необходимо мусульманским богословам. Ислам оставил след в пяти высокоразвитых цивилизациях, обладающих собственными религиозными традициями: Византийской, Персидской, Берберо-африканской, Тюркской и Индийской.

Распространившись за пределы Аравии, ислам столкнулся с новыми общественными, юридическими и религиозными проблемами, которых ранее не было. Для решения этих вопросов возникли ЧЕТЫРЕ ШКОЛЫ ЗАКОНА (фикх), представляющие различные подходы к иджтихаду - богословскому рассуждению.

1. ШКОЛА ХАНАФИ - утверждает, что основным средством толкования ислама должно служить свободное рассуждение. Поэтому эту школу называют школой мнения.

2. ШКОЛА МАЛИКИ - отвергала свободное рассуждение и утверждала, что мусульманин должен руководствоваться только Традицией Пророка (хадисами). Это направление называют школой традиции.

3. ШКОЛА ШАФИИ - если возникает проблема юридического характера, мусульманин должен попытаться решить ее, обратившись к Корану или Сунне. Если ответ по-прежнему не найден, нужно вынести вопрос на обсуждение всей общины; в качестве окончательного средства используется аналогия с Кораном.

4. ШКОЛА ХАНБАЛИ - по мнению этой школы, мусульманин должен руководствоваться только Кораном и Сунной.

Эти школы Закона оформили интеллектуальную жизнь ислама. Между ними никогда не возникало конфликтов, поскольку каждая школа полностью признает правила и практики других школ. Последователи этих школ составляют почти 85процентов мусульманской уммы. Их называют СУННИТАМИ (последователями Сунны, изложенной в Хадисах).

ШИИТЫ - приверженцы четвертого Халифа, который правил мусульманским миром (в 656-661 гг.). Его приверженцы считают его первым Халифом. Они верят также, что после него явились одиннадцать Имамов, последний из которых скрылся в 874 г., но вновь появится в конце времен как Махди ("Избранный"), чтобы осуществить в мире правосудие. Каждый из двенадцати Имамов обладал божественными силами, которые делали их непогрешимыми в вопросах закона; поэтому один Имам мог управлять всей уммой. И сунниты, и шииты признают первичность Корана и Сунны. Но для решения вопросов вне этих источников сунниты полагаются на соглашение в общине, а шииты - на непогрешимость Имамов.

 

 

ИСЛАМ В РОССИИ

 

В России и странах СНГ насчитывается более 60 больших и малых народов, чьи предки исповедовали ислам. Общая численность мусульман составляет около 54 млн. человек. Наиболее плотно заселены мусульманами государства Средней Азии - Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и расположенный в Закавказье Азербайджан. В СНГ 90 % исповедующих ислам составляют узбеки, казахи, азербайджанцы, татары, таджики, туркмены, киргизы и башкиры.

В России ислам - вторая по числу последователей религия после православия, а мусульман насчитывается более 11 млн. человек. К народам России, исповедующим ислам, относятся более 5 млн. татар, более 1,4 млн. башкир, около 1 млн. чеченцев, более 0,5 млн. аварцев, около 400 тыс. кабардинцев, около 300 тыс. даргинцев, более 200 тыс. лезгин, около 200 тыс. ингушей, около 140 тыс. карачаевцев, около 100 тыс. лакцев, около 80 тыс. балкарцев, В России проживают более 1 млн. азербайджанцев, около 1 млн. казахов, десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков, курдов, а также турки-месхетинцы, крымские татары, пуштуны и представители других народов из разорённого многолетней войной Афганистана.

На территории России мусульман больше всего на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале. Благодаря многовековому взаимовлиянию культур Запада и Востока Россия до сих пор остаётся уникальным евразийским государством, в котором сосуществуют и порой причудливо сочетаются христианская и мусульманская культура.

 

НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

 

С конца 80-х гг. XX в. началось возрождение ислама в России. Повсеместно стали восстанавливать мечети и медресе. На 1 января 1997 г. в России было официально зарегистрировано 2738 мусульманских объединений, из них - 2587 махалла (приходы) при мечетях. В Республике Татарстан число мечетей достигло 700, в Республике Башкортостан - 490, а в Республике Дагестан примерно 3,5 тыс. В столице Дагестана Махачкале стала действовать крупнейшая в России мечеть, вмещающая 8 тыс. верующих. Мечеть появилась и в самой северной точке распространения ислама - в городе Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, где нефтяниками и газовиками работают азербайджанцы, башкиры и татары.

Сейчас начала возрождаться система религиозного образования. Появились воскресные мактабы, медресе с кратким и полным циклом обучения. В них учащиеся наряду с основами арабской грамматики и правописания изучают тафсир (комментарии к Корану), хадисы и историю ислама.

В начале 90-х гг. реформаторы, обвинившие прежнее руководство мусульман в пассивности, раболепстве перед советской властью, в забвении предписаний шариата и моральном разложении, создали во многих регионах независимые от ДУМЕС Духовные управления. Новое поколение духовных наставников осознаёт, что ислам в России находится в глубоком упадке, ведь большинство людей, называющих себя мусульманами, не знают Корана, не читают молитв и не соблюдают морально-правовые нормы ислама.

Большинству мусульман чужды экстремистские проявления веры, которые характерны для других регионов исламского мира. Ислам в России отличается терпимостью к другим верованиям и открыт к диалогу с ними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.91.255 (0.012 с.)