Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Культура как предмет исследования культурологии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Культура и цивилизация. 2. Культура и природа 3. Основные функции культуры Ответ на первый вопрос целесообразно начать с прояснения этимологии слов «цивилизация» и «культура». Далее следует коснуться истории становления и использования понятий «культура» и «цивилизация» в философии и науке. В завершении ответа необходимо остановиться на том, как в современной культурологической мысли трактуются и соотносятся выше обозначенные понятия. В ходе ответа на второй вопрос необходимо проанализировать, как соотносятся между собой понятия «природа» и «культура», какое влияние природная среда оказывает на развитие культуры, какие ценностные установки в отношении к природе доминировали на разных этапах истории культуры. В заключение следует остановиться на сущности экологической проблемы, а также коснуться вопроса о необходимости формирования экологической культуры как способа согласования природного и социального развития. Третий вопрос посвящён основным функциям культуры. Подчеркнув, что культура является полифункциональной системой, то есть выполняет много различных функций в жизни человека и общества, следует привлечь студентов к анализу различных учебных пособий по культурологии, авторы которых обращаются к данной проблеме. Это, с одной стороны, будет способствовать формированию более полного представления об основных функциях культуры, а с другой - развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. В заключении следует выделить те функции культуры, которые чаще всего упоминаются различными авторами. К ним, как правило, относятся адаптивная, регулятивно-коммуникативная, интеграции, познавательная, воспитательная, аккумулирующая, рекреационная. Основная литература №:1, 4. 7, 14 Дополнительная №:4;5, 22 Тема 3. Культура, общество, личность 1.Личность как главный субъект культуры. 2. Сущность процессов инкультурации, социализации, аккультурации. 3. Понятие и сущность межкультурной коммуникации В ходе семинарского занятия, прежде всего, следует остановиться на таких понятиях как «индивид», «индивидуальность» и «личность». Далее необходимо показать взаимосвязь личности и культуры, сделав акцент на характеристике таких важных для формирования личности процессов, как социализация и инкультурация. При ответе нужно остановиться на соотношении этих терминов. Кроме того, полный ответ на вопрос предполагает рассмотрение феномена культурной идентичности: сущность, типы, значимость и последствия утраты идентичности для человека.
При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на понятии, каналах и основных видах межкультурной коммуникации (вербальная, невербальная, паравербальная). Кроме того, при ответе необходимо рассмотреть процесс аккультурации: понятие, сущность и основные формы. В заключении следует остановиться на характеристике препятствий, мешающих эффективной межкультурной коммуникации, и способах их преодоления. Основная литература №:1, 2. 5, 11. 14. Дополнительная №:16 Тема 4. Морфология культуры 1. Символ и миф как универсальные категории культуры. 2. Игра и праздник как инвариантные формы культуры Обозначение проблематики первого вопроса, связанного с выяснением специфических черт символа и мифа, необходимо начать с анализа их универсальной и инвариантной природы. Кроме того, следует подчеркнуть, что они являются той основой, на которой развиваются все формы культуры. Для лучшего усвоения студентами этого достаточно сложного материала желательно рассмотреть основные типы символов и мифов, а также проследить то, как архетипические сюжеты и образы символики и мифологии актуализируются в современной культуре (это, в частности, можно сделать на примере деятельности различных средств массовой коммуникации: кино, мультипликация, рекламы и т.д.). Во втором вопросе следует коснуться актуальности дифференцированного подхода к пониманию и интерпретации сущности игрового феномена, что предполагает разграничение игры как специфической культурной формы и игры как компонента разнообразных сфер человеческой деятельности. Далее следует остановиться на выявлении связи игры и праздника, а также показать то место, которое они занимают в культуре. Основная литература №: 5, 7, 13. 14 Дополнительная №:2,3, 10, 12, 13, 14. 15. 19, 24, 27. 30. Тема 6. Типология культуры.
1. Этно-национальная типология культуры. 2. Культура Востока и Запада. 3. Социальная типология культуры (элитарная, массовая, субкультура). Первый вопрос данного семинарского занятия посвящён рассмотрению этнического и национального типов культур. В культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая – культура этносов (одного или нескольких), из которых и образовалась данная национальная культура. Этническая культура – наиболее древний слой национальной культуры, несущий в себе традиции прошлого. Вместе с тем необходимо обратить внимание студентов, что этническая культура отнюдь не всегда развивается до уровня культуры национальной. Действительно в наши дни продолжают существовать культуры (некоторые северные народы, отдельные африканские племена, индейцы Америки и т.д.), по своему типу принадлежащие к культурам этническим. Для дифференциации национальной и этнической типов культур следует выделить их основные черты. Во втором вопросе рассматривается применяющийся в культурологии методологический принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания; именно они диктуют организацию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Подобный принцип типологии позволяет различать два типа культур – восточный и западный. С понятием «Запад» соотносятся европейская и американская культуры. Культуру Востока представляют страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Культурные «полюса» - Восток и Запад - представляют собой две во многом противоположные традиции, два типа культуры. Это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народа в целом. В целях выявления принципиальных отличий двух обозначенных моделей культуры на семинаре должна быть дана характеристика их методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В третьем вопросе представлена социальная типология культуры, которая отталкивается от структуры самого общества, от характеристики социального бытия культуры. Любое общество неоднородно, столь же неоднородна его культура. В рамках данного подхода принято выделять следующие типы культур: элитарная, массовая, субкультура. Зарождение массовой культуры большинство исследователей, как правило, связывают с XIX веком. На семинаре следует остановиться на основных причинах породивших данный феномен, характерных признаках массовой культуры (1. ориентированность на гомогенную аудиторию; 2. опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; 3. эскейпизм; 4. быстродоступность; быстрозабываемость; 5. традиционность и консерватизм; 6. оперирование средней языковой семиотической нормой; 7. занимательность), подчеркнуть её положительные и отрицательные стороны. В качестве оппозиции к массовой культуре выступает культура элитарная. Это культура меньшинства, которому принадлежит инициатива и творчество. В культурологической мысли ХХ века рядом исследователей (О. Шпенглер, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и т.д.) высказывается мысль о том, что именно элитарная культура является основой развития культуры, поскольку её представители обладают высокой восприимчивостью к новому, оригинальному в искусстве, науке, философии. Несмотря на существенные различия массовой и элитарной типов культур, между ними постоянно происходит сложное взаимодействие и взаимовлияние, что, в частности, можно показать на различных примерах (кино, фотография, литература, мода и т. д.). В заключение семинарского занятия студентам предлагается проанализировать особенности субкультуры. Для этого, во-первых, необходимо ввести и рассмотреть такие понятия, как специфические и срединные типы культур. Во-вторых, коснуться проблемы связи субкультуры с культурой маргинальной и контркультурой. Основная литература №:6, 7, 10, 12, 14 Дополнительная №:18, 29.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.006 с.) |