Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 55. Общественное сознание и его структура, взаимосвязь форм общественного сознания.

Поиск

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.
Так, вещи,созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.
Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.
Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.
В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай.

Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

В общественном сознании можно выделить два уровня: обыденно-практическое сознание и научно-теоретическое.
Первое выступает как совокупность представлений, привычек, мнений, социальных настроений, которые формируются прежде всего условиями жизни индивидов и социальных групп.

 

Вопрос 56. Относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общ. бытию, его творческая активность.

Все изменения и самый процесс развития общественного сознания в конечном счете определяются изменениями в общественном бытии. В этом проявляется относительная самостоятельность общественного сознания, его способность к так называемому опережающему отражению, опережающее отражение в конечном счете определяется общественным бытием. В эпохи стихийного развития предшествующих общественно-экономических формаций относительная самостоятельность общественного сознания часто проявлялась в создании различного рода утопий. Утопиями называются представления, образы и теоретические размышления, относящиеся к будущей справедливой разумной и гуманной организации общества, не имеющие объективного научного обоснования.

Относительная самостоятельность общественного сознания особенно отчетливо проявляется в создании теории научного коммунизма. Эта теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развитая В. И. Лениным, была не простым отражением глубоких социально-экономических противоречий капитализма, но представляла собой первый образец подлинно научного опережающего отражения общественного бытия. Она не только научно обосновывала необходимость революционного преобразования общества, уничтожения частной собственности и эксплуатации человека человеком, но и указывала реальные пути и методы такого преобразования.

Дело в том, что общественное бытие — это не только совокупность существующих в данный момент социально значимых событий. Общественное бытие не есть нечто застывшее, неизменное. Оно находится в непрерывном развитии, в нем постоянно возникают и нарастают различные тенденции. Поскольку само общественное бытие противоречиво и его отражение осуществляется с различных классовых позиций в рамках различных противоборствующих идеологий, то и отражение общественного бытия оказывается противоречивым.

Преувеличение относительной самостоятельности обществен­ного сознания ведет к идеализму. Буржуазная идеалистическая философия превращает относительную самостоятельность идей в абсолютную, считая их независимыми от материальной жизни общества. Поэтому стоит еще раз подчеркнуть, что духовная жизнь имеет лишь относительную самостоятельность, ибо в конечном счете характер ее изменений определяется способом производст­ва материальных благ. Вместе с тем общественное сознание ока­зывает влияние на все другие сферы общественной жизни, ибо везде человек действует как сознательное существо, руководст­вуется определенными идеальными побуждениями, стремления­ми, взглядами и т. п., которые возникают из условий его обще­ственного бытия. Хотя общественное сознание не существует вне индивидуаль­ного сознания, взгляды, стремления людей могут стать предме­том объективного историко-материалистического исследования лишь тогда, когда они материализованы в той или иной степени в системе знаков или действий. Однако только во взаимодейст­вии с индивидуальным сознанием это материальное, предмет­ное воплощение сознания становится выражением общественного сознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.007 с.)