В каких мифах описывается появление природных, социальных и культурных феноменов и их особенностей? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каких мифах описывается появление природных, социальных и культурных феноменов и их особенностей?



Этиологические мифы, буквально— «причинные мифы», т.е. объяснительные (греч. aixia —причина). Здесь описывается появление природных, социальных и культурных феноменов и их особенностей.

2.Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) это? Характеристика.

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

 

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

Характеристика

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

В каких мифах описывается появление природных, социальных и культурных феноменов и их особенностей?

Этиологические мифы, буквально— «причинные мифы», т.е. объяснительные (греч. aixia —причина). Здесь описывается появление природных, социальных и культурных феноменов и их особенностей.

 

Лекция №4

Понятия «цивилизация». Объясните его многозначность.

Этимология слова «цивилизация» восходит к латинскому civis (гражданин), что характеризует принадлежность к гражданской (городской) жизни. Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни, подчеркивающего их, превосходство в бытовом и политическом отношениях и отличающего их от примитивных окружающих варварских племен. Долгое время термин «цивилизация» использовался для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности в противовес представлению о деревенском, грубом. С конца XVII в. этот термин широко вошел в европейскую философскую литературу. Он характеризовал в основном единство всемирной истории, прогресс всего человечества. Развитие культуры рассматривалось как прогресс цивилизации. Центральным местом в построении такой теории была идея «естественного состояния» человека, с его правом на жизнь, свободу и собственность.

 

В какой книге Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет рассматривал преемственность в развитии культуры и цивилизации в качестве универсального закона истории?

В книге «Восстание масс» он рассматривал преемственность в развитии культуры и цивилизации в качестве универсального закона истории. Поэтому все культурные достижения, накопленные европейскими народами в прошлом, должны быть сохранены ими в настоящем и будущем. Кризис, охвативший Европу в начале XX в., не означает завершения европейской культурной традиции. Он свидетельствует не о «закате Европы», а о необходимости для нее нового исторического возрождения. Понятием «Европа» Ортега-и-Гассет объединяет все те регионы, которые в своем развитии усвоили плоды европейской культурной традиции. Кризис цивилизации и культуры он видит в наступлении «массовой культуры» общества.

3.

 

Часть В. 1 модуль

 

2 задание: Составить словарь с перечнем терминов по дисциплине «Культурология» по вариантам:

 

 

3 вариант: Камерная музыка, Канон, Каноничность как свойство искусства (Средневекового), Картина мира, Катарсис, Комическое, Контркультура, Концептуализм, Кубизм, Культурантропология, Культуроведение, Культурогенез, Культурософия, Культурно-исторический тип, Культурный код, Культурный текст, Культура, Культурология, Маньеризм, Маргинальная культура.

 

 

Камерная музыка: (от итал. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

Канон: свод правил, действующих в определенной области.

Каноничность как свойство искусства (Средневекового): художественный (греч. kanon — норма, правило) — в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к.-л. исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству

Катарсис: эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии – совершать катарсис души, «очищение страстей», вернее, «очищение от страстей», а именно «возбуждением сострадания и страха»).

Картина мира: система интуитивных представлений о реальности. Можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.

Комическое: ( отгреч. — весёлый, смешной, от весёлаяватагаряженыхнасел. празднествеДионисавДр. Греции ), смешное.

Контркультура: понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60 х годов.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus понятие) филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.

Кубизм одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину “Девицы из Авиньона”, а несколько позже Брак свою “Ню”.

Культурантропология одно из направлений в западной этнографии (etnos - народ, племя и grapho - писать, «этнография» наука об описании народов) - где наиболее употребляемым для обозначения этой науки является другой термин - «антропология» - наука о человеке («антропос» - человек, «логос»— учение, наука)» Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и «этнологию» в собственном смысле. Появление термина «этнология» (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни «диких народов»

Культуроведение: наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе изучающая культуру как целостность, как специфичную функцию и модальность человеческого бытия.

Культурогенез: процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Культурософия: дисциплины, которые соотносят предмет своего изучения с цельным знанием, мудростью, представлением о мироздании в целом.

Культурно-исторический тип: целостные совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально экономических, политических и других отношениях. Основные подходы к их выделению были заложены славянофилами.

Культурный код: ключ к пониманию данного типа культуры уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру

Культурный текст: может рассматриваться и как некий единый текст с единым кодом и как совокупность текстов с определенной - им соответствующей - совокупностью кодов. При этом совокупность может быть механической: состоять из определенной множественности текстов, принципиально не поддающихся дешифровке с помощью общего кода, - или являться структурной: включать тексты, требующие различных кодов лишь на определенном уровне, а на других уровнях расшифровывающиеся в единой знаковой системе.... Важным свойством культурных текстов является их семантическая подвижность - один и тот же текст может выдавать разным его "потребителям" различную информацию.

КУЛЬТУРА( лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) — универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его непрагматической ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.

Культурология: наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника.

Маргинальная культура: - совокупность локальных субкультур, базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус Маргинальная культура определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда исторична.

3 задание: по-вариантныетемы по модулям на которые необходимо составить краткий конспект

3 вариант

Модуль

1. Культурная антропология в системе наук о человеке.

2. Специфические, «серединные», локальные культуры.

Модуль

3. Основные школы и концепции отечественной культурологической мысли / П.Сорокин, К.Леонтьев/.

4. Особенности мифологического сознания. От мифа к логосу.

5.Идейная основа постмодернизма в культуре XX века.

6. Проблема «понимания» в культурологии: синхрония и диахрония. Герменевтика.

7. Культура как совокупность знаковых систем и культурных текстов с позиции структуралистской школы и её представителей (Ролан Барт, Жак Лакан).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.013 с.)