Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика как форма общественного сознания↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реферат на тему: «Анализ форм общественной жизни»
Работу выполнила: Студентка заочного отделения театрального факультета Л.Н.Галеева Работу проверила: Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и педагогики О.А.Липатова
Казань 2016
Содержание 1. Введение………………………….……………………………………………….3 2. Политика как форма общественного сознания……………………………………………………........4 3. Правовая форма…………………………………………………………………...7 4. Материально-производственная сфера общественной жизни …………………………………………………………….11 5. Наука как форма познания…………………………………………………........17 6. Искусство………………………………………………….……………………...20 7. Мораль. Нравственные нормы. …………………………………………………23 8. Религия. Влияние экстремизма на общество…………………………………...27 9. Философия………………………………………………………………………..32 10. Вывод……………………………………………………………………………...35 11. Список используемой литературы и интернет ресурсов……………………....36
Введение По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской. Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия. Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи. Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях. И здесь без знания философии, идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин. Правовая форма Один из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, — право. Право — это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, т.е. взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств. После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Правовое сознание. Обычное право (в его основе - обычаи) и связанная с ним форма правосознания возникли ранее классового общества. В последнем правосознание приобрело классовый характер. Правосознание - это чувства, взгляды, идеи, теории о законном и незаконном, о должном и обязательном в отношениях между людьми, людьми и государством, между государствами и народами. В правосознании выражаются знания и оценки существующих в обществе и государстве норм и правил поведения субъектов права, а также содержание правовых отношений. Правовое сознание – это осознание и отношение людей к действующему праву, знание меры в соотношении прав и обязанностей, законности и противозаконности, проявляющейся в поведении людей. Основы правосознания составляют: а) чувство собственного достоинства; б) совесть и внутренняя дисциплина; в) взаимное уважение и доверие граждан друг другу; г) доверие граждан к власти и наоборот. Характерными составляющими правосознания являются понятия и представления о должном, справедливом, правомерном. С позиции правосознания за несоблюдение должного и справедливого должны последовать практические санкции, что рассматривается как справедливость. Правосознание фиксирует противоречие между изменившимися условиями жизни людей и действующим законодательством, отражает необходимость совершенствования последнего. Правосознание во многом ориентируется на нравственные оценки, хотя сфера нравственности и нравственного сознания гораздо шире сферы права и правового сознания. В структуру правосознания входят обыденные представления о праве, правовая психология и теоретическое знание, правовая идеология. На обыденном психологическом уровне правосознания существуют чувства (эмоциональное отношение к праву, поведению других людей, их правовым интересам, эмоциональные оценки правовые: отношений и человеческих интересов с точки зрения справедливого, несправедливого, правомерного и неправомерного, а также иллюзии). Кроме того, на обыденном психологическом уровне правосознания существуют навыки (стереотипное отношение к праву, законопослушному и противоправному поведению людей), привычка действовать или не действовать определенным образом в определенных условиях и представления о правомерном и неправомерном поведении, праве, справедливости, должном, обязательном и др. На уровне теории и идеологии выражаются коренные интересы и правовые взгляды больших социальных групп. Правосознание воздействует на стабилизацию общества и взаимосвязано с иными формами общественного сознания. Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Между правом и правосознанием существует тесная взаимозависимость: право воздействует на формирование правосознания, а правосознание реализуется в праве и правосудии. Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления). Рассмотрим основные источники права: Конституция РФ Конституция Российской Федерации является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. Состоит из Преамбулы и двух разделов. Законы Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками: · принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; · обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон; · регулируют наиболее важные, основополагающие отношения. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Виды законов В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы: · федеральные конституционные · федеральные · законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ; о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ. Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.). Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные. Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций. Виды законов по сроку действия: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер. Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм. Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д. По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом. Договор -«соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). При договоре от каждой стороны, как правило, требуется встречное удовлетворение. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично-правовые образования (международные организации, государство, муниципальные образования и пр.). Используется в трёх значениях: договор как правоотношение; как юридический факт, порождающий обязательства; как документ, фиксирующий факт возникновения обязательств по воле его участников. Виды договоров: купли-продажи, аренды, хранения, дарения, мены, ренты, подряда, банковского вклада, перевозки, займа и кредита, найма жилого помещения и др. Кризис 2014 года Предпосылки к экономическому кризису начали проявляться летом 2014 года, когда национальная валюта начала падать, а Запад ввел против страны экономические санкции. Также, лето-2014 ознаменовалось падением цен на нефть. Российские компании отрезали от рынков западного капитала, а Москве устроили блокаду из вне. К причинам падения рубля также относят и сезонные явления скупки валют, и теневые операции Центробанка по выдаче кредита «Роснефти», и работу западных инвесторов, которые подрывают экономику России по спецзаказу Вашингтона. Причин очень много, и все они в совокупности привели страну к такому состоянию. Главная отличительная черта дефолта-1998 и кризиса-2014 в том, что в дефолте виновата власть, которая проводила нерациональную финансовую политику, и косвенно внешние факторы. В 2014 году кризис в России был обусловлен причинами, которые поступали из вне. Социальная жизнь в 2014 году отличается от 1998 года. Первое отличие состоит в настроениях граждан. Российское общество в проблемах экономики не вини и готовы всячески помогать для того, чтобы выйти из кризиса. Относительно цен на товары, то здесь ситуация имеет негативные тенденции, но не такая катастрофическая как в 1998 году. Кроме этого, правительство выполняет все свои обязательства по выплате заработных плат и пенсий. Страна продолжает развивать свои отрасли, вкладывает деньги на развитие РФ. Негатив в настроение россиян вносит и курс национальной валюты. Высокая стоимость доллара и евро заставляет отказываться от многих покупок. Теперь россиянам будут недоступны дорогостоящие туры за границей. Но все эти явления косвенно касаются жизни рядового гражданина, который сможет обойтись и без этого. На данный момент для стабилизации обстановки на рынке валют решения принимает Центробанк. К сожалению, у него это получается не всегда хорошо. Свидетельство этому - взлетевший курс доллара и евро. С момента начала кризиса иностранная валюта подорожала больше чем наполовину. После "черного вторника" 16 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев собрал экстренное совещание чиновников финансового сектора страны. В ходе этих переговоров правительство приняло меры по стабилизации курса рубля, и 17 декабря рубль стал стремительно укрепляться. Говорить о последствиях кризиса 2014 года еще рано. Проблемы еще не закончились, правительство не объявляет дефолт, видя выход из сложившейся ситуации. Прогнозируя возможные последствия, можно предположить, что теперь Россия вынесла уроки из неэффективного бюджетообразования, наполнение которого практически наполовину зависит только от продаж энергоресурсов. Также к последствиям кризиса, которые уже сейчас вырисовываются, можно отнести и развитие собственного производства, а также перенаправление курса внешней политики из Европы в Азию. Еще одним последствием кризиса может стать отток иностранного капитала из страны, хотя в 1998 году наблюдались противоположные процессы. Сейчас многие сравнивают кризис 1998 года с кризисом 2014, утверждая, что страну ждет дефолт. Проанализировав составляющие кризисного процесса тогда и сегодня, можно сделать вывод, что сходства в этих периодах есть - падение курса национальной валюты и цен на нефть. Сами причины и развитие кризисов разные, соответственно, и исход будет другим.
Наука как форма познания Термин «Наука» может употребляется как для обозначения системы знания в целом, так и для определения отдельных областей научного познания – математики, истории, физики, биологии и т.д. Наука – это важнейший элемент духовной культуры, род деятельности и социальный институт. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. (В.Г.Горбачев) Основные функции науки: • Практическая – совершенствование и развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий. • Познавательная – познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. • Социально-культур ная – совершенствование и развитие различных социальных институтов, уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. • Информационная – обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной ранее, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации. • Практическая – совершенствование и развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий. • Познавательная – познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. • Социально-культурная – совершенствование и развитие различных социальных институтов, уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. • Информационная – обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной ранее, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации. Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач. Под словом «наука» подразумевают: 1) деятельность по получению новых знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности, 3) социальный институт, занятый выработкой знаний. 1) Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты, лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т. п.). 2) Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной связности и непротиворечивости. 3) Наука в качестве социального института характеризуется функционированием научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными институтами. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки Познание направлено, прежде всего, на некоторый предмет, а не на само себя. Однако возможность заблуждений и ошибок требует, чтобы и само познание являлось предметом критического внимания. Осознание человеком самого себя, осознание своих действий и их мотивов называется рефлексией. Научное познание отличается от ненаучного, например, обыденного познания, тем, что оно критически относится к каждому моменту познавательной деятельности, к исходным данным, принципам, методам и результатам. Формами рефлексивного осмысления научного познания являются теория познания, методология, логика науки. Теория познания (гносеология, эпистемология) — это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, общие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности. Методология научного познания — учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Задачами методологии науки являются описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, определение сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций. Логика науки — это дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной логики к анализу систем научного знания. Она сформировалась в первой четверти XX в., разрабатывалась представителями неопозитивизма. Термин «логика науки» употребляется также для обозначения законов развития науки (логика научного развития), правил и процедур научного исследования (логика исследования), учения о психологических и методологических предпосылках научных открытий (логика научных открытий). Специфика научного подхода к миру, традиционно обращенная на выявление закономерности, должна учесть атрибутивность статистических закономерностей. Другой отличительной характеристикой науки как формы общественного сознания являлось то, что разнообразные науки были обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений и настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Рациональное научное знание предметно и безличностно объективно. Иначе говоря, все, что наука делает своим предметом, выступает в новом качестве от имени закономерностей и регулярных каузальных связей. Объективность всегда выступала идеалом и основным критерием научного знания. При этом объективность мыслилась, во-первых, как процедура, фиксирующая совпадение знания со своим объектом, во-вторых, как процедура устранения из знания всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности. Этот второй смысл объективности, как отмечает В. Порус, в контексте европейской христианской культуры был связан с представлением о греховной, «испорченной» природе человека, которая тяготеет над его познавательными устремлениями. Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов. Так, американский мыслитель Ричард Рорти утверждает, что «постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием»1. Такая точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию, где еще от Канта пробивала себе дорогу установка заменить философию базисной дисциплиной по основаниям. Это согласовывалось хотя бы с тем неявным допущением, что философия всегда лежала в основаниях или в основе чего-либо, а точнее, всего мироздания. Поставленный Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма — доминирующего мироощущения европейской философии. В этом вопросе содержался и императив, что за дело должны браться профессионалы, а не любители метафизики, и неявное признание того, что от конструирования систем и системок необходимо перейти к кропотливому сортированию данных, к отделению объективного содержания от субъективных напластований. Ретроспективно просматриваются следующие корреляции взаимоотношений философии и науки: —наука отпочковалась от философии; —философия, стремясь сохранить за собой функции «трибунала» чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную проблематику, проработав ее во всех направлениях; —современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии. Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а философия. Искусство Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство. Прекрасное определяется как чувственно познаваемое совершенство. Понятие красоты мыслится не как абсолютное, а как изменяющееся свойство объекта. Существует красота формы, телесная красота, красота духа, нравственная красота. Красоту связывают также с удовольствием, положительными эмоциями, выявляют ее ценностную природу и отличия от понятия «истина». Прекрасное высоко оценивается как при эмоциональном, так и при интеллектуальном восприятии. Можно сказать, что категория прекрасного правомерно имеет объективную (связанную с характеристиками самой вещи) и субъективную (предполагающую воздействие на человека) стороны. Объективные признаки красоты – пропорция совершенство, целесообразность, гармония. Субъективная сторона эстетического восприятия обусловлена, вкусом. Переживания красоты сродни чувству любви и нежности. Безобразное - нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного — в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания. Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии). Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем. Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы. Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.
Перфо́рманс (также употребительное название — перфо́манс, англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства. Перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет. Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс. Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства. Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. B наше время Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн и др. Мораль
Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль - (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1][2] от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений – возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.014 с.) |