Е) Естественно-научное сознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е) Естественно-научное сознание



Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания – это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука – явление духовного характера. Наука – это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное знание – это продукт духовного производства, по природе своей оно идеально.

Естественно-научное сознание – это всеобщий духовный продукт общественного развития, и в таком качестве она многогранна. С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественной жизни, располагающей своими методами познания. В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место и из триединства истина, добро, красота в качестве ведущей ценности выступает истина.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, это такая область духовного производства, которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Таким образом, наука – это и система знаний, и их производство, и практически преобразующая деятельность на их основе. Предметом науки является и окружающий мир, и различные формы и виды движения материи, и их отражение в сознании, т.е. природа, человек и общество в целом. Поэтому науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека. Методы исследования науки зависят от ее предмета. Например, в общественных науках одним из главных является статистика, а в естественных – эксперимент. В то же время грань между этими науками не абсолютна. В современных условиях появляются смежные дисциплины (биохимия, биофизика). Общенаучными методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

В каждой науке выделяется эмпирический уровень и теоретический. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в философском объяснении принципов и законов, в формировании методологических и мировоззренческих сторон научного познания в целом. В настоящее время потребности материального производства влияют на развитие науки и на направления ее исследований; в свою очередь, и наука влияет на развитие общества. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества. Роль науки в развитии производства возрастает с расширением и обобществлением производства. Современная наука благодаря своим открытиям значительно облегчила жизнь и деятельность людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда, к увеличению количества и улучшению качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.

Важное значение для совершенствования системы общественной жизни, для ускорения социально-экономического развития на основе НТП приобретают гуманитарные науки. Социологические и экономические исследования должны помочь разумно использовать имеющиеся природные и социальные возможности, выбрать оптимальное направление в развитии материального и духовного производства. Наука, как и все другие формы освоения человеком действительности, возникает и развивается из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и социальное значение науки не ограничиваются ее объяснительной функцией, ибо основная цель познания – это практическое применение научных знаний.

Итак, формы общественного сознания и в их числе естественнонаучное, эстетическое и нравственное сознание определяют уровень развития духовной жизни общества.

Ж) Экономическое сознание

Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д.

В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика.

Экономическое сознание – это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности.

Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений.

Экономическое сознание подчинено осмыслению и совершенствованию существующей экономической реальности. В структуре экономического сознания следует прежде всего выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых строится практическая деятельность. И в данном случае экономическое сознание играет активную и относительно самостоятельную роль. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором, регулирующим поведение различных социальных групп.

В экономическом сознании отражены прежде всего условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями.

Таким образом, экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества.

Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики.

Теоретическое сознание выражено в экономических законах, категориях, теориях, идеях, которые являются следствием развития научного познания. Оно представлено экономической наукой.

Обыденное экономическое сознание складывается на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных экономических знаний и социально-психологических установок. Эти уровни экономического сознания связаны между собой и их взаимодействие создает многообразие экономических воззрений и ориентаций. Специфика экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы.

З) Экологическое сознание

В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой.

Экология (от греч. ekos – жилище и logos – учение) – это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел в 1886 г. немецкий ученый-биолог Эрнст Геккель.

В процессе длительной эволюции в живой природе была создана развивающаяся динамическая система – биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и геологической организованностью. Биосфера является основой жизни человека и предпосылкой создания материального производства как фундамента существования общества.

С возникновением общества и развитием производства, техники, науки биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты, охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью. Следует отметить, что ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению. Это связано и с выходом человека в космос, и с освоением недр Земли. В связи с непрерывным развитием и расширением материального производства значительно увеличивается масштаб вмешательства человека в естественную среду обитания, при этом часто наносится значительный ущерб биосфере, нарушается естественное экологическое равновесие, та равновесная природная система, которая естественным путем формировалась в течение тысячелетий. В современных условиях степень воздействия человечества на природу все более возрастает. К сожалению, это воздействие носит и негативный характер, в результате чего катастрофически ускоряются некоторые природные процессы, накапливаются совершенно новые, подчас непонятные природные свойства, которые все более удаляют природу от ее первоначального состояния. Происходит необратимое геохимическое изменение природы. Биосфере нанесен значительный ущерб, нарушена система природных естественных процессов: загрязнены воздух и почва, разрушен в значительной мере почвенный покров, вырублены леса, погибла часть водоемов, отравлена вода многих рек и морей и т.д.

В свою очередь и измененная природная среда оказала значительное отрицательное воздействие на развитие общества и на каждого конкретного человека. Возникли многочисленные заболевания людей, вызванные нарушениями в сфере экологии. В результате своей деятельности человечество вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном изменении биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологический баланс – равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов. Экологическая проблема стала глобальной проблемой современного мира. В этих условиях встает вопрос об ответственности человека за все преобразования в природе.

Перед экологией сейчас стоит задача определения допустимой меры воздействия на природу с целью сохранения ее в качестве необходимой биологической системы, пригодной для существования человечества. Речь идет о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете.

Современная экологическая ситуация требует от общества развития экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к природе во имя физического и духовного здоровья человечества.

Важную роль здесь призвано сыграть экологическое сознание. Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.

Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем.

В экологическом сознании проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности, затрагивающим так или иначе природную среду. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

В настоящее время необходимо экологическое образование и воспитание, призванное регулировать поведение индивидов и социальных групп в их отношении к природе. Целью экологического воспитания является формирование экологического общественного и индивидуального сознания.

Предметом экологического сознания выступает отношение к природе человека и общества. Экологическое сознание отражает действительный мир в форме таких понятий, как "экологическая обстановка", "экологический баланс", "экологический кризис", "зона экологического бедствия" и другие. Кроме того, здесь присутствуют и определенные ценности и нормы. Экологическое сознание заключает в себе определенные знания о природе и месте человека в ней, экологические оценки происходящих процессов, чувства любви к природе. Экологическое сознание призвано выполнять определенные социальные функции. Оно имеет прежде всего познавательную, воспитательную и практическую функции.

Экологическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания и прежде всего с такими, как нравственное, эстетическое, правовое, политическое, экономическое. Современная экологическая обстановка требует от человека нравственного и эстетического отношения к природе во имя сохранения жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть отражены и в правовом, и в политическом сознании. Не должно быть только прагматического отношения к природе. Природа – это источник и эстетического наслаждения, и физического здоровья. С понятием природы тесно связано понятие Родины. Сейчас от человека требуется новая форма самосознания – экологическое понимание своего места в природе, необходимости единства и гармонии с ней.

Сущностью экологического сознания является гуманное отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира. Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная потребность в бережном отношении к природе, в стремлении не только сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту.

 


Тема 15. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"

 

Проблема исторического прогресса является одной из центральных во всех значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить исторический процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно – как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов), а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. Поэтому уже с середины XIX в. ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.

Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития.

Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие – процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие – это особый тип изменения.

Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые изменения типа "вода – пар – вода...").

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени (например, эволюция литосферы, экосистем, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.).

Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов) или конвергенции – слияния, синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях в результате действия соответствующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в настоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтернативные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История – не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития.

Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диалектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.

Прогресс (от лат. progress – движение вперед, успех) – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.

Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.039 с.)