Понятия и свойства государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия и свойства государственной власти.



Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти.

Матузов, Малько

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

• она распространяется на все общество;

• носит публично-политический характер;

• опирается на государственное принуждение;

• осуществляется специальными лицами

• действует система налогов;

• население делится по территориальному признаку;

• ей присущи легитимность, легальность и т.п.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

Государственная же власть представляет собой особую разно­видность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политичес­кая власть».

Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осу­ществляется не только государством, но и другими звеньями поли­тической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными органи­зациями и т.п. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой-либо его части или социальной группы, являю­щейся субъектом политического властвования. В отличие от поли­тической государственная власть имеет свойственные ей три ос­новные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.

В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Перевалов: Государственная власть отличается от социальной власти тем, что она выражает потребности всех людей проживающих на территории страны.

Догосударственное общество.

Лазарев:

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

– совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

– совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

Нормативное регулирование. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10–15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.

Малько:

Общество (в широком смысле) есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, оп­ределенная форма социальных отношений. Всякое общество пред­ставляет собой своего рода целостный социальный организм (сис­тему), который отличается той или иной степенью организован­ности, урегулированности, упорядоченности общественных отно­шений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регули­рования поведения людей при помощи определенных общих пра­вил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потреб­ность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собст­венные интересы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

· наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обще­стве не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

· экономическое равенство обусловливало и политическое равен­ство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударст­венный период, состоят в том, что:

1) она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали);

3) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, вое­начальники, вожди, жрецы и т.п.), которые решали все важней­шие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали суще­ствование присваивающей экономики и продолжение рода, регу­лировали определенные способы добывания пищи и брачносемейные отношения. Их называли «мононормами», ибо они по большо­му счету выражали главный интерес того общества — выжить.

Признаки норм, существовавших в догосударственный период состоят в следующем:

• они существовали в поведении и в сознании людей, не имея,
как правило, письменной формы выражения;

• обеспечивались в основном силой привычки, а также соот­ветствующими мерами убеждения (внушения) и принужде­ния (изгнание из рода);

• были продиктованы «естественно-природной» основой при­сваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

• выражали интересы всех членов рода и племени;

• отношения в первобытном обществе регулировались глав­ным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате
многократного применения в течение длительного времени);

• ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.)