ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ



Несомненно, самым популярным времяпрепровождением социологов является опрос общественного мнения — среди политиков и бизнесменов, уголовников и законопослушных, молодых и пожилых граждан, работающих и домохозяек. Социологи занимались, занимаются и будут заниматься опро­сом общественного мнения, по всей видимости, всегда. Кроме некоторого удовольствия, которое приносит это занятие, оно еще и очень прибыльное.

Общественное мнение мы будем понимать как общую точку зрения боль­шинства людей в большой социальной группе или территориальной общно­сти, которая выражает осознанную позицию по отношению к крупным, об­щественно значимым явлениям, событиям, процессам. Например, решили перебросить северные реки на юг — выясняют общественное мнение; реши­ли присоединить или отсоединить какую-то республику — проводят рефе­рендум и выясняют общественное мнение; вы решили в семье сделать очень крупную покупку — вы собираете семейный совет и выясняете обществен­ное мнение.

В том и другом случае речь идет об осознанной рефлексивной позиции по поводу какого-либо значимого события. Таким образом, общественное мнение это достаточно высокий уровень проявления коллективного со­знания.

Но, кроме общественного мнения, существуют и другие формы прояв­ления коллективного сознания, в частности обыденное сознание. Что оно собой представляет? Характеристика обыденное предполагает, что это такое мнение, сознание или ориентация, которые не связаны со значимым об­щественным событием, например выборами президента или отношением общества к запрещению ввоза на территорию России ядерных отходов из других стран. Обыденное касается не общественных, а частных вопросов, проблем, событий. Такова местная реакция на местные события, но собы­тия, затрагивающие жизненно важные интересы простых людей. Мы име­ем дело скорее всего с неотрефлексированной реакцией людей на ситуации, с которыми им каждый день приходится сталкиваться. Общественное мне­ние интересуют события в Ираке и Чечне, а обыденное сознание интере­сует ближайшее окружение, так называемые экзистенциальные проблемы бытия.

Обыденное сознание наполнено как истинными, так и ложными знани­ями. В нем смешаны воедино слухи, заблуждения, предрассудки, здравый смысл, житейская мудрость, практические советы, максимы поведения, за­поведи, этические постулаты и т.п. Это то, чем в повседневности живет по­давляющая часть людей. Например, распространение слухов о том, что в таком-то городе или микрорайоне по вечерам похищают малолетних детей, что известная эстрадная звезда в пятый раз вышла замуж за такого-то, что в ближайшее время резко поднимутся цены на хлеб — что это? Элемент обще­ственного мнения? Нет. Это обыденное сознание.

В отличие от общественного мнения, обыденное сознание есть эмоцио­нальная реакция коллективного сознания на самые простые, самые обычные, мирские, повседневные явления. В обыденном сознании как эмоциональной составляющей коллективного сознания много страха, тревоги, заботы. На­родные поверья и приметы — это формы обыденного сознания. Они предо­стерегают от порчи и сглаза, помогают выбрать суженого и т.д. Система зап­ретов — табу — построена на эмоциональной почве.

Окруженное частоколом запретов и наставлений, формируется новое по­коление — поколение боязливых детей. Оно ведет себя осторожно во всем — от перехода через улицу и встречи с незнакомыми людьми до отношений в политике и бизнесе. Вырастая, они осторожно выражают свои взгляды началь­ству, соглашаются с сильными и игнорируют мнение слабых. Дети — всего лишь результат того, какой жизнью, какими страхами и заботами жили их родители. Они получали от родителей наставления здравого смысла в течение очень долгих лет. Обыденное сознание и здравый смысл родителей — главные орудия социализации в семье.

Изучение социальной биографии, беседа со взрослыми об их прошлом, с самими детьми — о нынешних приемах воспитания — это прекрасный ме­тод познания механизма обыденного сознания и здравого смысла.

Общественное мнение, как говорилось, изучается посредством опроса. Существуют специальные фирмы, институты, которые занимаются этим, и самые известные — ВЦИОМ, Институт Гэллапа. Например, чтобы узнать,

как народ относится к распаду СССР, войне в Чечне, альтернативной служ­бе в армии и другим общественно значимым событиям, социологии прово­дят опросы, выясняя общественное мнение. Политические рейтинги выяв­ляют не обыденное сознание, не здравый смысл, а именно общественное мнение. Отношение к конкурирующим политическим партиям не входит в повседневные заботы миллионов людей; борьба за власть происходит где-то далеко от их собственной борьбы за существование. Во второй половине 90-х гг. социологи отметили заметное снижение интереса рядовых граждан к политике: политические игры интересуют их лишь в той мере, в какой они касаются инфляции, выплаты зарплаты и погашения задолженности по пен­сиям. Основу коллективного сознания, замеряемого в общественном мнении, составляют сугубо земные интересы и заботы граждан.

А как можно изучить обыденное сознание?

Обыденное сознание — это продукт нашего неотрефлексированного, подсознательного жизнетворчества, значит, его можно «расколдовывать» с помощью психолога или психоаналитика, который применяет глубинное ин­тервью: т.е. откровенную беседу один на один о конкретных жизненных фактах, нравственных поступках, интимных желаниях и побуждениях, не­сбывшейся мечте, проступках и т.п. Беседы со многими представителями определенной социальной группы дадут богатейший материал о внутреннем мире типичного инженера, бродяги, космонавта, «челнока» и др. Но пост­роить статистические распределения вам не удастся — слишком мал объем выборки.

Обыденное сознание состоит из конкретных фактов, их оценки и реак­ций. Например, когда в определенном микрорайоне становится небезопас­но на улицах и родителям приходится провожать детишек в школу, педаго­гический прессинг на них усиливается: взрослые то и дело поучают детей, как вести себя на улице, отвечать на просьбы незнакомых людей и др. При этом абстрактные наставления сопровождаются жизненными примерами о том, как «ужасные» дядьки похищают невинных малышей и расчленяют их трупы. Эмоциональное сопровождение — необходимый компонент обыден­ного сознания. «Ужастики» вначале поразили воображение взрослых мам, а затем через подсознательную тревогу за своих чад передались в их речи.

Отсюда можно заключить, что изучение общественного мнения и изуче­ние обыденного сознания — это две разные методологии научного познания. При переходе от общественного мнения к обыденному сознанию меняется стратегия научного исследования: на смену количественной методологии, оперирирующей статистическими распределениями и процентами, прихо­дит качественная методология, интересующаяся уникальным случаем, от­дельным индивидом, его внутренним миром.

Помните:полученный психологом материал о стереотипах обыденного сознания дополняет и углубляет статистические данные социолога. Социо­логический опрос дает широкую, но поверхностную (только то, что подда­ется количественному измерению), а психологический опрос — узкую, но глубокую картину мира (он снимает качественную информацию, не подда­ющуюся статистическим распределениям).

Обыденное сознание, как уже говорилось, — это продукт неотрефлекси­рованного, эмоционального восприятия действительности, где воедино со­единены рациональные и иррациональные элементы, сознание и подсозна-

ние, привычки, страхи, заботы, рассудочные правила жизни и т.п. Оно яв­ляется основным полигоном для научной деятельности психолога, который успешно применяет индивидуальные методы.

Используя статистические ряды, социолог получает социально-типичес­кую картину мира, а психолог, прибегая к беседе-интервью, выявляет инди­видуально-неповторимую информацию о человеке. Социолог и психолог должны дополнять друг друга, поскольку задача науки в целом — дать все­стороннее изображение действительности.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.011 с.)