Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как совокупность знаковых систем и культурных текстов С позиции структуралистской школы и её представителей (ролан барт, жак лакан).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевой темой в культуре и, следовательно, в курсе культурологии, является тема символического пространства и языка культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности. Культура имеет свой язык, искусственно созданный человеком. Система знаков передает не сам предмет, а как человек осознает, различает его. Между реальным миром и языком культуры стоит мышление. Эту сферу рассматривает семиотика. Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе или самом человеке. Основные представители структурализма – антрополог, литературовед Ролан Барт, лингвист Жак Лакан и другие. Главная задача структурализма – преодоление описательности в изучениикультуры и исследование ее на основе методов, характерных для естественных наук: математического моделирования, компьютеризации и т.п. Ранее других гуманитарных областей И.А. Бодуэн де Куртенэ первым применил структурный метод в лингвистике, а затем его стали использовать и при исследовании других областей культуры. Культура в структурализме – совокупность знаковых систем и культурных текстов. Непременными составляющими культурных систем были названы: язык, мифы, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.п. С точки зрения структурализма именно они могут рассматриваться в качестве знаковых систем. Таким образом, следуя логике структурализма, осуществляя структурный анализ знаковых систем и культурных текстов, можно продвинуться на качественно новый уровень в изучении культуры в целом. В конце 1940-х — начале 1950-х годов Роланд Барт находится под влиянием марксизма и экзистенциализма, симпатизирует «новому роману», «театру абсурда», сценическим идеям Б. Брехта. В этот период он выступает как журналист, публикуя литературно-методологические статьи в газете «Комба». В 1953 году Барт публикует эссе «Нулевая степень письма», в котором пытается, по его собственным словам, «марксизировать экзистенциализм» с тем, чтобы выявить и описать третье (наряду с «языком» как общеобязательной нормой и индивидуальным «стилем» писателя) «измерение» художественной формы — «письмо». Сам термин «нулевая степень письма» заимствован Бартом у датского лингвиста Виго Брёдаля. В середине 1960-х годов мыслитель обращается к анализу массовых коммуникаций. Структуралистский период творчества Ролана Барта ознаменован появлением работ «Система моды», «Основы семиологии» и «Мифологии». В них Барт придает новый статус семиотике, включая в её состав многочисленные коннотативные знаковые системы. Эта семиотика значения противопоставляет себя семиотике коммуникации, предложенной Греймасом. Главная цель Барта — тотальная критика буржуазной культуры. Барт видел два пути для этой борьбы — попытку создания «контрязыка» и «контркультуры», и всестороннее изучение буржуазного образа мышления, изучение социальных механизмов, лежащих в основании языка. Жак Лакан (Lacan) Жак (1901-1981) - исследователь, создатель структурного или лингвистического психоанализа. Начав свою карьеру как практикующий врач, Жак Локан в 30-е гг. серьезно изучает философию, психологию, эстетику, искусство, литературуру. Итогом его стремлений синтезировать медецинское и гуманитарное знание явилась докторская диссертация “О параноич. психозе и его отношении к личности” Жак Локан исходит из того, что бессознательное структурировано как язык. Он стремится к рациональному истолкованию бессознательного, ищет взаимосвязи его эмпирического и теоретического. уровней, неклассические принципы обоснования знания, исследования бытия и познания. Задача структурного психоанализа — восстановить понятие либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизни, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресса. Развивая ставшие традиционными для неофрейдизма и постфрейдизма тенденции десексуализации бессознательного, Жак Лакан выстраивает оригинальную концепцию его денатурации, дебиологизации. Он закладывает новую традицию трактовки бессознательного желания как структурно упорядоченной пульсации. Идея эта активно развивается его последователями, термин “пульсация” — один из ключевых для постфрейдистской эстетики. Часть С. 2 модуль 1. Тема:Происхождение культуры и источники её формирования как самостоятельного бытия.
2. Вопросы для рассмотрения: 1. Особенности первобытной культуры, и её периодизация. Артефакты и архетипы материального и духовного бытия первочеловечества. 2. Основные первобытные формы культуры. Живопись, письмо, жилища и первые культовые сооружения, простейшие формы социального устройства ранних обществ. 3. Основные подходы и концепции происхождения культуры. 4. Виды культурной деятельности в ранних обществах: собирательство, охота, одомашнивание животных, земледелие и религиозность. Мифологичность бытия и сознания как основа духовного начала в человеке. 5. Этнографическая, географическая, антропологическая, этнолингвистическая и морфологическая классификации культур.
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.006 с.) |