Философские проблемы сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы сознания



1. Проблема сознания в философии. Материализм и идеализм о природе сознания.

2. Понятие отражения Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Общественно-историческая сущность сознания.

1. Проблема сознания в философии является одной из традиционных и ключевых. Она постоянно воспроизво­дится на протяжении всей истории философии, и это воспроизведение.свидетельствует как о неиссякаемом инте­ресе к ней, так и о серьезных трудностях, встающих на пути ее исследователей. О том, какой великой тайной было и остается во многом внутреннее «Я» человека, его мысли и переживания, можно сказать словами создателя теории относительности Альберта Эйнштейна. Он, по воспоминаниям его друзей, заявил как-то после беседы с крупнейшим исследователем детской психологии Жаном Пиаже, что созданная им теория есть только детская игра по сравнению с настоящей детской игрой. О принципиальных мировоззренческих, методологических и теоретиче­ских трудностях свидетельствует вся история развития взглядов на природу и сущность сознания, борьба в ней различных, порой диаметрально противоположных доктрин, без знакомства с которыми, хотя бы самого беглого, нельзя изучить современное состояние исследования этой важнейшей проблемы.

Вопросы о том, что такое сознание, является ли оно привилегией человека, какую роль играет в его жизни, как и на основе чего формируется и функционирует, издавна волновали людей. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что их поведением руководит не­кое бестелесное начало — душа, вселяющаяся в человека при рождении и покидающей его либо временно (например, во время сна), либо навсегда (после смерти). Тогда же были поставлены вопросы: что представляет со­бой душа? Как она соотносится с предметным миром? И с тех пор вокруг сознания возникли споры о сущности и природе сознания, возможности и путях его познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота.

Разделились и мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм (Платон, Августин, Гегель и др.) вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (Р.Декарт), рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга субстанции, не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических про­цессов в организме. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством духа — способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.

В отличие от идеализма и дуализма материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать вне материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание же — нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение окружающего мира.

Сознаниеэто высшая. свойственная только человека и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Считая сознание вторичным по отношению к ма­терии, современный материализм решительно выступает против искажения природы сознания так называемыми вульгарными материалистами К. Фохтом, Л. Бюхнером, Я. Молешоттом (XIX в.), допускавшими, будто мысль вы­деляется мозгом так же, как желчь печенью, и что мышление в этом смысле материально. Грубость их ошибки за­ключается в отождествлении мышления, сознания, психики с материей, между тем как мысль не есть вид материи

Можно ли абсолютно противопоставлять сознание материи? В рамках основного вопроса философии — да, за ними — нет. Назвать мысль материальной, каким-то, хотя и особым, видом материи — значит отбросить различие первичного и вторичного, субстанции и свойства, а следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга по­сле того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.

Противоположность материи и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолют­ный характер. За этими пределами относительность данного противоположения становится несомненной, ибо соз­нание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с ней.

Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительно­сти, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности че­ловека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, — способностью прежде всего отражать действительность в материальных формах языка, знаков, символов и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в его отношении к материи. Идеальное, выражаясь фигурально,— это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга. Идеальное, по меткому выражению К.Маркса, есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг.

Как видим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (субъективная реальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю, следует выяснить его предысторию и историю, роль социальных факторов в его становлении и развитии.

2. Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи в результате усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Неисторический подход к созна­нию приводил некоторых философов, в частности Б.Спинозу, к утверждению, что определенная одухотворенность (по крайней мере, в форме ощущений) присуща всей природе, являясь (наряду с телесностью) ее атрибутом. По­добные воззрения получили название гилозоизма (от гр. «гиле» — вещество и «зое» — жизнь). Наука давно уже опровергла их.

Сегодня известно, что всем материальным образованиям присуще свойство, родственное с ощущением, — отражение. Отражением обладают все материальные образования. Сознание представляет собой особый вид от­ражения, высшую его форму. Что же такое отражение? Отражение представляет собой не что иное. как способность одних материальных систем воспроизводить в себе в тех или иных формах характеристики других материальных систем,взаимодействующих с ними.

Формы отражения напрямую связаны с уровнями структурной организации материи, к которым принадлежит отражающая система, и соответствующими формами движения материи: с усложнением этих систем усложняются и формы отражения. Так, в неживой природе присутствуют элементарные формы отражения: механическая, физи­ческая, химическая. Они характеризуются пассивным отражением, не направленным на сохранение материальных структур. Важнейшим их качеством является изоморфизм (от «изо» и гр. «морфе» - форма), т.е. воспроизведение отражающей системой прежде всего внешней формы и структуры отражаемого объекта. Примерами такого отражения являются наши следы на грунте, намагничивание металла, изменение химического состава вещества в процессе химической реакции и т.п.

Особой формой отражения является биологическое отражение, свойственное только органическим системам. Основными формами биологического отражения являются: раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (пример – вы­сыхание и сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем"; чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отра­жения, означающая способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений; психика — спо­собность животных (особенно высших) систематизировать и в определенной мере даже осмысливать свои ощущения, моделировать на этой основе поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Важнейшими характеристиками биологических форм отражения являются, во-первых, их активность и, во-вторых, появление и усиление гомоморфизма (от гр. «гомос» - сходство, общность и «морфе»), т.е. такого соответствия отражаемого и отражения, при котором второе является моделью первого и воспроизводит уже не только его внешние формы, но в значительной мере и внутреннее содержание. Высшего своего уровня гомомор­физм отражения достигает в человеческом сознании.

Психика как форма отражения присуща и человеку, Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики, которая охватывает у человека не только сознательные, но и бессознательные процессы. Оно характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей. Мозг не только человека, но и животных обладает поразительной активностью. Ни одно существо не живет "на поводу" у сигналов-раздражителей. Оно само активно ищет то, что ему нужно, выбирает, изучает внешний мир. Вместо того чтобы пассивно идти по пути случайных проб и столь же случайных удач и неудач, оно ведет активный поиск. Об­ратив внимание на это, выдающийся физиолог П.К.Анохин выдвинул и обосновал гипотезу об опережающем ха­рактере отражения у всех организмов. Предпринимая то или иное действие, например поиск пищи, живое существо, очевидно, заранее намечает для себя план этого действия, и, производя его, сообразуется с внешними сигналами.

Сознание могло возникнуть только как функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, который сформировался у наших далеких предков под влиянием складывающихся в силу определенных условий и необходимости выживания в них трудовой деятельности и языка.

Мозг человека как управляющая система высочайшей степени сложности устроен так, чтобы не только полу­чать, хранить и перерабатывать информацию, формировать на этой основе план действий, но и осуществлять ак­тивное, творческое управление ими. При этом сознание может отрываться от непосредственного отражения дейст­вительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Именно в творческой и регулирующей дея­тельности, направленной на преобразование мира и подчинение его потребностям человека, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения сознания и его дальнейшего развития.

3. Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. В виде коллективных представлений и коллективного опыта она передается из поколения в поколение через прямое и опосредствованн­ное общение людей друг с другом. Индивидуальная психика приобщается к коллективным представлениям, фор­мируется у человека под влиянием собственной деятельности и коллективного опыта. Вот почему сознание по своей природе социально. Человек как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры данного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения.

Ученые-материалисты утверждают, что человек рождается как биологическое существо без готовых идей, нравственных принципов, эстетических оценок и других духовных особенностей. Врожденные биологические черты, генетический код составляют лишь предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент, здоровье человека. Сознание же, все духовные черты личности формируются только под влиянием взаимодействия с социальным миром. Чтобы пройти путь от первобытной обезьяны до ра­зумного человека, понадобилось более 2,5 млн. лет. А чтобы подняться от костра пещер до атомной энергетики, космических полетов, компьютерной техники и химического синтеза полимеров — всего лишь 40 тыс. лет. Это объясняется тем, что прогресс человечества стал опираться не на биологические изменения, а на законы общественного развития.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи. Биологическая эволюция создает лишь биологические предпосылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным ста­новится только в обществе. Вне общества нет и не может быть сознания. Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им условий своей жизни. При этом среди социальных условий, кото­рые активно формируют сознание человека, следует особо выделить подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта.

Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозмож­ным, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них. В XVI веке индийский император Акбар поместил ради эксперимента группу детей из разных стран в башню, содержал их несколько лет вне человеческого общения. Затем комиссия должна была узнать, какую религию каждый из них исповедует. Кроме нечленораздельного мычания ничего добиться от них богословы не смогли. Мозг детей не был развит, время упущено невозвратно. В Германии в 1828 г. был обнаружен мальчик, Каспар Хаузер, который по неизвестным причинам был замурован в погреб и прожил там 1б лет. Он остался животным, человеческое сознание у него не развилось. В Индии в 1920 году были найдены две девочки Амала 7 лет и Камала 5 лет, которые выросли в логове волчицы. Первая из них вскоре умерла, вторая же прожила среди людей до 17 лет. Однако попытки обучить ее речи, прямой походке и другим формам человеческого поведения почти ни к чему не привели.

Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхождения» в обще­ство в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание. Это происходит в тех случаях, когда удается найти способы связи их с социо-культурной средой. Об этом свидетельствуют результаты поистине тита­нической работы, проводимой в Сергиевопосадском специализированном интернате. Его воспитанники стали уче­ным, писателем, приобрели другие профессии, в том числе и с связанные с интеллектуальным трудом.

Таким образом, общественно-исторический характер сознания обусловлен, во-первых, тем, что оно — продукт общества, социальной, материально-производственной, познавательной, художественно-эстетической и другой деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Во-вторых, тем, что оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. Даже природа становится объектом познания в той мере, в какой она очеловечивается, включается в сферу практической деятельности чело­века. В-третьих, оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материаль­ных формах естественных и искусственных языков, кодовых и других знаковых систем, определенного понятий­ного аппарата, приемов и законов мышления и мыслительных операций. Наконец, в-четвертых, тем, что источником и основой функционирования сознания является общественно-историческая деятельность людей, практика. Оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество — индивид». Человеческая дея­тельность (а она всегда носит общественный характер) есть универсальный способ существования сознания. Соз­нание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.012 с.)