Основание Теософского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основание Теософского общества



 

В 1873 году Блаватская по указанию своих Учителей из Парижа отбывает в Нью-Йорк. Она была послана в Америку, чтобы сказать миру о существовании древней науки и людей, которым ведомы ее тайны. При посадке на корабль она обменяла свой билет первого класса на билеты в третьем классе для себя и бедной женщины с детьми. Можно оценить такую жертву со стороны женщины с тонкой чувствительностью – пересечь бушующий океан третьим классом среди толпы эмигрантов. Первые месяцы на новом месте она проживала в своеобразном женском общежитии, и многие его обитатели обращались к Елене Петровне за помощью, влекомые ее бесстрашием, независимостью суждений, богатым опытом, добросердечием и сочувствием к попавшему в беду. Затем было множество серьезных и правдивых статей по проблемам спиритуализма.

 

В 1875 году Блаватская вместе Г.Олкоттом и У.Джаджем создала Теософское общество. Это было главное дело ее жизни. Общество получило подобное название не случайно. Это слово имеет многовековую историю и восходит к неоплатоникам и обозначает божественную мудрость, такую, по словам Блаватской, «какой обладают боги». Теософия – это сама высшая истина. С этической точки зрения Елена Петровна выразила суть теософии так: «Достижение в человеке совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам, и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе, – вот ее основные черты. Тот, кто учит теософии, проповедует евангелие милосердия; но так же верно и обратное: тот, кто проповедует евангелие милосердия, учит теософии». Постепенно были сформулированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются вполне естественно, но в то время это было нечто неслыханное. Целей три:

 

Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;

Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;

Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

Принятие первого пункта было единственным условием, необходимым для вступления в Теософское общество.

 

Теософское движение было потребностью эпохи. Его развитие шло естественно, опираясь только на заложенный в нем потенциал. Оно, базируясь на возвышенном идеале совершенства и лучших человеческих качествах, обратилось к Востоку за духовной философией, к той сокровенной основе, на которой произрастает вся земная жизнь. Теософия соединила веру и знание, проследила родство всех религий и открыла простор для развития новой науки.

 

«Разоблаченная Изида»

 

В 1875 году Блаватская начала писать свое первое большое произведение – «Разоблаченную Изиду», вышедшее в свет спустя два года. Сам процесс написания этой книги, изобилующей уникальными сведениями из самых разных областей знания и цитатами из сотен философских трудов на многих языках, был необычен. Информацию для трактата Елена Петровна получала от своих Учителей, с которыми была соединена невидимой и постоянной связью. В «Разоблаченной Изиде», имевшей подзаголовок «Ключ к тайнам древней и сокровенной науки и теологии», была осуществлена поистине грандиозная задача: обозрение долгого пути, пройденного мыслящим человечеством, начиная от древних философских систем и заканчивая научными теориями XIX века. Тысячелетняя мудрость – спокойная, беспристрастная, неисчерпаемая предстала перед читателем. В книге были сведены воедино элементы духовного наследия Запада и Востока, примирены противоречия всех существующих религий, указан общий их источник. Одной из замечательных черт этого исследования явилось то, что в нем был дан богатый фактологический материал о тех формах, в каких представала перед человечеством истина. Этими формами выражения единой, сокровенной истины были египетские мистерии, все мировые религии, школы эзотерической мысли пифагорейцев, платоников, гностиков, сообщества алхимиков, ордена рыцарей, тамплиеров, розенкрейцеров и масонов. И носителями великих знаний, великой реальности всегда были мудрецы и адепты Востока и их ученики, приходившие в наш мир как знаменитые исторические личности, религиозные подвижники, ученые, философы, руководители государств или просто неизвестные посланцы. В последней главе книги приводятся основные правила Изиды, одно из которых гласит о том, что природа и человек триедины: имеется видимая и невидимая их часть, и поверх них – дух, источник всех сил, единственный, вечный и нерушимый.

 

Миссия в Индии

 

Последующая поездка Е.П.Блаватской в Индию в 1879 году была закономерной. Ей предстояло положить начало широкому и активному теософскому движению в трех точках земного шара – Америке, Индии и Англии. Влияние теософского движения на индийское общество в целом трудно переоценить. В то время, когда индийцы, вследствие своих политических провалов и экономических неурядиц, начали сомневаться в ценностях национальной культуры и в ее жизнеспособности, когда все вокруг, в том числе и светское образование воспитывало в них пренебрежение к индийской культуре, теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности. Они начали осознавать, что их предки обладали и мудростью, и добродетелями, а родина их была колыбелью религий и культур. И 1885 год ознаменовался рождением Индийского национального конгресса, в котором руководящие посты занимали одни теософы. Впоследствии под руководством М.Ганди Конгресс стал той главной силой, которая привела Индию к обретению независимости. Теософское общество не занималось политикой, и поэтому теософы, входившие в Конгресс, работали в нем как частные лица. Сам Ганди, благодаря теософии, впервые познакомился с культурным наследием своей родины. Будущий президент Индии Д.Неру тоже был членом Теософского общества с тринадцати лет, и, подобно Ганди, он впервые заинтересовался великими священными книгами Востока благодаря знакомым теософам.

 

До прибытия Блаватской с друзьями-теософами в Индию, в стране не было согласия, никто не осознавал общности интересов, не стремился найти хоть что-то, что объединило бы разные религии и религиозные течения. Спустя десять лет в каждом из сто двадцати пяти филиалов Теософского общества нашла воплощение идея братства, каждый стал центром религиозного и общественного единения. Теософское движение помогало преодолевать отчужденность и предрассудки в отношениях между представителями британской администрации и местным населением.

 

В Индии начал выходить журнал «Теософ», для которого, будучи первые шесть лет его главным редактором, Елена Петровна очень много писала. Пять томов ее сочинений состоят из статей этого периода.

 

«Тайная Доктрина»

 

В марте 1885 года Блаватская прибывает в Европу и поселяется в Вюрцбурге (Германия), где пишет свое главное сочинение – «Тайную Доктрину». И вновь, как и «Разоблаченная Изида», рукопись изобиловала сносками, цитатами, ссылками на множество редких и мудреных книг по самым разным областям знаний – что говорило о прежнем способе получения информации от Учителей. Помимо написания новой книги, Елена Петровна принимала каждый день в своем доме множество гостей и для каждого человека у нее была особая манера общения. Она мгновенно распознавала слабые стороны, мысли и чувства любого, приходившего к ней. Многие изменились после встреч с ней и смогли воспринять практическую сторону ее учения. В часы отдыха она, по свидетельству очевидцев, «проявляла лучезарную непосредственность ребенка, лицо ее светилось веселым лукавством и излучало такое обаяние», какое редко можно было встретить. Она была очаровательной собеседницей, особенно привлекала ее естественность.

 

Закончена «Тайная Доктрина» была уже в Англии, куда Елена Петровна переехала в 1887 году. И спустя год были изданы два внушительных тома новой книги, которая имела подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии». В первом томе, носящем название «Космогенезис», описывается происхождение Солнечной системы и излагается развитие жизни на Земле до появления на ней человека. Во втором томе – «Антропогенезисе» рассматривается последующая эволюция человеческой формы от ранних рас вплоть до настоящего времени. Каждый том, в свою очередь, состоит из трех частей: в первой приводятся строфы из древнейшей Книги Дзиан, снабженные комментариями; во второй исследуется архаический символизм мировых религий; в третьей – древнее учение сопоставляется с современной наукой. В Прологе Блаватская приводит три краеугольные положения, на которых зиждется Тайная Доктрина:

 

Существует Бесконечная и Вечная Причина всего проявленного, о которой никакие рассуждения невозможны, ибо она превышает мощь человеческого понимания.

В мироздании действует универсальный закон периодичности, т.е. чередования дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования и т.д.

Все души в проявленном мире тождественны с Мировой Душой и неизбежно каждая душа проходит через цикл проявлений в согласии с законом периодичности и перевоплощения.

Последние годы

После окончания «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватская написала «Голос Безмолвия», отрывки из «Книги золотых правил», изысканную философскую поэму, источник которой автор узнала на Востоке. Небольшой трактат, написанный в высшей форме космического мифа, способен особенно действенно пробуждать мудрость души человека, если тот готов к этому. В Лондоне в 1889 году вышел в свет «Ключ к теософии», написанный в виде философского диалога. В книге обрисована в общих чертах религия мудрости и объясняются ее основополагающие принципы. Среди прочих предметов в этом труде рассматривается природа посмертных состояний, тайна сознания, семеричная природа космоса и человека, перевоплощение и карма, обсуждаются социальные проблемы и пути их решения, предлагаемые теософией. В одном из разделов говорится об образовании детей и молодежи: «Прежде всего, детям следует внушать уверенность в своих силах, учить их любви ко всем людям, альтруизму, взаимной доброжелательности и милосердию, и более всего – учить самостоятельно мыслить и рассуждать. Мы свели бы чисто механическую работу памяти к самому минимуму и посвятили бы время развитию и тренировке внутренних чувств, способностей и скрытых возможностей. Мы стремились бы обращаться с каждым ребенком как с индивидуальностью и строить его образование таким образом, чтобы силы его раскрывались наиболее гармонично и равномерно, а его особые наклонности получали свое полное естественное развитие. Мы должны стремиться создавать свободных мужчин и женщин, свободных интеллектуально, свободных нравственно, непредубежденных во всех отношениях, и превыше всего – бескорыстных».

 

Теософское движение расширялось. Постоянно недомогающая Блаватская была все время занята: безостановочно писала, терпеливо обучала и наставляла. Если ученик подавал надежды, она безжалостно боролась с его тщеславием, самомнением, претензиями на обладание знанием, притворством, развивала чувство соизмеримости. В последние месяцы жизни она занималась подготовкой задуманного ею большого «Теософского словаря», который и вышел через год после ее ухода из жизни. В ежегодном послании, направленном Еленой Петровной за три недели до ее смерти к съезду американских теософов, она писала: «При тех физических страданиях, которые я постоянно испытываю, мне остается одно-единственное утешение: слышать об успехе Святого Дела, которому отдано все мое здоровье и силы; и которому теперь, когда они оставляют меня, я могу принести одну лишь только страстную свою преданность и неизменные добрые пожелания удачи и процветания… Благословение всех великих Учителей прошлого и настоящего да пребудет с вами!» И 8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская ушла с земного плана бытия. В памяти друзей и сподвижников навсегда остался облик их дорогого наставника и свет, сиявший в ее глазах, которые видели всех насквозь. Они помнили ее по-матерински добрую и нежную, и по-отечески мудрую, дающую веру, надежду и утешение всем, кто приходил к ней со своими сомнениями и тревогами.

 

Можно сказать, что никто в XIX веке не сделал так много как Блаватская, чтобы заново открыть сокровища восточной мысли, мудрости и философии, так долго остававшиеся тайной за семью печатями. Никто не сделал столько, сколько она, чтобы разъяснить глубокую религию мудрости, выявленную на протяжении веков неизменно деятельной мыслью Востока, и чтобы вынести на свет древнейшие литературные памятники, масштаб и глубина которых так изумили западный мир, воспитанный на ограниченных представлениях о мироздании. Ее познания в восточной философии и сокровенных науках были исчерпывающими. Ни один честный ум не может усомниться в этом по прочтении двух ее главных работ – «Тайной Доктрины» и «Разоблаченной Изиды». На самом деле она нередко прокладывала путь туда, куда могли проследовать за ней лишь немногие преданные ученики, но общий дух и направленность всех ее сочинений – целительный, вливающий бодрость и стимулирующий. Она неустанно стремилась научить мир тому, в чем он больше всего нуждается и нуждался всегда, а именно – необходимости самосовершенствования и работы на благо других. Труды Блаватской уже дали свои плоды, и в будущем, бесспорно, принесут еще более значительные и благотворные результаты. Внимательные наблюдатели уже давно отметили, что многие направления современной мысли испытали это воздействие. Более широкая человечность, раскрепощение мышления, готовность исследовать древнюю философию с более достойных позиций – все это напрямую связано с ее доктриной. Таким образом, Елена Петровна Блаватская оставила свой след в современной истории. То же произошло и с ее работами. И сейчас возвышенность и чистота ее целей, мудрость и глубина ее учения воспринимаются все полнее и полнее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.018 с.)