Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общие понятия предмета психологии бизнеса

Поиск

Прежде чем рассматривать основные понятия психологии бизнеса и ее описание как науки и как учебной дисциплины, попытаемся определиться с тем, как мы будем понимать термин «бизнесмен» и отличать его от часто употребляемых в качестве его синонимов терминов «менеджер» и «предприниматель». Только определившись с этим, мы получим основания в дальнейшем рассматривать психологию бизнеса как одну из составных частей экономической психологии наряду с другими ее составными частями, в частности с психологией предпринимательства и психологией менеджмента.

Начнем с того, что договоримся: бизнесмен – это человек, занимающийся не просто «делом» (прямой перевод с английского), а деятельностью. И деятельность эта направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. При этом интересно отметить, что бизнесмен не обязательно должен быть сотрудником какой–то организации. Он может «делать деньги» и в одиночку. Например, быть акционером, учредителем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

А вот менеджер обязательно должен быть сотрудником какой–то организации, занимать там должность. В его подчинении обязательно должны находиться люди, иначе управлять ему будет некем.

Предприниматель – это человек, который обязательно стремится к чему–то новому и при этом рискует. Чем угодно. Не обязательно своими капиталами. Например, учителя–новаторы или администраторы школ нового типа – это предприниматели в сфере образования. Хотя денег они не «делают», но рискуют, например, своей репутацией, местом работы, положительным отношением к себе учеников и их родителей.

Может ли бизнесмен быть одновременно и предпринимателем?

Да, если он не только рискует своими деньгами, но и стремится к новому. Если же он эксплуатирует для получения прибыли уже известные способы, то не является предпринимателем.

Может ли менеджер быть предпринимателем?

Да, если он пытается управлять по–новому и тоже рискует. Если же он работает «по схеме», то есть по некоторому повторяющемуся алгоритму, по строгой инструкции или жесткой технологии, то он менеджер–бюрократ, а не менеджер–предприниматель.

Может ли менеджер оказаться бизнесменом?

Да, если он работает на своем предприятии или является акционером этого предприятия. Нет, если он – наемный работник. В последнем случае он может стать бизнесменом разве что в свободное от работы время. Например, купить огород и все лето обрабатывать его в надежде получить от этой деятельности денежную прибыль.

Что объединяет все эти понятия? Экономическая психология, которая нами понимается как наука, изучающая психологические проявления людей, занятых хозяйственной деятельностью.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что психология бизнеса изучает проявления людей, занятых хозяйственной деятельностью, только в случае если речь идет о рыночной системе ведения хозяйства. Ведь именно в условиях рынка возможно существование бизнеса, и деятельность бизнесмена может быть направлена на получение прибыли.

Психология менеджментаэто социально–психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений членов коллектива.

Большинство экспертов согласны с определением понятия «управление» через функции организации: это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели, которую ставит перед собой организация. Понятно, что если эти цели связаны с бизнесом, уместно говорить о менеджменте как о бизнес–процессе.

Аналогичная картина наблюдается и в отношении психологии предпринимательства. Если вникнуть в суть самого слова «предпринимательство», то легко заметить, что оно происходит от глагола «предпринять, предпринимать». Владимир Даль определяет глагол «предпринимать» как затевать, решать, исполнять какое–либо новое дело, приступать к совершению чего–либо значительного, также затевать намерения, желать что–либо устроить, а предприимчивого человека он описывает как способного к предпринимательству, а именно – смелого, решительного, отважного на дела этого рода. То есть главным отличительным признаком предпринимательства оказывается осуществление какой–то важной и значительной затеи, сопряженной со смелостью и риском. Ни присутствие других людей, ни система хозяйствования, в которой эта затея осуществляется, как мы видим, в русских словарях не упоминаются. Однако нетрудно предположить, что если затею берется осуществлять группа или целая организация, вопросы менеджмента возникнут сами собой. С другой стороны, если затея будет направлена на получение прибыли в условиях рыночных отношений, то можно говорить о бизнес–предпринимательстве, которое в современных определениях стало занимать место предпринимательства в целом.

Для удобства работы с предметом психологии бизнеса введем следующую систему основных понятий: бизнес–структура, бизнес–процессы и бизнес–сети. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Бизнес–структураэто учреждение (организация, фирма), деятельность которого осуществляется в сфере бизнеса.

Например, это может быть торговая фирма, производственное предприятие, акционерное общество, рекламное или информационное агентство, коммерческое учебное заведение, биржа, холдинговая компания, товарищество, контора, бюро, банк.

Бизнес–процессыэто динамические показатели (траектории, маршруты) деятельности бизнес–структуры.

Бизнес–сети (или слои внутри бизнес–структуры) – это различные аспекты функционирования бизнес–структуры, обеспечивающие ее целостность. В специальной литературе можно встретить разные термины для обозначения последнего понятия («подструктуры», «контуры», «сферы»), но наиболее часто все–таки пользуются словом «сеть»: организационная, коммуникативная и информационная.

Организационная сетьэто совокупность производственно–функциональных взаимосвязей, обеспечивающих деятельность бизнес–структуры (организации, фирмы, ее подразделений). Применительно к людям – это их деловые отношения и производственные функции.

Коммуникативная сетьэто совокупность существующих между сотрудниками симпатий и антипатий, то есть их личные отношения.

Информационная сетьэто налаженные в фирме пути прохождения информации, а также реальные информационные потоки и информационная база. Сюда же относятся и скрытые пути распространения информации в фирме.

Важно отметить, что от оптимальности совокупного функционирования всех трех сетей зависит эффективность деятельности фирмы в целом.

Например, понятно, что фирму будет лихорадить, если в ней происходит дублирование функций или, наоборот, какой–то важный производственный процесс функционально не обеспечен, то есть за него никто не отвечает. В первом случае можно говорить о противоречиях («накладках», «склейках»), а во втором – о своеобразных дырках («пустотах») в организационной сети. Кроме противоречий и дырок, можно в сети обнаружить еще и циклы («замкнутые круги», «зажимы», «воронки») – это такие несоответствия производственных процессов и функциональных обязанностей персонала, которые приводят ко всем известным проявлениям круговой поруки или «спихивания по цепочке». Аналогичные противоречия, «циклы» и «дырки» (терминология школы оргдеятельностных игр) можно с легкостью обнаружить и в коммуникативной сети – это, конечно же, межличностные обиды, конфликты и ссоры, сплетни, подозрительность и недоверие. Есть аналогичные проявления и в сети информационной – это избыток, бесполезность или острая нехватка информации.

Парадокс взаимодействия бизнес–сетей состоит в том, что, как правило, не позитивные, а именно негативные моменты работы одной сети имеют обыкновение переходить на другую. Происходит что–то похожее на заражение. Например, руководитель не довел до сведения подчиненных нужную информацию, что тут же было воспринято как недоверие к профессионализму сотрудников фирмы. Или же – фирма все внимание уделяет внешним тактикам, о стратегии не задумывается, внутренние тактики не выстраиваются, а повседневное поведение сотрудников фирмы слепо адаптируется под одну из внешних тактик. Другой пример: фирма существует только за счет освоения сотрудниками отдельных операциональных приемов деятельности, а все остальное для них – полная самодеятельность.

Резюмируя сказанное, уточним введенные понятия. Стратегия бизнес–структурыэто общий и всесторонний план достижения целей бизнеса. Разрабатывается обычно на уровне высшего руководства. Учитывает интересы персонала, учредителей, общественности.

Тактика бизнес–структурыэто краткосрочная стратегия, принимаемая для достижения определенных ближних целей. Разрабатывается обычно на уровне соответствующих руководителей среднего звена. Направлена на извлечение максимальной пользы из реально сложившейся ситуации. Без связи со стратегией (или при ее отсутствии в фирме) может ущемлять интересы персонала, общественности, игнорировать дальние цели фирмы.

Операциональные приемы или техники бизнес–структуры – это отдельные действия людей, обеспечивающие ее тактику. Рассчитаны на исполнителей, не владеющих информацией ни о дальних, ни о ближних целях фирмы. На операциональном уровне в фирме могут работать, например, продавцы, секретари, рабочие, переводчики. Итак, в качестве инструментария для научно–практического описания деятельности бизнес–структуры (организации, фирмы) мы ввели и определили систему понятий о бизнес–процессах и уровнях их функционирования, а также о бизнес–сетях и механизмах их взаимодействия. Приводя примеры, мы, по сути дела, описывали отдельные звенья, узлы, аспекты общей наблюдаемой картины деятельности бизнес–структуры.

Для обеспечения возможности проведения дальнейшего более глубокого анализа деятельности бизнес–структуры (фирмы) становится необходимым введение некоторого объединяющего обозначения, в качестве которого в нашем контексте удобно использовать ставшее уже привычным в сфере бизнеса понятие о технологиях. По сути дела, технология применительно к организации – это некоторая последовательность работ, составляющих, содержание деятельности этой организации.

В широком смысле люди могут быть включены или не включены в технологию (во втором случае говорят об автоматизированных технологиях). Нас же в рамках бизнес–психологии интересует, конечно, только первый случай.

Известны различные классификации технологий

Например, по аналогии с типами алгоритмов линейные (каждый последующий технологический шаг строго и однозначно следует за предыдущим), разветвленные (последующих шагов несколько, выбирается тот, который соответствует одному из заранее известных условий), адаптивные (условие, определяющее последующий шаг, заранее не известно, оно формируется по мере выполнения технологии). Чтобы отличить первые две технологии от третьей, их иногда называют конечными, а третью – вероятностной. А если необходимо противопоставить первую технологию двум другим, ее называют жесткой, а две другие – мягкими. Когда говорят о контурах управления в организации, часто употребляют разделение технологий на горизонтальные (одноуровневые) и вертикальные (межуровневые).

В специальной литературе последних лет активно используется термин «информационные технологии». Реже, но встречаются термины «коммуникативные» и «организационные» технологии, что в целом соотносимо с нашей типологией бизнес–сетей

Современные бизнесмены уже начинают понимать, что для эффективной подготовки к переговорам, для создания рабочей команды, для организации рекламной кампании или проведения презентации нужны дополнительные психологические знания и умения. И стремятся получить эти знания, участвуя в различного рода семинарах, деловых играх, тренингах. Дело в том, что бизнес – это все–таки профессиональный вид деятельности, причем не всегда безопасный и не всем одинаково понятный. От привычной жизни он отличается целым рядом самых неожиданных и нестандартных ситуаций, в которых житейские психологические представления просто не работают, а одних научно–практических знаний и умений бизнесмену не хватает. Можно привести множество примеров подобных ситуаций: грязная конкуренция, двойная экономика, шантаж, манипуляция и другие виды психологического давления, неплатежи, феномен духовной бедности и материального пресыщения, незаметная инверсия моральных ценностей, мотивационные сдвиги, наконец, неожиданная потеря смысла жизни, непонятная ни партнерам по бизнесу, ни друзьям, ни близким. Этот уровень психологической грамотности предполагает способность бизнесмена осознать свою проблему или хотя бы умение увидеть ее признаки, а также его внутреннюю готовность сформулировать все это в виде обращенного к специалистам–психологам заказа на консультативную помощь.

Вместе с тем, как отмечают сами психологи, объем заказов на их услуги со стороны бизнес–структур заметно увеличивается, а спектр психологических запросов современных бизнесменов стремительно растет.

 

Вопросы для повторения:

1. Что отличает предпринимателя от менеджера?

2. Какая наука изучает социально–психологические аспекты управления?

3. Почему «житейский» психологический подход перестал оправдывать себя в современном бизнесе?

4. Как определяется стратегия и тактика бизнес структуры?

5. Какие методы психологии бизнеса вам известны?

6. Дайте определение терминам «бизнес процессы» и «бизнес сети»

7. В чем состоит парадокс взаимодействия бизнес–сетей?

 

Литература:

Бардиер Г.Л. Бизнес–психология. – М., 2002.

Герчикова И.Н. Менеджмент – М., 1994.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Изд. 3–е / Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. – СПб. – Москва, 1907. Т. 3.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тушкиной. – СПб, 1998.

Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – СПб., 1986.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. – М.,1997.

Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра – М.,1992. Т. 1–2.

 

Словарь основных понятий:

Бизнесмен – это человек, занимающийся деятельностью, которая направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Бизнес–структура – это учреждение (организация, фирма), деятельность которого осуществляется в сфере бизнеса.

Бизнес–процессы – это динамические показатели (траектории, маршруты) деятельности бизнес–структуры.

Бизнес–сети (или слои внутри бизнес–структуры) – это различные аспекты функционирования бизнес–структуры, обеспечивающие ее целостность. В специальной литературе можно встретить разные термины для обозначения последнего понятия («подструктуры», «контуры», «сферы»), но наиболее часто все–таки пользуются словом «сеть»: организационная, коммуникативная и информационная.

Менеджер сотрудник бизнес–структуры, занимающий определенную должность и ограниченный должностными инструкциями в иерархической системе управления данной структуры. В его подчинении могут находиться людские и материальные ресурсы, доступ к которым строго лимитирован.

 

Контрольные задания по теме:

1. Попробуйте пронаблюдать за характером функционирования информационной бизнес–сети в организации (подразделении, отделе, рабочей группе).

Цель наблюдения. Построение модели информационной бизнес–сети организации.

Инструкция для наблюдателей. В течение нескольких часов стандартного рабочего дня установить фокусированное наблюдение за тем, как определенные сотрудники осуществляют следующие виды работы с информацией: обращение за информацией к другому сотруднику (к кому?), обращение за информацией к иному источнику (какому?), предоставление информации другому сотруднику (кому?), рабочее и отчетное фиксирование информации (где?). Фиксировать стрелочками на схеме с именами сотрудников и заведомо известными местами хранения информации все информационные потоки. Рядом со стрелочками, по возможности, указывать время наблюдения и тип передаваемой информации (лучше с использованием прямой речи). Дополнить схему, если в ходе наблюдения обнаруживаются новые источники хранения или адресаты передаваемой информации.

Обсуждение результатов. Выстраивается карта информационных потоков, анализ которой позволяет увидеть, в каких местах информационная сеть поглощается коммуникативной или организационной, как в фирме построено управление информационными потоками, сколько отмечено потоков безадресных, какая информация осталась невостребованной, а какие информационные требования – невыполненными. Делаются выводы о дальнейшей работе.

2. Инструкция для выполнения. Представьте себе ситуацию, что вы – претендент на вакансию психолога–консультанта руководителя крупного финансового холдинга. Помимо ответа на основной вопрос, заданный руководителем в ходе конкурсного интервью, – «с какими результатами и как вы представляете свою работу в новой компании?» – Вы должны, также, гипотетически изложить свои соображения относительно того:

как Вы пытаетесь этого достичь,

на основе каких знаний Вы это сделаете,

какие приемы и подходы Вы при этом используете,

какими средствами и возможностями импровизации Вы располагаете,

с чьей помощью Вы предполагаете осуществлять свои функции,

с каким эффектом Вы планируете работать,

ради какого будущего фирмы Вы собираетесь работать,

каким может быть Ваше место в компании в будущем,

каковы прогнозы будущего фирмы, где Вы хотите работать и на чем эти прогнозы основаны,

какой оклад (зарплату, премии, бонусы, аванс, проценты, акции) Вы ожидаете?

2. Проанализируйте ответы и сделайте необходимые выводы.

ТЕМА 2. БИЗНЕС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

 

Психология и бизнес связаны друг с другом гораздо теснее, чем то может показаться человеку, не вникавшему в специфику бизнес–психологии. Фактически предпринимательство подразумевает владение искусством эффективного управления производительными силами и целенаправленного совершенствования производственных отношений. Ведь все новое, лучшее и добротное все–таки производят не машины, а именно конкретные люди, находящиеся друг с другом в определенных отношениях. Получается, что именно слаженная команда профессионалов оказывается важнейшим инструментом любого производства, а самым важным товаром, с которым приходится иметь дело предпринимателю, оказывается рабочая сила, имеющая различную цену в зависимости от ее качества и производительного потенциала. Одной из важнейших забот любого предпринимателя является всестороннее и непрестанное развитие качества привлекаемых им к производственному процессу рабочих команд. Даже изобретя новый товар или услугу и грамотно составив технологическую схему их реализации, руководитель любого производства должен осуществлять контроль за соблюдением технологических предписаний, что обязывает к активным взаимодействиям с людьми. Сегодня луженой глотки или наказания рублем уже становится недостаточно для успешного руководства рабочим коллективом.

Кроме высокой квалификации и трудовой дисциплины, необходимо еще и само активное усердие работника и гармоничные взаимодействия друг с другом всех членов команды, чего без высокой мотивированности на достижение лучших результатов в труде не достичь. Искусство же мотивирования вовсе не сводится к элементарным вербальным манипуляциям или закулисному политиканству менеджера. Сегодняшний менеджмент осваивает стратегии контекстного мотивирования, эффективность которых обеспечивают профессионалы в области человеческих отношений. Так что управлять усердием и послушанием работников без помощи профессионального душеведа становится попросту невозможным. В дальнейшем эта проблема ничуть не обещает сойти на нет и спонтанно рассосаться. Как раз по мере становления развитого профсоюзного движения, которое неизбежно в скором времени придет и на наши предприятия, не исключая частные, помощь профессионального психотехнолога будет совершенно необходима, если предпринимателя действительно интересует конечный результат и он стремится к максимальному использованию творческого потенциала всего организованного им коллектива.

Не следует забывать, что само по себе приглашение психолога вовсе не отменяет необходимости применения других мер интенсификации труда (организационных, финансовых, технологических), но придает им столь желанные респектабельность и флер, хотя недоброжелатели смело назовут всю систему максимизации производительности наемного труда "потогонной". Специалисты в области психологии бизнеса утверждают: Успешным оказывается только тот предприниматель, который обладает необходимым минимумом организационных способностей, а именно:

1) выраженной мотивацией к структурному оперированию данными, умением считать и планировать,

2) психологическими талантами (использование собственной интуиции, коммуникационная компетентность, понимание особенностей и преимуществ окружающих людей).

Действительно, современная симбиотическая парадигма экономики, предписывающая принципиальную обязательность полноценного межчеловеческого сотрудничества, не допускает удаления руководителя от проблем, с которыми сталкиваются его подчиненные. Вследствие непрерывного взаимодействия с окружающими, из–за постоянных стрессов и регулярных сбоев в развитии рабочих программ, как в отдельном работнике, так и в целостных командах накапливаются погрешности, дисгармонии и ошибки, которые должны быть выявлены и преодолены. Их называют по–разному – "шлак неадекватности", "мусор дезадаптации" или "заболевания жизненных миров". Однако развитие бизнес–процесса необходимо требует гарантированного избавления от их накопления, которое рискует привести фирму к отягощению внутренними разладами, чреватому потерей конкурентоспособности и творческой эффективности.

Итак, накапливающихся проблем, с которыми приходится иметь дело сотрудникам, декларациями не отменить, с ними надо что–то делать. Перед руководителем стоит непростой выбор. Если начать возиться с душевным неблагополучием подчиненных и периодически возникающими разногласиями в трудовом коллективе, то никаких сил не хватит на управление генеральным процессом развития дела. Потери времени ввиду явного недостатка психологической компетентности неизбежны. Если упрямо игнорировать сам факт накопления энтропии в бизнес команде, то рано или поздно паровой котел накапливающихся негативных эмоций и всевозможных рассогласований позиций и отношений приведет к неизбежному ситуационному взрыву, чреватому непредсказуемыми последствиями и для дела, и для самого предпринимателя. Наконец, можно вовремя выявлять и преодолевать накапливающиеся недоразумения и упреждать развитие потенциальных конфликтов, а также обучать членов команды самостоятельно справляться с собственными проблемами. Однако провести подобную работу способен лишь профессионал в области практической психологии, предметом заботы которого являются жизненные миры сотрудников фирмы и отношения между ними.

Бизнесэто развитие людей (совершенствование команды), развитие через людей (раскрытие творческих потенциалов всех участников бизнес–процесса) и развитие для людей (выполнение фирмой своей социальной миссии, заключающейся в производстве товаров и услуг, улучшающих жизнь клиентов фирмы). Следовательно, вовсе не экономика и не финансы оказываются главными предметами изучения будущих бизнесменов, но именно душеведение, изучение которого ведет к пониманию внутренней жизни окружающих людей. Бизнес и психология действительно близки по своему культуротворческому смыслу. Бизнес – это расцвет единства заинтересованного труда, полноценного здоровья и творческих идей. Психология – это дисциплина, ориентированная на развитие работоспособности, укрепление благополучия и освоение людьми ресурсов их собственной глубинной одаренности. В некоем смысле бизнесмены и психологи оказываются коллегами, занятыми единым делом – способствующими развитию жизни людей. При этом главное понимание, полнота которого определяет успех в предпринимательстве и профессионализм в психологической работе, едино – человек есть мера всех вещей. Потому–то современное предпринимательство попросту немыслимо без привлечения профессиональных психологов к развитию бизнес–команд. Для сегодняшних бизнесменов становится естественным новое понимание стратегически значимой роли психолога в частной фирме. Уже не обойтись модификациями пресловутой стратегии "кнута и пряника". Современный мир ориентируется на развитие иных экономических и деловых отношений, основанных на подлинном взаимном уважении и ответственности каждого за собственную психологическую культурность.

Благодаря ознакомлению с достижениями современной практической психологии предприниматели все глубже уясняют замечательную истину о центральности самого субъекта для развития его собственного жизненного мира и о полной пластичности психики и ее открытой доступности квалифицированному творческому воздействию. Не только человек есть функция его собственного жизненного мира, включающего такие различные аспекты и области, как забота о детях, самореализация, смысл жизни. сексуальные отношения и социальный статус, но и сам жизненный мир при правильном подходе к влиянию на человека оказывается следствием изменений самого субъекта. Эффективность, трудолюбие и компетентность человека могут существенно варьироваться в зависимости от грамотного применения современных психотехнологий. Конечно, ленивого увальня плодовитым распорядителем не сделать, но актуализировать скрытые потенциалы одаренности профессионала и сообщить его творчеству новое измерение эффективности просто необходимо. Сегодня психологическая работа с членами команд оказывается немаловажным фактором повышения конкурентоспособности фирмы, не отменяющим других факторов, определяющих эффективность бизнес–группы, но и не заменимым никакими другими действиями и решениями. Залогом успешного развития бизнес–процесса является эффективность мышления предпринимателя и людей, вовлеченных в орбиту совместной с ним деятельности.

Эффективность мышления определяется1) умением находить связи между явлениями; 2) способностью отделять главное от второстепенного и 3) искусством критически оценивать достигнутые результаты и пересматривать значение различных элементов собственного опыта.

Для успешных предпринимателей характерны следующие мировоззренческие приоритетыпредставление о принципиальной неисчерпаемости ресурсов мира; повышенный интерес к стратегиям развития и феномену новизны, открытия и изобретения; согласие на продуктивную трансформацию любого сегмента собственного жизненного мира; философия дара свободной воли; понимание важности непрекращающейся шлифовки опыта с использованием спектра обратных связей; безусловное принятие важности ориентации на запросы и потребности клиента, собственным поведением предписывающим производить именно то, что ему самому нужно.

Самые главные умения человека: управление фокусом осознанного внимания, управление личными переживаниями и управление осмысленным распределением времени, средств и усилий (в строгом соответствии с целевыми приоритетами). Планомерное освоение этих трех умений позволяет предпринимателю: уверенно проектировать будущее, реализовывать собственные проекты, извлекать полезный опыт из неудач, целенаправленно перенастраивать собственную психику, использовать скрытые ресурсы (как свои собственные, так и окружающих людей, ситуаций и предметов окружения), продуктивно анализировать опыт других и при необходимости целенаправленно и эффективно обучаться всему необходимому.

Успешный предприниматель в качестве своих потенциальных ресурсов рассматривает весь окружающий мир, включая и возможности себя самого. Привлекая к своей работе опытных психологов–практиков, бизнесмен вполне обоснованно рассчитывает на возможность извлечения значительных выгод, связанных с повышением эффективности продуктивной деятельности людей, которая связана с так называемыми "психическими ресурсами". Так что профессиональный душевед для организации успешного бизнеса ничуть не менее важен, чем талантливый юрист или опытный финансовый работник.

Психологи являются представителями сообщества так называемых помогающих профессий, им изначально присуща защищающая и охраняющая, поддерживающая и питающая Инь–функция, полярно противоположная Ян–распорядительности и Ян–императивности. Руководитель не может быть эффективен при выходе из Ян–состояния. Он обязан проявлять инициативность, настойчивость, директивность, позволяющие ему организовывать работников Ян–способом, т.е. принуждая их к выполнению приказов. Психолог в принципе не расположен этим заниматься, так как находится в совершенно иной ролевой нише – он ограждает от потерь, создает ауру безопасности и гарантирует охранение человеческого достоинства даже в самых непростых межличностных столкновениях. Отсюда – изначальная поляризация ролей руководителя команды и обслуживающего ее психолога. Совместить эти две роли в одном лице если и представляется возможным, то с немалыми потерями в функциональной эффективности. В отсутствии психолога возникает ситуация неполной родительской семьи, в которой отсутствует мать. Согласитесь, ситуация противоестественная. Современное общество существенно патриархально, т.е. ориентировано на приоритетность Ян–поведения как ведущего, предпочитаемого и более значимого. Отсюда – явный недостаток Инь–ситуаций, без погружения в которые стремящееся к безусловной гармонии человеческое существо испытывает экзистенциальное беспокойство. Недостаток Инь в патриархальном социуме порождает явный перекос в балансе между Ян и Инь, присутствующем в бизнес–командах. Именно в этом многие специалисты видят главную причину частых "сгораний" стремительно развивающихся бизнес–коллективов, не выдерживающих обескровливающего отсутствия Инь. Управление коллективами и их деятельностью оказывается наиболее эффективным именно тогда, когда найдено равновесие между инициирующим и оберегающим началами. Однако совместить в одной фигуре материнские и отцовские символические функции не представляется возможным. Отсюда вытекает необходимость приглашения специалистов со стороны – привлечения наемных "замполитов" для выполнения необходимых психолого-педагогических функций. Перечислим некоторые из преимуществ профессионального психолога:

• обладает опытом применения профессиональных навыков в психодиагностике и направленном влиянии;

• постоянно занят поисками управляемой открытости и сердечности, являющимися его рабочими инструментами;

• не связан производственно необходимой и статусно допустимой императивностью;

• не заинтересован в заискивании перед клиентом с целью получения большого гонорара;

• достиг достаточно высокой степени проработанности собственных душевных проблем;

• владеет психотехнологической изощренностью, достигаемой благодаря долгой работе под руководством опытного куратора–супервизора;

• располагает концептуальной компетентностью, расширяющей понимание человеческих проблем и детализирующей видение структуры конкретных человеческих проблем;

• обладает высокой психодиагностической вооруженностью;

• имеет немалый багаж примеров и случаев из личного опыта;

• постоянно изучает специальную литературу, что позволяет ему следить за новыми достижениями в избранной специальности;

• владеет умением не перегружать собеседника собственными личностными деформациями (владеет контролируемым пониманием собственных реакций на поведение клиента).

Исследования показали, что в сегодняшнем постсоветском бизнес–сообществе взгляды значительного большинства предпринимателей на привлекаемых ими к ведению своего бизнеса работников может квалифицироваться как паранойяльный. В отношении к сотрудникам прослеживаются чрезмерная осторожность, плохо скрываемое недоверие, неуемная жажда гарантировать собственную безопасность от возможных предательств и обманов, невротическое желание самоутвердиться ценой примитивизации мотивов, движущих поведением других людей ("им бы только побольше получать да поменьше работать" или "хорошая палка – лучший менеджер"). В целом для многих предпринимателей характерно излишне поверхностное понимание жизненных миров их сотрудников, ложное представление о недопустимости малейшей мягкости и сердечности в отношениях, а также о важности всеми силами утверждать свою императивную позицию, время от времени одаривая формальными улыбками и играми в снисходительность и покровительствование. Мало кому доступно понимание действительной роли бизнес–психолога – непрерывное управление психодизайном эмоционального ландшафта фирмы как среды личностной самореализации всех ее сотрудников. Такое понимание роли психолога присуще гуманистически ориентированным предпринимателям, которые в качестве значимых целей своего экономического творчества ставят не только достижение максимума прибыльности предприятия, но и создание благоприятных условий для развития своих подопечных, рассматриваемых в качестве друзей и соратников.

Если роль психолога понимается достаточно цивилизованно и к его работе проявляется уважительное отношение, то это позволяет ему полноценно выполнять свою культуротворческую миссию в рабочем коллективе, не только способствуя гармонизации жизненных миров сотрудников и относясь к каждому глубоко личностно и искренно интересуясь проблемами членов команды, но и обучая работников фирмы управлять развитием собственной жизненной среды, овладевая навыками эффективной саморегуляции и творческого самопрограммирования.

 

Вопросы для повторения:

1. В чем заключена работа психотехнолога на предприятии?

2. Какие элементы творческой деятельности можно обнаружить в современном предпринимательском процессе?

3. Что еще мешает эффективному взаимодействию между бизнесменом и привлеченным персоналом, помимо ошибок в менеджменте?

4. Почему интеграция бизнеса с психологией сегодня неизбежна?

5. Какие называютя основные погрешности и ошибки в бизнесе, как вы понимаете их смысл?

6. Как вы понимаете выражение «управленческая вертикаль»?

7. Почему необходимо делегирование полномочий и ответственности в системе управления бизнес–структур?

Литература:

Герчикова И.Н. Менеджмент. –М., 1994.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1997.

Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе… –М., 1999.

Ньюстром Дж.В., Организационное поведение. – СПб., 2000.

Психология. Под ред. А.А. Крылова. – М., 1998.

 

Словарь основных понятий:

Куратор–



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.016 с.)