ТОП 10:

Характеристика масонства ХХ века



Робкие шаги

 

Очень сильно масонское движение в России пострадало в годы правления Сталина. Написанные на бумаге законы о правах граждан нарушались самим вопиющим образом. В 30-е годы по различным, зачастую надуманным обвинениям сотни тысяч советских граждан были расстреляны или репрессированы. Репрессии коснулись не только членов партии, но и значительной части населения страны. В ходе них 1937-1938 было расстреляно не менее 300 тысяч человек. Репрессии отучили людей от инициативности, высказыванию своих мыслей. В то же время они усилили власть Сталина, который мог теперь абсолютно не бояться оппозиции – за неосторожное слово грозила тюрьма, а то и смерть. Второй виток репрессий, после войны 1941-1945, так же способствовали спаду масонского движения. В тюрьме по разным причинам оказались и некоторые государственные и военные деятели, в том числе и А.А. Новиков, С.А. Худяков и А.И. Шахурин91.

После смерти Сталина к власти пришел Н.С. Хрущев. Разоблачение культа личности Сталина «модернизация» идей социализма Хрущевым вызывали недовольство части высших партийных сановников. Поэтому уже в 1956 году скала складываться мощная оппозиция Хрущеву и проводимому им курсу в лице В.В. Молотова, Г.М. Маленкова и Л.М. Кагановича. В последствии они были исключены из партии. Либерализация политического режима вызвала к жизни диссидентство, то есть движение инакомыслящих. Первоначально это носило форму совместного чтения нелегальных и полулегальных произведений, размноженных кустарным способом («самиздат»). В 1960 году вышло три «самиздатовских» выпуска диссидентского журнала «Синтаксис», составитель которого А. Гинзберг был вскоре арестован. Писатели В. Овечкин, генерал П. Григоренко, физик Ю. Орлов выступили с публичными речами за обновление общества, что стоило им карьеры, а Григоренко и Орлову позднее и свободы. В их выступлениях прослеживается тонкая нить масонского смысла, но уже окутанная новым временем и новыми идеями. Главная же идея – создание нового справедливого общества – осталась. Из-за скудности достоверных источников можно только догадываться о дальнейших робких проявлениях масонства. В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. В 1976 году в Москве возникла правозащитная «Группа содействия выполнению хельсинских соглашений» (Ю.Орлов, А.Гинзбург, Е.Боннэр, П.Григоренко)92. Подобные группы появились и в других городах. Существовали движения в защиту прав верующих, населявших СССР народов. В защиту диссидентов выступали США, заявляя о нарушении прав человека. Внутри страны они пользовались популярностью в кругах интеллигенции.

3.3 Внутренняя разобщенность

Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Это суживало возможность его влияния на мировую политику, исключало проведение согласованной линии по коренным вопросам. Вот поэтому методы Федераций тех или иных сторон определялись, в конечном итоге, внутренней спецификой и отношением классовых сил93. Масонство не оставалось в стороне ни разу, когда дело касалось наиболее важных политических событий в мире.

Одним из результатов деятельности масонства следует считать создание Организации Объединенных наций, а также статус Международного суда. Устав ООН был подписан 25 июня 1945 года. На это знаменательное событие несомненно оказали влияние, как Вторая Мировая война, так и сложные противоречия между западным (капиталистическим) и восточным (социалистическим) лагерем с четким водоразделом США – СССР. Вчитываясь в текст Устава ООН, нетрудно заметить близость к положениям «вольных каменщиков». На мировую политику через Устав ООН была осуществлена проекция знаменитой триады: «свобода, равенство, братство».

 

3.4 Масонство против СССР

Начиная с 80-х годов международные усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР и его союзниками, имея целью сначала подрыв их позиций в мире, чтобы затем приступить к мировой ликвидации «красного империализма». Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать. Капиталистическая коалиция во главе с США добилась полной победы в «холодной войне» без задействования серьезных средств. Эта исключительная по размахам операция осуществлялась не прямо, а косвенными средствами при использовании объективных и субъективных предпосылок эволюции советского общества.

Ряд исследователей считает, что М.С. Горбачев – инициатор перестройки в СССР, был масоном. Свидетельством тому может быть первое основательное произведение, написанное по просьбе американских издателей, под названием «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»94. В этой книге откровенно говорится о пришедшей из вне и присутствующей у нас альтернативе полного разрыва с существующим общественным строем и о переходе к капитализму, что решительно отвергается. Хотя, к прямому намеку на масонство можно отнести лишь одну фразу притчи о возведении из камней некоего Храма, назначение коего непонятно и для многих строителей. И все-таки переход Горбачева через ряд последовательных стадий к антикоммунизму объяснялся убеждением в нереальности поставленных ранее задач реформирования социализма. Летом 1990 года состоялся последний в истории, 28 по счету, съезд КПСС. Хотя Горбачеву удалось добиться сохранения целостности партии, съезд можно охарактеризовать как «могильный». Был выдвинут тезис о том, что КПСС должна «повернуться лицом к человеку и его нуждам», на деле было не так. Многие коммунисты стали переходить в ряды демократов. Тогда же стали появляться различные партии: демократическая, социал-демократическая, либерально-демократическая, Христианско-демократическая. В основном они были зарегистрированы, как общественные организации. Если подробно изучить материалы данных организаций, то по крупицам слышится, то тут, то там веяние масонских убеждений. Все хотели благ и свобод для человека.

Великий Мастер Великого Востока Франции Р. Лерэ сказал в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» А. Кудрявцевым по поводу перестройки в СССР: «Сделанное и намеченное вами впечатляет. Теперь ясно, что советская перестройка – дело рук не одного человека или небольшой команды, а всего общества, его думающей части. Убежден, что право свободно высказывать свое мнение, избирать с возможностью реального выбора, жить в соответствии с результатами своего труда – все это способствует самоутверждению человеческой личности. Наша первоочередная задача – способствовать установлению новых отношений между странами Севера и Юга, между промышленно развитыми странами, в том числе, которых я включаю и Советский Союз, и развивающимися странами «третьего мира»95.

3.5 Масонство в наши дни

Масонофобия в России сегодня, несомненно, имеет место. Подтверждением тому служит книга О.А. Платонова «Терновый венец России. История масонства 1731-1996» В аннотации написано: «Масонство – тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе»96. Значит, в разряд преступников были зачислены все знаменитые масоны от Новикова, Суворова, Грибоедов, Пушкина, декабристов до нынешних ученых, политических и иных деятелей, возглавляющих иностранные центры ордена. Силясь доказать, что Горбачев был масоном, Платонов использует подпольные малотиражные журналы, эмигрантскую газету «Новое русское слово». Буш и Горбачев предстают масонами-заговорщиками, общение которых происходит с помощью масонских знаков. Автор приводит также «краткий словарь лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей» (масонская галерея России).

Опровергнуть или подтвердить мнение автора очень сложно. Многие исследователи сходятся к тому, что мировое масонство в целом развивается неравномерно, и вряд ли могло оказывать столь кардинальное воздействие на события в России.

Таким образом, со дня своего образования и до сегодняшнего масонство изменялось постоянно. Своими действиями и идеями оно влияло на политическое движение, привлекая к себе образованных и интеллигентных людей.

Но единства в масонстве, как такового не было. Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые не всегда поддерживали дружеские отношения.

В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР. Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать.

 

Заключение

Масонство проникло в Россию из Англии. Первая ложа возникла в Москве еще в царствование Алексея Михайловича. Есть мнение, что масонство в Россию ввел сам Петр 1. Масонство собрало в себя множество замечательных людей: мыслители Монтескье и Вольтер, полководцы Суворов и Кутузов, государственные деятель и писатель Грибоедов, величайший поэт – Пушкин и многие другие. Этих людей объединяла страстная вера в идеалы свободы, добра и справедливости, непоколебимости прав человека.

Цель масонства - вести человечество к достижению «золотого века», царства любви и истины.

Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков. Вначале он отнесся к масонству с недоверием, но именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям. Новикова заносят в политические консерваторы из-за его решимости действовать «внутри системы». Еще одна яркая личность – это Елагин. Он открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе и пришел к выводу, что масонство должно заключать в себе превосходное и полезное для рода человеческого.

После недолгого царствования Петра на престол в 1762 году вступила Екатерина II. Первое время к масонству она относилась терпимо. В тоталитарном обществе масонство создает свои негосударственные объединения ищущих духовного возрождения людей, постепенно подменяя ими величественные, но пустые формы. Эти две концепции человека несовместимы, чем и объясняются последовательные репрессии и разгром ордена вольных каменщиков в конце правления Екатерины.

Многие выдающиеся деятели оставили свой след в масонском движении. Одним из таких является Елагин. Он завязал отношения с Великой Лондонской ложей. Благодаря Елагину в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Он был назначен Великим мастером Петербургской провинциальной ложи. В 1774 году Елагин открыл в Петербурге ложи.

3 сентября 1776 года состоялось соединение рейхелевских и елагинских лож, причем Елагин отказался от английской системы. В 1778 году был основан в Петербурге «Капитал Феникса», известный братьям масонам под именем Великой Национальной ложи шведской системы.

Напуганное революционным движением в Европе и крестьянскими волнениями в России, правительство Екатерины II развернуло борьбу против революционной мысли, а так же похвалы Павлу, раздававшиеся из масонского общества, усилили внимание Екатерины. В 1822-1826 годах гонения на масонов приобретают другой характер.

Русские масоны видели давно в лице Павла – «отца» своего движения. Но взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет. Масоны задумали устранить императора. Царствование Александра I было «золотым» веком для масонов. Они практически выходят из подполья.

После запрещения в 1822 году Александром I тайных обществ движение масонов начало возрождаться только с 1906 года. Инициатором возрождения масонства в России был депутат I Государственной думы М.М. Ковалевский. Он стремился сблизить политические группировки.

Возрождение масонства в России произошло на почве неудовлетворенности имевшимся опытом многопартийности. Принципы масонства должны были приостановить дробление сил оппозиции.

Конец 1909 года – это переломный момент в развитии масонства в России. До тех пор, пока не были «усыплены 3 ложи, возникшие под эгидой «Великого Востока Франции», движение носило обывательский характер, когда ложи вошли в объединение «Великий Восток народов России», оно политизировалось».

Роспуск прежних лож стал исходным моментом для перелома, поскольку ложи, основанные после 1909 года, и их верхушки никому не подчинялись.

Люди, вращавшиеся в ложах в то время, характеризовали отношения в них: организация не имела программы, члены ее сохраняли свободу действий, от них не требовали подчинения, не давали им директив. Кроме масонских лож этого течения, в России действовали также и другие ложи. После падения монархии и легализации политических партий масонские связи утратили прежнее значение.

Со дня своего образования и до сегодняшнего масонство изменялось постоянно, своими действиями оно влияло на политическое движение и своими идеями привлекая к себе образованных и интеллигентных людей.

Но единства в масонстве, как такового не было. Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые не всегда поддерживали дружеские отношения.

В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР. Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что тема масонства не разгадана до конца и, наверное, не будет разгадана никогда. Она так завуалирована, что, разгадывая одну загадку, натыкаешься еще на две. Все перемешано и переплетено: религия, политика, мистицизм, вольнодумчество.

Компоненты порой несовместимы. Может потому оно и притягивает к себе интеллигенцию, то есть – людей думающих и рассуждающих.

Видна и пассивность в действиях этой организации. Масонство дает повод для размышления, даже подсказывает методику и методы борьбы в некоторых случаях, пускает сомнения в умы людей, но дальше этого не идет. Если вследствие таких действий происходит значимое событие, то они поддерживают его. Масонство никогда не являлось ни школой, ни церковью. Оно ставило себя над культурами и философскими системами. Позволяя каждому адепту воздвигать храм собственных убеждений и стремиться к претворению их в жизнь сообразно установкам ордена.

В соответствии с идеологией ордена масоны по кирпичику должны были долго и терпеливо воздвигать на планете равномерный и справедливый для всех людей строй. Их вдохновляла этика нравственного созидания и морального самосовершенствования в масштабах универсальной триады: свободы, равенства, братства. Члены масонства и поныне именуют себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями грядущего справедливого устройства общества и одновременно патриотами своих отечеств, законопослушными подданными и гражданами, это подчеркивается во всех уставных документах. К высшим идеалам они шли, служа собственным народам. Их отражало стремление помогать окружающим.

Невозможно утверждать насколько сильно масонство повлияло на исторический путь развития России. Однако, несомненно, оно смогло аккумулировать в своих рядах едва ли не самых лучших представителей общественной и политической мысли. Русские масоны немало сделали для России и не признавать это, значить, не признавать сам ход истории.

 

Литература

1. Андреев Д.А. Эволюция политической доктрины русского масонства 1906-1917. М.: Издательство Новая Волна, 1993. 450 с.

2. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.: Просвещение, 1991. 295 с.

3. Берберова Н.Н. Люди и ложи. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 400 с.

4. Боровой А.А. Современное масонство на Западе. М.: МарТ, 1922. 348с.

5. Валишевский К.Ф. Петр Великий. М.: Знание, 1908. 354 с.

6. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. на Западе. С-Пб.: Луч, 1900. 312 с.

7. Гелиос М. Символика масонства. М.: Тайное издание, 1996. 255 с.

8. Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет. М.: Высшая школа, 1937. 368 с.

9. Гульбинский Н. Масонство. М.: Дом печати, 1989. 405 с.

10. Елагин И. П. Записки из архива. М.: Просвещение, 1864. 268 с.

11. Иванов И. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М.: Второе издание, 1998. 374 с.

12. Карпачев С.П. Масонство. Минск: Харвест, 1987. 215 с.

13. Мельгунов С.П., Сидоров Н.П. Масонство. Минск: Харвест, 1998. 530 с.

14. Николаевский В.И. Русские масоны и революция. М.: Просвещение, 1990.

15. Пайс Р. Россия при старом режиме. М.: Импульс, 1993. 416 с.

16. Платонов О.А. Терновый венец России. М.: Родник, 1966. 458 с.

17. Пыпин А.Н. Масонство в России XVIII и первая часть Х1Х века. М.: Наука, 1997. 400 с.

18. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. М.: Политическая литература, 1954. 298 с.

19. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике ХХ века. М.: РОССПЭН, 1998. 317 с.

20. Топорков И.В. Самарские масоны. М.: Информсервис, 1996. 328 с.

21. Трубецкой С.И. Учение о логосе в его истории. М.: Издательксий Дом ОНИКС, 1906. 389 с.

22. Финдель И.Г. История франкмасонства. С-Пб.: Феникс, 1874. 288 с.

23. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998. 348 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.023 с.)