Структура и функции правосознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции правосознания.



Элементы правосознания:

· 1) Правовая идеология – основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву;

· 2) Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права;

· 3) Поведенческие элементы - привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права.

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько компонентов:

- Рациональный компонент (взгляды, представления, идеи о праве);

- Психологический компонент (чувства, эмоции, вызываемые правом и выражающие определенное отношение к действующему или желаемому праву);

- Поведенческий компонент (установка на определенное поведение в правовой сфере, готовность действовать определенным образом - в соответствии или вопреки праву).

Традиционно в рамках правосознания выделяют два крупных комплекса:

· правовую идеологию

· правовую психологию.

Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.

Существует мнение о том, что можно включить и такой структурный элемент - как правовая установка. Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы и явления и готовность действовать по отношению к ним в соответствии с этой оценкой. В совокупности правовые установки формируются в системе ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки формируют жизненную позицию личности, определяют ее направленность.

Роль правосознания проявляется в его функциях. Итак, функции правосознания:

· Познавательная (гносеологическая) - это определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражается в понятии "правовая подготовка";состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности.

· Регулятивная - проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений; оно представляет собой канал воздействия через мотивацию на поведение людей; реализуется через систему мотивов, которые выступают регулятором поведения.

· Прогностическая - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы.

· Функция моделирования - выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения.

· Коммуникативная - состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передача необходимой информации и сознательного управления людьми.

· Оценочная - заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки прав; вызывает определенные эмоциональные отношения личности к праву на основе опыта и практики.

Виды правосознания.

Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. Классификации обычно проводятся по двум основаниям:

- по субъектам

- по уровню правосознания.

В правосознании находят выражение исторические традиции народа, психологические особенности людей, существующие социально-политические, экономические и культурные условия жизни общества. В условиях советской государственности административными и пропагандистскими средствами утверждалось так называемое "социалистическое правосознание". Однако проявления правового нигилизма, достаточно высокий уровень преступности имели место в СССР и до того времени, когда произошел развал союзного государства, его единого правового пространства.

В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают:

- Обыденное правосознание складывается стихийно, под явлением конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования основной массы членов общества. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, правовые воззрения здесь тесно переплетаются с нравственными представлениями.

- Теоретическое (научное) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений, и формируется на базе широких и глубинных правовых обобщений, знаний закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Как считают учебные источники именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики.

- Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, складывающееся в ходе специальной подготовки (допустим, при обучении в юридическом учебном заведении), а также в процессе ведения юридической практики. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д. В качестве недостатка этого уровня правосознания можно отметить некоторую его узость, выражающуюся в том, что практикующие юристы обычно глубоко знают одну (или несколько) отрасль права, в рамках которой они практикуют. Это правосознание не проникает в сущность правовых явлений. Сущность и особенность правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.

В зависимости от субъектов-носителей правосознания различают:

- Индивидуальное правосознание (правовые представления и чувства индивидуума). Носителем общественного сознания является то или иное общество, то есть общественное сознание того или иного государства, цивилизации на том или ином этапе развития. Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им социально-классового, группового и общественного правосознания. Коллективные формы правосознания образуют фундамент индивидуальному правосознанию.

- групповое правосознание (правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев населения). Можно говорить о специфическом (групповом) правосознании рабов и рабовладельцев крестьян и феодалов, наемных рабочих и капиталистов. Внутри каждого из этих крупных социальных образований имеется также своя дифференциация на слои, сословия, социальные группы, в которых формируется специфический характер правосознания. Для каждого отдельного индивида общественное и групповое сознание выступает как объективный факт.

- общественное правосознание (правовые представления и чувства общества в целом). Общественное сознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения теории, которые распространены в данном обществе, которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Но общество не существует как некая монолитная целостность Оно всегда социально структурировано: делится на социальные группы классы. Каждой социальной группе, классу в соответствие с их общественным положением присущи свои специфические социальные интересы и ценностные ориентации.

Говоря о видах правосознания, необходимо указать на некоторые особенности их соотношения. С одной стороны, коллективное правосознание (групповое и общественное) формируется как совокупность индивидуальных правосознаний, т.е. под непосредственным влиянием правосознания отдельных граждан. С другой стороны, правосознание отдельных лиц (индивидуальное правосознание) формируется под влиянием правосознания общества в целом и правосознания той социальной среды, в рамках которой воспитывается индивид. В процессе социализации личности отдельные индивиды впитывают те правовые представления, поведенческие установки и стереотипы эмоционального реагирования на право и правовые явления, которые характерны для данной социальной общности того или иного этапа развития. Поэтому можно говорить и взаимодействии и взаимовлиянии различных видов правосознания.

Правосознание также можно разделить по субъектам (носителям) на индивидуальное и коллективное.

В свою очередь, коллективное подразделяют на групповое, массовое и общественное. Под групповым правосознанием понимают правовые представления и чувства определенных социальных групп, классов, профессиональных сообществ. Иногда правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой (например, в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями). Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей, таких, как митинги, демонстрации, бушующая толпа. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции вырабатываемыми отдельными людьми (индивидами). Общественное правосознание характерно у больших групп людей, например, население страны, нации, народности, исторические эпохи.

Индивидуальное правосознание, являясь чувством и представлением о праве конкретной личности, не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества, оно отражает лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влияний тех условий, в которых он живет и работает, а так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Отсюда правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим, от общего уровня, общественного правосознания.

Деформации правосознания.

1. Правовой инфантилизм. Правовой инфантилизм представляет собой несформированность правового сознания, которая обусловлена недостаточностью правовых знаний, отсутствием четко определенных правовых установок[8]. Данная деформация характеризуется отсутствием у субъекта права потребности в юридической осведомленности, а также готовности поступать в соответствии с четкими правовыми предписаниями.

2. Правовой негативизм. Правовой негативизм представляет собой отрицание ценности права как универсального соционормативного регулятора общественных отношений. Субъект считает, что в большинстве случаев без правового регулирования вполне можно обойтись, поскольку другие социальные регуляторы (нормы нравственности, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения) являются более эффективными. Правовой негативизм характеризуется стремлением субъекта к игнорированию права.

3. Правовой нигилизм. Правовой нигилизм следует рассматривать как наиболее существенное проявление деформации правосознания. Он выражается в активном неприятии субъектом правовых предписаний. Данная деформация является условием формирования противоправной установки индивида, его готовности к совершению умышленных противоправных деяний.

4. Правовой идеализм. Правовой идеализм следует рассматривать как антипод вышеуказанных деформаций правосознания. В научной литературе отмечается, что подверженный правовому идеализму субъект возлагает на право, как на регулятор общественных отношений, возвышенные, несбыточные надежды, верит в его всесильность. Индивид наивно требует от права большего, чем оно объективно может ему дать.

5. Правовой эгоцентризм. Эгоцентричного индивида И. А. Ильин охарактеризовал как человека, «частично отрицающего право». Такой человек, по его мнению, признает право лишь односторонне, лишь постольку, поскольку оно соответствует его интересу. Он настаивает на своих полномочиях и всегда готов преувеличить их посредством кривотолка; не любит выяснять свои обязанности и всегда готов ускользнуть от их исполнения.

Правовая культура общества.

Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества».

Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение.

Виды правовой культуры:

· 1) ПК индивида;

· 2) ПК социальных групп;

· 3) ПК общества того или иного государства;

· 4) Национальная ПК;

· 5) Общечеловеческая ПК.

Структура правовой культуры:

· 1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта;

· 2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности;

· 3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение.

Уровни развития правовой культуры общества определяются:

· 1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям;

· 2) соответствием системы ценностей правовым ценностям;

· 3) степенью развитости системы права;

· 4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений;

· 5) состоянием правосудия;

· 6) способами взаимодействия между госорганами;

· 7) способами взаимодействия между госорганами и населением;

· 8) способами решения правовых конфликтов в обществе.

Уровень развития правовой культуры индивида определяется:

· 1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям;

· 2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит;

· 3) социальным статусом индивида;

· 4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит;

· 5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.

 

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ:

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой систем.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Формы правового воспитания:

· 1) правовая пропаганда (лекции, издания популярных книг и т.д.);

· 2) правовое обучение (передача и усвоение знаний в ВУЗах);

· Правовое обучение также можно подразделить на общее и специальное. Общее правовое обучение производится в рамках школьного образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т.д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических специальностей. Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования

· 3) юридическая практика, повседневный опыт (участие в процессах, заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката);

· 4) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства).

Методы правового воспитания:

· 1) убеждение;

· 2) принуждение;

· 3) наказание;

· 4) поощрение;

· 5) потенциальная угроза применения санкций;

· 6) профилактика;

· 7) предупреждение и др.

 

Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Цель правового воспитания - дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются

- формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

- формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

- формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

- формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

- формирование установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах - широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:

- общее - имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;

- специальное - имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебныхзаведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.058 с.)