Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История понятия «антропология».

Поиск

« Антропология » -наука о человеке. Этот термин возник в конце 18 века. Был предложен Эммануилом Кантом для обозначения особой автономной области знаний новой на тот момент науки о человеке. До этого момента отдельной науки о человеке не существовало.

Антропология – это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.

По мнению Канта антропологи черпают знания из 3 источников:

- художественная литература

- практическое общение исследователя с разными людьми

- другие самые разные науки и дисциплины

 

По мнению Канта а представляется особой комплексной сферой познания, которая не укладывается в научные формулы, которая с одной стороны связана со здравым смыслом, стереотипами, обычаями, традициями, нравами, а с другой – с эмоциями, подсознанием, творчество.

Самостоятельной наукой антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину. По его мнению цель а – полное, цельное постижение уникального вида homo sapiens. Для реализации этой цели стали интенсивно проводиться исследования анатомические, морфофизиологические, физиологические особенности разных людей, из разных климатических зон, разных рас и народностей. На тот момент а стала наукой, которая интегрировала в себе все знания о человеке. Уже к концу 19 века антропологи исследовали:

- естественную историю человека

- палеонтологию

- этнологию

- мифологию

- социологию

- демографию

- лингвистику

- медицину

- анатомию

- физиологию и проч.

 

Прилагательное «педагогическая» появилась в одном из разделов антропологии, потому что данное направление в большей степени связано с изучением детей. Она изучала каким образом меняется облик ребенка в зависимости от природных, климатических, социокультурных факторов, как меняется … портрет ребенка в зависимости от образования, услуг.

 

Педагогическая антропология

Сам термин п.а возник в России в 60-ые годы 19 века.

Основоположник – Николай Иванович Пирогов.

Появление этого термина в России не было случайностью. В то время в системе наробразования происходило переосмысление привычных взглядов на воспитание детей.

Пед системе требовался новый педагог, который не просто бы знал свою отрасль знания, но и быть при этом воспитателем,

- который бы творчески участвовал в педагогическом процессе,

- который относился бы к ученику как к равноправному уастнику педагогического процесса

От педагога требовалось воспитыать ребенка без насилия, навязывания своих убеждений, но при этом он должен был возбуждать интерес к познанию у ребенка.

 

Объект – отношение «человек – человек».

Предмет – ребенок, как участник воспитательного процесса.

 

Педагогическая антропология изучает человек акак индивида и как личность.

Как индивида – скорее физиологические особенности.

Личность – в обществе.

 

3. Дифференциация антропологического знания

- философская антропология (смысл жизни человека, цель его жизни)

- педагогическая антропология (проблемы, связанные с ребенком)

- психологическая антропология (человек как индивид и личность. Динамиеские процессы психического развития. Психантропологию интересуют истоки развития человека, факторы, влияющие на развитие человек, что больше влияет – генетические факторы или соцсреда.)

Факторы влияющие на развитие:

- генетическая

- социальная

- собственная активность

- социально-экономическое состояние общества

 

Тема. Личность

Общее понятие о личности

Личность – это каждый конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

4 уровня человеческой организации:

индивид – личность – индивидуальность – социологическая организация (субъект деятельности)

Мышление: наглядно-образное, абстрактное, …, логическое.

Личность – когда человек входит в социальное окружение, линость начинает формироваться с момента появления на свет, но более осознанно – в период 2-3 лет, когда у него формируется сознание. (пример с краской и зеркалом).

Индивид + личность = индивидуальность.

Субъект деятельности – самый высокий уровень. В труде.

Структура личности:

- способности (индивидуально устойивые качества человека, которые определяют его успех в той или иной деятельности)

- темперамент

- характер

- мотивация

- эмоции

- воля

 

 

Виды психоанализа:

Классические представители психоанализа: Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон.

ОНО – Я – СВЕРХЯ

СЕКС,НАЧАЛО – ЭГО – АЛЬТЕРЭГО

Фрейд – движущий мотив формирования личности – сексуальность.

Стадии развитии человека по Фрейду:

1. Оральная (0 – 1 год). Эрогенная зона на данном этапе развития – рот.

- ранняя (0 – 6 мес) – удовольствие от сосания

- поздняя (6 – 12 мес) – добавляется уд.от укуса

Сформирована лишь инстанция ОНО, отвечающая за инстинкты.

В поздней стадии только начинает формироваться инстанция Я.

На поздней оральной стадии может сформироваться фиксация развития личности (появление негативного подкрепления (сосание становится болезенным, противодействие)). На этом этапе фиксация либидо человека может формировать такие черты личности как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым / курение, гурманство, словесная агрессивность, иногда – пассивность, зависимость от окружающих.

 

2. Анальная (1 – 3 гг) – формируется инстанция Я. Главная эрогенная зона – анус.

На этой стадии – приручение ребенка к опрятности и горшку. Детская сексуальность находит свое воплощение в процессе дефекации. На этом этапе ребенка встречает множество запретов и у ребенка возникает конфликт между «ОНО» (то, что я хочу) и инстанцией того, что нужно делать.

На этой стации может быть фиксация. Опрятность, пунктуальность / Упрямство, скрытность, агрессивность, жадность, экономность, накопительство, собирательство.

 

3. Фаллическая (3 – 5/6 гг) – формируется «СВЕРХЯ». Эрогенной зоной являются гениталии. На этом этапе дети обнаруживают разницу между мальчиками и девочками, возникает интерес и множество вопросов. На этом этапе дети начинают исследовать свой организм и может являться мастурбация.

На этом этапе дети начинают испытаывать секс.привязанность ко взрослым людям. Фрейд считал, что есть либидоносная привязанность к родителям противоположенного пола. Может формироваться:

- Эдипов комплекс (у мальчиков)

- Комплекс Электры (у девочек)

На данном этапе сексуальное освобождение от Эдипова комплекса происходит под влиянием страха кастрации. Происходит идентификация с родителем своего пола.

Повышенная степень вины.

К концу фаллической стадии все 3 инстанции сформированы.

Здесь могут срабатывать защитные механизмы, такие как вытеснение (замена одной цели другой), сублимация (перенос энергию сексуальных переживаний на другую соц.цель).

 

4. Латентная (6 – 12 лет). Фрейд считает, что на этом этапе сексуальное развитие как бы прерывается, половой интерес снижается и либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта.

 

5. Генитальная (12 – 18 лет). Здесь все эрогенные зоны объединяются и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Повышенное количество вырабатываемых гормонов.

На этом этапе происходит борьба между инстанциями ОНО и СВЕРХЯ.

Часто добавляются новые защитные механизмы: аскетизм (отказ от ч-л), интеллектуализация, регрессия.

Считается, характер у человека полностью сформирован, человек по мнению Ф считается взрослым. Человек старается сделать что-л полезное для общества и себя. Если срабатывают регрессия, аскетизм, то это может сформировать паталогическое развитие человека.

2 типа сексуального отклонения характера:

- психическая гомосексуальность (не рассматривается как половое извращение). Такая программа поведения, при которой любовь к другому полу замещаются товарищескими отношениями со своим полом.

- нарциссизм – сексуальная энергия направляется не на внешний объект/субъект, а внутрь себя. Нарциссические личности рассматривают себя как объект сексуального влечения.

 

 

Достоинства данной теории:

- стадиальное развитие психики

- первым заговорил о сексуальности и ее влиянии на развитие человека

Недостатки данной теории:

- неправомерное расширение влияния на психику человека бессознательного, а именно – полового влечения.

- развитие не всю жизнь, а лишь до полового созревания.

- абсолютизирование роль детства для дальнейшей жизни человека.

- неправомерное опущение значимости латентного периода

- видел более совершенное сексуальное развитие мальчиков по сравн.с девочками

 

 

Концепция Эриксона.

Психосоциальная концепция развития человека. (Эпигенетическая)

- рассматривается социальная сторона развития

- рассматривается псих.развитие на протяжении всей жизни

- рассматривается нормальное развитие личности и анормальное

 

 

Нормальное развитие |______________________________________| Анормальное развитие

50%

 

Эриксон говорил о 8 стадиях развития человека, каждая стадия сменяется кризисом.

Все эти стадии предопределены. Эпигенез – развитие любого объекта/субъекта заложены природой, конечный результат предопределен, не может быть перескоков через стадии.

Говорил, что человек решает на каждом этапе определенную задачу.

 

1. Младенчество (0 – 1 год).

Нормальное: формирование базового доверия к миру. (коммуникабельность, близкие отношения, создание семьи, возможность испытать любовь).

Анормальное: базовое недоверие к миру (безнадежность). Тяжелые отношения, антитип. Донжуаны и проститутки.

Формируется зависимость.

 

2. Раннее детство (1 – 3 года).

Н: формирование чувства автономии (самостоятельность).

АН: формирование чувства сомнения в своих возможностях («Как тебе не стыдно!»).

В этом возрасте ребенок начинает ходить, приобщается к опрятности.

 

3. Дошкольный возраст (игры) (3 – 5/6 лет).

Н: чувство инициативности

АН: чувство вины

Инициативность тесно связана с творчеством, креативностью.

Это возраст «почемучек».

Этот возраст связан с физической активностью.

 

4. Школьный возраст (5/6 – 12 лет).

Н: чувство достижения

АН: чувство собственной неполноценности.

Основная деятельность – учебная.

 

5. Пубертатный (подростковый) и юношеский возраст (12 - 18 лет)

Н: формирование ЭГО-идентичность (личностная)

АН: смешение (диффузия) идентичностей. Путаница ролей.

На этом этапе происходит жизненное самоопределение, временнАя перспектива (ориентировка на будущее), поиски себя, смена ролей, происходит четкая половая поляризация межличностного поведения, становление мировоззрения.

Важны межличностные отношение со сверстниками. Весь этот период обусловлен половым созреванием, физиологией человека, постоянное стрессовое состояние, лабильность (подвижность) психики.

При АН: Слаборазвитые трудовые навыки, их пугает ситуация соревнования с другими людьми, плохо идут на контакт с другими людьми, смешение форм полоролевого поведения.

 

6. Молодость (18 – 25 лет)

Н: переживание интимности, близости

АН: переживание изоляции, одиночества

Формирование любви.

Желание посвятить себя одному партнеру, созданию семьи. При Н – удовлетворение своей личной жизнью.

 

При АН: характерна изоляция от людей (показателем является большое кол-во отношений или обилие их), непредсказуемое поведение, могут проявляться отклонения в психике, возникающие под влиянием «угрожающих» сил общества. Аутизм, шизофрения.

 

7. Зрелость (25 – 50/60 лет).

Н: Творчество, производительный труд.

АН: Застой.

 

Н: Характерен пик творческой активности человека, удовлетворение социальными ролями, положением.

АН: Эгоизм, эгоцентризм, непроизводительный труд, отсутствие творчества, отсутствие успеха в личной жизни, ранняя инвалидность, заботятся только о себе.

 

8. (50/60 – до конца жизни)

Н: Вторичная эгоидентичность (личностная целостность).

АН: Разочарование в жизни, отчаяние.

В этом возрасте временная перспектива направлена на прошлое. Изменяются физиологические процессы, изменяются вкусовые, тактильные и проч ощущения.

При Н: удовлетворен жизнью, молодостью, человек принимает конечность своей жизни, спокойно говорят о смерти.


При АН: неудовлетворенность жизнью, агрессия, не любят нынешний мир, отрицают смерть, боятся ее.

 

 

Пропуск

 

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАВ МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1. хоронологические границы и физиол.развитие ребенка

2. психическое развитие нвоорожденного

3. основные новообразования млад.возраста

4. кризис одного года

 

1. От 0 до 1 года

a. 0-2 месяца – новорожденность

b. 2-6 мес – раннее младенчество

c. 6-12 мес – позднее младенчество.

 

Развитие начинается в период внутреутробного развития.

Дыхательная, выделительная, пищеварительные системы начинают действовать самостоятельно.

Среднее значение: 50 +/- 2см.

В первые три месяца – рост примерно 3 см в мес, затем – примерно 1.5см. К концу первого года жизни человек вырастает примерно на 25 см.

Средний вес – 3-3.5 кг.

Первые 3 месяца – набор веса примерно 1кг, затем – уменьшение прибавки веса примерно по 50 гр в мес.

В среднем к году масса тела утраивается.

Примерно к 6 мес – прорезаются зубы.

К году – примерно 8 зубов.

Ребенок сразу после рождения становится социальным существом.

У ребенка с момента рождения есть несколько групп потребностей:

- органические – еда, тепло,

- потребность в функциональном развитии мозга, в новых впечатлениях.

- потребность в общении

 

 

2. Развитие ребенка начинается с кризиса новорожденности.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов. Все его движения не координированы. Отсутствует зрительное и слуховое сосредоточение. На лице могут появляться непроизвольные гримасы.

2 группы движения новорожденных:

1 – диффузные, спонтанные, нецеленаправленные

2 – более дифференцированные движения, обусловленные безусловно-рефлекторной деятельости.

- ориентировочные рефлексы (движение глаз за источником света)

- ориентировочно-пищевые – при раздражении губ, ребенок поворачивает голову в ту сторону и делать сосательные рефлексы. Сосательные рефлексы.

- Защитные рефлексы: ручной хватательный рефлекс, рефлекс отталкивания, ползания, шагательный, плавательный, зажмуривания.

 

Многие рефлексы появляются до рождения: хватательный, двигательный, сосательный, зажмуривания.

Ряд безусловных рефлексов носят ряд атавистический характер, т.е. угасают примерно к 3-4 месяцам.

Зрение и слух крайне ослаблены и дезориентированы.

 

ГЛАВНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ: индивидуальная психическая жизнб

 

Формирование зрения:

К концу 3 месца у ребенка начинает формироваться зрительное сосредоточение – задержка зрения на предмете.

Слуховое сосредоточение начинает формироваться к 2-3 неделям, но развивается дольше. К 2 месяцем – сосредоточение совершенствуется, может поворачивать голову в сторону шума, реагировать на него.

 

Концом периода новорожденности, является появление комплекса оживления (КО). К 2 месяцем у ребенка начинают формироваться поведенеские реакции: двигательная активность, улыбка, вокализация. Комплекс оживлеия – первый поведеческий акт.

Имеет большое занчение для психич.развития человека:

- критерий перехода от нвоорожденности к младенчеству.

- первый акт общения ребенка со взрослыми

- необходим для формирования акта хвататния.

- большое значение для развитие речи, восприятия всех модальностей.

 

Младенческий возраст.

Основные новообразования МВ:

- развитие движения руки

- ходьба

- речь

 

Развитие движений руки:

1 этап: 3-4 недели – движение руки наблюдается рамках общей двигательной активности. Удерживает предмет в руке рефлекторно.

2 этап: 1-3 мес – движение руки в рамках комплекса оживления.

3 этап: 3-4.5 мес – появление захватывающих движений.

4 этап: 4.5-6 мес – может произвольно захватить предмет, удерживать его, осознано рассматривать. К 6 месяцам движения руки формируются движения руки, состояие из 3 звений: уловить движение, схватить, удержать.

 

Развитие ходьбы:

К 7 – сидеть, к 8 – ползать, к 10 – ходить.

Нельзя форсировать, т.к. не окрепла костная ткань.

 

 

Речь:

4 – подражение тембру, повторение

К 6 мес – лепет, воспроизведение отдельных слогов.

К году словарный запас ребенка – примерно 10 слов.

 

 

К концу младенчества ребенок активно усваивает речь и это становится основным средством коммуникации с родителем.

Лексически, гармматически и фонетически отличается от речи взрослого.

 

3. КРИЗИС 1 ГОДА.

Причины:

-

 

 

Текущая аттестация!!!!

Раннее детство.

1. хронологические границы и физиологическое развитие от 1 до 3 лет

2. предметная деят.активность, ведущая в раннем детстве

3. особенности развития психических процессов

4. психологическое развитие

5. начальный этап формирования личности

6. кризис 3 лет и его психологическое значение

 

1.

Интенсивный рост.

На 2 год – быстрое увеличение веса и роста (+2кг, +11см) 3ий год (+8 см).

Происходит окостенение скелета, повышается выносливость и работоспособность.

Дети не могут долго сохранять одну позу.

Совершенствуется ходьба, развиваются тонкие движения рук (лепка, моторика).

Ребенок становится более самостоятельным.

 

2.

Особенно важные действия для ребенка в этот период – соотносящие и орудийные.

Соотносящие – приведение 2 или более предметов в определённые пространственные отношения (напр. Построение пирамидок).

Орудийные – воздействие одним предметом на другой (удары ложками > извлечение звука). Установление связи между действиями или предметами, закрепление назначений предметов. Свободное употребление предметов на новом уровне.

Развитие восприятия.

Предметная деятельность способствует развитию мышления.

Развитие речи: дети проговаривают свои действия, это способствует развитию общения.

 

3.

Ведущий психически-познавательный процесс – восприятие => благодаря этому развиваются органы чувств.

Особенности восприятия:

- за каждым восприятием следует действие (?)

- носит аффективный характер (чувственный)

На основе восприятия совершенствуются его виды (слух,?,?). Соизмерение предмета с длиной орудия.

- Фонематическая речь.

Простейшие связи между предметами.

Развитие внимания.

 

4, 5.

1-ый этап психологического развития:

Выработка и становление полового самосознания – устойчивое и необходимое отношение себя к тому или иному полу.

Одежда, игрушки – относительно к полу.

Основное новообразование: становление сознания

Формируются качества:

- влияние на поведение других людей

- описание своего поведения

- узнавание себя

- употребление местоимений

- чувство собственности

- появление эмпатии (сопереживания)

- самооценка/стремление быть хорошим. Самооценка соотносится с требованиями взрослого человека.

 

6.

Стремление к самостоятельности => кризис 3 лет, проявляется только во взаимоотношениях со взрослыми, не ко сверствникам.

Симптомы:

- негативизм (не на содержание предложения, а на само предложение взрослых)

- упрямство (настаивает на чем-либо не потому, что сильно хочет, а потому, что это он предложил)

- строптивость (в отл. от негативизма строптивость безлична, общий протест против привычного уклада жизни)

- своеволие – стремление к самостоятельности, выражается словами «я сам».

- протест-бунт – постоянный конфликт с окружением

- обесценивание (бывших некогда любимыми игрушек, связей (родители могут оказаться злыми, а любимая бабушка – противной, игрушку же и вовсе можно поломать за ненужностью)).

- деспотизм (если 1 ребенок)/ревность (если несколько детей)

Значение:

Появление новых черт личности, перестраивание отношений со взрослыми. Мотивирование поступков,?,?.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.009 с.)