ТОП 10:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАСОНСТВА. РОЛЬ В ИСТОРИИ



Европа

В научной литературе считается, что до XVII века масонство носило "практический" характер, то есть так или иначе было связано с профессиональной деятельностью строителей. 1600 год стал своеобразным рубежом в истории масонства. От этого времени сохранилось первое документальное свидетельство о том, что в ложу вольных каменщиков был принят человек, никакого отношения к строительным профессиям не имеющий, - представитель знатного шотландского рода, лорд Босуэлл.

Однако проникновение "непрофессионалов" в ложи франкмасонов, вероятно, началось значительно раньше. Между средневековыми ремесленными товариществами и ложами масонов нового времени существовали какие-то промежуточные образования. Наиболее известным из таких образований был легендарный "Орден Розенкрейцеров",с его историей связаны имена величайших магистров тайного знания, одним из них был прорицатель, ясновидец, врач и ученый – Мишель Ностердамус (1503-1566), оставивший пророчества относительно важнейших событий вплоть до нашего времени. Роза, крест, пеликан, кормящий своей кровью птенцов, окаймленные масонским циркулем, - символ тайного общества Розенкрейцеров. Из этого следует, что предыстория масонства теснейшим образом связана с магией и алхимия, оккультизмом и тайнознанием.

Первоначально эта организация имела в виду помощь своим собратьям по строительству, без различия веры и национальности. Но позднее к ним стали примыкать люди разных сословий и званий, преимущественно ищущие, которые уходили от трудной, тяжелой и непонятной жизни туда, где была свобода мысли и веры, где была терпимость ко всем и где все были друг другу братья. Хотя вновь прибывшие не принадлежали к сословию каменщиков, строителей зданий, но они были продолжателями Божьего дела на земле, были строителями истинных форм жизни. Поэтому ни первоначальная программа,ни ритуалы, обряды и символы основателей ордена каменщиков не были упразднены, но лишь расширены и дополнены.

Но с учением масонов и розенкрейцеров произошло то, что неизменно происходит со всяким учением Света. По мере распространения всякое учение теряет свою первоначальную чистоту, постепенно искажается и затемняется. Такова человеческая природа. Во всякое учение люди вносят свои поправки в угоду своим желаниям и своим эгоистическим стремлениям, и при помощи этих учений начинают осуществлять свои намерения и цели. Но раз такой отход от великих идеалов, данных в первоначальном учении произошел, то Великие Силы Света и от такого начинания тоже отходят. Они предоставляют такие организации их собственной участи и продолжают поддерживать отдельных лиц и такие ложи, которые остались верными первоначальной чистоте учения.Поэтому А.и. Клизовский с полным основанием утверждает, "что в настоящее время нет такого центра, который объединил бы и руководил бы всеми масонскими ложами, какие в данное время существуют. Многие государства имеют ложи, которые служат интересам только своего государства, своей нации или своей религии. В современное масонство внесена политика, коммерция, протекционизм и служение не общему, но личному благу. Не имея общего руководящего центра и общих руководящих идей, современное масонство разделилось на множество самостоятельных лож, которые ведут самостоятельную политику и среди них есть, как ложи более или менее светлые, так определенно вредные и даже темные. Ввиду этого полагать, что современное масонство представляет грозную сплоченную силу, которая держит в своих руках судьбу планеты, не приходится. Каждая масонская ложа имеет силу и пользуется известным влиянием в своей стране и в своей сфере деятельности".

Со второй половины XVII века масонские ложи окончательно утрачивают свои "профессиональный" характер, но сохраняют название, ритуал, и символику вольных каменщиков, внутреннюю иерархию ложи. Во всех масонских ритуалах сохранилась идущая от средневековья огромная тяга к воссоединению с миром духов, вера в возможность магического воздействия, апелляция к тайным силам. Все это в XVIII веке сосуществовало с оптимистическим рационализмом Просвещения. Провозглашавшиеся масонством идеи братства, равенства, свободы и прав человека не препятствовали последовательному соблюдению иерархических принципов его организации. Уже не церковь, но еще не партия – таким было масонство при своем возникновении в начале XVIII века.

Первая масонская ложа появилась в 1717 г. в Англии. Политические ориентации масонства неоднозначны, однако его "прессингующее просветительство" в адрес властных структур, а через них и управляемых, часто вызывают реакцию отторжения со стороны, как правительств, церквей, определенных политических партий, так и масс. Реальное влияние масонства часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций.

В XVIII веке число масонских лож в странах Европы стремительно растет. Масонство приобретает космополитический характер. Формируются самостоятельные "ветви" масонства – англо-шотландская, французская и другие с присущими им особенностями обрядов.

Большинство крупнейших деятелей Просвещения и тех, кто считал себя принадлежащим к интеллектуальным слоям общества, в годы, предшествовавшие Великой Французской Революции, вступали в ряды вольных каменщиков. Это стало своеобразной модой и знаком элитарности.

Среди масонов было немало тех, кто в конце столетия принял самое активное участие в Великой Французской Революции. Это дало основания для возникновения версии, что масонство сыграло решающую роль в подготовке и осуществлении революционных событий конца XVIII века.

В конце XVIII и первой четверти XIX века отношения между государственной властью и масонами в ряде Европейских государств весьма обострилось, и это привело к закрытию многих лож. В тайных обществах стали видеть угрозу официальной власти. В Австро-Венгерской империи участие в масонских ложах каралось как государственная измена. Аресты масонов начались в Италии и Германии, В Испании и Португалии они становились жертвами инквизиции. Во Франции немногие сохранившиеся ложи попали под надзор наполеоновской полиции. В ХХ веке масонство исчезло в СССР, а затем в странах Восточной Европы, преследовалось при нацизме.

Один из исследователей масонства утверждает: "Убежден, что масонству изначально присущ политический характер. При этом, когда я говорю о политике, то вовсе не утверждаю, что все масоны должны придерживаться одной точки зрения. Поскольку масонство столетиями публично открещивалось от политики, фактически занимаясь ею, оно вызывало на себя мощный огонь критики. … Не масонство подняло восстание американцев против английского империализма. Но наиболее решительными участниками этого восстания были масоны. Вашингтон стал Вашингтоном, поскольку он был масоном. Боливар построил Большую Колумбию, Хуарес – современную Мексику. Это все масоны!"

Выступая перед избирателями (20.09.1876), британский премьер Дизраэли заявил: "Правительства нашего века имеют дело не с одними только другими правительствами … но и с тайными обществами, которые по сей день в состоянии аннулировать любые соглашения. Они имеют по всюду своих агентов, без колебаний, прибегающих к убийствам и способных, если им это нужно, вызвать массовую агрессию".

Современник Дизраэли, глава католической церкви в Англии, кардинал Маннинг, выразился не менее ясно (1.01.1897): "Ходом происходящих событий управляют не императоры, короли или иные правители. Есть нечто стоящее над ними и позади них, и оно покажет свое лицо в тот момент, когда армии всей Европы окажутся втянутыми в громадную войну. Революция, тайно действующая в подполье, сочтет этот момент подходящим, чтобы выйти наружу".

К началу 20 века французское масонство состояло из 4-х отдельных Послушаний. Это слово иногда в русских масонских документах переводится, как Устав, или не переводится вовсе.

Так называемое “правое” Послушание, Великая Ложа Франции (Grande Loge de France, GLDF), узаконенная в 1894 г., в сущности, не может быть названа по-русски “правой”, скорее - умеренной. Она отличалась от так называемого “левого” Великого Востока (Grande Orient de France. GODF) немногим: в ней состояли либералы, а не радикалы, степеней было 18, а не 33. И атеисты в ней считались нежелательными, в то время, как Великий Восток принимал всех: верующих, безразличных к религии, и атеистов. Между этими двумя Уставами возникали время от времени конфликты; поводом для одного из них в 1930-х гг. стал спор о Великом Архитекторе Вселенной (он же Великий Геометр). Откровенно антиклерикальный Великий Восток отказывался допустить в свой словарь этот термин, а Великая Ложа. созданная в традициях Шотландского Масонства, желала его сохранить. Страсти в конце концов утихли, каждый остался при своем, и братья обоих Уставов до начала Второй мировой войны не только бывали гостями друг у друга на “сессиях” (собраниях) и “агапах” (ужинах), но часто входили в оба Устава, как члены одной организации.

Так называемое “среднее” Послушание состояло из нескольких лож и ближе всего примыкало к Великому Востоку, оно было наиболее либерально и, в отличие от остальных лож, в ложу “Аврора” женщины не только допускались, но и играли в ней ведущую роль. Ложа "Les Droits de l'Homme" (“Права Человека”) была. главным образом, занята защитой гражданских прав, т. е. защитой французских граждан от самого государства. Ритуалы здесь были сокращены до минимума, и хотя клятва тайны строго соблюдалась, но на сессии допускались гости, мужчины и женщины, друзья “братьев” и “сестер”. “Аврора” была как бы ответвлением Великого Востока.

Ложа “Права Человека” открылась в 1893 г. во Франции и Бельгии, и ее забота о равенстве всех перед законом была близка сердцу русских и французских либералов, особенно женщин - в эти годы во Франции женщинам запрещалось иметь собственные средства, открывать на свое имя коммерческие предприятия, а также иметь недвижимость или собственный текущий счет без разрешения отца или мужа и т.д. Но Великая Ложа с принципами “прав человека” не спорила, это видно из неопубликованного секретного отчета русской ложи “Лотос”, в котором говорится не только о дружеских отношениях между братьями всех трех Послушаний, но и о частом присутствии братьев Великого Востока в храме Великой Ложи, и наоборот, а также о том, что некоторые братья, принадлежавшие к Шотландскому Уставу (Великой Ложе), даже просили допустить их к “работам” (собраниям) Великого Востока.

К началу 80-х гг. Британская энциклопедия отмечала, что из шести миллионов масонов четыре проживали в США и один миллион в Великобритании. Согласно Всемирной энциклопедии за 1986 г., в США насчитывалось 3,25 миллиона масонов, а в остальном мире – полтора миллиона.

Украина

 

На Украине масонство родилось довольно поздно, и широкого распространения не получило. Пересматривая «Хронологический указатель русских лож», напечатанный приложением к известной книге Пыпина «Русское масонство», увидим, что прошли десятки лет, с тех пор как появилось масонство в Росси, и аж тогда только зашло оно и на Украину. Первой ложей, о которой наталкиваемся в сведениях, на Украине была киевская ложа «Безсмертия»; основали ее в 1784 г. русские офицеры, но без единой, можно думать, связи с русским масонством, так как подлежала она непосредственно Большому Востоку Польскому. Так же принадлежали к Польскому Большому Востоку и другие из известных нам масонских лож на Украине конца XVIII ст.: ложа Трех Колонн в Киеве, очень недолговечная; воинская ложа Минерви в Кременчуге, которая перешла сюда, скорее всего, из Немирова («находилась прежде в Польше»); житомирские ложи Рассеянного Мрака («Des Tenebres Dispersees») и Всхода Житомирского; ложа Совершенной Тайны («Doskonalej Tajemnicy») в Дубне на Волыни и т.п. Очевиден тот факт, что начало масонства на Украине было откликом расцвета масонской организации в Польше. Одна немецкая газета сделала в 1787 г. подсчет русских и польских лож: первых зарегистрировано 145, вторых — 75; из этого довольно почтенного числа разве что каких-то 4-5 лож приходится на Украину. Немного спустя масонское движение на Украине, которое зависело целиком от польского масонства, замирает совсем и возобновляется уже только в 20-х гг. Оказывали содействие этому новые политические обстоятельства в Польше, а отчасти и в Росси вообще, которые стимулировали образование тайных организаций.

В. Семевський обозначает русское масонство в основных чертах его идейного содержания как течение аполитическое, которое искало ответ на проклятые вопросы жизни в индивидуалистической моральной науке, а не в общественной работе. Что касается этого, то русское масонство было полнейшей противоположностью масонству польскому, насквозь одетому в политические цвета. Но на Украине масонство из русских источников начало появляться лишь тогда, когда оно само к определенной мере утратило уже свой первоначальный характер аполитичности и стало изымать из себя активные элементы, которые снабжали готовые кадры для тайных обществ с преимущественно политическими задачами.

На Украине масонство просуществовало очень недолго, и вскоре дух нового времени сказывается уже в других организациях, прежде всего в тайном обществе Объединенных Славян. Выросло это общество из масонских элементов 1823-го, но поставило себе уже далеко конкретные и сугубо политические задачи. Правда, еще и это общество специально об Украине не вспоминает, но влияние местного общества в общей форме обнаруживается пока что в интересе судьбой славянства, которое чрезвычайно характерно, — федералистичной идеей, какую общество развернуло очень широко и ярко. Родиной федеративной мысли была Украина: только здесь эта идея могла родиться и вылиться сразу же в такие чрезвычайно выразительные и яркие формы. «Общество, — писал один из главных его членов, — имело главной целью освобождение всех славянских племен от самовластия, уничтожение существующей между некоторыми из них национальной ненависти и соединение всех обитаемых ими земель федеративным союзом».

Этим объясняется и то, почему масонство на Украине предрасположило к себе недоброе правительственное внимание намного раньше, чем это произошло в России. Масонские ложи на Украине запрещены уже 12 марта 1819 г., тогда как в Польше очередь на запрет пришла аж 25 сентября 1821 г., а по всей России — только 1 августа 1822 г.

Социальные и национальные различия, которые на Украине были глубже и виразительнее, направляли здешнее масонство, даже против воли его, в политическое русло и придавали ему определенную национальную окраску. Масонство на Украине, естественно, силой вещей и обстоятельств, выходило из границ невыразительного мистицизма и приобретало выразительные политические формы, сплачиваясь под тайной формой и перерождаясь в тайные общества с освободительными задачами. Вместе с тем масонство на Украине проявляет тенденцию по крайней мере стать украинским масонством с искренне национальной целью освобождения уже своего народа.

До последних этапов своей эволюции масонство на Украине не дошло и так и не превратилось на украинское: эта естественная эволюция остановилась, и она пошла другими путями — через известные уже нам тайные общества.

Но, даже остановившись в начале дороги, масонство на Украине свою роль сыграло и должно быть упомянуто в развития украинской национальной идеи. Через него XVIII в. со своими еще свежими автономистическими традициями и соревнованиями подает руку национально-общественному украинскому движению середины XIX ст.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Некоторую иллюзию могущества масонов составляет то обстоятельство, что появилось много разных организаций, которые не имея ничего общего с масонами, тем не менее, проповедуют в искаженном виде некоторые из тех идей, которые составляли сущность учения масонов, ибо эти идеи, имея своим источником божественную мудрость, всегда жили и будут жить среди человечества. Точно также есть незначительные и ничтожные организации, которые для придания себе значительности переняли некоторые масонские ритуалы и обряды, которые совершают без всякого смысла и понимания их внутреннего значения, между тем человека неопытного это наводит на мысль, что он имеет дело с организацией масонов.

В действительности же не масоны и не евреи направляют ход событий на земле, но космический закон причин и следствий, направляемый Великими Силами Света. События на земле есть следствие, а причиной является сам человек, его желания, мысли и устремления. Если бы люди не стремились к соперничеству, к захватам и завоеваниям, то никогда бы не было следствий - войн и революций с их бедствиями, что одновременное существование как светлых, так и темных организаций есть неизбежное следствие течения эволюции жизни. Этим достигается отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых. И в то время как зрелые плоды человеческой эволюции высшим сознанием чуют Свет и устремляются к источнику Света, незрелые не видят этого Света.

Как любое явление масонство имело свои расцвет и упадок на определенных стадиях развития, для меня основная философия масонства близка как человеку, но эту философию некоторые политики использовали для завоевания господства над умами людей и использовали после этого свою власть в недостойных человеку целях, что привело к недопониманию и отрицательному отношению к понятию масонства. Как явление оно и в будущем требует более полного исследования его, в истории человечества, и в последствии займет достойное для него место.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем: М., 1990.

2. Основи політології курс лекцій / Під ред. проф. Н.І. Сазонова. – Харків, 2003. – 512 с.Основи політології (Курс лекцій): Навч. посібник. – Харків: ХДТУСГ. – 2004. – 489 с.

3. Основы политологии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Н. Сазонов, Б. Решетняк, А. Авксентьев и др.; Под ред. Н. Сазонова. – Харьков: Основа, 1993. – 464 с.

4. Пыпин А. Н. Русское масонство. — Петроград, 1996. – 516 с.

5. Фон Эрцен – Глерон В.Э. Тайные фигуры розенкрейцеров. – М.: "Ваклер", 1997. – 224 с, ил.

6. Мастров В. Мы – масоны //Молодая гвардия. – 1994. – № 12.

7. Соловьев О.Ф. Масонство далекое и близкое // Новая и новейшая история. – 1992. - № 4.

8. Уколова. Под покровом масонской тайны // Наука и жизнь. – 1990. - №12

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.01 с.)