Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Добреньков Владимир Иванович↑ Стр 1 из 110Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Родился в 1939 г. Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор философских наук, профессор. Декан социологического факультета, заведующий кафедрой истории и теории социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академии социальных наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Международной академии информатизации, главный редактор журнала «Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология», главный редактор реферативного журнала «Социология» Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук. Специалист в области истории и теории социологии, социологии и философии религии. Автор более 150 научных трудов, в том числе более 20 монографий, учебников и учебных пособий общим объемом свыше 260 п.л. Среди них «Неофрейдизм в поисках истины (Иллюзия и заблуждения Э. Фромма)» (1974), «Современный протестантский теологический модернизм: его замыслы и результаты» (1980), «Методологические вопросы исследования религии» (1980), «Христианская теология и революция» (1990), «Социология» (в соавторстве) (в 3 т., 2000), которая была награждена премией им. М.В. Ломоносова за 2001 г., «Социология» (в соавторстве) (2000), удостоенная премии Минвуза России «Лучший учебник для вузов года», «Социология молодежи» (в соавторстве) (2001), «Образование и общество» (в соавторстве) (2003) и др. Руководитель авторского коллектива и один из авторов классического университетского учебника «История социологии» (т. 1, 2003). Под его общей редакцией изданы научные труды «Современная американская социология» (1994), «Социальная и духовная безопасность России» (1995), «Математическое моделирование социальных процессов» (1998) и др., хрестоматии «Американская социологическая мысль» (1994), «Западноевропейская социология XIX — начала XX веков» (в 2 выпусках, 1996), «Социология в России XIX — начала XX веков» (в 4 выпусках, 1997—2002) и др. Награжден орденом Дружбы народов (1980), орденом Трудового Красного Знамени (1986), орденом Почета (1999). Кравченко Альберт Иванович Родился в 1949 г., окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1973 г. Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии социальных наук, член редколлегии журнала «Социологические исследования». Специалист в области теории, методологии и истории социологии, социологии менеджмента, экономической социологии и социологии труда, социальной антропологии и культурологии. Имеет более 250 опубликованных научных трудов, из них более 60 книг: монографий, энциклопедических словарей, справочников, учебников и учебных пособий, в том числе «Прикладная социология и менеджмент» (1995); «Социология Макса Вебера: труд и экономика» (1997); «Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев» (1998); «Социология» (1998, 1999, 2000); «Культурология» (2000), «Словарь: культура и культурология» (2003), учебники по общество-знанию для 5-Н-х классов средней школы и др. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ Москва ИНФРА-М В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ TOM I ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Москва ИНФРА-М Я73 Д55 Добреньков В.И, Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. — М.: ИНФРА-М, 2003. - XXII, 908 с. ISBN 5-16-001548-5 (т. 1) ISBN 5-16-001547-7 Уникальное в мировой науке издание — 15-томный курс «Фундаментальная социология» — обобщает и развивает достижения отечественной и зарубежной социологии более чем за 150 лет. Первый том посвящен вопросам теории и методологии, изучение которых позволит читателю не только ориентироваться в сложнейшей архитектонике научного знания, прояснить особенности институциализации зарубежной и отечественной социологии, принципы построения социологической теории, основные школы, отрасли, парадигмы и перспективы мировой социологии, но сформировать социологическое мышление и социологическое видение мира, без которых не может состояться ни один ученый или профессионал. Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области социологии, а также для представителей родственных отраслей социальной науки. УДК 316(075.8) ББК60.5я73 JN 5-16-001548-5 (т. 1) JN 5-16-001547-7 © Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ Изменения, затрагивающие современное общество, не могут не касаться науки, которая его изучает. Социология сформировалась ради познания общества, намеренно провозгласила его своим предметом, создала специальные методы, процедуры и техники, при помощи которых, собирая эмпирические факты, можно было бы более точно и объективно отобразить происходящие в обществе процессы. Наконец, социология создавала и продолжает создавать стройные теоретические концепции, объясняющие статику и динамику общества, его развитие и структуру, какими бы сложными и непонятными ни казались непосвященному эти процессы. Социологи часто ошибались, далеко не все их теории правильно объясняли либо предсказывали развитие общества, множество эмпирических фактов, добытых огромным трудом, не нашли применения. Но социология продолжает упорно двигаться намеченным путем, ибо движется вперед само общество, а за ним продвигается и научная мысль, оставляя после себя не только обломки устаревших воззрений, несбывшиеся надежды и ложные доказательства, но и бесценный капитал — твердо установленные факты и плодотворные концепции. Они получают освещение в учебниках, которые призваны не развлекать читателя, а готовить его к встрече с непознанным, постижениями и открытиями. Учебник, первый том которого вы, уважаемый читатель, держите в руках, содержит фундаментальный курс социологии. Авторы стремились обобщить огромное количество знаний, накопленных отечественной и зарубежной социологией, все (или многое из того), что было создано предшествующими поколениями за 150 лет существования этой науки, что создают современные социологи, над чем они думают и что обсуждают. Учебник не может быть архивом или складом устаревших сведений. Систематизированное и логически изложенное знание становится инструментом мышления для нынешних студентов. Благодаря ему в хаотическом море текущей информации, которую без устали выдают «на гора» тысячи «шахт» — лабораторий, десятки тысяч исследователей, не только мало согласуя между собой свои идеи и теории, но и противореча друг другу, наводится определенный порядок. Учебником пользуются и практикующие ученые, в суете своей деятельности желающие оглядеть сотворенное научным сообществом как бы с высоты птичьего полета. Учебник, таким образом, незаменим как для студентов, так и для исследователей и преподавателей, для представителей и молодого, и старшего поколений. Данный учебник, выполненный в формате фундаментального курса социологии, имеет свою специфику, которая определяется методологической позицией авторов, их целями и задачами, выбранной логикой и манерой изложения, наконец, теми ориентирами, которых придерживается социологическое образование на современном историческом этапе. ♦ ♦ ♦ V Методологическая позиция авторов. Мы исходим из того, что современный учебник должен отражать современное общество в современной манере, используя новые методологические ходы, способы видения мира, ориентируясь на новые перспективы. Известно, что социология — это наука о социальных отношениях, опирающаяся на факты, измерения и гипотезы. Основной способ получения информации — полевые исследования, т.е. изучение объектов в реальных жизненных ситуациях (анкетный опрос, интервью, наблюдение или эксперимент). Опрашивая людей (респондентов) по особой, профессионально созданной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах сознания, ценностных ориентациях, структурах поведения, мотивах поступков и образе жизни больших групп в обществе. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), он получает знание обо всех (генеральной совокупности), обязательно обобщая, группируя индивидуальные мнения, строя типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Основатели социологии — О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и К. Маркс — стремились объяснить социальные изменения, происходившие в западноевропейском обществе, исходя из влияния на них разделения труда, экономики, урбанизации индустриального общества, трансформации классовой структуры. Так формировалась стройная система социологических взглядов, которая постепенно превратилась в самостоятельную и весьма авторитетную дисциплину. Социология очень чувствительна к национальной специфике своей страны, социальным недугам общества, проблемам простых людей. Она оперативно откликается на них, являясь барометром общественного мнения, но чтобы барометр точно указывал социальную атмосферу, нужно знать его устройство, принципы работы, шкалу измерения и т.д. В наши дни социология характеризуется повышенной чувствительностью к глобальным, общечеловеческим проблемам, в том числе геополитическим, экологическим, межкультурным. Стирание национальных границ в географическом пространстве предполагает (а на самом деле уже привело) к беспрецедентным сдвигам в социологическом мышлении. Возможности общения с иностранными коллегами, участие в международных конференциях и симпозиумах, открытый обмен печатной продукцией, идеями и педагогическим опытом, а теперь еще и объединение всех социологов благодаря сети Интернет в единое виртуальное сообщество радикальным образом меняют всю ситуацию в современной социологии, которая теперь характеризуется изменениями в трудоустройстве социологов в пределах и за пределами страны, ориентацией на технологические и наукоемкие секторы экономики, массовой миграцией молодых социологов из фундаментальной науки в сферу коммерции, бизнеса, промышленности. Начало третьего тысячелетия является хорошим поводом для подведения некоторых итогов исторического развития социологии, а также вынесения определенного суждения относительно ее современного состояния. Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами: 1) социология всегда стремится систематизировать, описать и теоретически постичь текущее состояние общества, явно или неявно ориентируясь на все многообразие его VI проявлений; 2) реактивность социологии, ее способность быстро отвечать на вызовы современности, умение моментально схватывать возникающие тенденции и события объясняются тем обстоятельством, что эта наука, относящаяся к немногочисленным фундаментальным дисциплинам, имеет какие-то неизменные основы, принципы, теорию и методологию — универсалии или, лучше сказать, научные константы, которые, позволяя заглянуть в самую сущность социальной реальности, помогают социологии сохранить подлинность момента. Социология не ограничивается опросом общественного мнения, социальной диагностикой отдельных случаев или измерением социального настроения населения. Благодаря своей теоретической мощи она способна анализировать макро- и мегатенденции развития современного общества, видеть структуру и динамику развития мирового общества в целом. Иначе говоря, она является тем дизайнером или архитектором, который способен формировать, описывать или видоизменять социальный ландшафт человечества. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие социологической теории в значительной мере задает тот познавательный горизонт, который, как нам кажется, станет доминировать в текущем и ближайших столетиях. Ориентируясь одновременно на два полюса человеческой реальности — личность и общество, социология среди других наук, возможно, является самой гуманитарной. Вместе с тем, используя математическую статистику, она эмпирически обнаружила, объяснила и доказала в многочисленных наблюдениях и экспериментах совершенно объективные, не зависящие ни от личности, ни от общества закономерности бытия. Установлено, что человеческое общество развивается с постоянным ускорением, каждая последующая эпоха становится короче и динамичней предыдущей, на каждом следующем витке истории человеку приходится сталкиваться с гораздо большим потоком информации и научных открытий, чем на предшествующих фазах. Не отстает от изменений реальности и сама социология, которая прирастает все большим числом эмпирических фактов, теоретических открытий, научных концепций. Как и многие другие науки, социология сегодня — динамичная область знаний, где смена поколений, теорий и учений происходит быстрее, чем смена поколений их создателей и носителей, т.е. самих ученых. Но вот парадокс: чем стремительнее социология движется за изменениями реальности, тем ценнее становится ее прошлый опыт, сумма накопленных знаний. Произведения классиков, творивших 100 и 10 лет назад, не только не устаревают, но постоянно звучат по-новому. О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер или К. Маркс сегодня не менее востребованы и читаемы, чем Дж. Александер, П. Бурдье или А. Тоффлер. Иными словами, продвижение в будущее актуализирует прошлое науки — такова удивительная черта всякой фундаментальной дисциплины. Постоянное взаимодействие прошлого и настоящего, локального и глобального создает то самое творческое напряжение в познавательном поле науки, без которого не может (и не должна) развиваться социология. Таков ее жизненный нерв. То и дело создавая новое, социологи преодолевают старое, но не любое, а лишь косное и ненужное, постоянно «держа в уме» суперстарое — труды и мысли основателей социологии, произведения представителей следующих поколений, составившие ее золотой фонд. VII Это напряжение порождает интенсивные теоретические поиски, стимулирует методологическую саморефлексию. Противоречие между унаследованным и вновь приобретенным составляет приводной ремень социологического дискурса, его жизнеутверждающую силу. В настоящее время напряжение между историческим наследием социологии и современностью конкретизируется в виде напряжения между социологией как социологической теорией модерна, обществ модерна и социологическими теориями современности, получившими название постмодерна. Социология как наука, отличающаяся от всех других наук, и прежде всего от всех вариантов предшествующей социальной рефлексии, возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Ее возникновение обусловлено целой серией вполне известных и общепризнанных факторов. Назовем два наиболее важных. Первый — европейские буржуазные революции XVII—XVIII вв., которые способствовали становлению обществ завершенного модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ с рыночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало появление гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно автономная сфера, сфера спонтанного социального взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество как объект и предмет социологии, а не как объект и предмет политической или социальной философии. Второй фактор — становление науки Нового времени и новой научной картины мира, в рамках которых были разработаны и сформулированы принципы научности и концепция естественно-научного закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования. Социология началась с того, что была провозглашена Огюстом Контом в качестве отдельного, специфического знания, претендующего на статус позитивной науки. Родоначальник социологии вычленил ее как новую науку, обладающую собственным методом и предметом, исторически сформировавшуюся на высшей, «позитивной» стадии развития человечества. Научность социологии очень жестко увязывалась с ее эмпирической фун-дированностью, рациональностью используемой ею методологии и способностью к открытию и формулированию законов общественного порядка и развития. Уже в классический период развития социологии в ней оформилось два базисных методологических подхода: формулирование социологической теории исходя из приоритета целого, общества, структуры по отношению к индивидам и их социальному действию (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс); методологический приоритет действия индивидов по отношению к структуре, обществу (теории Г. Зиммеля и М. Вебера). Эти методологические альтернативы являют собою фундаментальную дуальность, разрешением которой занималась вся последующая социологическая методология вплоть до наших дней. Спор ведется по поводу того, что является причиной (определяющим), а что следствием (определяемым) — действие определяет структуру или структура определяет действие? VIII Первый из этих подходов опирался на объективистски-позитивистскую методологию, второй — на интерпретационную методологию, на теорию понимания; первый рассматривал социологию как аналогичную естественно-научным дисциплинам объективную науку, формулирующую каузальные социальные закономерности, второй — как науку о культуре, оперирующую смыслами и значениями. Однако при всех различиях приверженцы обоих подходов ни в коей мере не сомневались в том, что социология — наука, причем позитивная, опирающаяся, прежде всего, на эмпирический материал и выверенное логикой рассуждение. Кроме того, позитивность социологии была увязана классиками (в первую очередь Контом) еще с одним фундаментальным качеством и притязанием, определившим самоощущение и претензии не только социологии как науки, но и социологов как носителей соответствующего экспертного знания. Речь идет о формулировании фундаментальных задач и целей социологического познания — социология должна стать основой практической социальной политики в широком смысле слова. М. Вебер уже в своей программной для социологии статье «Объективность социально-научного и социально-политического познания» указывает, что целью социологии является выработка целерациональных способов достижения поставленных целей. Э. Дюркгейм отводил социологии место реальной социально-трансформационной силы не только на уровне методологической постановки проблемы, задач и целей социологического исследования, но и в сфере решения реальных социальных и политических проблем. По его мнению, XIX в. пришел с двумя фундаментальными программами — социализмом и социологией. И только социология имеет реальные возможности стать основой переустройства общества и избавить его от фундаментальных аномийных процессов. Только социология может предоставить обществу средства и возможности его реорганизации на основе неполитического механизма. Что же касается марксистской социологии, то ее отношение к роли и значению социологического знания переходило все мыслимые границы, когда-либо отводимые научному знанию: социальное знание не просто должно было стать основой практической политики — оно само должно быть политикой: именно оно создает научный идеал общественного устройства, формулирует перспективы общественного развития, указывает и формирует социальные силы, способные возглавить процесс общественного переустройства и воплотить научный идеал социальной справедливости и свободы. Марксистская социология фактически уничтожила границу между социальной теорией и социальной практикой. С рассмотренным пониманием задач и целей социологии были согласны все ее представители независимо от научной или политической ориентации, представители и европейской, и американской социологических традиций. Первый в истории социологический факультет Чикагского университета (1893) и сложившаяся на этом факультете знаменитая чикагская школа (первая половина XX в.) переориентировали социологию на решение практических задач, придав ей иной характер и иную ментальность. Дальнейшее развитие социологии в Гарвардском и Колумбийском университетах, ставших ведущими центрами социологии в середине XX в., подтвердило правильность IX сформулированной в Чикаго практической ориентации социологии. Она сохранялась и приумножалась на протяжении всего XX в., повышая значение, престиж и влияние профессионального сообщества социологов, позволяя его представителям входить в политический и экономический истеблишмент, но вместе с тем не препятствуя им оставаться в роли «парящей над обществом» страты интеллектуалов, занимающих нелицеприятную, весьма критическую позицию по отношению к властям и существующему строю. Пожалуй, вторая половина 60-х гг. XX в. оказалась высшей точкой в реализации социологией своей претензии на практическую значимость и влияние на процессы социальной и исторической трансформации. Г. Маркузе, Э. Фромм, Д. Белл, Р. Будон, А. Горц — эти социологи не только участвовали в создании «идеологии интеллектуалов» как критиков социального порядка «по обеим сторонам Эльбы», но и реально участвовали в социальных движениях протеста. Парадокс ситуации состоит в том, что подобная антисциентистская и антитехнологическая критика обусловила несколько неудобную позицию социологии: изначально претендуя на конструктивную функцию архитектора, знающего законы общества и строящего в соответствии с этими законами крепкое здание, социологи одновременно позиционировали нигилистическую позицию всеобщего отрицания, критики, а порой и разрушения того, что было возведено — в том числе и при их непосредственном участии. С одной стороны, социология, опираясь на научные законы, используя позитивные методы и эмпирические факты, как о том говорил О. Конт, помогла построить тот самый общеевропейский дом, в который сегодня входит Россия и которым все мы гордимся. С другой стороны, социология, взяв на себя роль протестующего от имени науки разума, не соглашается с установившимся порядком вещей, считая неудавшимися и проект здания, и его воплощение. Жизнеобразующим стержнем классической социологии XIX — первой половины XX вв. являлась идея прогресса, унаследованная ею, как и многое другое, из философии эпохи Просвещения. Социология не просто приняла идею прогресса — она построила все свои теории общества на основе принципа прогрессивного исторического развития и рационализации социальных структур, порядков и индивидов, основу которого составляет умножение знания, свободы и материального богатства. Историческое движение — это движение в царство разума и свободы, попутно решающее проблему общественного и индивидуального богатства. Теория прогресса предполагает всемирно-историческую перспективу, унифицируя все пространственно-временные культурные локализации, позволяя рассматривать их в единой перспективе и в соотнесении с единой социально-исторической судьбой. Идея прогресса не просто выстраивала социальную историю человечества в перспективе, а имела познавательный, ценностный, этический и идеологический смысл. Общество двигалось от примитивных форм социальной организации ко все более развитым и свободным. Общественный прогресс представал как прогрессивная смена различных и вполне типичных, повто- X ряющихся типов обществ, например теологического, метафизического и промышленного у Конта, военного и промышленного общества у Спенсера, общественно-экономических формаций у К. Маркса. И во всех социологических теориях промышленное или капиталистическое общество выступало как последний этап развития, характеризующий современность. Оно было наиболее прогрессивным, богатым и либеральным. Однако признание этой динамики в качестве общих исторических и систематических характеристик общества не обязательно означало признание ее на эмоциональном, моральном и политическом уровнях. История социологии являет как приверженцев, так и критиков сложившегося общества — консервативных, либеральных, леворадикальных. Для Г. Спенсера промышленное общество конца XIX в. недостаточно либерально, для К. Маркса — недостаточно прогрессивно и является лишь этапом на пути к действительному «царству свободы и равенства», для Ф. Тенниса промышленное общество — крах гармонической организации социальной жизни, возрастание конфликтности, революционности, гибель культуры, которая трансформируется в гибель цивилизации. Однако при всем различии в оценке социального прогресса само наличие этого процесса и способность описать посредством него движение социальной жизни ни у кого не вызывали сомнения. Фактически теория прогресса стала не просто основой теории социального развития в социологии в период ее оформления и конституирования — она стала основой своего рода «социальной космологии». Только в 50-х гг. XX в. теория прогресса в социологии была потеснена функционалистскими подходами. Рассмотрение роли и значения теории прогресса в становлении и оформлении социологии как науки естественным образом подводит нас к еще одному фундаментальному теоретическому образованию, которое явилось, с одной стороны, продуктом социологической рефлексии, а с другой — стало общим теоретическим фундаментом социологической науки. Речь идет о теории промышленного или капиталистического общества. Однако современная социологическая теория со всем многообразием ее познавательных средств и подходов самым серьезным образом отличается от классической и постклассической социологии XIX — середины XX вв. Это отличие обусловлено, с одной стороны, реальными историческими трансформациями, получившими название информационного, сетевого и другого общества, и шире — постмодерна, на исследование которых и ориентирована современная социология; с другой стороны, оно обусловлено теми процессами развития самой социологической теории, которые определили ее современное состояние. Изменения, которые претерпела социология, имеют многоплановый характер: изменились самопонимание социологии, ее место среди других социальных и гуманитарных наук; изменились социологическая картина мира и базисные теоретические основания, на которых строится социологическое знание; изменились приоритеты и интересы социального познания; сформировались новые методологические подходы и школы, которые определяют особенности современной социологии. На протяжении всего XX в. социологическая практика и теоретическая рефлексия обогащались новыми теоретическими перспективами, методологическими подходами и школами, последовательный перечень которых займет не одну страницу. Социология расширялась как в предметном плане, XI поскольку все новые и новые области социальной жизни попадали в сферу ее интереса, колонизировались ею и оформлялись посредством социологической понятийности, так и в теоретическом и методологическом плане — создавались новые теоретические перспективы, новые подходы и новые интерпретации. В XX в. приоритетное развитие в социологии получили социологические теории, ориентированные на концептуализацию социального индивида, индивидуального социального действия и взаимодействия, индивидуального социального сознания, а не на тотальность общества и его структуры. Вебе-ровская и зиммелевская методологические альтернативы функционализму получили приоритетное развитие в XX в. в интеракционизме, феноменологической социологии и этнометодологии, психоаналитической и экзистенциалистской социологии. Проблемы индивида, смысла его деятельности в самом широком значении стали сферой интереса социологов. ГТарсоновский структурно-функционалистский синтез и марксистская социология с трудом удерживали баланс подходов. Кроме того, в сферу социологии были вовлечены социально-психологические исследования и теории, антропологические теории, культурология, политология, история, а в настоящее время — информационные исследования. В результате сфера интересов и области социологических исследований или, по выражению Г. Терборна, «территория»' современной социологии претерпела серьезные изменения. Ведущими темами современной социологии стали: проблема идентичности, эмоциональной жизни; жизненные ориентации, сфера семьи и межличностных отношений; работа, организации и их функционирование, трудовые рынки; культура и идеологии; региональные сообщества и среда обитания, проблема социальной экологии; здоровье и медицина; проблемы социального неравенства; политика, государство и социальные движения, социальный контроль и закон; социологические теории и социальное познание, методология и исследовательские техники. Последние два десятилетия социологи обеспокоены тем, что та важная роль, которую интеллектуалы играли в эпоху модерна, исчерпала себя и уже практически не нужна. Это чувство породило «статусный кризис», потребность в переосмыслении своего статуса и переориентации привычной дисциплинарной практики. Статусный кризис интеллектуалов был связан прежде всего с серьезным изменением в глобальной структуре культурного доминирования, центром которой был Запад. В течение долгого времени Запад задавал всему миру концепцию прогресса, определял, как представлялось, направления исторического движения, задавал основные стандарты социальных оценок и ориентации. И делали это именно интеллектуалы. Однако глобализация общества, массовая культура, развитие СМИ привели к изъятию культуры из сферы власти интеллектуалов, культура и знание перестали быть их «собственностью». Массовая культура в сочетании с развитием СМИ породили уникальную ситуацию — доступность «эфира» всем и каждому и, как результат, сниже- зогп G. At the birth of second century sociology: times of reflexivity, spaces of identity, and nodes of vledge // Brit. jour, of sociol. 2000. Vol. 51. № 3. P. 37-57. XII ние эстетического, научного, литературного и другого стандарта. Высокий стандарт, высокая художественная ценность, все те критерии, которые вырабатывались высокой культурой, а затем интеллектуалами, перестали быть теми основаниями, на базе которых осуществлялись отбор и доступ к публичности. Стандартизированность и инфантилизм массовой культуры, зафиксированный Ортегой-и-Гассетом, ее ненасытный потребительский мотив имели продолжение в материальных и эстетических запросах 60-х и 80-х гг., «...в панках и роке, фильмах Голливуда и телевизионной вакханалии»2. В настоящее время всемирная интернет-сеть еще более усилила возможности непосредственного доступа к эфиру всех и каждого. Для вхождения в Интернет и функционирования там не нужно предъявлять свидетельства об уровне своего образования, дипломы и т.д. Интеллектуалов вытеснили из их прежних институциональных сфер. Сфера образования, которую интеллектуалы ранее считали своей, стала сферой государства. В сфере массовой культуры законодателями являются владельцы галерей, издатели, владельцы ТВ и т.д. Роль интеллектуалов сводится к роли потребителей, а не создателей, рынок экспроприирует их собственность. Интеллектуалы более не являются силой, которая призвана выполнять гигантскую работу по «окультуриванию» и изменению спонтанно возникающих форм, стандартов и вкусов. Вновь, как в домодерновых культурах, получают автономное воспроизводство аборигенные, народные стили и стандарты. На пути этого воспроизводства уже не стоят интеллектуалы и академики — его сопровождают и направляют агенты рынка и массовой культуры. Результатом всего этого стал процесс общего переосмысления вопросов когнитивной истины, моральных суждений, эстетических вкусов, возможностей научного знания. Это общий процесс, который самым существенным образом задел и социологию. Социология начала утрачивать строгие научные стандарты в качестве основания для своих исследований. Ее «позитивизм», достигший кульминации в «золотую» для социологии пору 1945—1965 гг., когда задачи социологии представлялись четкими и определенными, будущее — гарантированным, а сами социологи были полны уверенности в себе и своей роли в обществе, окончательно заменен «гуманистической» ориентацией и социальной критикой. Сама социология стала занимать позицию между гуманитарными исследованиями и наукой, а ее представители стали чем-то средним между академическими учеными и публичными деятелями гуманистической ориентации. Это положение является объективно противоречивым и ощущается как некая неопределенность, как положение, в котором твердая почва «классической социологии» начинает уходить из-под ног. Подобная неопределенность положения современной социологии расценивается некоторыми исследователями, например И. Валлерстайном, как процесс движения от социологии к новой науке — исторической социальной науке, поскольку задачи, которые ставила перед собой социология в момент ее рождения, исчерпаны, также как исчерпано основное содержание модерна и сама эпоха модерна. 2 Bell D. Resolving the contradictions of modernity and modernism // Society. N.Y., 1990. Vol. 27. № 4. P. 69. XIII Подобные идеи имеют хождение в современной социальной мысли. Сегодня термин «социология» чрезвычайно широко используется и не существует консенсуса относительно того, что же такое социология. Именно в силу этого обстоятельства получил такое широкое использование термин «социальные науки», включающий множество пограничных дисциплин и исследований. Тем не менее очевидно, что ядро социологии сейчас составляет изучение институтов современного общества, так же как и ядро классической социологии — изучение институтов индустриального общества. Это и есть линия преемственности, которая обеспечивает неразмываемость социологической науки, сохранение ее во времени как единого интеллектуального образования. Современная социология далеко отошла от своего начала, однако — и в этом специфика момента — это начало присутствует в современной социологии в качестве ее горизонта понимания, в качестве фундамента, цементирующего ее как науку. Современная социология уже не ограничена теорией прогресса, универсализмом и натурализмом, а также теорией промышленного общества. Налицо сдвиг, во-первых, от универсализма как социального универсума человечества к глобализму; во-вторых, кразличным теориям «конца», например теориям конца «социального», нарушения порядка или «беспорядка»; в-третьих, к различным концептуализациям «пост»-характера: постколониализм, постиндустриализм, постмодерн, постмодернистская социология. Концепции «конца» и концепции «пост» взаимно дополняют друг друга. И сами эти «конец» и «пост» означают, что современность анализируется посредством соотнесения с классическим модерном, теориями и схемами классической социологии. В настоящее время значительная часть социологической проблематики так или иначе связана с «глобализмом», который как теоретическое образование существует в основном в двух вариантах: как вполне определенная теория современности — теория глобального общества и как методологическая основа социологического исследования. В качестве методологической основы социологического исследования глобализм постепенно вытесняет универсализм классической социологии, пришедший в нее вместе с теорией прогресса. Пространством исследования классической социологии был весь социальный универсум человечества, подчиняющийся всеобщим универсальным законам социального взаимодейств
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.018 с.) |