Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые масонские ложи в России, их основные представителиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Масонство проникло в Россию после того, как проявилось в определенных формах на Западе. Документальные данные о первых русских масонских ложах относятся к 1731 году. Именно в этом году гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитаном Джона Филипса провинциальным Великим Мастером «Для всей России». А. Пыпин в своем труде «Русское масонство» пишет, что масонство в России по преданию ввел сам Петр. Он будто был привлечен самим Кристофером Вреном, знаменитым основателем английского масонства. Вместе с тем Н.М. Лонгинов в книге «Новиков и Московские мартинисты» пишет, что Петр вывез из своего путешествия масонский статус и на его основании приказал открыть ложу в Кронштадте. Пыпин свидетельствует, что в одной рукописи Публичной библиотеки «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство существовало во время царя Алексея Михайловича, и Брюс был великим мастером, а Петр первым надзирателем, потом великим мастером Кейт. «Немецкая слобода стала Европой в миниатюре, где так же, как там, кипели политические страсти. К ним тянулись тогдашние «властители душ» русского общества – князь Голицын, «птенцы гнезда Петрова», Прокопович, Татищев, Кантемир, князь Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов. Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков (1744-1818). Идея «духовного строительства», взаимного нравственного совершенствования, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании вольных каменщиков в их особой чистоте и значимости. Новикову принадлежали издательские предприятия: сатирические журналы «Трутень», «Кошелек», «Живописец»; журналы просветительского характера «Утренний свет»; исторические издания «Древняя Российская библиографика», «Опыт исторического словаря о Российских писателях». Он жертвовал частично свои доходы на школы для сирот, бесплатные больницы, во время голода устраивал продовольственную помощь. Следующим выдающимся деятелем русского масонства принято считать И. П. Елагина (1725-1793). Обер-гофмейстер, действительный тайный советник, в 1750 году открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе. Его посвящение состоялось во французской рыцарской ложе. Елагин был ревностным масоном, провинциальным Великим мастером всей России. В Россию постепенно проникает идеология Просвещения, сторонники которой выступали за дальнейшую европеизацию страны, развитие образования, провозглашали силу разума. Видным представителем ее в России был М.В. Ломоносов. Сам выходец из низов, он предлагал сделать образование доступным для всех сословий. Надежды на лучшее он связывал с просвещением монархов, идеал которого видел в Петре I. Отсюда следует, что русские масоны сознательно и несознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную деятельность Петра. Ведь в это время бурным потоком цивилизация хлынула в Россию, развивалась наука, искусство, медицина28. Переоценивались ценности духовные и материальные и пересматривались взгляды на жизнь, менялись убеждения. Все это происходило и не без вмешательства масонских лож. Ведь те понятия, которые они доносили на собраниях до слушателей, обсуждались и из них делались выводы. Отношение Екатерины II к масонству После недолгого царствования Петра на престол в 1762 году вступила Екатерина II. Ее политике были присущи многие черты «просвещенного абсолютизма» - реформы в определенных сферах, смягчение политических нравов. Уменьшение регламентации экономической деятельности, развитие образования и другое. Первое время к масонству она относилась терпимо, вероятно из политических побуждений. Она не была религиозной, но ладила с религией, ища себе опоры в духовенстве. В то время масонство было распространено не только среди столичного и провинциального дворянств, но оно уже проникло и в купеческую среду и в православное духовенство. Осталось считанное количество дворянских семей, в которых не было родственников в масонских ложах. Например: розенкрейцерами были князь Черкасский, Лопухины, Тургеневы; по шведской системе работали граф А.И. Строганов, А.И. Мусин-Пушкин; в петербургских ложах состояли князь А.Одоевский, граф Н. Толстой, князь А. Вяземский. В екатерининскую эпоху масонство было сильно развито среди иностранцев, заседания проходили на разных языках. В Москве, как и в Петербурге, были немецкие и французские ложи. Первая широкая организация русского масонства создалась в начале 1770-х годов во главе Ивана Перфильевича Елагина. Путь его в масонстве можно разбить на два периода. Первый – это вход в масонство и образование первых елагинских союзов. Второй – образование английских лож. Благодаря Елагину в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. После Вильгельмбадского конгресса русские масоны были освобождены от чужой зависимости. Прежняя работа масонов – «действие символической лопаткой, угольником, циркулем, и чтение повести» заменилось простым и ясным определением розенкрейцеров – «следовать Иисусу Христу»40. Особо в этом движении выделялись две фигуры – Новиков и Шварц. Они несли религиозно-нравственные идеи. Как сказано в неопубликованных «7 речах» И.Г. Шварца, должно иметь познание живое, а не историческое, не философическое и не математическое. Таким живым знанием о человеке и стремилось быть масонство в России. Розенкрейцерство распространялось в России двумя путями: 1- посредством ложи; 2- посредством литературной пропаганды. Н.И. Новиков, крупнейший просветитель, издатель и публицист приобретает первостепенное значение в распространении мистических идей, - отголоски которых будут слышны во время царствования Александра. Из типографии Новикова выходили писания Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Феофана Прокоповича и других. Гонение на масонов В конце царствования императрицы Екатерины II московское масонство понесло удар, который практически приостановил его деятельность. Первоначальное процветание, а потом падение новиковского кружка были явлением общественным, кроме ближайших причин и личных отношений, в которых часто ищут единственное объяснение недоверия со стороны Екатерины, существовали и другие причины44. Напуганное революционным движением в Европе и крестьянскими волнениями в России, правительство Екатерины II развернуло борьбу против революционной мысли, а затем и против самостоятельных общественных организаций всех видов45. Екатерину стали беспокоить не столько масонские «дурачества», сколько их широкая благотворительность и просветительская деятельность. Были приняты определенные меры, стесняющие масонов, их деятельность подвергалась контролю правительства. Первым литературным нападением на масонство была брошюра «Тайна против нелепого общества, открытая непричастным оному». Она была издана в 1780 году появление брошюры было вызвано начавшимися связями русских масонов со Швецией. В 1822-1826 годах гонения на масонов приобретают другой характер. Издан указ, запрещающий масонские ложи и вообще тайные общества. В 1826 году запрещение было повторно47. Масонство при Павле I Русские масоны видели давно в лице Павла – «отца» своего движения. В жизни самого императора Павла очень много сторон не ясных и не изученных. Существует мнение, что Павел еще в раннем возрасте был намечен масонами как орудие в достижении своей цели. Во главе масонской партии был главный воспитатель Павла Н.И. Панин и его брат П.И. Панин, поместный мастер масонского ордена в России. Политика Павла была направлена на укрепление самодержавия и наведения порядка в государственных делах. Он неустанно подчеркивал божественный характер власти. Заявлял, что только от его милости зависит положение того или иного лица в государстве. В 1784 году состоялось принятие Павла в масонство сенатором Елагиным в присутствии графа Панина. Взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции, которая вызвала у него ужас и отвращение. Вокруг Павла стали появляться люди настроенные против масонства – Растопчин и Аракчеев. Но впоследствии, ни внутренняя, ни внешняя политика Павла не стала совпадать с расчетами и планами масонов. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет. Никаких надежд на «Конституцию» не оставалось. Значит и преобразований, планируемых масонами, не могло быть. Быть пассивными смотрителями со стороны масоны не хотели. Ведь они возлагали огромные надежды на приход Павла к власти. Пропасть непонимания друг друга росла и росла. Не устраивал Павел и Англию, следовательно, английских масонов. Его взгляды и убеждения резко расходились с масонскими, и скрывать он это не хотел. Русские и английские масоны задумали устранить императора. Мысль о государственном перевороте была высказана вице-канцлером Паниным в беседе с английским послом в мае 1800 года52. Масоны стали всячески стремиться удалить от Павла преданных ему людей. 1 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками. Масонство при Александре I Вначале царствования императора Александра I русские масоны различных направлений были объединены только одной мыслью: вернуть Ордену Вольных Каменщиков утраченное им в России значение. В России сохранились, и после запретов, ложи. Эти братья выжидали благоприятных времен. Исследователи приходят к выводу, что царствование Александра I было «золотым» веком для масонов. Они практически выходят из подполья, привлекают в ложи политических, общественных деятелей, государственных людей, ученых, писателей. Эпоха гонений безвозвратно ушла в прошлое. Таким образом, масонство в России квалифицировалось как «политическая организация нового типа». Цель масонства – вести человечество к достижению царства любви и истины. Будущее – это общество, построенное на любви ко всему людскому роду, чистоте души.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.130 (0.012 с.) |