Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 020400 «Психология» всех форм обучения

Поиск

Москва-2004


УДК

© Роинашвили Д.И. Психология бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М., МГУТУ, 2004

 

 

В учебно-практическом пособии Д.И. Роинашвили изложены основные темы данной дисциплины – общие понятия предмета психологии бизнеса, бизнес как психологическое искусство, бизнес как социокультурный феномен и т.д. Автор привлекает сведения из различных областей психологического знания – психоанализа, когнитивной психологии, неофрейдизма, гештальт-психологии - для того, чтобы раскрыть психологические аспекты предпринимательства. Пособие содержит разносторонний практический материал.

 

 

Предназначено для студентов специальности 020400

(Психология) 3-4 курса ДФО, 4 курса ЗФО, 3 курса СФО

 

 

Авторы: к.ф.н. Роинашвили Давид Ираклиевич

 

 

Рецензенты: д.ф.н., проф. Рабинович В.Л.,

д.ф.н., проф. Дубровский Д.И.

 

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение 5

 

Тема 1. Общие понятия предмета психологии бизнеса 7

Вопросы для повторения 11

Литература 12

Словарь основных понятий 12

Контрольные задания по теме 12

 

Тема 2. Бизнес как психологическое искусство 13

Вопросы для повторения 19

Литература 19

Словарь основных понятий 19

Контрольные задания по теме 20

 

Тема 3. Бизнес как социокультурный феномен 20

Вопросы для повторения 26

Литература 27

Словарь основных понятий 27

Контрольные задания по теме 27

Тема 4. Человек бизнеса 28

Вопросы для повторения 33

Литература 34

Словарь основных понятий 34

Контрольные задания по теме 34

Тема 5. Самопрезентация и имидж бизнесмена 36

Вопросы для повторения 44

Литература 44

Словарь основных понятий 44

Контрольные задания по теме 45

Тема 6. Психологические методы исследования бизнес-процессов 48

Вопросы для повторения 54

Литература 54

Словарь основных понятий 54

Контрольные задания по теме 54

Тема 7. Психологические аспекты создания бренда

и рекламной кампании 57

Вопросы для повторения 62

Литература 62

Словарь основных понятий 62

Контрольные задания по теме 63

 

Тема 8. Психология деловых переговоров 66

Вопросы для повторения 70

Литература 70

Словарь основных понятий 70

Контрольные задания по теме 71

Тема 9. Психологические методы в маркетинговых исследованиях 74

Вопросы для повторения 78

Литература 78

Словарь основных понятий 78

Контрольные задания по теме 79

Контрольные задания по дисциплине 80

Список персоналий 81

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Бизнес – это такая же обычная деятельность, как спорт, наука или политика. Оказалось, что главное содержание этой деятельности – это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями, и не особенно важно, производятся ли эти товары и услуги самим бизнесменом, или он занят тем, что в недавних традициях пренебрежительно было принято называть «посредничеством», или того пуще – «спекуляцией», а на деле представляет собой очень важную функцию приближения товара и услуги к потребителю. Результативность этой деятельности оценивается очень жестким показателем дохода или прибыли, которую получает от своей деятельности бизнесмен, а неустанное соревнование – конкуренция действующих бизнесов между собой – вынуждает все время искать новые пути решения этой задачи Бизнес, как и любую деятельность, отличает множество своеобразных особенностей. Сегодня это одна из наиболее быстро эволюционирующих разновидностей человеческой деятельности. Причем особенно ярко начало ее нового эволюционного скачка наблюдается именно на переломе XX в., в период последней «революции в бизнесе».

В той или иной мере используя достижения и разработки психологии в маркетинге и рекламе, а также в менеджменте, особенно в той сфере, которая относится к мотивации персонала и к вопросам групповой динамики, формированию команд, бизнес практически отвергает сегодня психологию в ее наиболее «заповедных» сферах, в том, что связано с подбором и оценкой кадров. По большому счету бизнес отдал предпочтение интуиции и практическому опыту менеджера как более экономичному и в целом не менее надежному инструменту. Однако такое пренебрежение психологией со стороны бизнеса – не повод для того, чтобы психология сама не сделала бизнес предметом своего внимания. Тем более что в сегодняшней жизни бизнес – одна из наиболее массовых сфер деятельности человека и события, происходящие в этой сфере, во многом определяют направление движения человечества. И одна из наиболее привлекательных тем для психологического взгляда на бизнес – это жизненный путь человека, реализующего себя в этой деятельности. Долгий, сложный и преисполненный опасностей путь, который может оказаться дорогой индивидуации, самореализации человека, но может и завершаться крахом надежд и жизненным кризисом. Путь, проходящий через стадии Предпринимателя, Менеджера, Инвестора и Лидера в бизнесе

Необходимое для успеха в бизнесе, – это умение строить отношения с людьми. Это в равной мере значимо и в отношениях с клиентами, потребителями, и в отношениях с контрагентами – партнерами, поставщиками, и в отношениях с сотрудниками, персоналом бизнес организации. Хотя в каждой из этих сфер отношения складываются и развиваются по своим канонам, нарушения их или неудачные действия бизнесмена приводят к одним и тем же результатам. Отвернутся ли от вас ваши заказчики, разорвут ли с вами отношения партнеры или подведет персонал вашей фирмы – результатом будут неизбежные убытки, от размера которых зависит сама возможность продолжения действий в бизнесе. Чем дальше человек продвигается по пути бизнеса, тем больше подобных проблем вырастает перед ним. Он должен научиться делегировать, то есть реально отдавать свою власть и контроль над ситуацией другим людям, что требует глубокого доверия к профессиональным и личным качествам этих людей. Он должен научиться управлять большими массами людей.

Разумеется, акцент на российскую ситуацию неизбежно привносит некоторые смещения и искажения в изложение отдельных тем, совершенно иначе выглядящих в ситуации «классического» бизнеса. Это заметно, например, при рассмотрении проблем маркетинга или построения учредительских отношений. Но в то же время эта «начальная чистота» российской ситуации, возможно, позволяет яснее увидеть те важные моменты, которые уже практически невозможно рассмотреть под многолетними наслоениями истории развития бизнеса в других странах. Представленная тема, «психология бизнеса», как это ни может показаться странным, не является настолько разработанной, чтобы по ней можно было писать классические рабочие программы и методические указания. Примечательно при этом, что о психологии бизнеса чаще пишут практики – консультанты, менеджеры, специалисты по управлению персоналом. – Нежели классические представители академической и университетской психологической науки.

Предмет психологии бизнеса – это психологические причины, закономерности и последствия активности людей как сотрудников фирмы (организации), а также самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.

Как мы видим, в этом определении присутствуют понятия «рынок» и «объединение людей» одновременно. Первое методологически транслируется от экономики – через концептуальный аппарат экономической психологии. Второе идет от психологии, поскольку ее предметом всегда были люди и их объединения. Поэтому для психологии бизнеса понятия «рынок» и «рыночные отношения» на уровне как микро–, так и макроэкономики «преломляются» через деятельность бизнес–структуры – организации, фирмы или ее подразделений. Возможно – сети дочерних предприятий или объединения фирм. Тогда речь пойдет о психологии бизнеса корпораций, холдингов, трастовых и других компаний, совместных предприятий, союзов мощных организаций с их многочисленными филиалами.

Методы бизнес–психологии – это все методы научно–прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций.

В основу данного пособия легли наблюдения за людьми бизнеса и за теми проблемами, которые они вынуждены решать с неизбежной закономерностью; из сопоставления этих наблюдений с чтением биографий и автобиографий крупнейших имен в истории бизнеса; из трудов внимательных теоретиков, обращавшихся к осмыслению специфики бизнеса – как собственно психологов, так и экономистов, маркетологов, социологов, специалистов по культурной антропологии. Бизнес для людей, посвятивших себя ему, – это особый путь. Путь, который, используя известный термин А. Маслоу, можно было бы смело назвать путем самоактуализации личности, поиска человеком в себе все новых и новых ресурсов роста и личностных изменений, которых требует от него изменяющаяся по мере перехода от одной ступени к другой его деятельность в бизнесе. «Психология бизнеса» – это не просто академическая дисциплина или спецкурс, это практически непрерывный «экзамен», который приходится сдавать всю жизнь, – по крайней мере. До тех пор, пока бизнесмен остается в своем деле. Именно к психологическим требованиям сдающего этот «экзамен» направлено и разработано данное пособие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.007 с.)