ТОП 10:

Грандиозный мир Елены Блаватской



Елена Петровна Блаватская

 

С именем Елены Петровны Блаватской связаны многие события, факты, имена мировой истории и культуры. В ней соединились и новый этап эволюции человечества, и новые знания, и новый человек. Мы можем говорить о Е.П.Блаватской как об универсально образованной женщине, отвечающей наиболее высокому идеалу культурной личности. Она была философом, ученым, писателем, пианисткой, художницей, просветителем в самом широком и масштабном понимании этого слова. Она как бы олицетворяла собой извечные начала истины, глубинную и всеобъемлющую реальность. И при этом все окружавшие Елену Петровну отмечали ее огромную нежность и доброту, неизменную готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем помогать людям.

 

Жизнь Е.П.Блаватской – это постоянное, непрекращающееся движение. Вначале – поиск сокровенной мудрости и носителей этой вселенской правды, затем – передача человечеству великих знаний. Ей пришлось пройти долгий жизненный путь: побывать на всех континентах, изведать и суровость природы, и людское предательство, но и радость познания и служения истине.

 

Начало пути

 

Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 года в Днепропетровске (Екатеринославе), в доме, который сохранился до наших дней. Ее крещение произошло при весьма примечательных обстоятельствах, когда при свершении таинства случился пожар. И младенец, таким образом, получил и водное, и огненное посвящение. Мать девочки, Елена Андреевна Ган, была известной писательницей, критики называли ее «русской Жорж Санд» и признавали необыкновенным явлением в отечественной литературе. Бабушка Елены Петровны по матери, Елена Павловна Долгорукая, была прекрасно образованным человеком, она превосходно рисовала и серьезно занималась археологией, нумизматикой, ботаникой, при этом переписываясь с европейски известными натуралистами. Для своего времени она была поразительно ученой женщиной, оставившая более 70 томов своих рисунков цветов, древностей, монет и скопированных ею редких экземпляров сочинений. Елена Павловна сама воспитывала и учила своих детей. По словам Елены Андреевны, ее мать была «кормилицей, няней, наставницей, нашим ангелом блага на земле», которая своей «бесконечной, бескорыстной, всем жертвующей привязанностью» осчастливила детство трех дочерей и сына. О внучке, будущей Елене Блаватской, бабушка пеклась не менее чем о собственных детях. Ее доброта распространялась не только на близких: она занималась широкой благотворительностью и спасла от голода немало семей и основала сиротский приют. Елена Павловна была глубоко и искренне верующим человеком и в таком же духе воспитывала детей. Она учила их, что «премудрый и добрый Бог» все устроил в мире «прекрасно и полезно».

 

Для маленькой Елены рано началась кочевая жизнь, поскольку места стоянок батареи ее отца, Петра Алексеевича Гана, артиллерийского офицера, часто менялись. Деда, Андрея Михайловича Фадеева, находившегося на государственной службе, тоже могли перевести в любую губернию. В дальнейшем Елена Андреевна с детьми жила то у мужа, то у родителей, и Елена Петровна, путешествуя с ранних лет, имела возможность общаться с разными людьми и культурами, как бы готовясь к будущим странствиям. После Екатеринослава последовали, не раз повторяясь, Одесса, местечки Малороссии, блистательный Петербург, калмыцкие Астрахань и Саратов, «басурманский» Тифлис.

 

С самого рождения Елена делается предметом горячих материнских забот. Елена Андреевна учит ее грамоте, языкам, танцевать, играет с ней на фортепиано и радуется необыкновенным способностям и уму своей маленькой дочери. Девочка подрастала и развивалась быстро, поражая своих близких особенной искренностью, добротой, смелостью, готовностью все отдать неимущему, все сделать для друга и на все решиться в защиту обиженного, при этом она никогда не помнила зла и обид. Но здоровье Елены Андреевны стремительно ухудшалось, и в 1842 году она уходит из жизни. После ее кончины детей увезли в Саратов к деду и бабушке. Опять новое странствие по неоглядным российским просторам.

 

Для Елены с детства природа жила своей таинственной жизнью. Она слышала голос каждой формы, каждого органического и неорганического тела и знала, что им присущи сознание и жизнь. Поэтому ее так привлек столетний пасечник в Саратове, знавший заветные свойства трав и цветов, у которого она училась понимать язык пчел, птиц и зверей. Одаренная с малых лет незаурядными способностями и постоянно растущими психическими силами, девочка хотела понимать эти явления. Она многое узнала из книг, которые достались бабушке от ее отца князя Павла Долгорукого. С живейшим интересом были прочитаны, когда ей не было и пятнадцати лет, сотни трудов по натурфилософии и алхимии. Но только позже, странствуя по Востоку, она смогла полностью постигнуть эти предметы.

 

В шестнадцатилетнем возрасте Елена Петровна попадает в Грузию, куда дед Андрей Михайлович был назначен управляющим Закавказским краем. Через два года она обвенчалась с Никифором Васильевичем Блаватским. Но семейная жизнь быстро закончилась. Елена отказалась выполнять свой супружеский долг. И окончательно порвав с прошлым, она уехала в Константинополь, отправившись путешествовать по Египту и странам Европы.

 

В поисках неведомого

 

Постоянно звучавший внутри голос звал на поиск истины. В Афинах, Париже, Египте, на Евфрате, у вертящихся дервишей, арабских магов, раввинов-каббалистов Елена искала свой философский камень. Но нигде не находила его. И здесь перед ней возникла фигура ее Покровителя из детских видений и снов. В день своего двадцатилетия, 12 августа 1851 года, в лондонском Гайд-парке она встретила своего Учителя. Это был благородный на вид, очень высокий индус, прибывший в Англию с индийскими принцами. Он сказал, что ей придется провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению одной важной миссии. И вскоре Елена Петровна выехала в Индию через Северную Америку. В Новый свет ее манили тайные знания индейцев. Но столкнувшись с печальными примерами духовной деградации коренных обитателей и с опасными шаманскими практиками, она предпочла уехать странствовать по Центральной и Южной Америке. И уже оттуда она отбыла на Цейлон и в Бомбей. Два года Блаватская путешествовала по Индии, пыталась попасть в Тибет, но вмешательство британского представителя расстроило ее планы. После этого она опять прибывает в Англию, где происходит еще одна встреча с Учителем. Затем последовали Нью-Йорк, Чикаго, и – через Скалистые горы с караванами переселенцев – Сан-Франциско, берег Тихого океана. И оттуда вновь Индия, новые недолгие скитания по Кашмиру и Лахору. После этого на горизонте возникали Россия, Персия, Сирия, Ливия, Иерусалим, Египет, Греция, Венгрия, Балканы, Италия, где она сражалась под знаменами Гарибальди и получила несколько тяжелых ранений.

 

Путешествуя по Востоку, исследуя тайники его покинутых святилищ, ум Елены Петровны постоянно волновали вопросы: «Где, кто, что есть Бог? Кто видел когда-нибудь бессмертный человеческий дух и смог убедиться в его бессмертии?» И ответ нашелся при соприкосновении с мудрецами Востока, похожих на ее Учителя. Они, наделенные огромными способностями и глубокими познаниями, управляющие силами природы, показали, что при объединении науки с религией существование Бога и бессмертие человеческого духа могут быть доказаны так же, как любая математическая теорема. Блаватская убедилась, что в восточной философии нет места ни для какой другой веры, кроме абсолютной и непоколебимой веры во всемогущество собственного бессмертного «я» человека. И это всемогущество происходит от родства человеческого духа с Вселенской Душой – Богом.

 

В 1868 году Блаватской было предписано Учителем вновь отправиться в Индию. Так началось давно намеченное путешествие в Тибет. Три года напряженного постижения высшего знания прошло под руководством более высокого разума, мудрецов Востока, в различных недоступных местностях. Часть путешествий по Индии и Тибету вошли в книгу Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», вышедшей впервые на русском языке в 1883 году. Она в беллетристической форме описывала свои странствования с Учителем, который выведен в книге под именем Гулаб-Синга. В поисках сокровенных знаний Востока ее внимание останавливается на учениях индийских мудрецов, и особенно занимает братство радж-йогов. Члены этого братства, посвященные в таинства сокровенных наук, владеют всеми секретами, и для них нет тайн в природе.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.005 с.)