Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политической коммуникации и средств массовой информации

Поиск

Политическая комму- Одним из важнейших факторов соци- никация ально-политической действительнос­-

ти является общение людей и переда­ча ими друг другу информации с целью достижения взаимо­понимания. Коммуникация (от лат. communicatio от commu- nicare - делать общим; общаться), т. е. общение и обмен ин­формацией, является непременным условием общественной, в том числе политической, жизни. Аристотель прямо отож­дествлял государство с- общением: "Всякое государство, — писал он в работе 'Политика', - представляет собой своего рода общение". Причем, с его точки зрения, политическое общение "является наиболее важным из всех и обнимает со­бой все остальные общения" [4. Т. 1. С. 376].

В прошлом общение осуществлялось в форме непосред­ственного взаимодействия отдельных индивидов или не­больших групп людей; средствами такого общения выступа­ли живой язык, изобразительные предметы и примитивные звукосоздающие приспособления. По мере скопления боль­ших масс людей в городах, расширения территорий госу­дарств и развития межгосударственных отношений прежние способы коммуникации оказывались все менее эффективны­ми; это вызвало появление форм общения с использованием различных технических средств. В результате возник фено­мен массовой коммуникации, который представляет собой процесс производства и распространения информации среди численно больших и рассредоточенных аудиторий, а также общение людей как членов массы, осуществляющийся по­средством технических средств. Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций явилось создание специальных технических средств - печати, радио, телевиде­ния, кино-, звуко- и видеозаписи и другие, которые дают возможность одновременно включить в коммуникацию са­мых разнообразных индивидов и групп людей. Основным предназначением, или важнейшей функцией, массовой ком­муникации является передача информации с целыо форми­рования массы как субъекта социального действия.

Структура процесса коммуникации в ее простейшем виде "взаимоотношения посредством речей и предметов" была уже известна Аристотелю [4. Т. 1. С. 138]. Следовательно, он включал в процесс передачи сообщения три элемента: И-»С-»П, где И - источник, С - сообщение, П - получа­тель. Современное описание процесса массовой коммуника­ции выполнил американский исследователь Гарольд Jlaccy- элл в 1948 г. в своей знаменитой статье "Структура и функ­ции коммуникации в обществе" [134. Р. 37-51]. Он выстро­ил все элементы коммуникации в цепочку последовательно осуществляемых действий ("цепочку Лассуэлла"), каждое их которых является следствием предыдущего и причиной сле­дующего события, а процесс в целом стремится к единой це­ли - достичь определенного результата на полюсе получате­ля сообщения. Графически коммуникационная модель Лас­суэлла изображается следующим образом: КТО сообщает - ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ. В данном ряде элемент "КТО сообщает" от­носится к субъекту, контролирующему информацию, "ЧТО сообщает" - к сути посылаемого сообщения, "по какому КА­НАЛУ" указывает на специфику средства связи, перенося­щего сообщение, "КОМУ" характеризует аудиторию, для ко­торой предназначено сообщение, "с каким ЭФФЕКТОМ" говорит о том, что посылаемое сообщение предполагает выз­вать ту или иную реакцию со стороны аудитории. В после­дующем эту систему массовой коммуникации Лассуэлл представил в более сложном виде, хотя ее первоначальная основа осталась неизменной. В 1954 г. американские иссле­дователи К. Осгуд и В. Шрамм предложили выделять в каче­стве элемента коммуникации обратную связь - реакцию по­лучателя на сообщение. Основанием для этого явился тог факт, что эффективность коммуникации в сильной мере зави­сит от наличия действенной обратной связи между источни­ком и получателем сообщения, обеспечивающей адекватность массовой коммуникации. Таким образом, к элементам массо­вой коммуникации принято относить: источник (коммуника­тор), сообщение, средства (каналы) коммуникации, получа­теля (коммуниканта), результат (эффект), обратную связь.

По сравнению с другими формами общения массовой коммуникации присущи следующие особенности: публич­ность, т. е. открытый и надперсональный характер распрост­раняемых сообщений; ярко выраженная ориентация сообще­ний па большие дисперсные группы людей; организованный характер сообщений в связи с использованием специальных технических средств; коллективный характер источника ин­формации (коммуникатора); непрямое, разделенное в прост­ранстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; сообщения массовой коммуникации характеризу­ются социальной актуальностью и периодичностью; итогом массовой коммуникации является масса не как аморфное множество потребителей информации, а как система, состо­ящая из групп, обладающих определенным мнением но воп­росам, обсуждаемым в средствах массовых коммуникаций.

Жизнедеятельность современного общества немыслима без массовой коммуникации. Особенно нуждается в специальных средствах обмена информацией политика. Это обусловлено са­мой природой политики как публичной, сложно организован­ной формы общения больших масс людей с целыо реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов.

Понятие и виды Обратимся к рассмотрению такого средств массовой ин- социального явления, обеспечиваю- формации щего процесс коммуникации, как

средства массовой информации. Сложносокращенное название этого общественного феноме­на - СМИ - стало настолько привычным, что не требует своей расшифровки. Это свидетельствует о том огромном значении, которые имеют средства массовой информации в жизнедеятельности современного общества и буквально каждого отдельного человека. Что же представляют собой современные СМИ?

Средства массовой информации принято определять как специфические организации (учреждения, предприятия, корпорации), созданные для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В зару­бежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации, а в англоязычных странах - масс-медиа. СМИ не следует отождествлять с самими техническими средствами, обеспечивающими передачу сообщений боль­шой и рассредоточенной аудитории; подчеркиваем: это - прежде всего специфические объединения, которые исполь­зуют для достижения своей деятельности определенные тех­нические средства и которые в своей совокупности составля­ют особый социальный институт. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозапись, спутнико­вая связь, кабельное телевидение и компьютерные сети. Причем все они как субъекты сбора, как носители и как спо­собы передачи информации продолжают стремительно со­вершенствоваться. Появление самой возможности массовой коммуникации, повторяем, связано с созданием современ­ных технических средств. Именно технические средства ин­формации обеспечивают такие свойства массовой коммуни­кации, как устойчивое сохранение сообщения во времени, передача сообщений на большие расстояния, многократное повторение одного и того же содержания, предоставление сообщений множеству людей одновременно. Как техниче­ские средства СМИ ориентируются на разные органы чувств, а значит, дифференцируются на разные типы восприятия: печать - на зрительное восприятие (визуальный канал), ра­дио - на слуховое восприятие (аудиоканал), телевидение, и на зрительное и на слуховое восприятие (аудиовизуальный канал).

Исторически первым каналом массовой информации яв­ляется пресса - газеты, журналы. Ее появление относят к XVI в. Первоначально она была средством меж- и внутри- групповой коммуникации социальной элиты и специализиро­валась на распространении местных новостей и публикации материалов развлекательного характера. Но очень скоро приоритетное место на ее страницах заняли сообщения об общезначимых событиях и аналитические материалы о проблемах общественной жизни, что и вызвало к ним массо­вый интерес. Первые действительно массовые газеты появи­лись в 30-е гг. XIX в. Затем многие газеты и журналы ста­ли создаваться как органы либо правительства, либо мест­ных властей, либо политических партий. Пресса как источ­ник и средство распространения информации характеризу­ется рядом особенностей: к материалам прессы можно обра­щаться неоднократно; печатное издание можно передать другим людям и обсудить прочитанное; можно целенаправ­ленно формировать массив информации по определенным вопросам; регулярность воздействия прессы на "свою" ауди­торию; относительно высокая запоминаемость сообщений прессы.

Радио возникло в 1920-е гг. и очень быстро завладело многомиллионными аудиториями. Преимущество радио ио сравнению с другими СМИ - в оперативности подачи ин­формации и технической простоте ее распространения. В скорости донесения сообщения до аудитории радио опере­жает все иные СМИ. Одновременно радио - один из наибо­лее доступных источников информации: простой радиопри­емник дешевле подписки на газету, не говоря уже о стоимос­ти телевизора; к тому же радиоприемником можно пользо­ваться не только на протяжении нескольких лет, но и деся­тилетий. Но радио как средство информации по ряду момен­тов уступает прессе и телевидению: на слух воспринимается и запоминается не более 20% информации; содержание ра­диопередач сложно записывать и тем самым затрудняется анализ радиосообщений; радиостанции далеко не всегда имеют "свою" постоянную аудиторию.

Телевидение появилось в 1940-е гг. и спустя 2-3 десяти­летия вошло в быт практически каждой семьи. Телевидение является самым легким с точки зрения восприятия инфор­мации, так как имитирует естественное человеческое обще­ние, создает "эффект присутствия" в режиме реального вре­мени. Это придает телевизионному воздействию ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Если пресса и радио ори­ентируются на познавательные способности людей, то теле­видение обращено к их эмоциональной восприимчивости. В силу этого телесообщения характеризуются удивительной убедительностью; в телевизионной аудитории практически всегда присутствует принцип: "Я видел - значит, это прав­да!". Телевидение также имеет определенные недостатки: оно не так оперативно, как радио; в техническом отношении телесообщения более сложны, а в финансовом - более до­рогостоящи; сверхэмоционалыюсть телепередач идет в ущерб их осмыслению. Тем не менее достоинства телевиде­ния не просто перевешивают его недостатки - они делают его основным средством массовой информации в современ­ном мире.

I Относительно таких средств информации, как кино-, ау­дио- и видеозапись, отметим, что они также обладают опре­деленной спецификой (например, выступают в качестве ин­дивидуальных средств накопления и тиражирования инфор­мации), располагают собственной аудиторией и имеют пре­имущества, состоящее в превращении получателей сообще­ний и в их распространителей. Отметим также, что спутни­ковую связь, кабельное телевидение и компьютерные сети все чаще называют "новыми" СМИ. Их новизна состоит в том, что они ориентируются на определенные профессиональные и возрастные группы населения, па обеспечение двусторон­него общения с помощью новейших технических средств. Такой способ коммуникации принято называть интерактив­ным общением, или общением в диалоговом режиме. Услуга­ми "новых" СМИ пользуются специалисты, ученые, творчес­кие работники, другие категории населения, особенно актив­но этим видом общения пользуется молодежь. "Новые" СМИ все шире используются и политиками, которые вмес­то ожидания встречи с аудиторией, например, на телекана­лах, как это было во времена безраздельного господства "ста­рых" СМИ (пресса, радио и телевидение), теперь вынужде­ны сами заниматься поисками своей аудитории.

Социальные функции Какую же роль играют СМИ в совре- СМИ менном обществе или, иными слова­

ми, какие функции по обеспечению жизнедеятельности общества как сложпоорганизовапной со­циальной системы они выполняют? Перечень функций СМИ может быть большим или меньшим, однако к числу наиболее важных из них различные аналитики относят сле­дующие: информационную; образовательную; социализации; артикуляции интересов и интеграции социальных субъек­тов; критики и контроля; мобилизационную и др.

Информационная функция является главной в деятель­ности СМИ и состоит она в сборе, обработке и распростра­нении важных для граждан, органов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях, явлениях и процессах. Без такого рода сообщений немыслимо ни одно общество независимо от того, на каком историческом этапе своего развития оно находится. В тради­ционных обществах эту функцию выполняли главным обра­зом гонцы, курьеры и посланники. Многие небольшие по территории государства и.города использовали колокола для оповещения населения об опасности, сборе народного собра­ния и других важнейших событиях общественной жизни. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность людей в различных сферах общества и опове­щают граждан о любых мало-мальски значимых фактах. Особенно велика их роль в информировании граждан о дея­тельности правительства, парламента, партий, других поли­тических институтов, событиях международной жизни.

Образовательная функция СМИ проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям науки - от социально-гуманитарных до естественно­научных дисциплин. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: эт^- задача специальных обра­зовательных учреждений. нШвсе же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в совре­менном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жиз­ни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактичес­ки являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становят­ся едва ли не единственным каналом повышения образова­тельного уровня.

Функция социализации находит свое выражение в том,, что СМИ объективно способствуют усвоению человеком со­циальных норм, ценностей и образцов поведения. Благодаря систематическому и непосредственному общению с огром­ной аудиторией СМИ фактически стали таким же первич­ным институтом социализации личности, какими являются семья, церковь, система образован^, учреждения, культуры. Посредством СМИ рядовые граждане получают возмож­ность чувствовать себя участниками общесоциальных и об- щемировых процессов, осознавать свою принадлежность к обществу, государству и миру политики. Именно вдохнов­ленные воздействием политических журналистов многие граждане становятся активными участниками социалыю-по- /штических процессов.

Функция артикуляции интересов различных категорий граждан - непременная сторона деятельности СМИ. Выра­жение политических интересов, как известно, осуществляют не только СМИ, но и другие институты гражданского обще­ства, прежде всего партии и общественные объединения. Но именно массовая пресса и телевидение зачастую первыми сигнализируют обществу о возникающих проблемах, о на­зревающих социальных и политических конфликтах, побуж­дая властные структуры анализировать их и вырабатывать соответствующие решения. СМИ не только обеспечивают представ и тел я м "'различных общественных групп возмож­ность публично выражать свою позицию, формулировать и представлять в структурах власти свои интересы, но и нахо­дить и объединять единомышленников, сплачивать их общ­ностью целей и убеждений. По сути дела СМИ преврати­лись в одного из наиболее эффективных посредников в от­ношениях населения с властью.

Функция критики и контроля проявляется в отслежива­нии и оценке деятельности институтов власти, обществен­ных объединений, профессиональных политиков по руководи • сгву и управлению общественными процессами. Публич­ность и оперативность высказываний СМИ по тем или иным явлениям, событиям, фактам неизбежно приводят к повыше­нию активности" политических институтов, постоянно вы­нуждают их уточнять и корректировать свои действия. При­чем критика и контроль СМИ отличается неограничен­ностью своего объекта, она охватывает практически все эле­менты общественного организма. И хотя информационные учреждения, в отличие от государственных или финансово- хозяйственных органов контроля, не могут применять юри­дические или экономические санкции к нарушителям уста­новленных норм деятельности, их контроль не только не ме­нее эффективен, но часто и более строг, поскольку он вклю­чает и моральную оценку действиям субъектов обществен­ных отношений.

Мобилизационная функция СМИ находит свое выражение в побуждении людей к определенным действиям или созна­тельному бездействию. Особенно эта их функция значима в сфере политических отношений. Стимулируя активность граждан, побуждая их действовать определенным образом,

СМИ оказывают существенное влияние па ход избиратель­ных кампаний и на исход голосования. Они могут спровоци­ровать массовый протест или политический скандал, чрева­тые кризисом в отношениях власти и общества. Но они мо­гут выступать и в роли самого эффективного союзника влас­ти при мобилизации граждан для решения жизненно важ­ных для общества задач. В настоящее время СМИ выступа­ют в качестве основного средства формирования обществен­ного мнения, они могут также инициировать политические изменения путем широкой и настойчивой постановки обще­ственных проблем.

Таким образом, средства массовой информации - это со­циальный институт, выступающий в качестве составного элемента процесса общественно-политической коммуника­ции, предназначением которого является сбор, обработка и распространение важной для жизнедеятельности политичес­кого сообщества информации, а также выполнение ряда дру­гих социальных функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.009 с.)