Характеристика экономической системы России по степени взаимодействия с окружающей средой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика экономической системы России по степени взаимодействия с окружающей средой



Экономическая система сначала принимала закрытый вид. Это было связано со слабым развитием производительных сил, ограниченностью, связанной с непреодолимостью природных преград. Как правило, такими природными преградами являлись горы, пустыни, моря, океаны и т.д. Логично предполагать, что это значительно замедляло развитие производительных сил.

Обратимся к определению открытой экономики – это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции: экспорт/импорт товаров и услуг, а также финансовые сделки. Думаю, с полной уверенностью можно утверждать что в России давно установлена открытая экономическая система.

Из вышесказанного можно сделать конкретный вывод о том, что Российская экономическая система довольно развитая. Но все же у неё есть огромный потенциал и «пространство» для дальнейшего развития. Рассмотрев детально, по каждому критерию современную экономическую систему, я пришёл к выводу:

- по способу производства Российская Федерация является капиталистической страной;

- по форме организации производства преобладает рыночная экономика, которая взяла курс на переход к смешанной экономике;

- по уровню развития производительных сил Россия – постиндустриальная страна;

- наконец, по степени взаимодействия с окружающей средой наша страна имеет открытую экономическую систему, о чём свидетельствует большое количество торговых и прочих договорённостей между другими мировыми государствами.

Экономический кризис – это резкое нарушение сложившегося экономического положения в рамках страны или носящее мировой масштаб, следствием которого является ухудшение экономического состояния, которое влечет за собой массовые банкротства и снижение жизненного уровня населения.

Российская экономика уже не в первый раз переживает кризисные явления. История России познала, что такое дефолт, и что такое дефицит. Россияне умеют выживать в тяжелые времена, этому нас научил опыт. Самый страшный кризис в российской экономике случился 16 лет назад, когда страна объявила, что ее экономика рухнула, Москва объявила дефолт в 1998 году.

Дефолт 1998 год. Свое начало проблема в экономике России берет еще в 1995 году. В эти годы проходило противостояние между Госдумой и правительством. В парламенте в эти годы еще преобладала партия коммунистов, которая не поддерживала намерения правительства провести рыночные реформы. Государственная Дума во главе с коммунистами принимала несбалансированные бюджеты, в которых растраты были больше поступлений. Таким образом госдолг России только увеличивался. Кроме этого, в стране не понижались налоговые ставки.

Таким образом, разрушение экономики страны проходило вследствие внутренних конфликтов ветвей власти и неэффективным расходом бюджета. К этим факторам добавлялись кризис в странах Юго-Восточной Азии и падение цен на энергоносители.

Кризис 1998 года ознаменовался массовыми невыплатами зарплат, пенсий, отменой госзаказов на предприятиях. Население неумолимо нищало. Рост потребительских цен в сентябре 1998 года составил 40%. Увеличилась безработица. В 1998 году убыль населения (превышение смертности над рождаемости) увеличилась на 200 тыс. Социальная жизнь соответствовала экономическому положению страны. Россию захлестнули протесты разгневанных граждан. Люди выступали против власти, которая давила на народ до состояния безысходности.

Для решения российской проблемы в экономике предложили свою помощь международные финансовые институты. Между МВФ и Мировым банком России прошел ряд сложных переговоров летом 1998 года. В ходе этих переговоров был выработан план по стабилизации экономики РФ. На это планировалось потратить 25 миллиардов долларов. Но данные меры по решению кризиса были отвергнуты коммунистами, которые в то время принимали все важные решения в Госдуме Положительные результаты для решения кризиса дали правильные действия правительства при объявлении дефолта. Россия объявила дефолт в 1998 году не по внешним долгам в долларах, а по государственным краткосрочным облигациям. Такие меры помогли России после объявления дефолта начать восстанавливать экономику.

17 августа 1998 года правительство объявило технический дефолт в России. Москва признала, что не может выполнять свои долговые обязательства. После этого началось новое построение экономики. Послекризисный спад России был краткосрочным. Через некоторое время экономика начала стремительными темпами развиваться и возвращать себе былые позиции. Рост экономики в 1999 году составил 15%. В Россию хлынули иностранные инвестиции, которые также поспособствовали улучшению ситуации.

Кризис 2014 года

Предпосылки к экономическому кризису начали проявляться летом 2014 года, когда национальная валюта начала падать, а Запад ввел против страны экономические санкции. Также, лето-2014 ознаменовалось падением цен на нефть. Российские компании отрезали от рынков западного капитала, а Москве устроили блокаду из вне. К причинам падения рубля также относят и сезонные явления скупки валют, и теневые операции Центробанка по выдаче кредита «Роснефти», и работу западных инвесторов, которые подрывают экономику России по спецзаказу Вашингтона. Причин очень много, и все они в совокупности привели страну к такому состоянию.

Главная отличительная черта дефолта-1998 и кризиса-2014 в том, что в дефолте виновата власть, которая проводила нерациональную финансовую политику, и косвенно внешние факторы. В 2014 году кризис в России был обусловлен причинами, которые поступали из вне.

Социальная жизнь в 2014 году отличается от 1998 года. Первое отличие состоит в настроениях граждан. Российское общество в проблемах экономики не вини и готовы всячески помогать для того, чтобы выйти из кризиса. Относительно цен на товары, то здесь ситуация имеет негативные тенденции, но не такая катастрофическая как в 1998 году. Кроме этого, правительство выполняет все свои обязательства по выплате заработных плат и пенсий. Страна продолжает развивать свои отрасли, вкладывает деньги на развитие РФ.

Негатив в настроение россиян вносит и курс национальной валюты. Высокая стоимость доллара и евро заставляет отказываться от многих покупок. Теперь россиянам будут недоступны дорогостоящие туры за границей. Но все эти явления косвенно касаются жизни рядового гражданина, который сможет обойтись и без этого.

На данный момент для стабилизации обстановки на рынке валют решения принимает Центробанк. К сожалению, у него это получается не всегда хорошо. Свидетельство этому - взлетевший курс доллара и евро. С момента начала кризиса иностранная валюта подорожала больше чем наполовину.

После "черного вторника" 16 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев собрал экстренное совещание чиновников финансового сектора страны. В ходе этих переговоров правительство приняло меры по стабилизации курса рубля, и 17 декабря рубль стал стремительно укрепляться.

Говорить о последствиях кризиса 2014 года еще рано. Проблемы еще не закончились, правительство не объявляет дефолт, видя выход из сложившейся ситуации. Прогнозируя возможные последствия, можно предположить, что теперь Россия вынесла уроки из неэффективного бюджетообразования, наполнение которого практически наполовину зависит только от продаж энергоресурсов.

Также к последствиям кризиса, которые уже сейчас вырисовываются, можно отнести и развитие собственного производства, а также перенаправление курса внешней политики из Европы в Азию. Еще одним последствием кризиса может стать отток иностранного капитала из страны, хотя в 1998 году наблюдались противоположные процессы. Сейчас многие сравнивают кризис 1998 года с кризисом 2014, утверждая, что страну ждет дефолт. Проанализировав составляющие кризисного процесса тогда и сегодня, можно сделать вывод, что сходства в этих периодах есть - падение курса национальной валюты и цен на нефть. Сами причины и развитие кризисов разные, соответственно, и исход будет другим.

 

Наука как форма познания

Термин «Наука» может употребляется как для обозначения системы знания в целом, так и для определения отдельных областей научного познания – математики, истории, физики, биологии и т.д. Наука – это важнейший элемент духовной культуры, род деятельности и социальный институт.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. (В.Г.Горбачев)

Основные функции науки:

Практическая – совершенствование и развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Познавательная – познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения.

Социально-культур ная – совершенствование и развитие различных социальных институтов, уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений.

Информационная – обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной ранее, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

Практическая – совершенствование и развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Познавательная – познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения.

Социально-культурная – совершенствование и развитие различных социальных институтов, уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений.

Информационная – обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной ранее, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.

Под словом «наука» подразумевают: 1) деятельность по получению новых знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности, 3) социальный институт, занятый выработкой знаний.

1) Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты, лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т. п.). 2) Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной связности и непротиворечивости.

3) Наука в качестве социального института характеризуется функционированием научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными институтами.

Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки

Познание направлено, прежде всего, на некоторый предмет, а не на само себя. Однако возможность заблуждений и ошибок требует, чтобы и само познание являлось предметом критического внимания. Осознание человеком самого себя, осознание своих действий и их мотивов называется рефлексией. Научное познание отличается от ненаучного, например, обыденного познания, тем, что оно критически относится к каждому моменту познавательной деятельности, к исходным данным, принципам, методам и результатам. Формами рефлексивного осмысления научного познания являются теория познания, методология, логика науки.

Теория познания (гносеология, эпистемология) — это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, общие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности.

Методология научного познания — учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Задачами методологии науки являются описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, определение сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций.

Логика науки — это дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной логики к анализу систем научного знания. Она сформировалась в первой четверти XX в., разрабатывалась представителями неопозитивизма. Термин «логика науки» употребляется также для обозначения законов развития науки (логика научного развития), правил и процедур научного исследования (логика исследования), учения о психологических и методологических предпосылках научных открытий (логика научных открытий).

Специфика научного подхода к миру, традиционно обращенная на выявление закономерности, должна учесть атрибутивность статистических закономерностей. Другой отличительной характеристикой науки как формы общественного сознания являлось то, что разнообразные науки были обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны.

Их действие не зависит ни от мнений и настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Рациональное научное знание предметно и безличностно объективно. Иначе говоря, все, что наука делает своим предметом, выступает в новом качестве от имени закономерностей и регулярных каузальных связей.

Объективность всегда выступала идеалом и основным критерием научного знания. При этом объективность мыслилась, во-первых, как процедура, фиксирующая совпадение знания со своим объектом, во-вторых, как процедура устранения из знания всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности. Этот второй смысл объективности, как отмечает В. Порус, в контексте европейской христианской культуры был связан с представлением о греховной, «испорченной» природе человека, которая тяготеет над его познавательными устремлениями.

Взаимоотношения философии и науки являются острой про­блемой для современных философов. Так, американский мысли­тель Ричард Рорти утверждает, что «постепенное отделение фи­лософии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит теория позна­ния, теория, отличная от наук, потому что она была их основани­ем»1. Такая точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-фи­лософскую традицию, где еще от Канта пробивала себе дорогу установка заменить философию базисной дисциплиной по осно­ваниям. Это согласовывалось хотя бы с тем неявным допущени­ем, что философия всегда лежала в основаниях или в основе чего-либо, а точнее, всего мироздания. Поставленный Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма — доминирующего мироощущения евро­пейской философии. В этом вопросе содержался и императив, что за дело должны браться профессионалы, а не любители мета­физики, и неявное признание того, что от конструирования сис­тем и системок необходимо перейти к кропотливому сортирова­нию данных, к отделению объективного содержания от субъек­тивных напластований.

Ретроспективно просматриваются следующие корреляции вза­имоотношений философии и науки:

—наука отпочковалась от философии;

—философия, стремясь сохранить за собой функции «трибуна­ла» чистого разума, сделала центральной теоретико-познава­тельную проблематику, проработав ее во всех направлениях;

—современная философия мыслится как вышедшая из эписте­мологии.

Наука не содержит внутри себя критериев социальной значи­мости своих результатов. А это означает, что ее достижения мо­гут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получа­ется, что размышлениями по поводу негативных последствий при­менения достижений науки обременена не сама наука, а филосо­фия.

Искусство

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая

собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Прекрасное определяется как чувственно познаваемое совершенство. Понятие красоты мыслится не как абсолютное, а как изменяющееся свойство объекта. Существует красота формы, телесная красота, красота духа, нравственная красота. Красоту связывают также с удовольствием, положительными эмоциями, выявляют ее ценностную природу и отличия от понятия «истина». Прекрасное высоко оценивается как при эмоциональном, так и при интеллектуальном восприятии.

Можно сказать, что категория прекрасного правомерно имеет объективную (связанную с характеристиками самой вещи) и субъективную (предполагающую воздействие на человека) стороны. Объективные признаки красоты – пропорция совершенство, целесообразность, гармония. Субъективная сторона эстетического восприятия обусловлена, вкусом. Переживания красоты сродни чувству любви и нежности.

Безобразное - нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного — в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

 

Перфо́рманс (также употребительное название — перфо́манс, англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

Перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет.

Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс. Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства.

Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. B наше время Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн и др.

Мораль

 

Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль - (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1][2] от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений – возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.

Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.

В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.

С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.

Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, смысла жизни. Кратко раскроем выше изложенные понятия.

Центральной категорией морали является добро.

Добро — это высшая нравственная ценность, делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является Зло. Оно есть анти ценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную.

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра — все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).

Быть злым, по мнению Ницше, - значит само утверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того, что большинство считает добром.

К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, нонконформизм (неприятие мнений, стандартов окружающих), творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д.

Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляются только через зло. Добродетель проявляется в сравнении с пороком.

Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради достижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.

"Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот• моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Достоинство категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание само ценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Долг категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще), «Зачем (Для чего) мне жить?»
Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага.

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Религия

В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций.

В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послуж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.069 с.)