Квалификация (степень) выпускника бакалавр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника бакалавр



КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Культурология»

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВР

Вариант №3

Исполнитель:

Казанцева Оксана Борисовна

Студентка группы: №101-1

Оренбург 2016/17 уч.г.

«Задания рубежного контроля».

Часть А.

Лекция №.1

1. Анализ, который дает достаточно адекватное представление о типах и способах определения понятия культуры, авторы которых разделили на шесть основных групп.

 

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого подхода считается знаменитый антрополог Э. Тайлор;

Исторические определения, в которых акцент делается на процесс социального исследования, традиции. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром;

Нормативные определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (антрополог К. Уислер) или на представления об идеалах и ценностях (философ Т. Карвер, социолог У. Томас);

Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (социологи У. Саммер и А. Келлер, либо на процесс научения (антрополог Р. Бенедикт), либо на формирование привычек (социолог К. Янг);

Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном;

Генетические определения, в которых культура определяется с позиций ее происхождения (социологи П. Сорокин, Г. Беккер).

 

Что такое ментальность?

Ментальность - в отечественной науке её понимают как «относительную целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества».[1] Именно «картина мира» определяет поведение человека, индивидуальное и коллективное[2].

 

Определение понятия «культура». Объясните его многозначность.

Понятие “ культура ” родилось в Древнем Риме, как оппозиция понятию “натура” – то есть при-рода. Оно обозначало “обработанное”, “ возделанное”, “искусственное”, в противоположность “есте-ственному”, “первозданному”, “дикому” и применялось, прежде всего, для различения растений дико-растущих, от выращиваемых людьми.

Со временем слово “культура” стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный характер, их человекотворное, а не природное или божественное происхождение. Человек тоже стал рассматриваться как плод преобразо-вания данного богом природного материала.

КУЛЬТУРА – это

специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Элиот);

общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (из книги Клайда Клакхона «Зеркало для человека» (Kluckhohn C. Mirror for Man), введение в антропологию);

формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие матери-альные и нематериальные черты (К. Юнг);

сотворённая человеком часть окружающей среды (М. Херскович);

то, что отличает человека от животного (В. Оствальд);

Культура охватывает 4 вида деятельности – религиозную, политическую, общественно-экономическую, культурную «в узком значении», т.е. научную, художественную и техническую (Н.Я. Данилевский).

Лекция №2

Основные функции культуры.

1 Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.

2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.

3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.

4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).

5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.

6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п.

7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д.

8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.

Лекция №3

Характеристика

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

Лекция №4

Часть В. 1 модуль

 

2 задание: Составить словарь с перечнем терминов по дисциплине «Культурология» по вариантам:

 

 

3 вариант: Камерная музыка, Канон, Каноничность как свойство искусства (Средневекового), Картина мира, Катарсис, Комическое, Контркультура, Концептуализм, Кубизм, Культурантропология, Культуроведение, Культурогенез, Культурософия, Культурно-исторический тип, Культурный код, Культурный текст, Культура, Культурология, Маньеризм, Маргинальная культура.

 

 

Камерная музыка: (от итал. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

Канон: свод правил, действующих в определенной области.

Каноничность как свойство искусства (Средневекового): художественный (греч. kanon — норма, правило) — в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к.-л. исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству

Катарсис: эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии – совершать катарсис души, «очищение страстей», вернее, «очищение от страстей», а именно «возбуждением сострадания и страха»).

Картина мира: система интуитивных представлений о реальности. Можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.

Комическое: ( отгреч. — весёлый, смешной, от весёлаяватагаряженыхнасел. празднествеДионисавДр. Греции ), смешное.

Контркультура: понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60 х годов.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus понятие) филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.

Кубизм одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину “Девицы из Авиньона”, а несколько позже Брак свою “Ню”.

Культурантропология одно из направлений в западной этнографии (etnos - народ, племя и grapho - писать, «этнография» наука об описании народов) - где наиболее употребляемым для обозначения этой науки является другой термин - «антропология» - наука о человеке («антропос» - человек, «логос»— учение, наука)» Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и «этнологию» в собственном смысле. Появление термина «этнология» (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни «диких народов»

Культуроведение: наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе изучающая культуру как целостность, как специфичную функцию и модальность человеческого бытия.

Культурогенез: процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Культурософия: дисциплины, которые соотносят предмет своего изучения с цельным знанием, мудростью, представлением о мироздании в целом.

Культурно-исторический тип: целостные совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально экономических, политических и других отношениях. Основные подходы к их выделению были заложены славянофилами.

Культурный код: ключ к пониманию данного типа культуры уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру

Культурный текст: может рассматриваться и как некий единый текст с единым кодом и как совокупность текстов с определенной - им соответствующей - совокупностью кодов. При этом совокупность может быть механической: состоять из определенной множественности текстов, принципиально не поддающихся дешифровке с помощью общего кода, - или являться структурной: включать тексты, требующие различных кодов лишь на определенном уровне, а на других уровнях расшифровывающиеся в единой знаковой системе.... Важным свойством культурных текстов является их семантическая подвижность - один и тот же текст может выдавать разным его "потребителям" различную информацию.

КУЛЬТУРА( лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) — универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его непрагматической ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.

Культурология: наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника.

Маргинальная культура: - совокупность локальных субкультур, базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус Маргинальная культура определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда исторична.

3 задание: по-вариантныетемы по модулям на которые необходимо составить краткий конспект

3 вариант

Модуль

1. Культурная антропология в системе наук о человеке.

2. Специфические, «серединные», локальные культуры.

Модуль

3. Основные школы и концепции отечественной культурологической мысли / П.Сорокин, К.Леонтьев/.

4. Особенности мифологического сознания. От мифа к логосу.

5.Идейная основа постмодернизма в культуре XX века.

6. Проблема «понимания» в культурологии: синхрония и диахрония. Герменевтика.

7. Культура как совокупность знаковых систем и культурных текстов с позиции структуралистской школы и её представителей (Ролан Барт, Жак Лакан).

Часть С. 2 модуль

1. Тема:Происхождение культуры и источники её формирования как самостоятельного бытия.

 

2. Вопросы для рассмотрения:

1. Особенности первобытной культуры, и её периодизация. Артефакты и архетипы материального и духовного бытия первочеловечества.

2. Основные первобытные формы культуры. Живопись, письмо, жилища и первые культовые сооружения, простейшие формы социального устройства ранних обществ.

3. Основные подходы и концепции происхождения культуры.

4. Виды культурной деятельности в ранних обществах: собирательство, охота, одомашнивание животных, земледелие и религиозность. Мифологичность бытия и сознания как основа духовного начала в человеке.

5. Этнографическая, географическая, антропологическая, этнолингвистическая и морфологическая классификации культур.

 

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Культурология»

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВР

Вариант №3

Исполнитель:

Казанцева Оксана Борисовна

Студентка группы: №101-1

Оренбург 2016/17 уч.г.

«Задания рубежного контроля».

Часть А.

Лекция №.1

1. Анализ, который дает достаточно адекватное представление о типах и способах определения понятия культуры, авторы которых разделили на шесть основных групп.

 

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого подхода считается знаменитый антрополог Э. Тайлор;

Исторические определения, в которых акцент делается на процесс социального исследования, традиции. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром;

Нормативные определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (антрополог К. Уислер) или на представления об идеалах и ценностях (философ Т. Карвер, социолог У. Томас);

Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (социологи У. Саммер и А. Келлер, либо на процесс научения (антрополог Р. Бенедикт), либо на формирование привычек (социолог К. Янг);

Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном;

Генетические определения, в которых культура определяется с позиций ее происхождения (социологи П. Сорокин, Г. Беккер).

 

Что такое ментальность?

Ментальность - в отечественной науке её понимают как «относительную целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества».[1] Именно «картина мира» определяет поведение человека, индивидуальное и коллективное[2].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.034 с.)