Восприятие и «perception management» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие и «perception management»



Особо надо сказать о восприятии — разновидности чувственного позна­ния. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействую­щего на анализаторы (комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара). В от­личие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия явля­ется результатом синтеза ощущений. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция4. Мы можем говорить о вос­приятии времени или восприятии пространства, но нельзя или неправиль­но говорить об ощущении пространства. Хотя выражение «ощущение вре­мени» имеет право на существование, поскольку в нем время отражается совсем иными своими сторонами, нежели в восприятии времени, которое дает целостный образ.

В мировой философии мыслители разделились на два противоположных лагеря: одни считают восприятие вторичным и нематериальным образова­нием (субъективный образ объективного мира), другие — первичной и ре­альной вещью (Демокрит и Маркс — против Юма и Канта).

Сегодня активно развивается новое направление науки и практики — Public Relations (PR), связи с общественностью. У нас насчитываются сот­ни, а за рубежом — сотни тысяч PR-специалистов. Многие исходят из того же, из чего две сотни лет назад исходили Юм и Кант — восприятие первич­но и реально. Так, руководители крупнейшей на мировом рынке услуг PR-компании «Burson-Marsteller» утверждают: «Восприятие реально. Оно опре­деляет то, что мы видим; то, во что мы верим; то, как мы действуем. Оно управляемо...». Эту позицию в начале третьего тысячелетия стали разделять и некоторые отечественные специалисты по PR, особенно занятые политтех-нологиями. «Восприятие есть реальность». Эта фраза, произнесенная Чубай­сом в одном из интервью, стала для отечественных политтехнологов руко­водством к действию.

■перцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и яв-ний от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и дру-х личностных особенностей его психической деятельности.

В последние годы в мировой практике все более закрепляется термин «perception management» — он обозначает технологию изменения отношения к продукту (включая и политического лидера, которого с точки зрения по­литического консалтинга тоже правомерно рассматривать в качестве продук­та) без изменения самого продукта, влияющую на успех того или иного эко­номического или политического проекта. Perception management — это тех­нология, представляющая собой комплексный подход к решению проблем,

связанных с восприятием внешней сре­дой той или иной компании и ее дея­тельности. PR в общепринятом понима­нии этого рода деятельности является одной из составляющих этого подхода наряду с рекламой, прямыми коммуни­кациями, отношениями с государствен­ными органами, кампаниями по фор­мированию общественного мнения. Идейная основа perception management проста: восприятием деятельнос­ти той или иной компании можно управлять. Основной принцип — концен­трироваться на ценностных ориентирах клиента. Приведем пример приме­нения технологии perception management. В 1994 г. в США три знаменитых человека, один из которых был политиком, а два других — успешными биз­несменами, умерли от рака мозга. Один врач предположил, не подкрепляя это предположение никакими научно доказанными фактами, что эти смер­ти были связаны с пользованием сотовыми телефонами. После этого заяв­ления многие компании, занимающиеся оказанием услуг в сфере сотовой связи, заметили, что стоимость их акций за неделю снизилась втрое. Паде­ние котировок было, несомненно, связано с неверным и необоснованным отношением (восприятием) потребителей к сотовой связи как к источнику раковых заболеваний. Представители рынка сотовой связи мобилизовали свои усилия и провели совместную кампанию, направленную на уничтоже­ние этого стереотипа. В результате «American Food and Drug Administration» и научное сообщество установили, что между использованием сотовых те­лефонов и раковыми заболеваниями нет никакой связи. Компания «Motorola» и другие участники рынка были вынуждены действовать очень агрессивно, так как подобное негативное восприятие могло полностью разрушить их рынок и лишить их источников дохода5.

Как показывает практика, восприятие того или иного продукта (человека, события, действия) зависит не столько от свойств этого продукта, сколько от среды, ценностей, верований, предубеждений и мнений воспринимающих этот продукт людей. Определить, кто есть целевая аудитория, от чего зависит ее вос­приятие, под воздействием чего формируются ее пристрастия, и повлиять на эти показатели — это и есть задача управления восприятием.

Адаптированный к российским условиям вариант perception management приведен в книге «Политическое консультирование»6. Здесь присутствует немало классических постулатов психоаналитической парадигмы, и авторы стремятся показать способы реальной коррекции поведения личности.

5 http://www.pressclub.host.ru/techn_3.htm

6 Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Политическое консультирование. М.: Николло М, 1999.

Оказывается, один и тот же политический факт может пониматься совер­шенно по-разному различными людьми, и это совсем не означает, что одни видят истину, а другие заблуждаются. Просто происходит неизбежная бес­сознательная индивидуально-групповая интерпретация реальности, и люди сами формируют воспринимаемый образ.

Понятие «восприятие» играет очень важную роль в социальной психоло­гии, и через нее оно тесно связывается с социологией. Благодаря ему обра­зуется новая социально-психологическая и отчасти социологическая кате­гория — восприятие человека человеком. Данное понятие используется в со­циальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека при непосредственном общении с ним. Оно включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные ха­рактеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основ­ное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). Затем формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, ко­торые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Психологи выделяют четыре основных стратегии в восприятии другого человека:

♦ аналитическая — каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (например, наличие очков — уче­ный);

♦ эмоциональная — непосредственно невоспринимаемые свойства лич­ности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности человека;

♦ перцептивно-ассоциативная — приписываются свойства другого чело­века, внешне похожего на того, которого мы воспринимаем;

♦ социально-ассоциативная — приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Кроме того, от слова «восприятие» образовано множество других поня­тий, активно используемых учеными:

иллюзии восприятия — искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов;

категориальность восприятия — способность к выделению в перцептив­ном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы;

константность восприятия — относительная устойчивость восприни­маемых признаков предметов при изменении условий восприятия;

образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных пред­метов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект;

онтогенез процессов восприятия — структурные изменения, происходя­щие в восприятии по мере индивидуального развития;

перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа;

подпороговое восприятие — предметное восприятие, осуществляющее­ся без сознательного контроля сознания;

развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процес­сов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуаль­ного опыта;

«предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способно­стью к которому обладают даже младенцы;

4 селективность восприятия — способность избирательного выделения в сенсорном поле каких-либо отдельных признаков;

+ целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целост­ный образ этого объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.059 с.)