Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль общественных объединений в политической системе.

Поиск

Малько:

Политическая партия — это наиболее активная и организован­ная часть социальной группы или класса, выражающая их интере­сы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

По­литические партии есть общественные объединения, целью которых является «участие в политической жизни общества, в орга­низации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».

Функции политических партий:

· выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

· активизация и интеграция определенной части людей;

· борьба за политическую власть и за ее использование, опре­деление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, рево­люционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

· подготовка и проведение избирательных кампаний по фор­мированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их деятельностью;

· разработка партийной идеологии, создание и реализация по­литической программы развития общества, пропаганда и формирование общественного мнения;

· политическое воспитание общества в целом или его части;

· подготовка и выдвижение кадров для партии, государствен­ного аппарата и различных общественных организаций, фор­мирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппара­та, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать интересы различ­ных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо­кратические, коммунистические, классовые, националистичес­кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические и т.п.;

2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево­люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб­разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше­нию общественной жизни без принципиальных структурных из­менений);

4) в зависимости от характера политических действий — на консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре­мистские;

 

5) в зависимости от представительства в высших органах госу­дарственной власти и отношения к официальной политике — на правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз­деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые, центристские и правые.

Важным вопросом в характеристике партийных систем являет­ся их типология, которая может проводиться по следующим осно­ваниям:

1) в зависимости от характера политического режима можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;

2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которыхобеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий);

3) в зависимости от соотношения партий с различным полити­ческим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалици­онные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и меж­партийных отношений — стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений — конкурентные и неконкурентные.

Общественно-политическое движение — это наиболее актив­ная часть общества, призванная выражать интересы определен­ных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение вклю­чаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выра­женных политических интересов.

Общественно-политические движения отличаются от полити­ческих партий тем, что:

• социальная база движений более широкая

• общественно-политические движения, как правило, придер­живаются только одной политической концепции и добива­ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии

• общественно-политические движения не столь долговременны, как партии;

• общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению своих проблем

центром политической активности в общественно-полити­ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа­тивные группы, клубы, союзы и т.д.;

• в общественно-политическом движении отсутствуют фор­мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян­ное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

 

Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:

1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли­тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес­кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;

 

2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю­ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра­тические и общедемократические;

3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли­тарные;

4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые, центристские и правые;

5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре­гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;

6) в зависимости от социального состава — на профессиональ­ные, возрастные и др.;

7) в зависимости от характера возникновения — на сознательноорганизуемые и стихийные;

8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа­ции, объединения и т.п.;

9) в зависимости от методов действий — на насильственные и ненасильственные и пр.

Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помо­щью целенаправленного воздействия на структуры политичес­кой власти.

Типичными способами воздействия групп давления на государ­ственные органы являются:

• выдвижение своих членов в состав представительных и ис­полнительных органов власти, а также в качестве функцио­неров управленческого аппарата;

• участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

• поддержание личных контактов с членами парламента, пра­вительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности групп давления во многом зави­сит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, инфор­мация, квалификация и опыт, культурное влияние, националь­ные и религиозные связи и др.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоева­ние власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и дру­гие общественные объединения представляют собой разновид­ность групп давления. Группами давления можно считать и тради­ционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).

Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббистская деятельность характеризуется следующими обстоятельствами.

Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах.

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политически­ми партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и ис­полнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и груп­пам граждан возможность косвенно участвовать в создании и под­готовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообра­зие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов

Виды политических систем.

Алексеев:

Политическая система:

  • В узком смысле – целостная и упорядоченная совокупность государственных и негосударственных институтов, в рамках которой осуществляется государственная власть
  • В широком смысле – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, отношений, принципов, норм и средств, методов обеспечения функционирования общества, как целостного организма управления политической властью.

Их можно классифицировать по различным основаниям.

-В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы.

-С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

-Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах.

-Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем.

-Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.

 

Виды политических систем:

1) распределительные, характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

2) рыночные, основанные на свободном предпринимательстве и товарно—денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

3) смешанные.

Виды политических систем

В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем:

1. Демократические.

2. Тоталитарные.

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

В зависимости от общественно-экономической формации:

1. Политические системы рабовладельческих обществ.

2. Политические системы феодальных обществ.

3. Политические системы буржуазных обществ.

4. Политические системы социалистических обществ.

В зависимости от географического положения:

1. Европейская политическая система.

2. Североамериканская политическая система.

3. Азиатская политическая система и т.д.

Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию:

1. Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе.

2. Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой.

3. Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы.

По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой:

1. Закрытые (СССР).

2. Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).

Среди базовых моделей политических систем выделяют:

1. Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении.

2. Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.

3. Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.009 с.)