Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое культурная идентичность?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
9. Что понимают под межкультурной компетентностью личности?
Тема 4. Морфология культуры План
Морфология (от греч. morphe форма и logos – учение) – учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Применительно к культуре данный термин начинает использоваться немецким этнологом Л. Фробениусом для характеристики научного направления, рассматривающего культуру по аналогии с живым организмом. Согласно данному подходу культура подобно живому организму обладает внутренней целостностью и самостоятельностью и проходит в своём развитии те же ступени, что и растение, животное, человек (рождение, юность, расцвет, старость, смерть). В настоящее время под морфологией культуры в широком смысле, прежде всего, принято понимать раздел культурологии, который изучает различные формы и элементы, составляющие бытие культуры, а также их взаимодействие и вариации в историческом, географическом и социальном пространстве. В более узком смысле под морфологией культуры принято понимать учение о внутренней структуре культуры, её организационно-функциональном строении. Подобно многим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры относится к числу остро дискуссионных. Решение вопроса о структуре культуры неотделимо от идеи культуры, от понимания сущности культуры. В деятельностном подходе, как было показано в первой теме, культура рассматривается как результат человеческой деятельности. Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную - входит производственно - техническая культура, а также культура отношения к собственному телу, физическая культура Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
Вышерассмотренный принцип структурирования культуры, предполагающий её подразделение на материальную и духовную, весьма обоснован и в контексте антропологического и аксиологического подходов. Действительно, в основе мотивации человеческой деятельности лежат потребности, которые в соответствии с биосоциальной природой человека можно разделить на основные (первичные) и производные (вторичные). Стремясь удовлетворить свои потребности, человек ориентируется на то, что ему необходимо, что имеет для него какое-то значение и пробуждает его интерес, то есть обладает определённой ценностью. Мир таких ценностей и их производство представляет собой культуру. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Итак, культура существует в материальной и духовной формах.
Структура культуры в контексте человеческой деятельности может быть рассмотрена и в другом ключе. Человеческая деятельность возникает в недрах обыденной, повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; так как основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов. Однако со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования. В связи с этим целесообразным может быть деление культуры на обыденную и специализированную. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Структура (морфология) культуры А. Я. Флиера
Внутреннее строение культуры, кроме того, может быть представлено исходя из понимания культуры как надбиологического механизма аккумуляции и трансляции социокультурного опыта. Культура в таком контексте являет собой ненаследственную память, систему хранения и передачи социокультурного опыта. Этот социально значимый или общезначимый опыт жизнедеятельности людей закрепляется посредством изображённых на рисунке универсальных культурных форм или инвариантов.
Культура
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое морфология культуры? 2. Назовите основные формы материальной культуры. 3. Перечислите основные формы духовной культуры. 4. Что понимают под специализированным и обыденным уровнем культуры? 5. Что такое символ? 6. Почему Э. Кассирер характеризует человека как символическое животное? 7. Каковы основные архетипические сюжеты мифа? 8. В чём заключается синкретизм мифа? 9. Почему книга Й Хёйзинги называется «Homo ludens»? 10. В чём, по мнению Ю.М. Лотмана, заключается амбивалентный характер игры? 11. Почему, по мнению Е. Финка, игра обладает всеобъемлющим характером? 12. В чём заключается различие взглядов М. Бахтина и Р. Генона на сущность народного праздника?
Тема 5. Динамика культуры План 1.Механизмы культурной динамики. 2. Основные теории культурно-исторического процесса. Характеристика основных концепций социкультурной динамики. К числу фундаментальных в области теории культуры проблем относится проблема социокультурной динамики, под которой понимается учение об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм культуры, а также об источниках и предпосылках культурного движения. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика». Статика культуры обеспечивается наличием традиции. Традиция – это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции существуют во всех формах культуры. Можно, в частности, говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других. Система традиций отражает целостность, устойчивость культуры. Вместе с тем культура не может существовать не обновляясь. Важную роль в процессах культурной динамики играют новации.
При выявлении обусловивших их причин может быть выделен, во-первых, аспект антропологический. Речь идёт о специфике природы самого человека. Одной из отличительных особенностей человека, как известно, является его пластичность, незавершённость. Человек по сути своей трансцендентен, он всегда стремится выйти за отведённые ему рамки, за сложившиеся стереотипы и нормы. Постоянное недовольство человека своей «онтологической судьбой» стимулирует его к творчеству. Именно человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Во-вторых, при рассмотрении механизмов культурной динамики необходимо подчеркнуть аспект социо-культурный. В данном контексте появление в культуре новаций следует связывать со сменой ценностной парадигмы. Кроме того, в настоящее время принято выделять следующие источники и факторы культурной динамики: открытия, изобретения, обращение к культурному наследию, диффузия, синтез. Единство традиции и новации есть универсальная характеристика любой культуры. Однако различное соотношение традиций и обновления в культуре даёт основания для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционном обществе традиция господствует над творчеством, тогда как в современном базисной ценностью является обновление, новаторство. Наиболее известными подходами к пониманию особенностей социокультурной динамики являются линейно-стадийный и плюрально-циклический. Основы линейно-стадийной концепции социокультурной динамики были заложены ещё в эпоху средневековья, когда впервые были сформулированы идеи универсальности и линейности культурно-исторического процесса (Августин Блаженный, Гуго Сен-Викторский, Иоахим Флорский и т.д.). В эпоху Возрождения, конечно же, уже в несколько ином контексте указанные идеи получают дальнейшее развитие в трудах Ж. Бодена и Л. Леруа. Окончательное становление линейно-стадийной концепции социокультурной динамики в философии и науке происходит в Новое время. Основные представители: Мари-Жан-Антуан-Николай Кондорсе, Г. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, Э. Тайлор, Дж. Фрезер. Л. Морган. Хотя, каждый из перечисленных авторов создаёт собственное оригинальное учение, в целом в их трудах высказываются некие общие идеи:
Следует отметить, что идея прогресса (его сущность, основные критерии и факторы) формулируется исследователями по-разному. Так, например, Морган и Маркс критериями прогресса в истории культуры, прежде всего, считают те изменения, которые происходят в материальной, экономической и социальной сфере. Напротив, у Гегеля и Фрезера прогресс в истории культуры связывается, прежде всего, со сферой духовной. Вместе с тем, в целом линейно-стадийный подход прогресс в культуре связывает с развитием науки, техники, производства, экономики, социальной сферы
Плюрально-циклическая концепция социкультурной динамики во многом строится на критике линейно-стадийной. Её основные представители: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. В противовес линейно-стадийному подходу указанными авторами высказываются идеи цикличности и плюральности культурно-исторического процесса. Идея цикличности заключается в рассмотрении жизни культуры по аналогии с жизнью живого организма, то есть в своём развитии культура проходит определённые стадии – рождение, детство, юность, старость, смерть. Идея плюральности же предполагает понимание человеческой истории некак всеобщего, универсального процесса, но как истории отдельных самобытных, автономных культур или цивилизаций. В связи с этим получает и новую трактовку идея прогресса, который в самом общем виде соотносится с уникальным своеобразием каждой культуры, что находит отражение в её достижениях и деятельности. К линейной и универсальной схеме истории культуры в определённой степени в ХХ веке возвращается К. Ясперс. В тоже время культурфилософская концепция Ясперса основывается на убеждении философа в том, что до определённого момента история человечества не была единой. Переломным моментом, по мнению Ясперса, становится, так называемое «осевое время». В это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе». Универсалистский подход во взглядах на культурно-исторический процесс в ХХ веке развивает Ф. Фукуяма. Для него история представляет собой единый, логически последовательный, эволюционный процесс, рассматриваемый с учетом опыта культур всех времен и народов. Фукуяма полагает, что падение коммунистического мира и окончание «холодной войны» ведёт к наступлению нового этапа истории, в котором будет господствовать однополюсный гармонический мир. Против идеи универсальной цивилизации выступает С. Хантингтон. На взгляд Хантингтона, парадигма единого мира, где существует или в ближайшее время возникнет универсальная цивилизация, нереальна. Хантингтон приходит к заключению: мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них (в том числе западной) придется учиться сосуществовать со всеми другими. Таким образом, концептуальный подход Хантингтона строится на идее плюральности культурно-исторического процесса. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое динамика культуры? 2. Дайте определение традиции и новации. 3. Каковы причины появления новаций? 4. Как соотносятся между собой традиция и новация? 5. Назовите основных представителей линейно-стадийного подхода социокультурной динамики. 6. В чем заключается разница во взглядах Г. Гегеля и К. Маркса на сущность культурно-исторического прогресса? 7. Почему О. Шпенглер отрицает идеи преемственности и прогрессивности развития культуры? 8. Почему книга О. Шпенглера называется «Закат Европы»? 9. Что понимает Н.Я. Данилевский под культурно-историческим типом? 10. В чём заключается сущность осевого времени К. Ясперса?
Тема 6. Типология культуры. План
Типология – это способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания и объяснения. Необходимо отметить, что существуют отличия между типологией и классификацией. Так, классификация охватывает все без исключения объекты исследуемой области, тогда как в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их множество. Типология культуры – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Итак, типология культуры дает возможность систематизировать и объяснить множественность разнородных культур. В основе типизации могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователем как наиболее сущностные характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется: 1. задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, 2. методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры. Проблема типологии культуры является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной теории культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий. Их авторами были философы, историки, социологи, деятели искусств, полевые этнографы, то есть практики и теоретики культуры. При изучении культуры типологические построения стали широко применяться в ХVIII - Х1Х вв., когда ученых увлекал поиск единого плана. К концу Х1Х века утвердился взгляд на тип как результат сложной теоретической конструкции. В этом ключе вела исследования школа культурно-исторических типов, марксизм построил свою систему экономических типов общества, М.Вебер разработал метод создания «идеальных» типов, в американской социологии получил распространение метод «конструирования» типов. В настоящее время можно назвать более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов типологизации культур. Среди основных принципов типологии культуры можно выделить следующие: формационный, цивилизационный, культурно-исторический, религиозный, этнонациональный и социальный. Формационный принцип основывается на марксистской модели истории. Он устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства. Каков способ производства, такова и культура первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Цивилизационный принцип используется в рамках плюрально-циклической концепции культуры. Её представители (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) выделяют различные типы культур или цивилизаций, представляющих собой автономные, самобытные, целостные образования. Культурно-исторический принцип акцентирует внимание на выявлении духовных доминант исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры. Конкретно-исторический тип культуры – это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. Так, например, применительно к европейской культуре можно выделить следующие её конкретно-исторические типы: средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового времени. Религиозный принцип позволяет дифференцировать культуру в зависимости от характера религиозного воззрения. При этом все многообразие религиозных верований можно свести к двум: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на древнюю (языческую) и культуру, в которой господствует одна из форм мировых религий: христианская, буддистская, мусульманская и др. Этнонациональный принцип определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Основными типами культур в рамках данной типологии являются этническая и национальная культуры. Социальный принцип основывается на идее социальной неоднородности общества. В контексте данного подхода принято выделять следующие типы культур: элитарная, массовая, субкультура. Под элитарной культурой принято понимать: а) культуру «духовной аристократии»; б) некоторые субкультуры, привилегированные группы, которым присуща закрытость, ценностно-смысловая самодостаточность, противопоставленность массовой, потребительской, в т.ч. «народной» культуре. Под массовой культурой понимается: а) культура большинства членов общества; б) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, ориентированная на невзыскательный вкус масс, толпы. Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения. Различают этнические, корпоративные, религиозные, возрастные, профессиональные и т.д. Кроме того, можно выделить и такие, используемые в современной гуманитаристике, способы типологии культуры.
Вопросы для самоконтроля
Практические занятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.164 (0.017 с.) |