Политическое сознание и политическая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое сознание и политическая культура



Политическое сознание

Понятие политиче- Подойти к этому понятию можно на ского сознания основе философской трактовки поня-

тия сознание, которое в самом общем виде обозначает родовой признак человека, выделяющий его из мира животных. Различные философские направления по-разному трактуют природу и сущность сознания. В идеа­листических концепциях постулируется положение, что со­знание есть автономный по отношению к материальному ми­ру феномен, который развивается спонтанно (самопроиз­вольно) и может быть попят из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что сознание есть продукт высокоорганизованной материи - головного мозга человека и что его природу невозможно постичь изолиро­ванно от материального мира. При таком подходе сознание рассматривается как высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку. По своей сути оно есть уяснение, познание человеком явлений и процессов, с которыми ои имеет дело. Уже сама грамматическая струк­тура слова "сознание" ("со-знание") указывает па то, что дан­ный феномен тесно связан с человеческим знанием, которое понятно многим. Внешним проявлением сознания выступа­ют комплексы вполне эмпирических предметов - символов, знаков, которые указывают на явления материального мира. Сознание возникает и развивается в неразрывной связи с языком, который и есть ие что иное, как система знаков и символов, связанных с обозначенными ими явлениями и процессами человеческого бытия. Важнейшая функция со­знания - регуляция действий человека на основе опыта по­знания объективного мира и себя как части этого мира.

Политика, политические отношения являются частью об­щественного бытия. Соответственно и политическое созна­ние выступает как отраженное субъектами политических отношений их социально-политического бытия - всего раз­нообразия социальной и политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непремен­ным составным элементом. Политика - это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической дей­ствительности, осознание им своих устремлений, формули­рование цели, выбор средств и способов ее достижения.

Как мы видели, основным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной власти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре содержания политического сознания. Без уяс­нения сущности политической власти, ее институциональ­ных проявлений, роли в жизни общества и отдельного инди­вида ие может быть и речи о сознательном участии в поли­тике. Не менее важное место в политическом сознании зани­мает проблема потребностей и интересов людей, которые выступают в качестве побудительных мотивов политическо­го действия. Вместе с тем политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это выте­кает из самой природы политики. Поскольку она имеет в ка­честве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включает в себя все отраженное социальное бытие.

Таким образом, политическое сознание есть результат от­ражения субъектами политики — индивидами, социальными группами, классами, народом - своих производственно-эко­номических, социальных и иных общественных отношений, ядром которых является их совокупное отношение к госу­дарственной власти. По своему содержанию оно представля­ет собой систему понятий, идей, представлений, установок, встроен и й и чувств, которые опосредуют отношения людей кик с политическими институтами, так и между собой по по­воду их участия в управлении делами государства и общест­ва Кратко политическое сознание можно определить как сложившиеся у различных социальных субъектов представ­ления о существующей социально-политической действи­тельности, своем положении в этой действительности и сво­ем отношении к ней.

Определение политического сознания через категорию "отражение" отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Наоборот, будучи имма­нентным свойством всякого социального субъекта, оно вы­ступает в качестве активного начала в политике. Без глубо­кого осознания социальными субъектами существующей действительности, своего места в ней, своих потребностей и интересов не может быть серьезной политики. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогно­зировать развитие событий и тем самым выступать стимули­рующим политическую деятельность фактором. Вместе с тем политическое сознание, если оно в искаженном виде от­ражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольны­ми решениями.

Социальные носители Как и сознание в целом, политичес- политического сознания кое сознание может принадлежать

только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Соответ­ственно различают политическое сознание индивида, соци­альной группы, класса, нации, общества.

Политическое сознание отдельного индивида, социаль­ной группы и общества не тождественны друг другу. Поли­тическое сознание группы и общества пе есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельным субъектом политики, вырабатывает свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. прису­щим народу, обществу, видами политического сознания су­ществует диалектическая взаимосвязь. Совокупность поли­тических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирова­ния индивидуального политического сознания. В свою оче­редь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Аксиологический ас- Политика есть область отношений пект политического со- всех классов и слоев к государству и знания правительству, сфера взаимоотноше­-

ний между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфи­ческая форма выражения социальных интересов различных субъектов политических отношений. Восприятие социально- политической действительности зависит от того конкретно­го положения, которое занимает носитель политического со­знания - личность, социальная группа, класс, общность - в данной системе общественных отношений. Поэтому одни и те же социально-политические явления разными социальны­ми субъектами могут оцениваться по-разному. Это означает, что в структуре политического сознания наряду с результа­тами собственно познавательной деятельности субъекта, т. е. объективным знанием, присутствует и аксиологический ас­пект. Последний проявляется в виде оценки отражаемых яв­лений политической сферы с точки зрения их соответствия или несоответствия интересам и, следовательно, приемлемо­сти или неприемлемости для познающего субъекта.

Аксиологический, (от греч. oxios - ценный и logos - слово, учение) или субъективно-оценочный, аспект присущ политиче­скому сознанию не только отдельной личности, социальной группы или класса, ио и общества в целом. Каждый социаль­ный субъект стремится представить свои политические инте­ресы как отвечающие общим интересам и навязать всему об­ществу свои оценки различных явлений социально-полити­ческой действительности. Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества ока­зывают экономически доминирующие социальные силы, ко­торые располагают максимальными возможностями для ду­ховного производства и, соответственно, для своего влияния ilM сознание всех членов общества. Вместе с тем политиче­ское сознание, отражая объективные интересы нации, народа ШЦелом, характеризуется и общенациональными чертами, ко­торые присущи всем социальным группам и индивидам.

Между личностными, социально-классовыми и обще­национальными элементами в содержании политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Все эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют «Те или иные из них. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны па первый план в по­литическом сознании всех общественных сил выходят обще­национальные интересы. На рубеже II и III тысячелетий пе­ред лицом глобальных проблем человечества в политичес­ком сознании народов все большее место занимают общече­ловеческие ценности и интересы.

Категорией политической науки, отражающей роль в по­литической жизни субъективно-оценочной стороны сознания социальных субъектов, является политическая идеология. Ее мы более подробно рассмотрим во второй части данной темы.

Уровни политического Политическое сознание системно по сознания своему характеру, оно имеет мно­ъ\

гоуровневую структуру. Уровень по­литического сознания - это определенная ступень, достигну­тая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. По край­ней мере, в структуре политического сознания можно выде­лить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теорети­ческий.

Обыденный уровень политического сознания - это сово­купность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особенностью явля­ется эмоционально-рассудочное осмысление действительно­сти. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытос­тью, отрывочностью и несистематизированностыо представ­лений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом "здравом смысле", служит до­статочно надежным ориентиром в происходящих политиче­ских событиях.

Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное со­стояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, образова­тельными, возрастными и другими особенностями социаль­ных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества.

Рассматривая этот уровень политического сознания, следу­ет предостеречь от традиционно необоснованного негативного отношения к нему. В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состоянием пре­допределяются важные решения. Серьезный политик не мо­жет его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, бу­дучи исторически первичным способом идеального отражения действительности, служит источником накопления реалисти­ческих элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания - воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и склады­вающихся в нем отношений. Дополняясь за счет других спосо­бов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой информацией, структурно усложня­ется, но при этом остается самим собой, поскольку его функ­ции не берет на себя ни один, ни другой уровень сознания.

Эмпирический (от греч. empeiria - опыт) уровень полити­ческого сознания - это более или менее систематизирован­ная сумма наблюдений о явлениях и процессах политичес­кой жизни, которые возникают у ее участников. Этот уро­вень формируется на почве практического повседневного политического опыта людей, складывающиеся у них пред­ставления уже во многом основываются на рациональном осмыслении имеющихся наблюдений о политических явле­ниях и событиях. В отличие от обыденного, данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и пред­метностью представлений о социально-политических про­цессах. Причем результаты осмысления наблюдений в дан­ном случае фиксируются в определенном языке: не только в словах обыденной речи, но и в специфических терминах.

Вместе с тем обыденный и эмпирический уровни полити­ческого сознания недалеко отстоят друг от друга. Хотя они но тождественны, но между ними есть немало общих черт. Обоим им присущи такие ярко выраженные психологичес­кие черты, как чувства, настроения, импульсивность, эмоци­ональное восприятие происходящих политических событий. I [сихологический компонент политического сознания осо­бенно сильно проявляется в периоды политической неста­бильности, в кризисных ситуациях, в переходные периоды общественного развития.

Теоретический уровень политического сознания - это наи­более высокая ступень в познании политической реальнос­ти. Он выступает как система идей и представлений, выра­ботанных на основе научного осмысления всей совокупнос­ти фактов и явлений, относящихся к социально-политичес­кой сфере общества. Такой уровень сознания включает в се­бя более или менее целостное представление о закономер­ностях и существенных связях, присущих явлениям и про­цессам социально-политической действительности. Содер­жание политического сознания на теоретическом уровне за­крепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и докт­рин. О понятиях и категориях как элементах политологиче­ского знания речь шла в нервом разделе учебника. Поэтому здесь приведем лишь общее определение политических тео­рий, учений, концепций и доктрин.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) в широком смысле слова - это комплекс взаимосвязанных идей, понятий и представлений, объясняющих какой-либо класс явлений. Здесь следует особо подчеркнуть, что всякая теория непременно предполагает не только описание и сис­тематизацию эмпирических фактов, относящихся к изучае­мой области действительности, но и их объяснение. Объяс­нение же в свою очередь включает раскрытие закономернос­тей и причинно-следственных связей в тех процессах и яв­лениях, которые охватываются данной теорией. Кроме того, любая теория есть постоянно развивающаяся система зна­ния: по мере накопления новых фактов об изучаемых явле­ниях, ранее сложившиеся представления о взаимосвязях между ними модифицируются либо заменяются новой тео­рией. Таким образом, в более точном смысле теория есть в высшей мере опытно обоснованная, логически непротиворе­чивая и постоянно развивающаяся система знаний, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной об­ласти реальности.

Соответственно и политическая теория выступает как наи­более целостное, в высокой степени достоверное, системати­чески развиваемое знание о существенных связях и законо­мерностях, присущих политической действительности. Раз­витая политическая теория (наука) - это не просто механи­ческая сумма достоверных знаний о политических явлениях и процессах, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логическую зави­симость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наи­более совершенной формой научного обоснования практиче­ской политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать политологию как научную и учебную дисциплину.

Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими но своему предмету и менее глубокими но уровню обобщения формами отражения политической действитель­ности. Политическая концепция (от лат. conceptio - понима­ние, система), например, - это определенный способ понима­ния, трактовки какого-либо политического явления или про­цесса, основная точка зрения па тот или иной вопрос обще­ственной жизни. Этот термин употребляется также для обо­значения ведущего замысла в политической деятельности.

Социально-политическое учение есть совокупность теоре­тических положений о какой-либо области явлений соци­ально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззре­ний того или иного мыслителя (например, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т. д.).

Политическая доктрина (от лат. doktrina - учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изло­женная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина не­редко служит средством борьбы за власть, интеграции чле­нов политического движения. Термин "доктрина" иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догма­тизма (откуда выражения "доктринер", "доктринерский", "доктринерство").

Подчеркнем, что было бы ошибочным полагать, что свое социально-политическое бытие люди осознают только в форме понятий, категорий и положений научной теории, а также идей, постулатов и принципов теоретической концеп­ции или политической доктрины. Этот процесс осуществля­ется и посредством идей и представлений обыденного созна­ния. В противном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки. Однако только на уровне научной теории возможно отражение политичес­ких явлений и процессов в их целостности и взаимосвязи. И только идейно-теоретическая концепция, т. е. системати­зированная сумма социально значимых идей и представле­ний, может явиться мобилизующим фактором серьезных по­литических действий.

Типы политического Понятие "тип политического созна- сознания ния" используется для характеристи­-

ки существенных особенностей отра­жения в сознании различных категорий людей политичес­ких явлений и связанного с этим своеобразия их отношения к политической действительности. Такое своеобразие за­крепляется в политических позициях, занимаемых различ­ными субъектами общественных отношений и проявляю­щихся в тяготении к специфическому или постоянному по­литическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, ре­альный уровень и характер их политического сознания. Нет иного способа выявления особенностей политического со­знания людей, кроме анализа их реального политического поведения.

Все многообразие идейно-политических убеждений и по­зиций людей можно классифицировать по различным осно­ваниям, позволяющим выделить наиболее характерные чер­ты их политического сознания. В литературе чаще всего встречается тинологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных соци­альных групп присущи специфические черты; по привер­женности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; но характеру отношения различных групп к ин­ститутам государственной власти; но предрасположенности людей к тому или иному способу деятельности в области по­литики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типоло- гизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания.

В марксистской литературе традиционно выделяются следующие тины классового политического сознания: бур­жуазное, мелкобуржуазное и пролетарское. Однако в нынеш­них условиях эта типология представляется несколько упро­щенной. Прогресс производительных сил, научно-техничес­кая революция внесли коренные изменения в социальную структуру общества. Резко возросла доля людей, занятых в науке и культуре, технике и организации производства, про­свещении, здравоохранении, в сфере управления и обслужива­ния. Это привело к более тонкой идентификации и переплете­нию интересов различных социальных слоев, что находит со­ответствующее отражение и в их политическом сознании.

В зависимости от приверженности людей к определен­ным общественным идеалам и ценностям политическое со­знание может быть: либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида; кон­сервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ориен­тирующимся на приоритет в политике принципов коллекти­визма, социального равенства и справедливости; интернаци­оналистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; националистическим, от­личительной чертой которого является убеждение в превос­ходстве одной нации над другими, признании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам других на­ций. Очевидно, что идейные убеждения людей весьма и весь­ма разнообразны, и поэтому дать исчерпывающий перечень ти­пов политического сознания по этому критерию невозможно.

В литературе встречается также типологизация полити­ческого сознания в зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политиче­скому институту. Одни люди признают его общественное зна­чение, видят в нем важное средство решения всех социальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В данном случае говорят об этатистском (от фр. etat - го­сударство) типе политического сознания, ориентирующемся на активное участие государства в общественных процессах, в том числе и в сфере экономики. Однако всегда имеется ка- кая-то часть людей, которая, напротив, скептически относит­ся к государству или вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анар­хистский (от греч. anarhia - безначалие, безвластие) тип по­литического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударствепиое регулирование общественных процес­сов и прежде всего в сфере материального производства.

В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и, следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. Первый ори­ентируется па принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй - на неограниченную власть одного лица, третий - не только на неограниченное господ­ство, по и на полный контроль властвующего субъекта (от­дельной личности или группы) над всеми сторонами жизни общества. Каждый из указанных типов политического созна­ния встречается в различных обществах и среди различных субъектов политических отношений.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть консервативным (ориентирующимся на сохране­ние прежних общественных порядков), радикальным (ориен­тирующимся на коренные, решительные преобразования), реформистским (ориентирующимся на осуществление соци­альных изменений путем реформ) и революционным (ориен­тирующимся на осуществление резкого скачкообразного пе­рехода от одного качественного состояния общества к другому).

Следует иметь в виду, что тот или иной тин политическо­го сознания в чистом виде встречается редко. В действитель­ности в сознании и поведении одного и того же субъекта по­литических отношений может одновременно проявляться не­сколько типичных черт. Например, один и тот же человек но своим идейно-политическим позициям может быть и социа­листом и революционером, другой в это время является и со­циалистом и реформатором и т. д. Заметим также, что все возможные типичные черты политического сознания прояв­ляются на различных его уровнях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. К примеру, анархистские позиции может занимать человек, рассуждающий о политических явлениях на уровне обыденного сознания, и человек, разбирающийся в сложнейших политических теориях и доктринах.

Необходимо подчеркнуть и то, что существует и проявля­ется политическое сознание как результат синтеза всех его составляющих элементов. Это означает, что у каждого носи­теля оно существует не в чистом виде как по критериям форм и уровней проявления, так и по признакам типологич- ности. Все его слагаемые находятся в сложном диалектичес­ком взаимодействии. Реальное политическое действие пред­полагает наличие представлений о политической действи­тельности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Без научного осмысления законов, которым подчи­няется политическая жизнь, практическая политика неэф­фективна и бесперспективна. А без собственного эмпириче­ского опыта субъектов деятельности нет должного доверия к положениям теоретической концепции и предложениям по­литической программы. Из этого следует, что в структуре политического сознания требуется некоторая мера соответ­ствия элементов теоретического, эмпирического и обыденно­го уровней отражения, определенная взаимоувязка положе­ний концепции и данных жизненного опыта.

Таким образом, политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений. В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выпол­няет определенные функции.

Политическая идеология

Понятие идеологии Мы уже знаем, что в содержательном

отношении политическое сознание включает в себя также идеи и представления, в которых раз­личные группы людей осознают свое место в социально-поли­тической действительности, свое отношение к ней, свои инте­ресы и устремления. Этот элемент политического сознания принято называть идеологией. Рассмотрим более подробно смысл данного понятия.

Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие) ввел французский ученый Дестпют де Траси (1754-1830), который под таковой понимал теорию идей, т. е. учение о происхождении идей, их взаимодействии и пе­реходе от одних к другим. Иными словами, понятие "идеоло­гия" первоначально использовалось для обозначения "пауки" об идеях, т. е. самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволю­ции идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изу­чающих человеческую психику и сознание [66. С. 67, 264].

Однако указанный первоначальный смысл за понятием "идеология" не закрепился и ныне данный термин имеет иное значение. В научной литературе и общественно-поли­тической практике утвердился подход к пониманию идеоло­гии как формы выражения интересов социальных групп и общностей, которые как социально-политические субъекты противостоят друг другу. В современном смысле этого слова иод идеологией принято понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социаль­ной деятельности, направленной на закрепление или изме­нение (развитие) данных общественных отношений [110. С. 206J. Идеология в таком значении включает в себя миро­понимание, лозунги и директивы деятельности, связанные условиями жизни и практическими устремлениями опреде­ленных общностей людей.

Как форма сознания идеология представляет собой чрезвы­чайно сложное явление. Претендуя на систематизированное изложение своего содержания, идеология но сути ие обладает собственной системой понятий, она пользуется понятиями и категориями практически всех социально-гуманитарных наук. Любая идеология есть совокупность философских, политичес­ких, экономических, правовых, этических, эстетических и ре­лигиозных но своему предмету взглядов п предпочтений, но­сителями которых являются определенные социальные группы и общности и содержание которых отвечает интересам и устремлениям этих групп и общностей. По этой причине ти­пичным признаком идеологии в отличие от других форм об­щественного сознания является разнородность ее внутреннего содержания, которое может создавать впечатление эклектич­ности и слабой согласованности ее различных элементов.

Как таковая, идеология всегда есть определенная система взглядов и идей, в которой концептуально осознается и оцени­вается отношение людей к социальной действительности и друг к другу. Поэтому внешними формами выражения содер­жания идеологии, как правило, выступают социально-полити­ческие учения, концепции и доктрины. Причем идеология мо­жет быть зафиксирована явно в виде одного систематизиро­ванного учения, как это имеет место в случае мировых рели­гий и марксизма, или может быть рассеянной по многочислен­ным и разнородным текстам так, что изложить ее в виде еди­ного учения представляется весьма затруднительным делом. Возможны смешанные варианты между этими крайностями.

Особенность идеологии, состоящая в ее тесной связи с интересами различных социальных групп и общностей, при­водит в зависимости от основного социального носителя к появлению ее различных видов: рабовладельческой, фео­дальной, буржуазной, пролетарской, мелкобуржуазной и т. п. Данные виды идеологии дополняют многие другие ее виды: например, идеология национальная, государственная, пар­тийная, политическая, официальная, оппозиционная и т. д. В последнее время все чаще выделяются различные виды идеологии, так сказать, по сферам или направлениям соци­альной жизни: гуманитарная идеология, экономическая иде­ологий, экологическая идеология, идеология прав человека ит. п. Но последние из названных понятий, с нашей точки зрения, не вполне корректно определять как виды идеоло­гии, имеющие конкретного носителя; по существу они, ско­рее, есть выражение позиции исследователя по определен­ным социальным проблемам, которая может представлять интерес для различных субъектов общественных отношений. Однако это обстоятельство не исключает, а наоборот, пред­полагает использование такого рода концепций и доктрин при разработке и собственно идеологических систем.

Отмеченная особенность идеологии приводит к тому по­ложению, что каждый социальный субъект стремится пред­ставить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов, потребностей всего общества: точ­ное или искаженное, объективное или субъективное, но - общества в целом. На это обстоятельство впервые обратил внимание К. Маркс, который писал, что всякий класс, стре­мящийся к господству или отстаивающий его, "уже для до­стижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е., выражаясь аб­страктно, придать своим мыслям форму всеобщности, изоб­разить их как единственно разумные, общезначимые" [72. Т. 3. С. 47J. Причем это в равной мере относится как к вос­ходящим, прогрессивным социальным субъектам, так и нис­ходящим, реакционным субъектам политики: как те, так и другие с одинаковой настойчивостью стремятся представить себя как приверженцев лучшей судьбы страны, общества, го­сударства. В действительности же, согласно Марксу, идеоло­гия господствующей социальной силы и является доминиру­ющей в обществе системой идей, идеалов и ценностей.

Политическая идео- Понятие "политическая идеология" логия имеет более узкий и специфический

смысл. Это - относительно системати­зированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений - ин­дивиды, социальные группы, классы, нации, общности, - отра­жают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общест­венных отношений, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Если употреблять более краткую формулу, то политическую идеологию можно определить и так: она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целыо реализации своих интересов.

Здесь необходимо обратить особое внимание на специфи­ку политической идеологии как формы сознания, а именно - на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической конструкции (т. е. определенной системы) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Полити­ческая идеология представляет собой упорядоченную систе­му представлений как о существующей социально-полити­ческой действительности, так и о необходимых ее изменени­ях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Иначе го­воря, любые идеологические конструкции, независимо от их содержания, обосновывают определенную модель общества и политической системы, пути и средства упрочения или практической реализации этой модели. Можно сказать еще и так: политическая идеология - это разновидность корпо­ративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности.

Сказанное о сущности политической идеологии как соци­ального явления предопределяет необходимость при анали­зе содержания любой конкретной совокупности социально- политических идей выделять в ней, по крайней мере, две стороны или, согласно терминологии Л. С. Саиистебан, раз­личать два плана: явный и скрытый [94. С. 65-66J. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдви­гаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа той или иной системы идей заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сооб­щений, в точном определении их смысла. На первом этане анализа даются ответы на вопросы: в чем состоят содержа­щиеся в данной системе идей утверждения и как они соот­носятся с существующей социально-политической действи­тельностью? Установив явную сторону в содержании идео­логии, следует переходить к анализу ее неявной, т. е. скры­той, стороны. На данном этапе устанавливается соотноше­ние между содержащимися в идеологии сообщениями и по­ложениями и интересами и целями тех социальных субъек­тов, которые разделяют данную систему идей. При этом не­обходимо выявлять мотивы принятия ими и защиты опре­деленных политических утверждений. Вторая задача ана­лиза идеологии, следовательно, сводится к поиску ответа на вопросы: какие социальные субъекты (группы, классы и их отдельные представители) и почему идентифициру­ют себя с данной совокупностью социально-политических идей. Иначе говоря, на втором этане анализа выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.046 с.)