ТОП 10:

Поиски бессмертия, «Дао-дэ-цзин», «Чжуан-цзи», пантеон, культ, алхимия. Секты даосизма. Китайский синкретизм.



Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

Л?АО-ЦЗЫ (Ли Эр), легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название — «Дао дэ цзин», 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата — дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий — недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.

Чжуан-Цзы (ок. 369-286 до н. э.), древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

Дао (китайское, букв. — путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир — «воплощение» дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин») дао — закономерность чередования сил инь-ян.

Инь — ян, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское — мужское, пассивное — активное, холодное — горячее и т. д.). Учение о силах инь — ян систематизировано в приложении к «Книге перемен» («И цзин»), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя). Инь — ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала — пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь — ян; земля — нейтральна; металл, вода — инь). В неоконфуцианстве Инь — ян — проявления покоя или движения единой субстанции — Великого Предела (тайцзи).

Подробнее. Появление даосизма относят примерно к VI-V вв. до н.э. Предположительно в это время жил Лао-цзы, к-рому китайская традиция приписывает создание даосского учения. Религиозно-философские представления древних китайцев начали формироваться задолго до возникновения даосизма. Согласно древнекитайской космогонии, вначале была только единая универсальная субстанция – ци, мыслившаяся в виде пара или космического дыхания; она наполняла собою Пустоту-Небытие. В какой-то момент ци разделилась на два начала. Первое – ян – светлое и теплое, второе – инь – мутное и холодное. Ян, как более легкое, взметнувшись вверх, образовало небо, а инь, как более тяжелое опустилось вниз и породило землю. Эти два начала призваны обеспечивать и поддерживать гармоническое равновесие в мире. Из их взаимодействия возникли все вещи. С тех пор всем вещам во Вселенной свойственно двуединство основанное, на относительном равновесии противоположных начал: мужского и женского, легкого и тяжелого, светлого и темного, активного и пассивного, твердого и мягкого и т.д. Мера присутствия в той или иной вещи начала инь или ян определяет ее свойства, а изменение меры ведет к изменению свойств или к «превращению».

Древние китайцы также верили в существование Верховной, Высшей силы, стоящей не только над людьми, но и над богами и духами. Ее называли небом, или Шан-ди (Верховный Владыка), а то и просто Ди (Владыка). Помимо Верховного Владыки мир населяли многочисленные божества и духи. Боги давали людям знание и оказывали им свое покровительство, иногда даже против воли Верховного Владыки. Но с богами, так же как и с духами, следовало «договариваться» и соблюдать особые жизненные предписания. Этим предписаниям соответствовал определенный жизненный уклад: сравнительно небольшая община, члены к-рой связаны узами кровного родства, общими хозяйственными интересами, святынями и культом предков.

В VI-V вв. до н.э. старые знания и основанные на них представления, воспринимавшиеся когда-то как закон, перестали отвечать изменившимся условиям жизни. В 771 г. до н. э. под ударами кочевников единое государство распалось. Последующая эпоха Восточной Чжоу была временем борьбы княжеств за гегемонию, когда власть царя была номинальной. В VI ― III вв. до н. э. в Китае наступило смутное время – эпоха Чжаньго, период Борющихся (или Воюющих) царств. Это был особенно кровопролитный период (завершившийся в 221 г. до н. э. приходом к власти Цинь Ши Хуанди). Пошатнулись самые основы общежития. Казалось, что привычные заповеди уже не помогают, что прежняя модель мира плохо согласуется с картиной, к-рая развертывается перед глазами. У людей создалось ощущение, что боги их покинули. Одним из тех, кто готов был помочь сориентироваться в сложной действительности, стал Лао-цзы.

О Лао-цзы почти ничего неизвестно достоверно, лишь краткие сведения можно получить в основном из поздних легенд. Эти легенды говорят о том, что Лао-цзы какое-то время служил хранителем архивов в царстве Лу, а затем решил уйти «на Запад». Он ехал туда на черном буйволе, а начальник городской заставы, провожая мудреца, попросил оставить на память сочинение, излагающее его учение. Лао-цзы оставил «Книгу о Дао («путь») и Дэ («благая сила», «способность»)» («Дао дэ цзин»). Написанная на бамбуковых планках, она занимала три телеги.

«Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»), иначе «Лао-цзы» («Книга учителя Лао») – основополагающий трактат философского даосизма. Согласно традиции, его автором был Лао-цзы, живший в VI в. до н.э., но ученые предполагают, что трактат был составлен в IV-III вв. до н.э. последователями Лао-цзы, сохранившими его главные положения и прежде всего учение о Дао и дэ – проявлении Дао. Это учение было затем развито в «Чжуан-цзы».

«Книга о Дао и Дэ» в загадочной афористичной форме передает основы учения, позже получившего название «даосизма». В ней отражена модель мира, где над всеми богами, включая и верховное божество – Небесного Владыку, главенствует таинственная и мощная сила, управляющая Вселенной, имя к-рой Дао. Дао есть первоначаль «всех вещей», источник, откуда происходит Вселенная. Дао одно, оно не имеет противоположностей и в отличие от всех вещей постоянно, вечно и неизменно. Оно предшествует Верховному Владыке. Оно не только рождает, но и приводит все в должное согласие и гармонию. Дао блюдет закон движения жизни невидимым и неощутимым образом, и все свершается как бы само собой, естественно направляемое его Благой силой (Дэ) ко благу целого. Дао – это естественный и всеобщий закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Оно способствует росту и созреванию всех вещей – от малых до великих. Дао – это то, что присутствует абсолютно везде, приводя в движение все, что движется, и, давая покой всему, что находится в покоет. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т.е. поведения. Согласующегося в микрокосмосе с Дао (природой) человека, а в макрокосмосе – с Дао Вселенной. Среди людей Дэ всегда действует посредством избранных, обладающих мудростью. Всеобщий закон Дао содержит и этические нормы, правила поведения каждого, необходимые для осуществления блага. Вот они: не кичись заслугами, не унижай слабого, живи в мире и согласии с другими, не желай богатства и роскоши, довольствуйся малым, не кради и т.д. Т.о. «Дао дэ цзин» отражает нравственность, к-рую можно назвать природно-космичесой. Она-то и составляет суть даосизма. Итак, Дао есть всеобщее начало, закон и правило, к-рые обнимают собой Вселенную, природу и человеческое общество.

Когда человек тождественен Дао, он видит, что все находится в гармонии и согласии. Когда человек на Пути, все в его мире происходит само собой. Нет нужды прилагать какие-либо усилия, чтобы происходило что-то желаемое тобой. Ведь само желание – это показательно того, что силы, к-рые приходят через мир человека, негармоничны, в результате чего в некоторых областях обязательно будет возникать беспорядок. Поэтому при соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй – недеяние, одна из основных идей Дао), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, просветанию. Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения его нужно дать свободе ее прирожденным качества. Поэтому мудрый правитель следует Дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Все вещи равны между собой, а мудрец свооден от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти. понимая их естественность и неизбежность.

Примерно через 100 лет после лао-цзы жил его самый талантливый духовный последователь Чжуан-цзы (ок. 369-286 до н.э.), или философ Чжуан («цзы» означает «философ», «учитель»). Учение Чжуан-цзы дошло до наших дней в книге, носящей его имя. Она знаменита блестязими диалогами, напоминающими диалоги Сократа, и притчами, исполненными глубокогосмысла и остроумия, ироничными. Чжуан-цзы считал, что все состояния бытия являются лишь разными проявлениями одного и того же. Сон и бодрствование, жизнь и смерт, долголетие и безвременная кончина, ум и глупость не имеют сами по себе никакой ценности, так как не существуют одно без другого. Все противоположные понятия оказываются в действительности относительными. Над всеми часто переходящими друг в друга противоположностями царит Дао, лишенное каких-либо противопоставлений и различий. Подлинный облик Дао – за пределами понятий истинности и ложности. Однако мир Дао доступен не каждому, а лишь тому, кто способен слиться с ним, уподобиться ему, освободиться от страстей, от пут вещей. Цель для взыскующего всшей мудрости заключается в достижении третьего, объединяющего двойственность переменчивых явления – Дао. Для этого существуют практики ужержания единого, котроля над внутренними процессами, что ведет к обретению ясности и соединению с Путем. Чжуан-цзы утверждал, что пост перед размышлением о Дао должен быть строже поста перед принесением жертвы богам, ведь следствием его будет соприкосновение с высшим началом – Дао. Того, кто достиг слияния с Дао, называют «воплотившим (или обретшим) Дао». Чжуан-цзы считал, что между жизнью и смертью нет непереходимой грани. Для «достигшего», «естественного человека» трансформации возможны всегда: рассеять энергию или собрать ее в форму, перейти из одной формы в другую, ведь он составляет одно целое с Дао, он растворен в нем и, значит, тоже обладает способностью творить изменения, перевоплощаться. О себе он говорил как о «достигшем».

Лао-цзы уже во II в. н.э. был обожествлен и стал одним из трех главных божеств даосского пантеона. Он получил имя Лао-цзюнь – Господин Лао – и был помещен на самый высокий «небесный этаж» – в Чертоги Великой Чистоты. Первым шагом к официальному признанию даосской религии считается состоявшееся в 165 г. жертвоприношение новому божеству – Лао-цзы. В раннем даосизме его последователи, по-видимому, вряд ли относили себя к какой-то определенной философской школе или религиозному направлению. В духе идей Лао-цзы и Чжуан-цзы первые даосы полагали, что мир един, в нем отсутствуют непреодолимые границы. А значит, доступ в мир Дао всегда открыт человеку. Маги, отшельники и исатели бессмертия были немногочисленны и вели уединенный, замкнутый образ жизни.

В начале Средних веков даосизм стал оформляться как развитое религиозное направление. Это было связано с крушением огромных древних империй Цинь и Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.), сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек – из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин – не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве. Чувство потерянности побуждало обращаться к старым авторитетам учителей, знавших иные жизненные пути и способных вывести из бедствий реального мира. Однако теперь их превращали (или они сами постепенно превращались) в сложные религиозные системя. В то время в даосизм «проникли» древние божества, знакомые по местным культам. Они обрели новую иерархию, так как в даосской структуре описания мира хватало места для любых имен и названий. Появились новые учителя, к-рые в очередной раз по-своему истолковали древние предания и открыли новых богов. На первый план в средневековом даосизме выходят некоторые персонажи древнекитайской мифологии. Прежде всего это Хуанди, к-рого стали почитать как первого бессмертного основателя даосизма, а также богиня Сиванму, обладательница плодов бессмертия. Особенно почитались и восемь бессмертных, творивших чудеса и покровительствавших различным искусствам и ремеслам. Популярностью пользовалось также древнекитайское предание о трех мифических островах-горах, плавающих в океане, где обитали бессмертные.

Даосизм первых веков новой эры проявил не меньшую гибкость и приспособляемость, впитав в себя элементы буддизма. Не без влияния буддизма даосы начали размышлять о новых условиях жизни, задачах и целях человека. Новое богостроительство было обращено к простым людям. В результате, конечно, снизились его высокий пафос и требования (они остались прежними для избранных и приобщенных к закрытым школам даосизма). Во II-III вв. даосизм разделился на философский (Дао цзя), высшим выражителем к-рого стал неодаосизм, и религиозный (Дао цзяо), образовавший своего рода «церковь». Религиозный даосизм включает в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т.п. элементы, не имеющие ничего общего ни с философией, ни с доктриной классического даосизма, в результате чего границы понятия «даосизм» стали расплывчаты.

В III-IV вв. появились основные даосские собрания текстов. Каждое из сводов складывалось веками, поэтому у них нет конкретного автора. Тексты передавались только от посвященного к посвященному, а записаны они были гораздо позже. Свод называли цзин (кит. «книга») по аналогии с древними китайскими каноническими источниками и привеженными из Индии буддийскими канонами. К наиболее ранним сводам относится «Книга о Великом спокойствии», состоящая из разрозненных изречений, многие из к-рых сейчас кажутся весьма туманными. Вообще даосские книги всегда содержали большое количество «закодированных текстов». Даосские школы различались по тому, текст какого свода они принимали в качестве основного.

В VII в. особенно широко распространился религиозный даосизм. Он стал неотъемлемой частью «национального культа». В VII-VIII вв. возникли даосские храмы. Как правило, это невысокое строение с изогнутой крышей. В 733 г. император указом повелел во всех округах воздвигнуть храмы Владыке Сокровенного начала (таким отныне стал один из титулов Лао-цзы) и повсеместно читать «Книгу о Дао и Дэ». Особое покровительство двора означало попытку сделать даосизм государственной религией. Смостоятельно или в составе триады религий (даосизма, конфуцианства и буддизма) даосизм явился основой бунтарских тайных сект и обществ («Путь великого равенства», «Путь пяти мерок риса», «Учение белого лотоса» и др.) и крестьянских восстаний (напр. «Желтые повязки»).

Издавна считалось, что один из способов обретения бессмертной природы заключается в отыскании особых трав, грибов и приготовлении из них соответствующих снадобий. Наряду с травами, чудесными грибами, настойками употреблялся и так называемый эликсир бессмертия, к-рый создавался алхимическим путем, – китайский философский камень. Но сами мастера даосской алхимии предостерегали от такого способа достижения бессмертия. Древние рецепты необходимых снадобий, эликсиров, пилюль бессмертия тщательно зашифровывались. Даосы считают, что многие известные мудрецы, основатели школ и святые были непревзойденными мастерами алхимии. Эликситы бессмертия имели такую популярность в Китае, что ими пользовались и некоторые правители. Внешняя пилюля – снадобье, к-рое составляли из растолченных минералов и таких химических элементов, как ртуть и золото, а также из амальгамы – сплава ртути с другими металлами. Внутренняя пилюля – различные техники сохранения и преобразования внутренней энергии.

Пантеон. Даосизм как религия насчитывает до сотни духов и богов, к-рым следует поклоняться. Во главе пантеона стоял верховный правитель, к-рого именовали Тйнь-цзюнь (Небесный Владыка) либо Дао-цзюгь (Господин Дао). Верховному Владыке поклонялись значительно реже, нежели более мелким и, на первый взгляд, менее значимым божествам. Частично это объяснялось тем, что Верховный Владыка в народном сознании ассоциировался с императором, к-рый находится очень далеко и все равно не услышит просьб простого человека. Поэтому проще и надежнее обратиться к местному чиновнику, к-рый скорее решил все проблемы, а если надо, то и доложит на самый верх Небесному Владыке. В тоже время у китайцев складывалась традиция неформального, доверительног общения с божествами. Поскольку такое общение можно было установить лишь с духом, к-рый ближе к человеку, поклонение Верховному Владыке безболезненно игнорировалось.

Немаловажным считается поклонение «трем чистым» небесным Владыкам. В различных школах их воспринимали по-разному. Со временем они стали рассматриваться как воплощение мистического триединства Дао. Значительно ниже «чистых» обитают три класса существ: два типа духов – гуй и щэнь, а также бессмертные небожители – сянь. Они могут перемещаться между «небесными этажами», жить на земле среди людей и спускаться под землю. Бессмертные (сянь) – это люди, к-рые благодаря внутренней алхимии или пилюлям бессмертия и особому образу жизни обрели «вечную весну». Сянь властвуют над ветрами и дождями, способны летать, изменяются вместе с четырьмя сезонами года. Одним словом, они представляют собой некую «очеловеченную» проекцию Дао. Духи шэнь – это души каждого явления или предмета. Духи шэнь могут поселяться в различных внутренних органах человека. Любое заболевание понималось как засилье духов. Поэтому даосские лекари во время лечения старались либо изгнатьдухов, либо уморить их голодом, рекомендуя больному определенную диету. Духи гуй делились на два класса. Обладающих внешней формой именовали «гуй», а бестелесных – «хунь». Люди могли стать духами гуй после смерти. в даосских рассказах гуй часто вредят людям. Официальные даосы поклонялсь только бессмертным сянь. Считая что большинство великих людей китайской истории превратились именно в них.

Школы даосизма. В XII-XIII вв. в Китае возникло множество даосских школ. Религиозно-философские направления никогда не представляли единого учения; даосизм существовал на протяжении веков олько в виде самостоятельных учений ряда весьма неоднородных школ. Средневековый даосизм уже довольно сильно отличался от раннего даосизма магов, отшельников и искателей бессмертия. Он стал строже, цивилизованнее, тесно сплелся с государственной доктриной. В Новое время в даосизме насчитывалось несколько десятков крупных школ.

Первой оргационно оформленной религиозной школой даосизма стала Чжэнъидао (II в.). предания гласят, что эту школу основал великий даосский маг Чжан Даолин. Однажды он узрев в видении «светящееся божество» и узнал в нем самого Лао-цзы. Тот, открыв ему истину, объявил его Небесным Наставником, своим постанником и полноправным наместником на Земле. Так возникла община Небесных Наставников. Титул Небесного Наставника передавался по наследству в роду Чжан. Отличавшаяся жесткой дисциплиной, строгими постами и активными занятиями боевыми искусствами, эта школа в 184 г. подняла крупное восстание Желтых повязок. Расцвет школы наступил после XIII в. и сегодня она является одной из самых влиятельных даосских школ в Китае.

В XII в. была основана школа Цюань-чжэньдао (Полнота Истины). Ее основатель Ван Чунъян, по слухам, был один из самых сильных магов того времени. Учение этой школы объединяло все три учения, господствовавшие в то время в Китае: даосизм, конфцианство и буддизм. За каждым из них признавалась своя доля истинности. Ван Чунтъян говорил о взаимопроникновении трех учений и объяснял, что самое главное не в том, какому учению следовать, а в том, чтобы душа оставалась праведной. Учение, т.о., призывало к личному духовному подвигу, а не к многочисленным поклонениям, хотя их в этой школе было немало. Одним из основных трактатов даосской школы Цюаньчжэньдао был «Дао дэ цзин». Наставники школы предписывали своим ученикам уединение, и многие из них уходили в монастыри. Сейчас это одна из самых крупных даосских школ в Китае.

В XII в. была основана даосская школа Чжэньдао цзяо, или просто Дадао цзяо (Учение о Великом Пути). Основателю это школы Ли явился сам Лао-цзы в образе Небесного Првителя Лао, вручил ему кисть как знак передачи учения и исчез. За основу своей проповеди ли в отличие от многих других школ взял не отдельные магические приемы и ритуалы, а поклонение и дословное следование «Дао дэ цзин».

В 40-х гг. XII в возникла школа Тайъидао. Представители этой школы практиковали особые техники соединения с высшими духовными силами. Ее можно назвать одной из самых ритуализированных магических школ даосизма. Школа Тайъидао делала больший упор на использование гадательных знаков, магических надписей, широко практиковались разного рода толкования предсказаний. Считалось, что постичь Дао можно, лишь если бессмертные небожители откроют даосу некие тайные символы. В XV в. последователи даосизма больше интересовались чисто духовными практиками самосовершенствования школ Чжэнъидао и Чжэньдадао цзяо. Магия Тайъидао казалась уже несколько наивной. Постепенно она угасла.

Вне даосских монастырей встретить последователей «чистого» даосизма довольно трудно. Зато существует большое количество школ, учение к-рых представляет сплав даосских, буддийских и народных верований. Особенно популярны пробуддийские школы. Среди продаосских (официальный даосизм рассматривает их как еретические) следует отметить школу Чжэнькунцзяо (Учение Подлинной Пустоты), распространившую свое учение не только на некоторые районы Китая, но и на Юго-Восточную Азию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.0 (0.009 с.)