Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хоронологические границы и физиологические особенности младшего школьника↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
6/7 – 10/11 В этом возрасте продолжает повышаться надежность физиологических функций. Рост ребенка значительно падает с предыдущим периодом (2-3 см в год) Рост тела в длину происходит за счет туловища, ребенок выглядит пропорциональным Продолжается окостенение скелета. Характерна подвижность и гибкость за счет множества хрящевых соединений.- множество болезней, связанных со скелетом. Крепнут мышцы и связки. Крупные мышцы растут быстрее мелких. В возрасте 8-9 лет происходят важные преобразования пищеварительной системы. Ребенку необходимо правильно питаться. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, увеличивается выносливость сердца, благодаря чему головной мозг лучше снабжается кровью. Организм младшего школьника очень нуждается в кислород.е. в этом возрасте отношение максимального протребления кислорода к массе мышц в 2 раза преышает потребление к-да взрослого человека. МШВ это сензетивный период для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности, как умственной, так и физической. МШВ – особый период, который появился сравнительно недавно (примерно в середине прошлого века), когда было принято (не)полное среднее образование. \ 7.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИя В дошкольном возрасте отношения Ребенок – Взрослый Ребенок – Ребенок В МШВ: Ребенок – Учитель (доминирующая) Ребенок – Родитель Ребенок – Ребенок
Учитель становится носитиелм общественных требований в жизни ребенка Оценка для ребенка – объективная оценка его знаний (в идеале). Сформированность внутренней политики школьника: - ребенок приступает к поступлению в школу положительно, как к естественному этапу жизни - ребенок проявляет интерес к школьному содержанию занятий - ребенок предпочитает школьную органзацию деятельности и поведения (предпочитает школьные занятия индивидуальным, положительно относится к принятым нормам поведения в школе, предпочитает традиционный для школы способ оценки его деятельности) - авторитет личности учителя
Мотивационная готовность, произвольность, интеллектуальная готовность, личностная готовность. Приемы диагностики произвольности – рисунок по клеточкам. Интеллект – исключить понятие из ряда.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ В МШВ. В младшем школьном возрасте учебная деятельность ведущая. (только в нем!) Структура УЧДЕЯТ: - учебные ситуации - учебные действия - действия контроля - действия самооценки
Учебные ситуации (задачи) – усвоение школьниками общих способов понятий и решений некоторого класса конкретных практических задач. («всего, больше-меньше, сумма, разность, сложение и проч»). Учебные действия – использование, воспроизводение, усвоение понятия решения тех или иных задач. Действия контроля – когда ребенок научается соотносить сви учебные действия и их результат с заданными образцами. Действия самооценки – рбне=енок начучается фиксировать и соотносить результат своей деятельности с требованием оценки. О формировании учебной деятельности можно говорить только при наличии всех 4 компонентов структуры.
Мотивация учебной деятельности. На протяжении всего начала обучения отношение к учебной деятельности меняется. В среднем – в 1-2 классе мотивация к обучения выше, чем в 3-4. Считается, что мотивация падает не только из-за особенностей возраста (приближается пдрастковый период), но некоторые полагают, что в 3-4 классе нагрузка ниже, чем интеллектуальные возможности. Мотивы, побуждающие учебную деятельность: 1 – учебно-познавательные мотивы (у ребенка он развит, т.к. у ребенка в этом возрасте есть потребность в знаниях). а. мотивы, связанные с содержанием учения б. мотивы, связанные с процессом учения 2 – мотивы, связанные с косвенным продуктом учения (лежат вне учебной деятельности) А. широкие социальные мотивы - долг, ответственность перед общ-вом, классом, тд) – ОТСУТСТВУЕТ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. - мотив самоопределения – получение знаний для будущего (в начальной школе также отсутствует). - Мотив самосовершенствования – получить развитие с помощью обучения – также в нач.школе не действует. Б. узколичные мотивы - получить одобрение со стороны учителя, родителя, сверстника и проч. (получить хорошую оценку). Могут сформироваться эгоистические побуждения, отрицательные черты характера. - желание быть первым, лучшем в классе (престижная мотивация) - отрицательные мотивы (мотивация избегания) – учится, чтобы избежать неприятностей, чтобы его не ругали.
В младшем школьном возрасте существуют и другие виды деятельности: - игровая деятельность (в основном ролевые), играя ребенок формирует те качества, которые можно перенести на жизнь. Игра может носить и «терапевтический» характер. Например, отстающий ученик может быть успешным в игре, это придает ему уверенности. - трудовая деятельность. Именно в трудовой деятельности ребенок не познает что-либо, а формирует моральные качества.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. Внимание. В МШВ у детей преобладает непроизвольное внимание. В процессе учебы (к 2-4 классам) у ребенка усиливает значение произвольное внимание. Распределение внимания. В МШВ плохо развито распределение внимания. Поэтому ребенку сложно читать и понимать прочитанное. Устойчивость внимания. Неустойчивость внимания, легкая отвлекаемость. Что обусловлено физиологическими факторами – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Переключаемость внимания. Дети испытывают сложности при переключении внимания. Повышение эффективности вниманимя: - доступность и понятность учебного материала - уч.мат связан с эмоциями и чувствами учащегося. - осуществление творческой деятельности
Восприятие. Произвольность. Формируется также в течение начального обучения. Слабо дифференцированно зрительное восприятие, могут путать сходные объекты (цифры 6 и 9, буквы «е», «э», «з»). Плохо сформировано слуховое восприятие (много ошибок в диктантах) – исключительно связано с особенностями восприятия.
Память. К первому классу уже наличествует произвольное внимание. Однако, лишь к 3 классу ребенок запоминает осмысленно, увеличивается объем непроизвольного запоминания.
Воображение. В учебной деятельности играет важную роль. В 1-2 классе развито достаточно слабо. В процессе развития умственной деятельностью развивается, становится более произвольным, становится применительным к учебному процессу.
Мышление – ведущий психический познавательный процесс. Мышление начинает принимать произвольный и абстрактный характер. В процессе обучения у ребенка формируются научные понятия и развиваются мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция и проч.).
Новообразование МШВ – теоретическое мышление. ТМ ребенка включает в себя взаимосвязанные компоненты: - рефлексия (осмысление собственных действий) - внутренний план действия (умеет планировать действия про себя) - анализ содержания задач с целью выделения общего способа ее решения. В этом возрасте есть все условия для формирования теоретического мышления: - умение совместно с учителем исследовать изучаемые понятия, теоретические знания. - ребенок может использовать заместители реальных предметов (схемы, предметы, уравнения).
Речь. В МШВ ребенок хорошо владеет развернутой речью, умеет планировать свою речь. К 3-4 классу устная речь обогащается, становится на один уровень с письменной. К концу младшей школы речь ребенка становится более грамотной. Происходит переход от речи вслух к речи про себя: - громкий шепот - редуцированный шепот - беззвучное шевеление губами - чтение одними глазами. На протяжении всей начальной школы развиваютися все части речи – фонетика, грамматика, лексика.
МШВ – это период интенсивного интеллектуального развития. Ведущей функцией становится мышление. Интеллект опосредует все психические познавательные процессы.
Психосексуальное развитие детей в МШВ. МШВ относится ко 2 этапу ПСР (6/7 – 11/13). 1. Происходит выработка мужского и женского стереотипов поведения. У мальчиков: самостоятельность, агрессивность, умение постоять за себя, грубоватость (может появиться грубая лексика, поступки…) У девочек: сопереживание, выполнение домашних дел, склонность к собственному украшательству («маленькие кокетки»), закладывается вкус. В МВШ дети предпочитают занятия и роли своего пола (но девочки могут активно играть в мальчишечьи игры). Мышление становится более гибким, осознают, что мужчины и женщины могут сочетать разные типы поведения, поэтому могут отступать от стереотипов. Своеобразны отношения между девочками и мальчиками. Появляются объединения и формируются т.с. 2 враждебные группировки. Считается, что ребенок к этому возрасту знает о деторождении.
Развитие личности младшего школьника. МШВ – один из самых стабильных периодов в жизни человека. Развита потребность в познании. Способны к пониманию правил, выполнению дисциплины. Повышается сдержанность и осознанность в проявлении эмоций. Могут сдерживать эмоции, управлять настроением, маскировать его. Младшие школьники более уравновешены и чем дошкольники, и чем подростки.
Учебная деятельность способствует развитию волевых процессов. Благодаря воле все ППП становятся произвольными. У детей в этом возрасте проявляются определенные потребности и мотивы. Сохраняются потребности дошкольника: - потребность в игре - потребность во впечатлениях - в движении Новые потребности: - п. выполнять требования учителя - п. в хорошей отметке - в одобении со стороны учителя - быть лучшим - в общении со сверстниками - ведущая потребность – познавательная - формируется потребность в самооценке Развивается самосознание (в учебной деятельности), появляется представление о себе, появляются навыки самоконтроля и саморегуляции. В начальной школе могут быть все виды самооценки. Но в 1 и 4 классах она скорее всего будет отличаться. В формировании самооценки доминирующую роль играет учебная деятельность.
Характеристика межличностных отношений в МШВ. С приходом в школу у детей уменьшается кол-во контактов. Взаимоотношения в 1 классе практически целиком определяются учителем. К 3-4 классам отношение к личности учителя меняется, а взаимоотношения со свестниками увлеичиваются. Контакты более тесные, формируется школьный коллектив.
Основные новообразования младших школьников. 1 – произвольность и осознанность всех ПП (может ставить перед собой цель, находить средство для ее достижения). 2 – рефлексия (выделять особенности своих действий, их анализ) 3 – внутренний план действия (планирование собственной деятельностьи про себя) Личностные новообразования: 4 – осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности – способность к овладению окружающей средой - формируется чувство собственной умелости, компетентности учебной деятельности (в противном случае – формируется чувство собственной неполноценности). 5 – формирование зависимости от мнения сверстников. Ребенку становится важно быть принятым в группу сверстников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.008 с.) |