Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Поиск

Алексеев:

Действие НПА по времени

Действие НПА во времени ограничено моментом вступления его в силу и прекращением его действия.

Вступление в силу НПА связано с рядом событий, не исключающих друг друга: дата принятия или утверждения НПА, дата его официального опубликования, дата вступления указывается в самом акте, или в специально изданном для введения в действия акте. В случае если НПА сложный то дается больший срок на его вступление в силу, если чрезвычайная обстановка, то немедленно. Бывает вступление в силу НПА постепенное на разных территориях.

Прекращение НПА с момента утраты юридической силы. Это тоже м.б. связано с рядом событий: в результате истечения срока действия НПА о чем указано в нем самом (о бюджете, о перемирии и т.п.), в результате его отмены другим НПА, в результате замены НПА другим НПА, устанавливающим новые правила в регулируемой области.

Действие НПА в пространстве

Действие НПА в пространстве ограничено территорией, на которую распространяется суверенитет государства и государственная власть органов ее осуществляющих. По этому критерию НПА делятся на:

- действующие на всей территории (конституция, законы);

- действующие на часть территории (законы о народах крайнего севера и т.п.);

- действующие вне пределов государства – международные договоры.

Действие НПА по кругу лиц.

Действие НПА по кругу лиц связано с тем, кому адресуются содержащиеся в них предписания. По общему правилу НПА действуют для граждан государства, в котором принят НПА. Кроме того НПА могут действовать для:

- лиц с двойным гражданством, они пользуются двойным покровительством;

- иностранцев, они пользуются почти теми же правами что и граждане (кроме выборов, госслужбы и т.д.);

- лиц без гражданства, их статус как у иностранцев;

- работников дипломатических и консульских служб, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Система права: понятие, элементы.

Система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность многообразных, необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов, их состав, иерархию и взаимодействие.

Элементы:

1) Правовая норма – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое государство создает и охраняет. Норма права – базовый элемент системы права, представленный в виде государственного регулятора общественных отношений.

2) Институт права – это обособленная совокупность правовых норм, которая регулирует определенный вид общественных отношений:

 

· Отраслевой вид

· Межотраслевой вид

· Материальный и процессуальный вид

· Регулятивный и охранительный вид

3) Субинститут права – это совокупность норм права в рамках определенного института права, которая регулирует конкретную сферу общественных отношений.

4) Отрасль права – это совокупность однородных правовых норм и институтов права, которые регулируют определенную сферу родственных общественных отношений:

· Материальные

· Процессуальные

· Комплексные

5) Подотрасль права – промежуточная совокупность правовых норм, которые регулируют специфические и обособленные родственные общественные отношения и находятся между институтом права и правовой отраслью (наследственное, патентное право – подотрасль гражданского права)

Отрасль права.

Алексеев:

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:

1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

 

Виды отраслей права.

1) По предметному единству:

· Базовые (КП, ГП, УП)

· Специальные (ЗемП, СемП)

· Комплексные (ТоргП, ЭП, КоммП)

2) По назначению:

  • Материальные
  • Процессуальные

3) По субъектам правовых отношений:

· Публичное

· Частное

Частное право – совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений (ГП, СемП, ЗемП)

Признаки частного права:

  • Регулируют общественные отношения между частными лицами
  • Опирается на диспозитивный метод правового регулирования
  • Имеет горизонтальные связи равных субъектов
  • Объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иных отраслей права

Публичное право – совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающий, публичный, общегосударственного интереса.

Признаки публичного права:

  • Предмет правого регулирования – общественные отношения в области государственного управления
  • Опирается на императивный метод правового регулирования
  • Имеет вертикальные, властные связи между субъектами
  • Объединяет в себе отрасли конституционного права, административного права

Соотношение публичного права и частного права:

  • Публичное право выражает интересы государства, частное право – интересы отдельных лиц.
  • Частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному праву – неимущественные.
  • Частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное право – частных лиц с государством, либо между государственными органами
  • В частном праве используется метод координации, в публичном праве – субординации
  • В публичном праве инициатива защиты прав исходит от государства. В частном праве – от заинтересованного частного лица.

Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:

1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли - гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения семейное право, исправительно-трудовое право.

3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право. [1 С. 63]

Рассмотрим более подробно каждую из основных отраслей современной правовой системы современной России.

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

В правовой системе РФ конституционное право считается ведущей отраслью, включающей совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные отношения в государстве. К предмету конституционного права относятся такие отношения, как формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно - территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др. Главным методом правового регулирования является учредительно - закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет финансового права - финансовые отношения, формирование и исполнение бюджета, денежное обращение, банковские операции, государственные, региональные и муниципальные кредиты, займы, а также налоговые правоотношения. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным правом, т.к. сферы регулирования этих 3-х отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере имеет исполнительно-распорядительный характер. Метод правового регулирования - императивный, подкрепляемый методами контроля и проверки исполнения. Основные источники - Конституция РФ, БК РФ, НК РФ, др. законы, а также нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления. [6 С. 94]

4. Земельное право - отрасль права, нормы которой регулируют земельные отношения в целях обеспечения научно обоснованного, рационального и результативного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования, охраны прав организаций и граждан как собственников земли, землепользователей или землевладельцев, укрепление законности в области земельных отношений. Земельное право подразделяется на подотрасли - лесное, водное и горное право. Земельное право в РФ базируется на земельном законодательстве РФ и регулирует отношения собственности на землю, землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.).

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров; отношения в сфере социального страхования, охраны труда, техники безопасности; занятости населения. Нормы трудового права регламентируют трудовые отношения: рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда; отношения работодателя с трудовым коллективом по поводу установления и применения условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда и ряд других. Субъектами трудовых отношений выступают работники (рабочие и служащие), работодатели (организации и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников), профсоюзы. Основные методы регулирования - поощрение и стимулирование. Нормы трудового права содержатся в законодательстве РФ о труде. [2 С. 183]

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. [4 С. 320]

Особое место среди отраслей и институтов права занимает меж­дународное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударст­венные, а межгосударственные отношения. Нормы меж­дународного права создаются в результате соглашения между его субъектами - суверенными государствами и содержатся в дву- и многосторонних межгосударственных договорах. Общепризнанные нормы и принципы меж­дународного права также являются обязательными для субъектов меж­дународного права; большинство из них закрепляются в международных договорах и обычаях. К источникам этого вида права в определенных случаях относятся также решения и постановления международных организаций (напр. Совета Безопасности ООН), решения международных судов, а также те нормы национального права, которые трансформированы в нормы международного права.Основу международного права составляет принцип равенства его субъектов: оно в равной мере служит всем государствам независимо от их государственного или политического устройства. Главной его функцией является установление общих критериев деятельности государств в различных сферах международных отношений -политической, экономической, военной, культурной и др., в которых осуществляется международное сотрудничество

Институт права.

Алексеев:

Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Институт права – это система норм права, регулирующих общественные от­ношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права. Институт права – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обла­дают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопро­сов.

Признаки институтов права:

1. представляет собой систему норм права

2. является частью, структурным элементом отрасли права

3. носит объективный характер, т.е. складывается в связи с развитием общественных отношений, а не по субъективному усмотрению законодателя

4. характеризуется целостностью, внутренним единством

5. направлен на регулирование определённого вида общественных отношений, другими словами, ему свойственна однородность фактического содержания и юридическое единство (данный комплекс норм достаточен для установления правового режима соответствующего вида отношений)

6. обладает относительной автономией, т.е. подчиняясь общим принципам и положениям отрасли права, отражает специфику того или иного вида общественных отношений, относящегося к предмету соответствующей отрасли права)

7. формальная обособленность, т.е. нормы института закрепляются в виде отдельных глав НПА или самостоятельных НПА.

Примеры институтов права:

- в уголовном праве – институт необходимой обороны, ин­ститут крайней необходимости, невменяемости, институт преступлений против личности;

- в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, институт представительства;

- в конституционном праве – институт гражданства, институт Президента, институт прав и свобод человека и гражданина;

- в административном праве – институт должностного лица, институт государственной службы, институт административной ответственности;

- в трудовом праве – инсти­тут приёма на работу, институт увольнения, дисциплинарной ответственности, институт перевода на другую работу, институт трудовых споров и т.д.

Классификация институтов права:

1. по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифферен­циации.

2. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные институты права. Хотя в данном случае скорее можно говорить о материальных и процессуальных нормах, составляющих тот или иной институт права. Например, институт брака, институт жалоб, институт представительства имеют и материальную и процессуальную сторону. К материальным институтам относят: институт подряда, институт преступления, институт прав и свобод человека и др. К процессуальным институтам относят: институт возбуждения уголовного дела, институт обжалования решения суда, институт регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и др.

3. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права (напр., институт гражданства, институт уголовной ответственности), а межотраслевой – из норм двух и более отраслей (напр., институт государственной собственности, институт опеки и попечительства, институт возмещения вреда).

4. Простые и сложные (или комплексные). Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. К ним институт залога, институт поручения, институт исковой давности, институт амнистии, институт помилования, институт мониторинга земель, институт судебных извещений и др. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоя­тельные образования, называемые субинститутами. К сложным институтам также относят институт брака в семейном праве, институт Президента в конституционном праве, институт опеки и попечительства в семейном праве, институт купли-продажи, аренды, ипотеки в гражданском праве и др.

5. регуля­тивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные институты на­правлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, опреде­ляют положение (статус) тех или иных органов, организации, должностных лиц, а также гра­ждан (характерны для конституционного и административного права).

Институты помогают отразить объединение и дифференциацию норм права, их внутренние взаимосвязи, лучше ориентироваться в правовом материале. Представляют собой своего рода минисистему, входящую в качестве элемента в состав отрасли. Институт может отражать степень развитости и урегулированности отдельных групп (сфер) общественных отношений. Со временем (при их развитии) может перерасти в отдельную отрасль права. Может отражать взаимосвязи отдельных отраслей права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.009 с.)