ТОП 10:

Доисламские верования арабов. Мухаммад. Коран. Сунна.



Арабы издавна жили в пустынях Аравийского п-ова. Часть из них были оседлыми земледельцами, часть – кочевниками-скотоводами. В оазисах на старинном торговом пути из Византии в Африку и Индию, к-рый шел вдоль Красного моря возникали города. По ним купцы провозили товары из Азии на Запад. Самыми крупными были г. Мекка и г. Ясриб. Обрасть, через к-рую проходил караванный путь, называлась Хиджаз. В Мекке кажду весну проводились ярмарки. Большинство арабов были язычниками. Каждое племя имело своего бога-покровителя. Мекка уже в то время была главным религиозным центром Западной Аравии. В центре Мекки находилось главное языческое святилище для всех арабов Хиджаза – Кааба, что в переводе с арабского означает «куб». Ключми от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш. Этот храм связан с упавшим на землю священным камнем, к-рому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш. В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курейш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя, а черный камень являлся олицетворением небесной силы Хубала. Вокруг и внутри святилища арабы-язычники поставили более 300 идолов, большинство из к-рых представляли собой бесформенные камни. Около них приносили жертвы и гадали. Например, перед битвой жители Мекки гадали на специально выбранном для этого ритуала верблюде, под расписным балдахином везли небольшой камень к месту сражения: считалось, что божество, воплотившееся в камне, будет покровительствовать «своим» воинам. Арабы-язычники верили: если человек обойдет вокруг Каабы, касаясь идолов руками, он получит от них божественную силу. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь. Подобные действия могли оскорбить религиозные чувства: арабские племена поклонялись разрным богам, но все одинаково чтили Каабу.

В Мекке жили иудеи, христиане, а также ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из религиозных общин себя не причислявшие.

Во время Мухаммеда в Аравии сложились три больших союза племен: хумс, тилла и тулс. Союз хумс составили племена, признающие неприкосновенность Мекки и обеспечивающие ее нейтралитет как общего святилища. Они следили, чтобы караваны торговцев и паломники беспрепятственно проходили в Мекку и обратно. Союз тилла объединял племена Внутренней Аравии, ритуальная практика к-рых предполагала совершение хаджа (паломничества). Союз тулс образовали племена Южной Аравии, на верования к-рых заметное влияние оказали иудаизм и христианство. Население языческой Мекки поколонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах.

Среди бедуинов не было единства – множество племен и родов воевали межу собой за лучшие пастбища. В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере п-ова укрепилась Византия. Торговля была нарушена, бедуины лишались доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ужудшала положение. Объединение раздробленных арабских племен становилось насущной задачей, т.е. только вместе арабы могли противостать завоевателям. Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Пророк Мухаммад [букв. достойный похвалы] – основополжник ислама – родился в 570 г. в доме своей матери, расположенном в 400 м от Каабы; происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш/ День его рождения совпадает с днем его смерти, что согласно исламу, дано ему Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения последнего Пророка в истории человечества. В русском языке встречаются различные варианты написания имени: Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад». По исламским преданиям, во время родов на мать Мухаммада Амину снизошел чудесный свет с неба, а в момент рождения ребенка рухнули идолы в Мекке Хубал и ал-Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (на северо-западе Ирана).

Отец Мухаммада умер, не увидев своего рожденного сына. Через шесть месяцев мать отдала его на воспитание Халиме – женщине из племени кочевников Бану Саад, к-рые пасли свои стада в горных долинах за 200 км к юго-востоку от Мекки. Мухаммад жил 4 года у Халимы жизнью мальчика из кочевого племени. После возвращения в Мекку Мухаммад 2-3 года жил вместе со своей матерью Аминой и рабыней. Когда ему было 6 лет, его мать умерла. На воспитание его взял дел Абд аль Мутталиб, к-рый умер, когда Мухаммаду было 8 лет. Опекуном Мухаммада стал его дядя. Грамоте Мухаммада не учили – он всю жизнь был неграмотный. Он пас стала, нанимался погонщиком верблюдов, выполнял торговые поручения. У него была репутация человека честного и дельного. В 25 лет Мухаммад женился на богатой негоциантке г. Мекки Хадидже – вдове 40-ка лет, пережившей двух мужей. Она – из рода курейшитов, как и Мухаммад. Мухаммад прожил с Хадиджей 25 лет; ее называли впоследствии «мать верующих». У них было 4 дочери, а 3 сына умерли в младенчестве. У своего опекуна он взял на воспитание мальчика Али. Хадиджа подарила Мухаммаду раба араба-кочевника Зайда. Он официально освободил его из рабства и усыновил. Али и Зайд заменили Мухаммаду сыновей. Мухаммаду шел 38-й год.

Через несколько лет после женитьбы на Хадидже с Мухаммадом начались странные явления, внешне напоминающие припадки – вдруг и без всякой причины его тело начинала бить дрожь, как при ознобе, лицо бледнело и покрывалось крупными каплями пота. Случались иногда и судороги. При этом, сознание Мухаммад не терял, но чувствовал невыразимую тоску. Он лжился, с головой закуравшись в плащ, и просил, чтобы на некоторое время его оставили в покое… Странные сновидения и не менее странные приступы были чем-то вроде окна в сверхчувственный мир. Но были минуты, когда Мухаммада охватывало чувство мучительного сомнения и отчаяния… от подозрения, что в сновидениях и во время приступов он вступает в контакт не с миром добра и света, а с ужасным миром демонов. От таких мыслей его охватывала глубокая тоска, избавиться от которой помогали… молитва, созерцание, пост. Треть или половину ночи он проводил в молитве и 3-4 часа ежедневно, но главным в молитве у Мухаммада оставалось «очистительно» значение как мощного средства самовнушения и самогипноза. Практика настойчивого самовнушения осуществлялась Мухаммадом в форме словесных обращений к воображаемому объекту, наделенному безграничной властью и могуществом. Перед началом молитвы он выбирал в 3-4-х шагах от себя какой-нибудь предмет на земле, камень или простую неровность, и затем в продолжение всей молитвы не сводил с этого места глаз. Молился он вслух, громким голосом – громкая молитва позволяет усилить действенность внушения за счет интонации голоса, его тембра.

Когда Мухаммаду было 40 лет, в одну из ночей месяца рамадан 610 г., на горе Хира ему впервые явился во сне некто могучий и страшный и приказал «читать» какой-то свиток. Явившийся опустил ему свиток на грудь, и Мухаммад почувствовал такую тяжесть, будто гора навалилась на него. Затем явившийся преподнял свиток и дважды приказывал читать его. Мухаммад, скованный ужасом, отказывался. Тогда явившийся так придавил его, что ему показалось, что наступает смерть. Мухаммад был напуган и подавлен случившимся и, покинув свою пещеру, бросился домой к Хадидже. «Горе мне! Я поэт или одержимый!», и он рассказал ей обо всем. Но она его успокаивала, что онне поэт и не одержимый; совершенно немыслемо, чтобы им овладели злобные духи, так как Мухаммад добр, справедлив к своей семье, чстен и правдив, кормит бедняков, щедро раздает милостыню. Дни и ночи не покидала Мухаммада мучительная неуверенность и тревога: «Кто явился? Ангел или диавол?» тем более, что он начал приходить по ночам прямо в комнату Мухаммада и Хадиджи, выбирая такое время, когда Хадиджа спала. Мухаммад просыпался и смотрел на отчетливо видимую человеческую фигуру, молча стоящую у дверей. Сердце его бешено колотилось, и холодный пот выступал на лице. Так же молча некто покидал комнату. Хадиджу, которой Мухаммад обо всем рассказывал, эти ночные вижиты встревожили, и она уговорила разбудить ее, когда этот некто явится.

В следующий раз Мухаммад тотчас разбудил Хадиджу, когда ночной гость пришел в их спальню. «Он пришел», – сказал Мухаммад, но Хадиджа никого не видела. Когда она незаметно раскрылась, то таинственная фигура мгновенно исчезла. Хадиджа воскликнула: «О, сын моего дяди, возрадуйся и супокойся! Слава Богу, он ангел, а не диавол», так как по ее мнению, для целомудренного ангела невозможно было оставаться в комнате при виде ее наготы. 3-4 раза в минуты самого крайнего отчаяния представал перед ним некто в человеческом облике, произнося неизменную фразу: «Мухаммад! Ты – пророк Бога, а я Джабрил! (Гавриил)». И каждый раз при виде Джабрила Мухаммада охватывал ужас, поэтому в дальнейшем откровения чаще всего не сопровождались видениями (он слышал только голос). Варака ибо Науфал, двоюродный брат Мухаммада, убедил его, чтос ним происходит то же самое, что некогда с пророком Мусой (Моисеем): к нему обращается Творец.

Так, первое откровение на горе Хира положило начало Корану (что означает «чтение») земному – точной копии небесного подлинника этой книги. При приближении откровения все тело его начинало дрожать, лицо покрывалось крупными каплями холодного пота, голова тяжелела, сознание отключалось. Иногда во время такого приступа, по словам современников, "он ревел, как молодой верблюд".

Мысль, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, была решительно отвергнута Мухаммадом, как унизительная для Божественного достоинства. Первое откровение окончательно убедило Мухаммада в правильности сложившихся у него религиозных представлений, и он уверовал в их истинность и в свою пророческую миссию. Проповедь созданной им религиозной системы начал он в глубокой тайне от посторонних, только среди близких, хорошо знакомых и надежных людей. Первая приняла новую веру – ислам, что означает «предание себя Богу», «покорность», Хадиджа. Затем приняли ислам 10-тилетний Али, двоюродный брат и воспитанник Мухаммада, и юный Зайд, его приемный сын. Мухаммад считал себя таким же пророком как Иисус Христос, но только посланным для обращения арабо-язычников.

За три года Мухаммад приобрел 40-50 сторонников ислама – признание Единого Бога и отказ от идолопоклонства. К концу трехлетнего периода энтузиазм у Мухаммада сменился тяжелой депрессией – гнетущая тоска и безнадежное отчаяние, сомнение своей избранности и пророческой миссии – все чще и настойчивее возвращался он к мысли о самоубийстве. Неоднократно он уходил из дома на рассвете с твердым намерением покончить с собой, бросившись в пропасть, но как только он поднимался на край пропасти, ему являлся Джибрил со словами: «Ты – пророк Бога», – …и к нему на время возвращалось самообладание. Однажды он увидел того ангела, который посещал его на горе Хира. Ангел восседал на огромном троне между тучами и зезмлй, и Мухаммада при виде его охватил ужас. В страхе он вернулся к Хидидже и попросил укрыть его. Закутавшись с головой в плащ, лежал Мухаммад в беседке, когда на него вновь снизоло откровение, и он услышал голос, повелевающий ему приступить к публичной проповеди.

Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона холма ас-Сафа возвестил жителям Мекки о нисполсланном ему Слове Божием. Он призвал отказаться от поклонения идолам и обратиться к единственному Богу – Аллаху. Имя «Аллах», объявил Мухаммад – лишь одно из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Других богов не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. Аллах – тот же Бог, что и Бог иудеев и христиан, утверждал Мухаммад. Просто они получили истинное откровение раньше рарбов и поэтому успели частично забыть, а частично исказить его. Мухаммад был твердо убежден: не только соплеменники, но и иудеи, и христиане прмут его проповедь как очищение их религий, увидят в нем долгожданного Мессию.

После начала публичных проповедей число приверженцев Пророка удвоилось. Следовавших за посланником Аллаха называли мусульманами (от араб. «муслим» – «отдавший себя»). Число их было невелико, однако правители Мекки забеспокоились: небольшая, но сплоченная община могла поколебать веру в святыни Каабы. Заявление Мухаммада о том, что отцы и предки жителей Мекки горят в адском пламени за свое идолопоклонство, вызвало откровенную враждебность, а затем и гонения. По решению Мухаммада часть мусульман перебралась в христианскую Абиссинию (Эфиопию). Проповеди Мухаммада произвели большое впечатление на группу жителей Ясриба (оазиса в 350 км к северу от Мекки), пришедших к Каабе и на ярмарку. Именно они принесли весть о Пророке и его речениях соплеменникам.

Значителную часть населения Ясриба составляли племена аус и хазрадж, враждовавшие между собой. Они давно искали беспристрастного авторитетного судью из людей сторонних. Ясрибцы решили, что Мухаммад вполне подходит для этой роли и согласились признать его посланником Бога и хакимом – арбитром в городских делах. В сентябре 622 г. Мухаммад отправился из Мекки в Ясриб. В отличие от Эфиопии, куда мусульмане вынуждены были переселиться в 615 г., в Ясрибе Мухаммада приняли не как беглеца, а как духовного главу новой общины. Впоследствии Ясриб стал называться Мадинат ан-наби (Город Пророка) или просто Медина (Город). Здесь он провел оставшуюся жизнь, его вероучение стало самостоятельной религией, и были заложены основы нового государства. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

1 января 630 г. из Медины на юг в направлении Мекки выступило войско в несколько тысяч человек. Они вошли в Мекку. Мухаммад проехал на муле через весь город до Каабы, затем распорядился разлить идолов, стоявших вокруг Каабы, выбросить из святилища всех идолов и стереть со стен росписи и изображения. Потом с порога Кааба он обратился к собравшимся жителям Мекки и объявил, что Аллах прощает их, после чего отменил все чета кровной мести, привилегии языческих жрецов, оставив за ними обязанности: охранять Каабу и снабжать паломников водой. По городу прошел глагатай, излагая основы веры. На другой день жители Мекки принесли Мухаммаду присягу повиновения. В 630-631 мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили значительную часть Аравии; Мухаммед стал главой теократического государства.

После завоевания Мекки Мухаммад вернулся в Медину. Отсюда он направил послов в разные концы Аравии и к правителям сопредельных стран с предложением принять ислам. Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии, но и за ее пределами, Мухаамад начал готовить военный поход на север, но тяжело заболел. Он поручил обязанности имама (дословно – «предстоятель на молитве»; затем имамом стали называть главу мусульманской общины) абу Бакру и в тот же день, 8 июня 632 г., на руках своей жены Айши он умер.

Абу Бакр стал преемником посланника Аллаха – халифом. Вместе с другими соратниками он предпринял ряд удачных военных походов, в результате к-рых образовалось сильное мусульманское государство. Через несолько десятилетий территория халифата охватили всю Северную Африку и Испанию, а также Египет, Ближний Восток, Иран до границ с Индией и Среднюю Азию. Ислам стал мировой религией. Уже через постолетия после смерти Мухаммада в мусульманской общине образовалось несколько религиозно-политических группировок,разделившихся в свою очередь на течения, школы, группы. Это вполне соответствовало предсказанию самого Пророка о том, что после его смерти община распадется на 73 направления. Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд. чел.Ислам не наделяет Мухаммада сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Мухаммад – совершенный человек, и жизнь его – наилучший пример для подражания. Среди мусульман широко распространились молитвы, включающие просьбы к Мухаммаду о заступничестве, исцелении и содействии в конкретных делах. Общепризнанным стало представление о чудодейственной силе могилы Пророка и талисманов с его именем.

Ислам – религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман Коран от араб. «ал-куран» – «чтение вслух»). Это – собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Сначала откровения передавались в общине – умме – только устно, по памяти. Некоторые из откровений последователи Пророка записывали по собственной инициативе. Пока наконец в Медине по указанию Мухаммада не стали постоянно вести записи. Первые полные тексты откровений появились после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Они отличались друг от друга количеством и порядком откровений, написнием отдельных слов. Решение составить общий текст, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, лично слышавших Мухаммада, было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Позже для удобства запоминания и декламации текст был поделен на 30 джуз (частей) и 60 хизб (отрезков).

Коран – основной источник мусульманского вероучения , понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Коран содержит 114 сур разной величины. Перву суру «Ал-Фатиха» («Открывающая») обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной.

В первые десятилетия своего существования мусульманская община не располагала сводом норм и правил, к-рые регулировали бы жизнь верующих. При Мухаммаде в таком своде не было надобности, ибо все затруднения решал он лично. После его смерти ситуация осложнилась. Коран давал ответы далеко не на все вопросы. В нем встречались противоречия, требующие разъяснений. Получить их можно было, например, из воспоминаний ближайших сподвижников Пророка о подобных случаях. Но живыъ свидетелей с годами становилось все меньше, и приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал то или иное предание из уст людей, близких к Пророку. Эти предания, хадисы, собирали и записывали. Так появилась Сунна. После смерти Мухаммада халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практические вопросы с помощью Сунны. Сунна (букв. – «образец», «пример»; полное название «Сунна посланника Бога») – Священное Предание ислама. Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как источниек сведений о том, какое поведение или мнение являетя богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования. Уже спустя несколько веков после смерти пророка Сунна стала почитаться наряду с Кораном.

 

43. Шариат, «пять столпов Ислама». Исламское богословие.

Шариат (от арабского букв. «надлежащий путь»; «глукое знание») – это совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, к-рыми мусульмане должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Шариат – это «мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь». Шариат не только регулирует внешнее поведение каждого последователя ислама, но и определяет мотивы его поступков, требует сознательного исполнения «Божьего завета».

Различные направления и правовые школы ислама вкладывают в понятие шариата разный смысл. Для одних знатоков веры шариат – только те положения Корана и Сунны, которые предписывают конкретные действия. Для других это понятие включает и такие положения, к-рые выводятся из Корана и Сунны в помощью логических приемов. Наибольшее признание получила точка зрения, что шариат нельзя свести к ограниченному набору првил и точных рекомендаций. В Коране и Сунне зафиксированы нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей (ибадат) и характер отношений мусульман (муамалат). Ибадат представляют вечные установления, отражающие постоянные, не подверженные переменам духовные потребности верующих. Муамалат не имеет четких определений. Говоря о взаимоотношениях мусульман, Коран и Сунна устанавливают лишь общие ориентиры и принципы. В каждой конкретной ситуации с помощью толкований Корана и Сунны можно найти верный способ действия.

Формируется шариат (мусульманский закон) из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах. По сей день он остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Пять основных обязанностей (столпов) (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) «Исповедание веры» – шахада – словесное свидетельство, выражаемое фразой: «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Бога». Возникла шахада, как молитвенный возглав, к-рым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Воины, павшие в битве с врагами ислама, назывались шахидами («мучениками»). Шахада утверждает, что мусульманин должен поклоняться только аллаху и повиноваться всему, что предписано Мухаммадом от имени Аллаха.

2) Каноническая молитва – салат, т.е. «молитва», по-персидски «намаз». Совершается по строго определенным правилам, к-рые сложились еще при Мухаммаде. Молитва может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее, индивидуальной. В пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети. Ежедневных обязательных молитв пять.

3) Пост – саум – обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан. Пост установлен Мухаммадом в 624 г. Он состоит в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются. Открытое пренебрежение постом и его демонстративное нарушение рассматриваются как богохульство и наказываются по закону.

4) Налог в пользу нуждающихся мусульман – закат (араб. «очищение») – обязательная милостыня, к-рая «очищает» души верующих от скупости и себялюбия. Те, кто его платит, получают моральное право пользоваться богатством, благоприобретенным имуществом. Взрослые мусульмане уплачивают закат в размере 2,5% стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продукотов земледелия – в размере 10%. На практике закат превратился в налог, расходуемый на государственные нужды.

5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы один раз в жизни. Тот, кто не можит этого сделать сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Мусульманин, к-рый совершил хадж, получает право носить белую чалму (в то время как зеленую чалму носят только сайиды, потомки Мухаммада) и почетную приставку к имени – хаджи.

Исламское богословие.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...» — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

В Коране рассказывается о том, как Бог создавал мир. Он творил его с помощью животворящего слова «кун» («будь»). Два дня заняло творение неба и земли, к-рые вначале были единым целым. Небо было создано из дыма и составлено из семи сводов. На самом верхнем помещался трон Божий, на ближнем к земле своде располагались солнце, луна, звезды, а также созвездия Зодиака. 4 дня ушло на творение того, что находится на Земле. Все это было создано Богом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божие. Но возгордившийся человек не оценил милости Бога.

Раньше людей, сказано в Коране, Бог создал ангелов и демонов (т.е. получается, что Бог сотворил зло). Один из высших ангелов Иблис отказался поклониться Адаму, «заместителю Бога на земле», и в наказание за это был низвергнут на землю, обречен в конце времен на адские муки. Ангелам состворение человека не понравилось, вероятно, потому что они предвидели то зло, к-рое может последовать от потомков Адама. Чтобы убедить ангелов в превосходстве человека, Бог научил его именам всех созданный вещей, а потом предложил ангелам назвать их. Они не смогли этого сделать, а Адам, разумеется, назвал все имена. Убедившись в его превосходстве, ангели пали ниц перед Адамом, когда Бог приказал поклониться ему. Только один из высших ангелов Иблис не стал кланяться, заявив, что он, будучи создан из огня, не станет кланяться тому, кто создан из глины (как же такой гордый ангел, не признающий дел Божиих, мог находиться перед престолом Божиих в теснейшем общении с Ним?) За свою гордыню Иблис был низвержен с небес, но получил отсрочку для того, чтобы вредить людям, сбивая их с пути, угодного Богу. Иблису, называемому шайтаном (сатаной), помогает сонм демонов – джиннов, сотворенных из огня и дыма. Некогда часть джиннов подчинялась пророку Сулейману (Соломону) и по его велениям творила благие дела. После смерти Сулймана они вновь вернулись к иблису. Мухаммад адресовал свою проповедь не только людям, но и тем джиннам, к-рые уверовали и помогали распространению ислама (бесы не могут каяться, значит распространению ислама помогали демоны).

Мысль, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, была решительно отвергнута Мухаммадом как унизительная для Божественного достоинства.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного Бога, 2) ангелов, 3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада), 4) Божьих пророков и посланников, 5) Судный День, конца света и воскресения во плоти, рай и ад, воздаяние и наказание. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).

Но разные мусульманские течения создали своды преданий, отличающиеся друг от друга, поэтому описания рая, ада, загробных странствий души и конца света в них подчас не совпадают. Однако общая эсхатологическая картина примерно такова: перед концом света Иблис пошлет в мир своего приспешника, стралного ал-Масиха ад-Даджжала, лжемессию и искусителя, к-рый будет выдавать себя за истинного Мессию – Ису (Иисуса) или Махди (Спасителя). Ниспосланный на Землю Иса (Иисус) победит лжемессию и восстановит истинную веру, а вслед за тем настанет Судный день.

Ислам считает Мухаммада последним Пророком, а первым из посланников, к-рые обеспечивали связь Бога и человека, был Адам, за ним следовали Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус) и аравийские доисламские пророки Шуайб, Худ и Салих. Согласно исламу, Авраам принес в жертву не Исаака, а Исмаила. Поэтому потомство Исмаила благословлено Богом, а от этого потомства произошли все арабские племена. Ислам мусульмане представляли и представляют как истинно благую старину. Во многом именно благодаря этому религия была принята язчниками-арабами.

В 10 в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют около 10%. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).

 

44. Шиизм.

Слово «шииты» происходит от арабского «шиа» – «приверженцы», «партия». Практически сразу после смерти Мухаммада возник вопрос о том, к кому же перейдет власть в общине, кто станет халифом («преемником»). Часть общины отвергла сам принцип его избрания, считая. Что главой мусульман достоин стать только кровный родственник Мухаммада, ибо только на него может перейти Божественная благодать, осенявшая основателя ислама. По мнению этих мусульман, таким преемником мог быть только Али ибн Аби Талиб – двоюродный брат пророка, женатый на его дочери Фатиме. Сторонники Али не признали законным ни одного из первых трех халифов (абу Бакра, Умара и Усмана) и, основываясь на словах Мухаммада, называвшего Али своим другом и духовным преемником, провозгласили имамом Али. Это и привело в начале 2-й пол. VII в. к формированию шиитского течения в исламе, явившегося по сути первым расколом в мусульманской среде.

В 656 г. в Медине был убит халиф Усман. Мятежники передали власть имаму Али в надежде, что он вернет общину к тем принципам равенства и справедливости, к-рые существовали при Мухаммаде. Его противники выдвинули своего ставленника – Муавию, наместника Сирии. Уже после битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» («люди Сунны и согласия», т.е. традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши'ат Али» — партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», — экзотерическому (захир).

Али за 5 лет правления не сумел объединить общину и в 661 г. был убит. У шиитов есть толкования Корана, обосновывающие божественность Али. В ряде течений шииты доходят до прямого обожествления имама.

После гибели Али борьба за власть продолжилась. Шииты считали, что власть должна перейти к внукам Мухаммада, сыновьям Али, – Хасану и Хусайну, но они были также убиты. Шииты не прекратили борьбу за власть, и позже в исламском мире возникали шиитские государства – имаматы. Верховная религиозная власть (имамат) в шиитских общинах переходила из поколения в поколение среди потомков Али.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.75.58 (0.015 с.)