Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологическое мышление, социологическое воображениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Истинный поэт видит мир в рифмах, истинный писатель — в сюжетных линиях будущего рассказа, повести или романа. Для них окружающая реальность — лишь сырье для будущего произведения. Во всем они видят стихотворные или прозаические образы: в том, как движутся по улицам люди, как осваивает велосипед ребенок, как дышит умирающий старик. И социолог, даже не обязательно профессиональный, должен видеть мир социологически. Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Как уже говорилось, все мы стихийные социологи. Мы расставляем других по шкале престижа, по социальному положению, по уровню образования и воспитания; одних относим к бедным, других — к богатым; с одними стремимся во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о его связях и власти), а других сторонимся. Все мы взвешиваем на «социальных весах», которые находятся внутри каждого из нас. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело или грамотно и точно. Для того, чтобы правильно взвешивать на социальных весах, надо обладать двумя важными свойствами — социологическим видением мира и социологическим воображением. Заботы и проблемы — эти термины являются ключевыми не только в книге «Социологическое воображение»", без которой невозможно сегодня представить себе социологическую культуру и социологическую науку XX в., но и во всем творчестве Райта Миллса. Они популярны и в современной социологии. Кажется, без них не может обойтись ни один американский учебник. Студентам предлагается специальное упражнение, где надо связать воедино факты личной биографии и исторические события, сказавшиеся на развитии страны и затронувшие данных индивидов. В этом заключается суть социологического мышления и социологического воображения — научиться пропускать факты личной биографии через призму биографии своей страны, превратить личные заботы в социальные проблемы, и наоборот. Сегодня с подобным тренингом знакомы не только американские, но и российские студенты, поскольку систему Миллса активно взяли на вооружение отечественные преподаватели. Но в конце 50-х гг. книга Р. Миллса представляла собой методологическую новацию, радикальный разрыв с существующей традицией, быть может, самый сильный вызов, сделанный американской социологии. Суть новаторской методологии Р. Миллса, названной им «социологическим воображением», состоит в следующем. Заботы (troubles) — это частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни отдельного человека, осознаваемые им и поддающиеся контролю, например факты личной биографии. Проблемы (issues) носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но так или иначе влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества. Это могут быть циклы деловой активности и экономические кризисы, смена правительства, университетская политика, войны, безработица и т.д. Когда в городе со 100-тысячным населением насчитывается только один безработный — это его личное затруднение, связанное с потерей средств существования и с психологическими переживаниями. Но если в стране с 50 млн жителей существует 5 млн безработных, то речь идет о социальной проблеме, к обсуждению которой необходимо привлечь внимание общественности. Причиной могут быть нарушения или неполадки в институтах образования, занятости, производства; следствием — резкое изменение психологического климата в обществе. То же касается и войны. Если стоит вопрос о том, как выжить на войне, как сделать на этом карьеру, куда вложить деньги, чтобы превратить войну в прибыльный бизнес, надо говорить о личных вопросах. Но сама по себе война как форма массового действия, затрагивающая судьбы многих людей, является социальной проблемой. Наконец, конфликт между супругами — это их личная забота, но когда уровень разводов в первые четыре года брака превышает 250 на 1 тыс. браков, — это показатель структурных сдвигов в обществе12. 11 Mills C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959. 12 Ibid. P. 8-9. «Из чего состоит человеческая жизнь?» — спрашивал себя Миллс в первой главе своей книги. Она состоит из серии ловушек. В повседневной жизни людей не покидает ощущение, что они никак не могут освободиться от бесконечного множества волнений, хлопот, тревог. Все это следует обозначить одним словом — заботы, личные проблемы (trouble). Многие проблемы на уровне ограниченных возможностей, подвластных человеку, решить невозможно. Глава семейства остается без работы не потому, что он алкоголик, ленивый или безалаберный работник, а потому, что разорилась огромная компания, в которой он работал. Современная история, объясняет Р. Миллс, состоит из постоянных взлетов и падений. Когда общество индустриализуется, крестьяне превращаются в рабочих, сеньор разоряется или становится бизнесменом. Когда классы поднимаются или падают, человек получает или теряет работу. Когда случаются войны, многие расстаются с нажитым, мужчины погибают, женщины становятся вдовами, дети растут без от цов. Личные трагедии и судьба общества тесно переплетены. Их нельзя понять поодиночке, хотя рядовой человек чаще всего не осознает сродства истории и биографии, мира и личности. Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что социальная сцена общества заполнена живыми людьми с их каждодневными заботами и тревогами. Системами координат социального анализа, который присущ классикам социологии, обладавшим, согласно Миллсу, богатым воображением, служат человеческие заботы и социальные проблемы, т.е. микро- и макрособытия. Такова исходная точка отсчета социолога. «Социальная наука должна касаться проблем биографии и истории, а также их пересечения внутри социальной структуры. Три момента — биография, история, общество — служат точками отсчета изучения человека»13. Современные же социологи пытаются заменить их абстрактными статистическими величинами. Философия «социологического воображения» не сводит индивида к совокупности биологических или неповторимо личностных черт. Человек — социальный тип, которого можно адекватно понять, только пропустив его биографию через призму социальных институтов и социальной структуры. Человек рождается в организации, растет в семье, обучается в школе и университете, работает на предприятии. Вся его жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых им в конкретных институтах. Смена ролей — это одновременно и смена уровней зрелости личности. В исследовательском замысле социолога индивидуальная биография превращается в социальную. В одном и том же обществе разные люди ведут себя по-разному. Одни постоянно думают о глобальных проблемах — войнах, кризисах, землетрясениях, — как о своих личных заботах, и на этой почве чуть не сходят с ума. Другие не беспокоятся о том, чем живет общество, погрузившись в мир личных проблем, защищаясь таким образом от того, что им неподвластно. У одних наций преобладает первый тип людей, у других — второй. Главная опасность нашего времени, считает Р. Миллс, таится в том, что над челове- lls C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959. P. 143. ческой жизнью господствуют неподконтрольные ему силы. Основная политическая и интеллектуальная задача социального ученого сегодня — прояснить суть человеческих тревог. К этому же стремятся и другие культурные работники — психологи, артисты, писатели. Всем им присуще социологическое воображение. Поэты, романисты, журналисты, художники, композиторы описывают личные проблемы людей и пытаются связать их с общественно значимыми вопросами. Тот, кому это удается, поднимается до высот изобразительного мастерства и мало чем отличается от настоящего социолога. Первым перевел индивидуальную биографию в термины биографии социальной Макс Вебер. Он использовал понятия социальной структуры, религиозных и экономических институтов для того, чтобы рассмотреть их влияние на судьбы людей в конкретную историческую эпоху. В одну эпоху действовали одни институты и структуры, в другую эпоху — другие. Они формировали непохожие социальные типы. Вот почему книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» может рассказать о типичном пуританине капиталистической эпохи даже больше, чем тот мог бы рассказать о себе сам. Если мы попробуем связать социальные и исторические события на базе не социологической, а психологической теории, рассматривающей общество как совокупность индивидуальных атомов, никакого углубления в проблему, считает Р. Миллс, мы не получим. Социологическое воображение — особый угол зрения, методологический инструмент, прием социального ученого. Его основу составляет идея о том, что индивид может осмыслить жизненный опыт и «масштаб» своей судьбы, только поместив себя в рамки своего времени и своего общества; он может оценить свои жизненные шансы, только соотнеся собственное положение с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Индивидуальную судьбу творит история, которая складывается из миллионов личных биографий. Великих классиков социологии — Г. Спенсера, О. Конта, Э. Росса, Э. Дюркгейма, К. Маннгейма, К. Маркса, Т. Веблена, Й. Шумпетера, М. Вебера — отличала способность воспринимать личность в контексте общества, которая во многом утеряна нынешними американскими социологами, по мнению Р. Миллса. Классики определяют идеал и нормы социологического анализа, который решает три группы взаимосвязанных вопросов. Социолог должен ответить: а) какова структура данного общества (из каких компонентов она состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают); б) какое место занимает это общество в человеческой истории; в) какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период. Эти вопросы обязательно задает себе ученый, обладающий социологическим воображением. Он легко оперирует любой социологической перспективой, проводит сравнительные исследования, умело связывает, скажем, развитие нефтяной индустрии и современной поэзии, семейный доход с мировым бюджетом14. Социологическое воображение как научный прием лучше всего соответствует самосознанию современного человека: последний 14 Mills C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959. P. 7. стремится понять свою роль в социальном целом, связав биографию и историю. Культурное значение социальной науки состоит в том, что ее цели и методы органичны целям и методам мышления человека. Общество в большей мере характеризует не его социальная структура, а то, какие индивидуальные проблемы его членов становятся социально значимыми, говорит Р. Миллс. Общество, которое волнуют не детский труд и высокая детская смертность, а детские комиксы и организация увеселительного досуга, совсем не похоже на общество, в котором общественными проблемами являются голод детей и юношеская преступность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.009 с.) |