Хоронологические границы и физиологические особенности младшего школьника



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хоронологические границы и физиологические особенности младшего школьника



6/7 – 10/11

В этом возрасте продолжает повышаться надежность физиологических функций.

Рост ребенка значительно падает с предыдущим периодом (2-3 см в год)

Рост тела в длину происходит за счет туловища, ребенок выглядит пропорциональным

Продолжается окостенение скелета. Характерна подвижность и гибкость за счет множества хрящевых соединений.- множество болезней, связанных со скелетом.

Крепнут мышцы и связки. Крупные мышцы растут быстрее мелких.

В возрасте 8-9 лет происходят важные преобразования пищеварительной системы. Ребенку необходимо правильно питаться.

Совершенствуется сердечно-сосудистая система, увеличивается выносливость сердца, благодаря чему головной мозг лучше снабжается кровью.

Организм младшего школьника очень нуждается в кислород.е. в этом возрасте отношение максимального протребления кислорода к массе мышц в 2 раза преышает потребление к-да взрослого человека.

МШВ это сензетивный период для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности, как умственной, так и физической.

МШВ – особый период, который появился сравнительно недавно (примерно в середине прошлого века), когда было принято (не)полное среднее образование. \

7.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИя

В дошкольном возрасте отношения

Ребенок – Взрослый

Ребенок – Ребенок

В МШВ:

Ребенок – Учитель (доминирующая)

Ребенок – Родитель

Ребенок – Ребенок

 

Учитель становится носитиелм общественных требований в жизни ребенка

Оценка для ребенка – объективная оценка его знаний (в идеале).

Сформированность внутренней политики школьника:

- ребенок приступает к поступлению в школу положительно, как к естественному этапу жизни

- ребенок проявляет интерес к школьному содержанию занятий

- ребенок предпочитает школьную органзацию деятельности и поведения (предпочитает школьные занятия индивидуальным, положительно относится к принятым нормам поведения в школе, предпочитает традиционный для школы способ оценки его деятельности)

- авторитет личности учителя

 

Мотивационная готовность, произвольность, интеллектуальная готовность, личностная готовность.

Приемы диагностики произвольности – рисунок по клеточкам.

Интеллект – исключить понятие из ряда.

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ В МШВ.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность ведущая. (только в нем!)

Структура УЧДЕЯТ:

- учебные ситуации

- учебные действия

- действия контроля

- действия самооценки

 

Учебные ситуации (задачи) – усвоение школьниками общих способов понятий и решений некоторого класса конкретных практических задач. («всего, больше-меньше, сумма, разность, сложение и проч»).

Учебные действия – использование, воспроизводение, усвоение понятия решения тех или иных задач.

Действия контроля – когда ребенок научается соотносить сви учебные действия и их результат с заданными образцами.

Действия самооценки – рбне=енок начучается фиксировать и соотносить результат своей деятельности с требованием оценки.

О формировании учебной деятельности можно говорить только при наличии всех 4 компонентов структуры.

 

Мотивация учебной деятельности.

На протяжении всего начала обучения отношение к учебной деятельности меняется. В среднем – в 1-2 классе мотивация к обучения выше, чем в 3-4.

Считается, что мотивация падает не только из-за особенностей возраста (приближается пдрастковый период), но некоторые полагают, что в 3-4 классе нагрузка ниже, чем интеллектуальные возможности.

Мотивы, побуждающие учебную деятельность:

1 – учебно-познавательные мотивы (у ребенка он развит, т.к. у ребенка в этом возрасте есть потребность в знаниях).

а. мотивы, связанные с содержанием учения

б. мотивы, связанные с процессом учения

2 – мотивы, связанные с косвенным продуктом учения (лежат вне учебной деятельности)

А. широкие социальные мотивы

- долг, ответственность перед общ-вом, классом, тд) – ОТСУТСТВУЕТ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

- мотив самоопределения – получение знаний для будущего (в начальной школе также отсутствует).

- Мотив самосовершенствования – получить развитие с помощью обучения – также в нач.школе не действует.

Б. узколичные мотивы

- получить одобрение со стороны учителя, родителя, сверстника и проч. (получить хорошую оценку). Могут сформироваться эгоистические побуждения, отрицательные черты характера.

- желание быть первым, лучшем в классе (престижная мотивация)

- отрицательные мотивы (мотивация избегания) – учится, чтобы избежать неприятностей, чтобы его не ругали.

 

В младшем школьном возрасте существуют и другие виды деятельности:

- игровая деятельность (в основном ролевые), играя ребенок формирует те качества, которые можно перенести на жизнь. Игра может носить и «терапевтический» характер. Например, отстающий ученик может быть успешным в игре, это придает ему уверенности.

- трудовая деятельность. Именно в трудовой деятельности ребенок не познает что-либо, а формирует моральные качества.

 

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Внимание. В МШВ у детей преобладает непроизвольное внимание. В процессе учебы (к 2-4 классам) у ребенка усиливает значение произвольное внимание.

Распределение внимания. В МШВ плохо развито распределение внимания. Поэтому ребенку сложно читать и понимать прочитанное.

Устойчивость внимания. Неустойчивость внимания, легкая отвлекаемость. Что обусловлено физиологическими факторами – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Переключаемость внимания. Дети испытывают сложности при переключении внимания.

Повышение эффективности вниманимя:

- доступность и понятность учебного материала

- уч.мат связан с эмоциями и чувствами учащегося.

- осуществление творческой деятельности

 

Восприятие.

Произвольность. Формируется также в течение начального обучения.

Слабо дифференцированно зрительное восприятие, могут путать сходные объекты (цифры 6 и 9, буквы «е», «э», «з»). Плохо сформировано слуховое восприятие (много ошибок в диктантах) – исключительно связано с особенностями восприятия.

 

 

Память.

К первому классу уже наличествует произвольное внимание. Однако, лишь к 3 классу ребенок запоминает осмысленно, увеличивается объем непроизвольного запоминания.

 

Воображение.

В учебной деятельности играет важную роль. В 1-2 классе развито достаточно слабо. В процессе развития умственной деятельностью развивается, становится более произвольным, становится применительным к учебному процессу.

 

Мышление – ведущий психический познавательный процесс.

Мышление начинает принимать произвольный и абстрактный характер.

В процессе обучения у ребенка формируются научные понятия и развиваются мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция и проч.).

 

 

Новообразование МШВ – теоретическое мышление.

ТМ ребенка включает в себя взаимосвязанные компоненты:

- рефлексия (осмысление собственных действий)

- внутренний план действия (умеет планировать действия про себя)

- анализ содержания задач с целью выделения общего способа ее решения.

В этом возрасте есть все условия для формирования теоретического мышления:

- умение совместно с учителем исследовать изучаемые понятия, теоретические знания.

- ребенок может использовать заместители реальных предметов (схемы, предметы, уравнения).

 

Речь.

В МШВ ребенок хорошо владеет развернутой речью, умеет планировать свою речь. К 3-4 классу устная речь обогащается, становится на один уровень с письменной. К концу младшей школы речь ребенка становится более грамотной.

Происходит переход от речи вслух к речи про себя:

- громкий шепот

- редуцированный шепот

- беззвучное шевеление губами

- чтение одними глазами.

На протяжении всей начальной школы развиваютися все части речи – фонетика, грамматика, лексика.

 

МШВ – это период интенсивного интеллектуального развития.

Ведущей функцией становится мышление.

Интеллект опосредует все психические познавательные процессы.

 

 

Психосексуальное развитие детей в МШВ.

МШВ относится ко 2 этапу ПСР (6/7 – 11/13).

1. Происходит выработка мужского и женского стереотипов поведения.

У мальчиков: самостоятельность, агрессивность, умение постоять за себя, грубоватость (может появиться грубая лексика, поступки…)

У девочек: сопереживание, выполнение домашних дел, склонность к собственному украшательству («маленькие кокетки»), закладывается вкус.

В МВШ дети предпочитают занятия и роли своего пола (но девочки могут активно играть в мальчишечьи игры).

Мышление становится более гибким, осознают, что мужчины и женщины могут сочетать разные типы поведения, поэтому могут отступать от стереотипов.

Своеобразны отношения между девочками и мальчиками. Появляются объединения и формируются т.с. 2 враждебные группировки.

Считается, что ребенок к этому возрасту знает о деторождении.

 

Развитие личности младшего школьника.

МШВ – один из самых стабильных периодов в жизни человека.

Развита потребность в познании. Способны к пониманию правил, выполнению дисциплины. Повышается сдержанность и осознанность в проявлении эмоций. Могут сдерживать эмоции, управлять настроением, маскировать его. Младшие школьники более уравновешены и чем дошкольники, и чем подростки.

 

Учебная деятельность способствует развитию волевых процессов.

Благодаря воле все ППП становятся произвольными. У детей в этом возрасте проявляются определенные потребности и мотивы. Сохраняются потребности дошкольника:

- потребность в игре

- потребность во впечатлениях

- в движении

Новые потребности:

- п. выполнять требования учителя

- п. в хорошей отметке

- в одобении со стороны учителя

- быть лучшим

- в общении со сверстниками

- ведущая потребность – познавательная

- формируется потребность в самооценке

Развивается самосознание (в учебной деятельности), появляется представление о себе, появляются навыки самоконтроля и саморегуляции.

В начальной школе могут быть все виды самооценки. Но в 1 и 4 классах она скорее всего будет отличаться. В формировании самооценки доминирующую роль играет учебная деятельность.

 

 

Характеристика межличностных отношений в МШВ.

С приходом в школу у детей уменьшается кол-во контактов.

Взаимоотношения в 1 классе практически целиком определяются учителем. К 3-4 классам отношение к личности учителя меняется, а взаимоотношения со свестниками увлеичиваются. Контакты более тесные, формируется школьный коллектив.

 

Основные новообразования младших школьников.

1 – произвольность и осознанность всех ПП (может ставить перед собой цель, находить средство для ее достижения).

2 – рефлексия (выделять особенности своих действий, их анализ)

3 – внутренний план действия (планирование собственной деятельностьи про себя)

Личностные новообразования:

4 – осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности

– способность к овладению окружающей средой

- формируется чувство собственной умелости, компетентности учебной деятельности (в противном случае – формируется чувство собственной неполноценности).

5 – формирование зависимости от мнения сверстников. Ребенку становится важно быть принятым в группу сверстников.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.012 с.)