Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Бизнес как социокультурный феноменСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной житейской психологии стало привычным мнение о том, что перестройка открыла возможности для развития в России многих ранее неведомых видов деятельности, в том числе занятий бизнесом и предпринимательством. На самом деле это не так. Русское предпринимательство, в том числе и в сфере бизнеса, имеет глубокие историко–экономические и социокультурные корни. О первых говорят не часто. Скорее упоминают. В некоторых вузах студентам читается курс истории предпринимательской деятельности в России, но, по неформальным отзывам самих студентов, в гуманитарных вузах этот курс явно тяготеет к собственно истории, а в экономических – к развитию экономических учений или становлению экономических школ. В научной литературе обращение к теме истории русского предпринимательства присутствует, но преимущественно как прикладная задача (что обычно не умаляет значение основного содержания, а только делает строже и лаконичнее логику его изложения). Мы представим каноническую периодизацию развития русского предпринимательства «на всем протяжении истории государства Российского»: X–XIII вв. Первые упоминания о торговых людях, поездках в Царьград, Хазарию, Тавриду, о борьбе с конкурентами–варягами, жителями степей. XHI–XVI вв. Развитие торговли, производства, ремесел в период татаро–монгольского ига и после его падения. Зарождение основных групп купечества – «гости» и «суконники», а к концу периода – трех групп: гости, торговые люди, гостиная сотня, суконная сотня. XVI–XVII вв. Формирование сословия посадских людей, основные задачи которых – быть в казенной службе и платить подати. XVIII в. Реформы Петра I и Екатерины II. Заложена социальная база купечества, размер объявленного капитала позволял записаться в I, II или в III гильдию и получить определенные выгоды (льготы), привилегии от государства, сочетание государственной поддержки с ростом могущества предпринимательской элиты на фоне неустойчивости положения торгово–промышленных классов. Начинается процесс выделения промышленной буржуазии из крепостных крестьян. Начало XIX – XX вв. Возникновение новых отраслей промышленности. Строительство новых заводов, формирование промышленных центров. Открытие первых коммерческих банков. Первые биржевые игры, банкротства. Наблюдается рост числа монополистических объединений, увеличение масштабов мелкого предпринимательства. Политика государственного протекционизма, участие предпринимателей в политической жизни страны, укрепление традиций благотворительности, меценатства и т.п. Послеоктябрьский период. 1917 год – начало 20–х годов. Вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Государственная политика несовместимости предпринимательства и социализма. Сужение сферы мелкого и среднего бизнеса. Середина 20–х годов. Новая экономическая политика. Возрождение предпринимательства как способа развития пришедшей в упадок экономики. Активная роль государства в развитии и регулировании отношений предпринимательства. Конец 20–х годов – вторая половина 80–х годов. Остатки индивидуальной кустарной, ремесленнической деятельности. Полное свертывание и ликвидация НЭП. Перемещение предприимчивости в сферу теневой экономики и резкое увеличение ее масштабов. Конец 80–х годов – настоящее время. Создание многообразных форм и типов хозяйствования. Формирование инфраструктуры рыночной экономики, развитие основных элементов рынка, рост конкуренции. Формирование нового слоя – предпринимателей, появление нового поколения хозяйственных руководителей на фоне кризисных явлений и спада производства, инфляции, обострения социальной ситуации в стране». Это историческая основа. Именно на ней, с учетом особенностей ее развития, шло социокультурное самоопределение русского народа, развивались социокультурные традиции «русского бизнеса». О социокультурных корнях бизнеса и бизнес–предпринимательства в России говорят совсем редко. Точнее, вопрос о корнях русского бизнеса в таком ракурсе почти не ставят. А ведь именно социокультурные корни позволяют подходить к осмысленному (а не механическому, как это часто случается) анализу тех самых «грозных» феноменов организационного и человеческого поведения в бизнесе, которые в популярной литературе получили названия «русская загадка», «русская ментальность», «русская душа». Купцы, фабриканты, предприимчивые и хозяйственные люди – их именами богата русская история: помещик Колокольцев (разработка степи вольнонаемным трудом), сибирский богач Михаил Сибиряков (сереброплавильный завод в Нерчинске), граф Румянцев (писчебумажная и суконная фабрики в собственном имении, а также завод для приготовления сыра по английским образцам), архангельский купец Соловьев (банкирский дом в Амстердаме), купцы Строгановы (землевладение, торговля мехами, в том числе вывоз за границу, с приглашением торгового агента, освоение Сибири: соляные варницы, плавка железа, медные, свинцовые и серные прииски – целая программа предпринимательской деятельности), калужский мещанин Гончаров, прадед Натальи Гончаровой (сначала мелкий торг, затем – обширная торговля, фабрики писчей бумаги и парусных полотен, несколько заводов), Туликовы и Горденины (крупные суконные производства), Мальцевы (горные промыслы), Курочкин в Астрахани (обширная торговля с Казанью и Персией), Осколков в Архангельске (звериный промысел), фамилия Демидовых (добыча руды и заготовка угля, оружейный завод, верхотурские заводы на Урале, разработка железных и медных руд на р. Тагиле и у Магнитной горы, судоходные пути, горнозаводское дело, открытие алтайских рудников, добыча порфира и гранита, открытие месторождения и обработка асбеста, управленческие усовершенствования), фирма Сапожниковых (рыбный промысел, огромных масштабов хлебная торговля, земледельческая, мукомольная, мыловаренная, салотопенная, шерстяная и кожевенная промышленность, золотые прииски), предприятия дома Поповых (обширная меновая торговля,' прокладывание новых торговых путей, серебро–свинцовые и медные рудники), Савва Морозов (был простым крестьянином, стал крупнейшим фабрикантом России). Новые приемы предпринимательства начинают привлекать в Россию иностранные капиталы. Иностранцы входят акционерами в разнообразные предприятия, стараясь объединить их таким образом под своей властью. Русские предприниматели по примеру иностранцев тоже начинают становиться акционерами. В начале XX века происходит эмансипация от иностранного руководства и иностранного капитала. Перед войной и революцией в России существовали уже грандиозные концерны, основанные русскими предпринимателями и на русские капиталы: фирма «Беломорско–Балтийское Общество П. и Данишевские» (объединение почти всех главных отраслей промышленности на Севере России: добыча, скупка, продажа, вывоз леса и лесопродуктов лесной перегонки, крупное рыбопромышленное предприятие на Мурмане, основание Североокеанского пароходного общества, учреждение Европейского северного банка), Русский Торговый и Транспортный Банк (объединение в качестве холдинговой компании различного рода транспортных, страховых и пароходных обществ, объединенное управление пароходствами, агентурные конторы, строительство подъездных веток, собственные угольные копи в Донецком бассейне, включение в свой состав обществ, занимающихся страховыми операциями), концерн товарищества «И. Стахеев и компания» (районы деятельности – Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия: крупная хлебная торговля, разработка горных богатств, постройка железных дорог, промышленные предприятия в Туркестане, участие в банковской деятельности, создание Бухарского банка, большая предпринимательская программа, включающая работу не только с капиталами, но и со специалистами – инженерами, экономистами, юристами). Октябрьская Социалистическая революция, наступившая для многих процветающих русских предпринимателей неожиданно, большинство из них разорила, многих заставила покинуть Родину. Для России бизнес и предпринимательство как вид человеческой деятельности на много лет вперед оказались «замороженными». Однако исторические и социокультурные особенности развития предпринимательства уже тогда описывались специалистами как своеобразные тенденции, отличающие Россию от всех других стран. Описывая эти тенденции, они сравнивают предпринимателей России, Америки, Германии, Японии в рамках культурной антропологии Культурная антропология – это наука, изучающая человека сквозь призму культуры. Каждый человек – это и носитель, и творец родной для него культуры. А различия между людьми объясняются целостным своеобразием их культур и регулируются соответствующими паттернами культуры. Паттерн культуры – это любая узнаваемая последовательность явлений во времени или любое узнаваемое расположение объектов в пространстве. В широком смысле с паттернами культуры можно связывать огромное количество особенностей человеческого поведения, например: картина мира и особенности ее истолкования, этика, идеология, приемлемые стратегии бытия, представления о власти, богатстве, престиже, отношение к религии, опыт политической активности, понимание истории, жизненный уклад, идеи гуманизма, коллективное бессознательное, особая ментальность. В узком смысле культурные паттерны можно связывать с одним из определяющих их факторов, например, с этносом или национальностью. В плане типологизации можно пользоваться разными критериями выделения культур. Так, например, можно говорить о культуре Древней Греции или культуре Средневековья; о материальной или духовной культуре; о культуре Востока и Запада; о культуре США и Европы, о культуре коммунистической и посткоммунистической России, олицетворением которой является известный тип «хомо советикус». Наконец, в рамках той или иной культуры можно говорить об отдельных субкультурах, которые также делят людей на типы. Различают, например, молодежную, криминальную, детскую субкультуры. Применительно к бизнес–психологии можно упомянуть относительно новую для России субкультуру, именуемую «новые русские». Можно говорить о региональных субкультурах. Понимая, что культуральные различия между людьми – это реальность, необходимо в то же время учитывать, что межкультурные коммуникации между людьми неизбежны. Для их облегчения проводятся многочисленные кросскультурные исследования, выстраиваются концепции и модели успешной социокультурной адаптации. Данные модели позволяют спокойно, доброжелательно и своевременно обсуждать или хотя бы проговаривать с носителями другой культуры то, что в их культуре удивляет или даже вызывает «культурный шок». Последнее нам представляется наиболее важным. Ведь именно будучи лишенным возможности отреагировать на то, что кажется ужасным и необъяснимым, человек вступает в конфронтацию с жизнью, становится сам не свой, теряет психологическую идентичность, вместе с которой у него разрушаются такие важные психологические образования, как самооценка, уровень притязаний, целеполагание, социальные потребности, иногда даже смысл жизни. Так, например, культурологи выделили и попытались обосновать три следующих принципиальных различия в ментальных установках американцев и русских: 1. У американцев нет проблем с возможностями самовыражения. Для них это естественно и воспитывается с детства. У русских с этим проблемы есть, так как в России само понятие «самовыражение» имеет негативный оттенок, ассоциируется с самоутверждением, эгоизмом. Вероятно, это можно объяснить тем, что в русской культуре сильна идея страдания, а поэтому для русского человека «быть несчастным и бедным привычнее». 2. Для американцев характерна установка: «Я могу!» Русские чаще произносят: «Это невозможно!» 3. В Америке бизнес – естественная часть жизни человека. Для многих людей это даже не профессия, а возможность обеспечить себе необходимый уровень развития, включающий финансовую самостоятельность, успех в делах, реализацию своего личностного потенциала, полное ощущение своего истинного Я. Русские люди часто отказываются заниматься бизнесом только потому, что считают: «Бизнес – это не для меня». При этом они переживают финансовые трудности и существуют в условиях, не достаточных для самоактуализации, для раскрытия собственного Я. Особенности японского менталитета – недостаточная независимость мышления и меньшая склонность к индивидуализму. Для японца невыносимо, позорно сознание собственного бессилия. Поэтому слезы – признак бессилия – не должны быть никому видны. Они должны быть прикрыты улыбкой, выполняющей функцию маскировки. Европейца, впервые попавшего в Японию, нередко шокирует неуместность поведения японца, который улыбается, когда ему делают выговор или когда он сам сообщает печальную новость – например, о смерти кого–то. Такое поведение рассматривается иностранцами как наглость, цинизм или бездушие. На самом же деле улыбка японца, с его субъективной точки зрения, имеет другое значение – она призвана смягчить неудобную, неловкую обстановку или подчеркнуть желание помочь. Мексиканец нередко с удивлением и даже ужасом смотрит на американца, который думает только о том, чтобы заработать. Зачем – ведь он и так порабощен своим трудом и не имеет ни сил, ни времени, чтобы радоваться жизни? А американец подчас с недоумением и неодобрением взирает на мексиканца, который третий день пляшет на карнавале, в то время как в его доме нечего есть и неизвестно, как прожить завтра. На Западе центр идентичности – «я», на Востоке – «мы»... На Востоке, когда человек заболевает, его кровать ставят в гостиной. Он становится центром внимания. Его посещают родственники и знакомые. Не прийти – это оскорбление, демонстрация неприязни. Американцы привыкли работать либо в больших общих помещениях, либо при открытых дверях, поскольку на службе они обязаны быть в распоряжении окружающих. Открытый кабинет означает, что владелец на месте и ему нечего скрывать. Стеклянные стены и двери создают у них определенный стереотип поведения и вызывают ощущение, что они «все сообща делают общее дело». Для немца подобное рабочее помещение является воплощением жутких кошмаров. Для него каждое помещение должно быть снабжено надежными, часто двойными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. Это приводит к тому, что немцы, работающие у американцев, жалуются, что находятся под неусыпным надзором, а у американцев, работающих в Германии, глухой коридор с закрытыми дверями порождает нередко подавленное состояние. Постоянная улыбка для американца означает открытость, удовольствие от знакомства. Для русского – несерьезность и неискренность. Американцы часто и громко смеются. По их представлениям, громкий смех должен свидетельствовать о душевном расположении собеседника и его хорошем здоровье. «Западные» ценности: предприимчивость, богатство, деловитость, неприкосновенность частной собственности, прибыльность труда, свобода выбора убеждений и поведения, профессионализм, невмешательство, дисциплина труда, гарантии политических прав. «Советские» ценности: атеизм, энтузиазм, гарантии социальных прав личности, верховенство государственных интересов над интересами личности, борьба за идею, чувство долга, терпеливость, дисциплина труда, образованность, гостеприимство. «Индивидуальные» ценности: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга, образованность, гостеприимство, профессионализм, равенство всех граждан перед законом, гарантии социальных прав личности, бескорыстие. Характерными чертами российского менталитета отечественные исследователи считают: ориентацию на коллективность – проявляется как гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, открытость по отношению к другим народам, доверчивость; ориентацию на духовные ценности и философское восприятие жизни – проявляется как стремление к справедливости, совестливость, альтруизм, широта души, правдивость, оптимизм, мудрость, талантливость, поиск истины; ориентацию на власть – обусловливает сотворение кумиров, чинопочитание, верноподданничество, формальное законопослушание, управляемость, конформизм. ориентация на лучшее будущее – надежда на то, что все образуется само собой, беспечность, лень, безответственность. Национальные и культурные различия существуют и регулируют социальное поведение людей. При столкновении с различиями в культурах возникает культурный шок: от слабого удивления – до полной деформации личности. И если с этим не работать профессионально–психологически, то интолерантная реакция личности на культурный шок будет снижать эффективность межкультурной коммуникации и существенно затруднит интеркультурную адаптацию как просто людей, так и бизнес–партнеров.
Вопросы для повторения: 1. Какие основные периоды развития предпринимательства в России Вам известны? 2. В какой экономической сфере русская предприимчивость чаще всего находит свое выражение? 3. Каковы основные психологические качества предприимчивого человека? 4. Кто из российских предпринимателей, будучи простым крестьянином, стал крупным фабрикантом? 5. На какой социокультурный фундамент опираются традиции отечественного предпринимательства? 6. Что изучает культурная антропология? 7. Что такое «культурный шок»?
Литература: Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995. Гинс Г.К. Предприниматель. – М.: «Посев», 1992. Грановская P.M., Никольская И.М. Психологическая защита личности. – СПб., 1999. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. яз. под ред. Б.Э Шапиро. – М, 1995. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. – СПб., 1994.
Словарь основных понятий: Адаптация интеркультурная – процесс межкультурного приспособления человека к национальным ценностям и традициям другого этноса или народа. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму. Атеизм – мировоззрение, исключающее существование сверхъестественного; отрицание всякой религии. Конформизм – пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и идеологии. Культурная антропология – это наука, изучающая человека сквозь призму своеобразия национальной культуры. Паттерн культуры – это любая узнаваемая последовательность явлений во времени или любое узнаваемое расположение объектов в пространстве. В широком смысле с паттернами культуры можно связывать огромное количество особенностей человеческого поведения. В узком смысле культурные паттерны можно связывать с одним из определяющих их факторов, например, с этносом или национальностью. Энтузиазм – воодушевление, эмоциональный настрой, сопряженный с верой и надеждой на благополучный исход любого предприятия или дела.
Контрольные задания по теме: 1. Заполните таблицу, указав характерные черты российского менталитета, согласно обозначенным ориентациям:
2. Составьте и опишите экономические и социокультурные модели развития бизнеса в современной России, используя следующую схему:
ТЕМА 4. ЧЕЛОВЕК БИЗНЕСА В центре любого бизнеса стоит именно человек. Любая проблема предпринимательства связана с человеком. Взаимодействие хозяина, работника, партнера, конкурента, менеджера, чиновника и потребителя – все это проблемы межчеловеческих отношений, связанные с динамикой их собственных внутренних миров. Бизнесмен творит лишь при посредстве авторучки, телефона или компьютера – он творит людьми, для людей и посредством людей. Все перипетии взаимоотношений между предпринимателем, командой, конкурентами и покупателями товара, в конечном счете, определяют эффективность и продуктивность предпринимательского действа – само дело есть функция людских связей. Основные действующие лица предпринимательской мистерии – сами люди, а потому без приложения практической психологии и приглашения профессиональных душеведов не обойтись. Все бизнес–сообщество разделяется на три крупных сегмента, вполне самостоятельных в собственном творчестве, но в то же время активно взаимодействующих между собой: психопатический (криминальный), подневольный (атеистический) и интегрированный в систему гуманистических ценностей (светских или религиозных). Криминалитет относится к своему занятию в целом негативно, в глубине души отдавая себе отчет в богопротивности и противоестественности тех хищнических и паразитических отношений, в которые вынужденно включены люди, зарабатывающие деньги. Члены команд, подчиненные таким бизнесменам, воспринимаются ими как люди–орудия, как слуги, как рабы, в конце концов, как рабочий скот, представляющий собой те инструменты, которыми в случае необходимости можно и пожертвовать ради успеха в деле. Атеизированные бизнесмены, пришедшие в бизнес по сугубо меркантильным соображениям и ради этого отказавшиеся от ставшего менее выгодным любимого дела, более тепло и радушно относятся к своим подопечным, хотя в целом собственное дело воспринимают в лучшем случае как предмет личной гордости, а то и вовсе равнодушны к нему по большому счету. Но команда для них представляет некий вариант родовой семьи, к членам которой они относятся сугубо покровительственно, а порой даже сентиментально. Их подчиненные в большинстве случае умело подыгрывают позиции хозяина, проявляя легкий инфантилизм, выражающийся в отчетливых знаках эмоциональной и экономической зависимости, и стараясь не пререкаться с руководителем дела, даже при наличии серьезных опасностей для развития дела. Гуманистически ориентированные предприниматели, отчетливо представляющие свое дело как пространство собственной творческой реализации, безусловно, обожают собственный бизнес и готовы пожертвовать ради него многим, так как они вполне ясно отдают себе отчет в частичном отождествлении самих себя и руководимого ими дела. Члены команды рассматриваются ими как творчески равноправные партнеры, сотрудничество с которыми помогает всем вместе устраивать нравящуюся им жизнь. Основой взаимоотношений в рабочем коллективе служат не невротические зависимости и силовые соподчинения, но конкретные взаимовыгодные взаимодействия, ценность и значимость которых в равной степени понимает как работодатель, так и исполнитель. Команда как слаженная группа дополняющих друг друга работников, действующая как единое целое ради достижения интересующего всех ее членов результата, не имеет никакого значения для предпринимателя–одиночки, но принципиально важна для серьезных деловых людей. Одиночки в настоящее время практически покидают сцену жизни, так как непрестанно усложняющиеся условия зарабатывания денег делают малоэффективным труд одинокого работника в качестве предпринимателя. Настало время работать командами, а потому развитие команд представляет важнейшее занятие любого бизнесмена, ориентированного на развитие собственного дела. Более того, оказывается, что развитие команды много важнее развития материально–технической и финансово–экономической базы самого производства и даже важнее роста статуса самого бизнесмена. Если есть грамотно сформированная команда, она сможет разрешить любую проблему и сделает все то, что будет необходимо для реализации общего делового проекта. Даже имея прекрасную идею и обладая всеми необходимыми активами, создать свое дело не так уж просто, так как собранная из нанятых по одному работников группа должна быть развита, консолидирована и сплочена для того, чтобы функционировать как полноценная рабочая команда. Сам же бизнес можно понять как гармонизацию взаимоотношений команды, дела и личности, результатом которой оказывается эффективное производство конкурентоспособного товара. Если отсутствует один из элементов этого динамического триединства (сам предприниматель, технологические мощности и сплоченная группа работников), бизнес становится попросту невозможен. Итак, в центре проблемы – человек. Каковы же основные индивидуально–типологические особенности личности, занятой предпринимательской деятельностью? Важным фактором, определяющим типологические различия между людьми как в быту, так и в ходе профессионального взаимодействия, являются характерологические особенности личности. Остановимся кратко для иллюстрации значимости этого фактора на концепции ориентации характера, предложенной Эрихом Фроммом. Таких ориентации Фромм обозначает две: неплодотворную и плодотворную. Причем неплодотворная ориентация дает четыре характерологических типа. Рецептивный (берущий) тип – человек этого типа считает, что источник всех благ, включая материальные ценности, любовь, знания, удовольствия, лежит вовне. Единственный способ обрести желаемое – дождаться и получить извне. Люди с таким типом характера всегда ищут поддержки, предоставления им нужной информации, зависимы от других, любят советоваться, не могут сказать «нет». В целом они дружелюбны, но и беспомощны, делают что–то для других, только желая получить в ответ их расположение. Можно предположить, что в бизнесе такой человек будет успешен только за счет хорошего партнерства или в команде. При потере поддержки он становится тревожным, приходит в смятение, готов все бросить, разочарован или подавлен, на самостоятельные решения и действия не идет. Эксплуататорский (овладевающий) тип – также источник всех благ видит вовне, но не надеется получить их даром, а старается отнять желаемое у других силой или хитростью. Такой человек склонен присваивать чужое, красть идеи. Ему нравятся только те люди, у которых есть что отнять, а те, у кого он уже все отнял, быстро перестают для него быть интересны. По своей сути – это тип манипуляторов, он часто встречается среди бизнесменов. Стяжательский (сберегающий) тип – мало верит в то, что может получить из внешнего мира что–то новое. Его безопасность основывается на стяжательстве и экономии. Для него любые траты – это угроза. В жизни и в работе он окружает себя «защитной стеной». Скуп. Сентиментален. Погружен в себя, держится за прошлое. Педантичен и аккуратен. Маниакально чистоплотен. Любит следить за порядком. При угрозе извне – упрямо стоит на своем. Подозрителен. В близкие отношения старается ни с кем не вступать. Его девиз: «Нет ничего нового под солнцем». Рыночный (обменивающий) тип – воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно обменять или продать. Следит за модой, старается нравиться. Честолюбив. Хорошо приспосабливается, неуклонно стремится к успеху. Его самоощущение: «Я – это то, что я делаю». Люди этого типа, несмотря на их кажущуюся контактность и общительность, как правило, в душе глубоко одиноки. Они ждут любви, но сами отдаляются от нее. Плодотворная ориентация характера, по Фромму, – это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил, постижение мира при помощи любви и разума. Главной ценностью этого типа характера является человек, полное и плодотворное развитие его Я. Это любящий, деятельный, разумный, творческий тип. Все типы ориентации характера, отмечает Фромм, культурно обусловлены, они формируются в процессе социализации человека. В рамках неплодотворных ориентации можно говорить о сочетании основных типов: берущего, овладевающего, сберегающего и обменивающего. Более сложным вариантом является комбинация элементов всех четырех неплодотворных и одной плодотворной ориентации. Понимание собственной ориентации характера и внимание к проявляемой ориентации характера партнера по бизнесу позволяют выстраивать отношения с ним более уверенно, без посягательств на его внутренний мир, соблюдая принципы толерантности и естественного взаимоуважения. Другая группа факторов, определяющих типологические различия в среде бизнесменов, – это факторы половой принадлежности, или так называемый половой диморфизм. Диапазон психологических различий между мужчинами и женщинами очень широк: от особенностей протекания психических процессов – до стратегий управленческой деятельности и поведенческих стереотипов. Портреты бизнес–активных мужчин и женщин часто оказываются полностью противоположными. Причина – половой диморфизм и его стереотипы, мешающие нам объективно относиться к получаемой информации. Психологи считают, что женщины, пытаясь противостоять мифу о том, что эффективным начальником может быть только мужчина, нередко применяют в своей деятельности тот же стиль руководства, что и их коллеги–мужчины. И ни к чему хорошему это не приводит. Исследования показывают, что в этом случае сотрудники говорят о мужчинах как демократических и чутких руководителях, а женщин с таким же стилем руководства воспринимают как авторитарных и доминантных. Более того, особенно трудно приходится женщинам, не чувствующим себя надежно в своей женственности, а копирующим мужчин. Они сильно подавляют самих себя. Существуют не менее глубокие половые различия в стилях ведения беседы, в особенностях речи, в способах выражения своих чувств и мыслей. Эти различия часто становятся причиной взаимонепонимания, возникновения интолерантных установок и даже размолвок между мужчинами и женщинами. Механизмы такого взаимонепонимания – предмет психолингвистических исследований Женщины же предпочитают использовать посредников или бороться за что–то реальное. В дружбе между мужчинами часто наблюдается элемент «дружеской» агрессии. Можно проследить, как многие мужчины ожидают возникновения дебатов и споров даже в обычных разговорах. Мужчины часто подходят к жизни как к состязанию. Воображение женщин далеко от ритуального сражения, и они склонны неправильно интерпретировать манеру разговора мужчин и их возможность выражать противоположные понятия. Женщины не принимают ритуальный характер дружеской» агрессии. У них ритуалом становится скорее воплощение общности. Причем видимость общности среди женщин может маскировать борьбу за власть, а видимость одинакового мнения может скрывать резкие различия в точке зрения. В целом, можно утверждать, что мужчины – независимо от сферы деятельности – вполне могут не понимать вербальные ритуалы женщин. Равно как и женщины, часто не понимают вербальные ритуалы мужчин. Вместе с тем, если зафиксировать это непонимание (на уровне чувств это всегда можно сделать), а затем его обсудить, принимая во внимание факт необходимого различия между мужчинами и женщинами, то путь к толерантности, принятию и уважению с большой вероятностью будет найден. В контексте очевидного возрастания социальной активности современных российских женщин этот вывод очень важен, поскольку из него явным образом вытекает следствие о том, что, декларируя «равные права с мужчинами» на уровне содержания деятельности, женщина не сможет оставаться адекватной, если будет стараться практиковать мужские формы поведения. И напротив, женская карьера как в сфере бизнеса, так и в любой другой области профессиональной или общественной деятельности, как показывают многочисленные наблюдения, тем успешнее, чем она более отличается по своим формально–стилевым характеристикам от мужской. Таким образом, ссылаясь на данные психологических исследований, можно сделать общий вывод о существовании типологических «мужского» и «женского» стилей социальной активности, профессиональной и общественной деятельности. Много других факторов, помимо половых различий, разделяют людей на психологические типы. Специалисты по нейролингвистическому программированию делят людей на три нейролингвистических (сенсорных) типа по преобладанию у них того или иного канала восприятия информации: зрительного (таких людей называют визуалами), слухового (аудиалы) или тактильного (кинестетики). Считается, что визуалы предпочитают информацию хорошо зрительно оформленную, аудиалы готовы все воспринимать «на слух», а вот кинестетики (их еще по–другому называют «ощущающий» тип) любят все «провести через себя», потрогать собственными руками. Как определить, к какому из этих типов относится бизнесмен, который нас интересует? Обратимся к популярному описанию трех этапов определения нейролингвистического типа. Первый этап – анализ лингвистических особенностей речи. Например, если попросить представителя каждого типа описать грозу, то визуал скажет: «Посмотрел, лужи кругом блестят. Молния такая яркая...» Аудиал будет использовать для описания грозы иные образы: «Слышу, все гремит, грохочет. Дождь по подоконнику – бум–бум–бум...» А вот кинестетик в такой же ситуации примется жаловаться на то, как он промочил ноги, «как было мокро, как потом кости ломить будет...». Второй этап – анализ внешнего вида. Визуалы обычно много жестикулируют, напоминая художников, размахивающих в воздухе кистью. Аудиалы неподвижны, спокойны, мало перемещаются в пространстве. Кинестетики егозят, суетятся, вскакивают, переставляют предметы. Третий этап – анализ дыхания. У визуала вздымается грудная клетка. Аудиал сопит незаметно, как мышка. Кинестетик дышит всем телом, вздыхает. Другой простой способ определения того, к какому нейро–лингвистическому типу относится человек, описан в книге Д. Соколова «Сказки и сказкотерапия». Суть метода сводится к тому, что испытуемому зачитывают сказку о цыпленке, который, путешествуя в яйце, посещает и приглашает к себе пожить трех, достаточно четко символизирующих основные сенсорные типы, персонажей. После прочтения сказки испытуемого просят воспроизвести по памяти – что происходило у цыпленка в яйце? Ясно, что человек вспоминает прежде всего «свое» описание. Любопытно, что Д. Соколов, ссылаясь на свой опыт, констатирует, что тех, кто способен воспроизвести все три модальности, мало. Для бизнес–практики информация о принадлежности человека к тому или иному сенсорному типу имеет неоценимое значение как минимум в трех аспектах: 1) деловые переговоры, доклад начальнику, общение с коллегами будут в той мере дискомфортными, в какой партнеры не соответствуют друг другу по «задействованному» сенсорному типу, и наоборот: тот, кто желает достичь хороших результатов в деловом общении, легко сделает это, если сумеет правильно понять сенсорный тип партнера и «пристроиться» к нему; 2) понимание собственного сенсорного типа «открывает человеку глаза» на его предпочтения в стиле работы, способах усвоения информации, особенностях запоминания, невербальном и вербальном поведении, освоении пространства, любимых занятиях, хобби и др.; 3) согласно существующей в рамках эриксоновской терапии и нейролингвистического программировани
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.021 с.) |