Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль общественных объединений в политической системе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Малько: Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Политические партии есть общественные объединения, целью которых является «участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления». Функции политических партий: · выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; · активизация и интеграция определенной части людей; · борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); · подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их деятельностью; · разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, пропаганда и формирование общественного мнения; · политическое воспитание общества в целом или его части; · подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии. Политические партии призваны выражать интересы различных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естественно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям: 1) в зависимости от социальной направленности программы и 2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); 3) в зависимости от методов выполнения программы — на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без принципиальных структурных изменений); 4) в зависимости от характера политических действий — на консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстремистские;
5) в зависимости от представительства в высших органах государственной власти и отношения к официальной политике — на правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные); 6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые, центристские и правые. Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология, которая может проводиться по следующим основаниям: 1) в зависимости от характера политического режима можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которыхобеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий); 3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалиционные; 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений — стабильные и переходные; 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — конкурентные и неконкурентные. Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что: • социальная база движений более широкая • общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, • общественно-политические движения не столь долговременны, как партии; • общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению своих проблем • центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и т.д.; • в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).
Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды: 1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-политические, этно-политические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т.д.;
2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические; 3) в зависимости от числа участников — на массовые либо элитарные; 4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые, центристские и правые; 5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, региональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.; 6) в зависимости от социального состава — на профессиональные, возрастные и др.; 7) в зависимости от характера возникновения — на сознательноорганизуемые и стихийные; 8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциации, объединения и т.п.; 9) в зависимости от методов действий — на насильственные и ненасильственные и пр. Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Типичными способами воздействия групп давления на государственные органы являются: • выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; • участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; • поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д. Эффективность деятельности групп давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.). В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны). Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур. Лоббистская деятельность характеризуется следующими обстоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах. В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти). В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать. В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов Виды политических систем. Алексеев: Политическая система:
Их можно классифицировать по различным основаниям. -В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. -С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. -Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. -Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. -Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.
Виды политических систем: 1) распределительные, характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта; 2) рыночные, основанные на свободном предпринимательстве и товарно—денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия; 3) смешанные. Виды политических систем В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем: 1. Демократические. 2. Тоталитарные. Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем. В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь. В зависимости от общественно-экономической формации: 1. Политические системы рабовладельческих обществ. 2. Политические системы феодальных обществ. 3. Политические системы буржуазных обществ. 4. Политические системы социалистических обществ. В зависимости от географического положения: 1. Европейская политическая система. 2. Североамериканская политическая система. 3. Азиатская политическая система и т.д. Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию: 1. Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе. 2. Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой. 3. Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы. По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой: 1. Закрытые (СССР). 2. Открытые (Великобритания, Франция и т.д.). Среди базовых моделей политических систем выделяют: 1. Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении. 2. Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил. 3. Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.009 с.) |