Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основание Теософского общества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1873 году Блаватская по указанию своих Учителей из Парижа отбывает в Нью-Йорк. Она была послана в Америку, чтобы сказать миру о существовании древней науки и людей, которым ведомы ее тайны. При посадке на корабль она обменяла свой билет первого класса на билеты в третьем классе для себя и бедной женщины с детьми. Можно оценить такую жертву со стороны женщины с тонкой чувствительностью – пересечь бушующий океан третьим классом среди толпы эмигрантов. Первые месяцы на новом месте она проживала в своеобразном женском общежитии, и многие его обитатели обращались к Елене Петровне за помощью, влекомые ее бесстрашием, независимостью суждений, богатым опытом, добросердечием и сочувствием к попавшему в беду. Затем было множество серьезных и правдивых статей по проблемам спиритуализма.
В 1875 году Блаватская вместе Г.Олкоттом и У.Джаджем создала Теософское общество. Это было главное дело ее жизни. Общество получило подобное название не случайно. Это слово имеет многовековую историю и восходит к неоплатоникам и обозначает божественную мудрость, такую, по словам Блаватской, «какой обладают боги». Теософия – это сама высшая истина. С этической точки зрения Елена Петровна выразила суть теософии так: «Достижение в человеке совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам, и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе, – вот ее основные черты. Тот, кто учит теософии, проповедует евангелие милосердия; но так же верно и обратное: тот, кто проповедует евангелие милосердия, учит теософии». Постепенно были сформулированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются вполне естественно, но в то время это было нечто неслыханное. Целей три:
Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения; Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке. Принятие первого пункта было единственным условием, необходимым для вступления в Теософское общество.
Теософское движение было потребностью эпохи. Его развитие шло естественно, опираясь только на заложенный в нем потенциал. Оно, базируясь на возвышенном идеале совершенства и лучших человеческих качествах, обратилось к Востоку за духовной философией, к той сокровенной основе, на которой произрастает вся земная жизнь. Теософия соединила веру и знание, проследила родство всех религий и открыла простор для развития новой науки.
«Разоблаченная Изида»
В 1875 году Блаватская начала писать свое первое большое произведение – «Разоблаченную Изиду», вышедшее в свет спустя два года. Сам процесс написания этой книги, изобилующей уникальными сведениями из самых разных областей знания и цитатами из сотен философских трудов на многих языках, был необычен. Информацию для трактата Елена Петровна получала от своих Учителей, с которыми была соединена невидимой и постоянной связью. В «Разоблаченной Изиде», имевшей подзаголовок «Ключ к тайнам древней и сокровенной науки и теологии», была осуществлена поистине грандиозная задача: обозрение долгого пути, пройденного мыслящим человечеством, начиная от древних философских систем и заканчивая научными теориями XIX века. Тысячелетняя мудрость – спокойная, беспристрастная, неисчерпаемая предстала перед читателем. В книге были сведены воедино элементы духовного наследия Запада и Востока, примирены противоречия всех существующих религий, указан общий их источник. Одной из замечательных черт этого исследования явилось то, что в нем был дан богатый фактологический материал о тех формах, в каких представала перед человечеством истина. Этими формами выражения единой, сокровенной истины были египетские мистерии, все мировые религии, школы эзотерической мысли пифагорейцев, платоников, гностиков, сообщества алхимиков, ордена рыцарей, тамплиеров, розенкрейцеров и масонов. И носителями великих знаний, великой реальности всегда были мудрецы и адепты Востока и их ученики, приходившие в наш мир как знаменитые исторические личности, религиозные подвижники, ученые, философы, руководители государств или просто неизвестные посланцы. В последней главе книги приводятся основные правила Изиды, одно из которых гласит о том, что природа и человек триедины: имеется видимая и невидимая их часть, и поверх них – дух, источник всех сил, единственный, вечный и нерушимый.
Миссия в Индии
Последующая поездка Е.П.Блаватской в Индию в 1879 году была закономерной. Ей предстояло положить начало широкому и активному теософскому движению в трех точках земного шара – Америке, Индии и Англии. Влияние теософского движения на индийское общество в целом трудно переоценить. В то время, когда индийцы, вследствие своих политических провалов и экономических неурядиц, начали сомневаться в ценностях национальной культуры и в ее жизнеспособности, когда все вокруг, в том числе и светское образование воспитывало в них пренебрежение к индийской культуре, теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности. Они начали осознавать, что их предки обладали и мудростью, и добродетелями, а родина их была колыбелью религий и культур. И 1885 год ознаменовался рождением Индийского национального конгресса, в котором руководящие посты занимали одни теософы. Впоследствии под руководством М.Ганди Конгресс стал той главной силой, которая привела Индию к обретению независимости. Теософское общество не занималось политикой, и поэтому теософы, входившие в Конгресс, работали в нем как частные лица. Сам Ганди, благодаря теософии, впервые познакомился с культурным наследием своей родины. Будущий президент Индии Д.Неру тоже был членом Теософского общества с тринадцати лет, и, подобно Ганди, он впервые заинтересовался великими священными книгами Востока благодаря знакомым теософам.
До прибытия Блаватской с друзьями-теософами в Индию, в стране не было согласия, никто не осознавал общности интересов, не стремился найти хоть что-то, что объединило бы разные религии и религиозные течения. Спустя десять лет в каждом из сто двадцати пяти филиалов Теософского общества нашла воплощение идея братства, каждый стал центром религиозного и общественного единения. Теософское движение помогало преодолевать отчужденность и предрассудки в отношениях между представителями британской администрации и местным населением.
В Индии начал выходить журнал «Теософ», для которого, будучи первые шесть лет его главным редактором, Елена Петровна очень много писала. Пять томов ее сочинений состоят из статей этого периода.
«Тайная Доктрина»
В марте 1885 года Блаватская прибывает в Европу и поселяется в Вюрцбурге (Германия), где пишет свое главное сочинение – «Тайную Доктрину». И вновь, как и «Разоблаченная Изида», рукопись изобиловала сносками, цитатами, ссылками на множество редких и мудреных книг по самым разным областям знаний – что говорило о прежнем способе получения информации от Учителей. Помимо написания новой книги, Елена Петровна принимала каждый день в своем доме множество гостей и для каждого человека у нее была особая манера общения. Она мгновенно распознавала слабые стороны, мысли и чувства любого, приходившего к ней. Многие изменились после встреч с ней и смогли воспринять практическую сторону ее учения. В часы отдыха она, по свидетельству очевидцев, «проявляла лучезарную непосредственность ребенка, лицо ее светилось веселым лукавством и излучало такое обаяние», какое редко можно было встретить. Она была очаровательной собеседницей, особенно привлекала ее естественность.
Закончена «Тайная Доктрина» была уже в Англии, куда Елена Петровна переехала в 1887 году. И спустя год были изданы два внушительных тома новой книги, которая имела подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии». В первом томе, носящем название «Космогенезис», описывается происхождение Солнечной системы и излагается развитие жизни на Земле до появления на ней человека. Во втором томе – «Антропогенезисе» рассматривается последующая эволюция человеческой формы от ранних рас вплоть до настоящего времени. Каждый том, в свою очередь, состоит из трех частей: в первой приводятся строфы из древнейшей Книги Дзиан, снабженные комментариями; во второй исследуется архаический символизм мировых религий; в третьей – древнее учение сопоставляется с современной наукой. В Прологе Блаватская приводит три краеугольные положения, на которых зиждется Тайная Доктрина:
Существует Бесконечная и Вечная Причина всего проявленного, о которой никакие рассуждения невозможны, ибо она превышает мощь человеческого понимания. В мироздании действует универсальный закон периодичности, т.е. чередования дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования и т.д. Все души в проявленном мире тождественны с Мировой Душой и неизбежно каждая душа проходит через цикл проявлений в согласии с законом периодичности и перевоплощения. Последние годы После окончания «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватская написала «Голос Безмолвия», отрывки из «Книги золотых правил», изысканную философскую поэму, источник которой автор узнала на Востоке. Небольшой трактат, написанный в высшей форме космического мифа, способен особенно действенно пробуждать мудрость души человека, если тот готов к этому. В Лондоне в 1889 году вышел в свет «Ключ к теософии», написанный в виде философского диалога. В книге обрисована в общих чертах религия мудрости и объясняются ее основополагающие принципы. Среди прочих предметов в этом труде рассматривается природа посмертных состояний, тайна сознания, семеричная природа космоса и человека, перевоплощение и карма, обсуждаются социальные проблемы и пути их решения, предлагаемые теософией. В одном из разделов говорится об образовании детей и молодежи: «Прежде всего, детям следует внушать уверенность в своих силах, учить их любви ко всем людям, альтруизму, взаимной доброжелательности и милосердию, и более всего – учить самостоятельно мыслить и рассуждать. Мы свели бы чисто механическую работу памяти к самому минимуму и посвятили бы время развитию и тренировке внутренних чувств, способностей и скрытых возможностей. Мы стремились бы обращаться с каждым ребенком как с индивидуальностью и строить его образование таким образом, чтобы силы его раскрывались наиболее гармонично и равномерно, а его особые наклонности получали свое полное естественное развитие. Мы должны стремиться создавать свободных мужчин и женщин, свободных интеллектуально, свободных нравственно, непредубежденных во всех отношениях, и превыше всего – бескорыстных».
Теософское движение расширялось. Постоянно недомогающая Блаватская была все время занята: безостановочно писала, терпеливо обучала и наставляла. Если ученик подавал надежды, она безжалостно боролась с его тщеславием, самомнением, претензиями на обладание знанием, притворством, развивала чувство соизмеримости. В последние месяцы жизни она занималась подготовкой задуманного ею большого «Теософского словаря», который и вышел через год после ее ухода из жизни. В ежегодном послании, направленном Еленой Петровной за три недели до ее смерти к съезду американских теософов, она писала: «При тех физических страданиях, которые я постоянно испытываю, мне остается одно-единственное утешение: слышать об успехе Святого Дела, которому отдано все мое здоровье и силы; и которому теперь, когда они оставляют меня, я могу принести одну лишь только страстную свою преданность и неизменные добрые пожелания удачи и процветания… Благословение всех великих Учителей прошлого и настоящего да пребудет с вами!» И 8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская ушла с земного плана бытия. В памяти друзей и сподвижников навсегда остался облик их дорогого наставника и свет, сиявший в ее глазах, которые видели всех насквозь. Они помнили ее по-матерински добрую и нежную, и по-отечески мудрую, дающую веру, надежду и утешение всем, кто приходил к ней со своими сомнениями и тревогами.
Можно сказать, что никто в XIX веке не сделал так много как Блаватская, чтобы заново открыть сокровища восточной мысли, мудрости и философии, так долго остававшиеся тайной за семью печатями. Никто не сделал столько, сколько она, чтобы разъяснить глубокую религию мудрости, выявленную на протяжении веков неизменно деятельной мыслью Востока, и чтобы вынести на свет древнейшие литературные памятники, масштаб и глубина которых так изумили западный мир, воспитанный на ограниченных представлениях о мироздании. Ее познания в восточной философии и сокровенных науках были исчерпывающими. Ни один честный ум не может усомниться в этом по прочтении двух ее главных работ – «Тайной Доктрины» и «Разоблаченной Изиды». На самом деле она нередко прокладывала путь туда, куда могли проследовать за ней лишь немногие преданные ученики, но общий дух и направленность всех ее сочинений – целительный, вливающий бодрость и стимулирующий. Она неустанно стремилась научить мир тому, в чем он больше всего нуждается и нуждался всегда, а именно – необходимости самосовершенствования и работы на благо других. Труды Блаватской уже дали свои плоды, и в будущем, бесспорно, принесут еще более значительные и благотворные результаты. Внимательные наблюдатели уже давно отметили, что многие направления современной мысли испытали это воздействие. Более широкая человечность, раскрепощение мышления, готовность исследовать древнюю философию с более достойных позиций – все это напрямую связано с ее доктриной. Таким образом, Елена Петровна Блаватская оставила свой след в современной истории. То же произошло и с ее работами. И сейчас возвышенность и чистота ее целей, мудрость и глубина ее учения воспринимаются все полнее и полнее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.50 (0.009 с.) |