Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ламаизм после реформы Цзонхапы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТИБЕТ, район Центр. Азии, в пределах Тибетского нагорья (к северу от Гималаев). Территория Тибета в административном отношении разделена между Тибетским автономным районом и соседними провинциями Китая. Тибетское государство было образовано в VII в., когда царь Сонгцэн Гампо объединил страну. Сами тибетцы называют свою страну «Бон». Как предполагает известный тибетский ученый, слово «бон» происходит от названия древней тибетской религии бон и означает «учение» или «обычай». Бон – этошаманизм. Тибетцы были убеждены, что весь мир заселен духами, доброжелательными или недоброжелательными по отношению к человеку. Поэтому были специальные люди – шены (в Сибири шаманы), заклинатели, которые проводили особые ритуалы и жертвоприношения для восстановления гармонии с природными силами. Впервые буддизм проник в Тибет в 433 г. Был обращен царь Лхатхотхори, к-рый позднее был признан воплощением Бодхисаттвы щедрости Самантабхадры. При нем в Тибет были принесены санскритские буддийские тексты. Через пять поколений престол занял Сонгцэн гампо (617-698), названный первым царем Дхармы и воплощением Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Он послал семерых знатных людей обучаться в Индию, чтобы перевести буддийские тексты, а позднее, дабы сделать их доступными для тибетцев, поручил составить тибетский алфавит и грамматику, удобные для перевода текстов с санскрита. При Сонгцэне Гампо буддийские сутры и трактаты поступали из Китая и Непала, также как и из Индии. По совету своих двух жен, непальской и китайской принцесс, он составил свод правил обязательного поведения (фактически конституцию), согласно буддийским этическим нормам, упрощенным для условий Тибета. Второй великий царь Дхармы Тибета – Трисонг Дэцэн(795-797 гг.) – считался воплощение Бодхисаттвы мудрости Манджушри. Он решил сделать буддизм государственной религией и пригласил из Индии знаменитого проповедника и философа Шантаракшиту, настоятеля крупнейшего монастыря-университета Наланды. Сразу после прихода Шантаракшита столкнулся с большими трудностями. Шаманы бона считали, что буддизм представляет собой угрозу для их религии. Они призвали на помощь местных гневных демонов, творивших наводнения и землетрясения и бросавшихся в атаку на всех, кто проповедовал новую религию. Шантаракшита понял, что он сам не способен контролировать этих демонов, и предложил царю пригласить в Тибет знаменитого буддийского мастера и мага Падмасамбхаву. Пасмасамбхаву обладал глубоким знанием шаманских практик и, появившись в Тибете, подчинил всех демонов, препятствовавших распространению буддизма. Вместе с царем трисонгом и Шантаракшитой он приступил к постройке монастыря Самье, к-рый стал первым институтом изучения буддизма в Тибете. Царь пригласил переводчиков из Индии, Непала, Камира и даже из Китая для перевода буддийских текстов. Шантаракшита посвятил в монахи первых семерых тибетцев. Постепенно они стали помогать индийским мастерам в переводе. В это время начала распространяться и тантрическая форма буддизма (ваджраяна). Монахи носили одежды шафранового цвета, а миряне-практики тантры – белого. Царь одинаково уважал оба направления и разрешал монахам и мирским йогинам не только стоять в своем присутствии, но и наступать на свои длинные, до земли, косы, что считалось признаком высочайшего расположения. Три сына Трисонга также много сделали для распространения буддизма в Тибете. Старший из них, Муне, во время своего правления пытался даже в законодательном порядке уравнять бедных и богатых, введя своеобразный коммунизм, но эта попытка потерпела крах – он был убит в результате заговора. Царь ралпачена (817-836 гг.), считавшийся воплощением Бодхисаттвы могущества Ваджрапани, велел составить словарь буддийских понятий и свод правил перевода с санскрита, обязательных для всех переводчиков. Эти ранние переводчики, многие из к-рых были учениками Падмасамбхавы, подготовили тексты. Они стали называться ранними переводами и старыми тантрами и дали начало школе, позднее названной ньингма – буквально «древняя». Однако следующий царь Лангдарма (836-841 гг.) начал гонения на буддизм. За 5 лет буддизм в Центральном Тибете был полностью истреблен, но Лангдарма был убит буддийским монахом, а Тибетская империя распалась. Так закончился ранний период распространения буддизма в Тибете. С начала XI в. началось его возрождение. Появились новые переводы текстов, к-рые стали называть новыми тантрами, а саму эпоху – периодом позднего распространения буддизма. Из Индии были приглашены многие известные мастера. Т.о., на основе различных учений и текстов возникли новые школы – кадам, сакья, каджу и др. В 1253 г. впервые правителем всего Тибета стал духовный иерарх школы сакья – монах Пакпа. Через 100 лет власть перешла к сторонникам школы каджу. В XV в. знаменитый ученый Цонгхкапа (1357-1419 гг.) основал еще одну школу – гелук – влияние к-рой постепенно возрастало. С середины XVII в. страной стали править Далай Ламы – духовные лидеры этой школы. Период правления Далай Лам длился вплоть до 1959 г., когда в Тибет вторглась китайская коммунистическая армия. В ответ на ее бесчинства вспыхнуло народное восстание в Лхасе – столице Тибета и в других местах. Оно было потоплено в крови. 14-й Далай Лама и многие известные учителя бежали в Индию, а в Тибете начались гонения на буддизм. В первые же годы китайской «культурной революции» они превратились в настоящий геноцид тибетского народа. Из 6 млн. тибетцев, проживавших в стране в середине века, около млн. погибли в тюрьмах и лагерях, более 100 тыс. бежали из страны. Из существовавших 6259 монастырей были разрушены практически все (кроме 13). Из 600 тыс. монахов и монахинь погибло около 110 тыс., а остальных под страхом смерти заставляли отказываться от обетов. В эмиграции тибетцы возвели множество монастырей в местах своего проживания и древних местах буддизма, возобновили обучение, выпуск книг; стали процветать национальные ремесла. С конца 80-х гг. XX в. в Тибете открылось около 200 монастырей, однако власти строго регламентируют число монахов и контроируют образование. С конца 60-х гг. многие известные тибетские учителя перебрались жить в различные страны Запада, где у них появились новые приверженцы, прежде всего среди молодежи. Открылись новые учебные центры, храмы и даже приобретаются земли для монастырей. По скорости роста популярности на Западе тибетская разновидность буддизма вышла на первое место. Буддизм проникал в Тибет из соседних стран в разных формах: махаяны, китайская школа медитации чань, тантрические традиции махасиддхов из Кашмира и Бенгалии, тайные учения внутренних тантр и др. В то время в Тибете можно было встретить проповедников манихейства из Ирана, несторианских христиан и даже суфиев (мистиков-мусульман) из Средней Азии. Итогом такого взаимодействия и стала традиция, к-рая называется «тибетским буддизмом». В Тибете сохранены и активно практикуются все три главных направления буддизма – хинаяна, махаяна и ваджраяна, при этом подчеркивается первостепенное значение махаяны. Все тибетцы считают себя последователями махаяны, но трудно найти среди них того, кто не был бы посвящен в какие-то учения ваджраяны. Тибетцы также изучают и практикуют учения хинаяны, к-рые составляют основу пути. Разработаны подходы, позволяющие следовать всем трем направлениям одновременно. Индийские мастера-пандиты, посещавшие Тибет, или тибетские переводчики-лоцавы, путешествовавшие в Индию, приносили в страну различные тексты, практики и тайные учения. Основывали (или продолжали в новых условиях) традиции передачи мистических учений. В течение нескольких поколений эти знания и практики передавались от учителя к ученику, а затем некоторые из них стали распространяться более широко. В дальнейшем, в XII-XIV вв., когда началось массовое строительство монастырей, близкие линии передачи объединились в монашеские ордена. Крупные монастыри превратились в учебные центры, в к-рых детально разрабатывались вероучение. Примерно так появились в Тибете крупные школы. Обычно говорят о четырех школах в тибетском буддизме: ньингма, сакья, каджу и гелук, но на самом деле их намного больше, и трудно определить их точное число. Все школы можно разделить по времени возникновения, а точнее, начала формирования на две группы – ньингма, или «древнюю школу», и сарма, или «новые школы» (их насчитывается несколько). Эти школы не являются сектами. В буддизме, строго говоря, нет понятия ереси. Все течения и точки зрения, разделяющие некие общие положения, имеют право на существование. В учении всех тибетских школ общее составляет примерно 85%. Все школы считают себя последователями буддизма Махаяны, все считают философию срединности – Мадхьямаку – высшей, в различных ее интерпретациях, все включают учения сутр и тантр, все изучают почти один и тот же набор индийских трактатов с собственными комментариями. Общая структура практики одинакова. Школы имеют свое особое, тайное учение и практику, к-рые считаются наивысшими, а также разных собственных божеств созерцания – йидамов и охранителей учения – дхармапал. Различаются школы также в некоторых обрядах, ритуалах и второстепенных внешних особенностях (например, цвете шапок у монахов). Сами тибетцы чаще всего вообще не вдавались в подобные тонкости и относились с равным уважением к представителям всех школ. История Тибета не знает внутренних религиозных войн.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.011 с.) |