Психология личностных конструктов Дж. Келли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология личностных конструктов Дж. Келли



Метатеорией, которая послужила основанием для проведения эмпирических исследований «имплицитных теорий личности», стала концепция личностных конструктов американского психолога Дж. Келли. В ее основе – целостная философская позиция конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, любое событие можно рассматривать с разных сторон. Людям предоставляется огромный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира собственных переживаний или внешнего мира практических событий.

В модели личности Дж. Келли человек представлен как исследователь, который стремится понять, интерпретировать, предвидеть, контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ними. Человек, главным образом, ориентирован в будущее, а не на прошлые и настоящие события жизни. Он обладает способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Цель теории Дж. Келли – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

Ключевое понятие теории – личностные конструкты. Это устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста; идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

Дж. Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются друг от друга. Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом или полюсом сходства конструкта. То, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта.

Таким образом, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», «мужской – женский», «хороший – плохой», «дружеский – враждебный» и др. Дж. Келли описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Выделил формальные свойства конструктов: диапазон применимости, проницаемость – непроницаемость. Дж. Келли охарактризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчинительными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, также как не постоянны и сами конструкты.

На основе концепции личностных конструктов Дж. Келли разработал «Репертуарный текст ролевого конструкта» (Реп-тест), который предназначен для выявления системы отношений человека к себе и к окружающим людям. Существует много форм этого теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех.

Испытуемому предлагается список названий ролей: от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого. В качестве ролей могут быть: я сам; мать; отец; брат; сестра; супруг(а); учитель, который нравился; учитель, который не нравился; счастливый человек; умный человек; отвергающий человек и др. Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли. Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Например, испытуемого могут попросить определить сходства и различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая эту триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что они «спокойные», в отличие от матери, которая «неуравновешенная». В терминологии Дж. Келли, конструкт, полученный таким «способом», это шкала «спокойный – неуравновешенный».

Данную процедуру повторяют с другими триадами. Дж. Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб, для того чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление на исследование основных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Pen-теста называется формой перечня и применяется индивидуально.

Дж. Келли также разработал технику репертуарной решетки. Метод применения этой версии Peп-теста состоит в том, что испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой – различные разряды, к которым он их относит.

Интерпретировать результаты Реп-теста Дж. Келли предлагает следующим образом. Конечным результатом теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. Данные формы перечня обычно подвергаются клиническому анализу, в котором исследователь рассматривает:

1) количество и разнообразие выявленных конструктов;

2) содержание и характер конструктов;

3) связь различных фигур с конструктами и между собой;

4) дополнительные характеристики конструктов испытуемого (их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность).

Это субъективная интерпретация результатов Реп-теста. Дж. Келли разработал также математическую схему анализа формы решетки, для того чтобы уменьшить вероятность интерпретационных ошибок или отклонений. При этой форме статистического анализа решетка сокращается до нескольких основных конструктов, которые наиболее точно отражают систему взглядов испытуемого.

Другой способ анализа результатов Реп-теста был предложен Байери. Он предположил, что, изучая пометки в различных рядах формы решетки, можно определить относительную когнитивную сложность – простоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометки обозначают малое количе­ство конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большее количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированную конструктную систему (когнитивную сложность).

По Байери, люди, характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и не разнообразны в межличностном общении. Им трудно увидеть разницу между собой и другими (они стремятся предположить, что другие похожи на них). Напротив, люди с когнитивной сложностью будут кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивной простотой.

В табл. 3 обобщаются ключевые характеристики людей, обладающих когнитивной простотой и когнитивной сложностью.

Наиболее слабым местом в теории Дж. Келли является предположение, что человек может точно описать (определить) конструкты, которые он использует, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга, а в чем различны. Однако ограничения, свойственные языку, предполагают, что конструкты не могут всегда быть адекватно вербализованы. Дж. Келли признавал, что точные слова не всегда приходят на ум, когда людей просят описать их конструктные системы. Тем не менее, даже когда испытуемые нахо­дят слова, наиболее точно выражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могут интерпретировать их. Слова, которые испытуемые выбирают для описания конструктов, могут быть интерпретированы исследователем так, что у него может сложиться неправильное впечатление о мировоззрении испытуемого. Учитывая тот факт, что Peп-тест имеет существенные ограничения, лучше всего рассматривать его только в качестве одного из нескольких источников информации о том, как люди интерпретируют мир.

 

Таблица 3

 

Шкала когнитивной сложности - простоты

Когнитивно сложный человек Когнитивно простой человек
  Имеет конструктную систему, содержа­щую четко дифференцированные кон­структы   Имеет конструктную систему, в которой неясны различия между конструктами
  Может четко отличать себя от других     Затрудняется отличать себя от других
  Способен прогнозировать поведение других   Не способен прогнозировать поведение других
  Рассматривает других по многим кате­гориям   Рассматривает других по небольшому числу категорий

 

Подводя итог краткому представлению теории личностных конструктов, следует отметить, что сегодня, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы мировосприятия, можно констатировать, что теория Дж. Келли, появившаяся в середине прошлого века, необычайно опередила свое время. Человек-исследователь видит свою главную задачу не просто в объяснении мира, а пытается предсказать, контролировать события и свое поведение, учитывая последствия различных действий и поступков. Это позволяет точнее осознать особенности реальных событий и ситуаций, окружающих людей, собственный внутренний мир.

 

Типология «вариантов жизни» В.Н. Дружинина

Известный отечественный психолог В.Н. Дружинин предложил типологический анализ различных вариантов жизни, доступных современному человеку. По гипотезе автора, на уровне обыденного сознания существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему и навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий.

Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудно формализуемы, хотя и поддаются вербализации. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. Причем в этом способе интегрируются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни:

· «жизнь начинается завтра»;

· «жизнь как творчество»;

· «жизнь как достижение»;

· «жизнь есть сон»;

· «жизнь по правилам»;

· «жизнь – трата времени»;

· «жизнь против жизни».

Несмотря на некоторую метафоричность в названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.

«Жизнь начинается завтра»

Это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

«Жизнь как творчество»

Это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Реалии жизни чаще всего травмируют творческую личность, поэтому она находит прибежище в творчестве – созидании лучших миров. Основное содержание биографии составляют события не внешней, а внутренней жизни – самосовершенствование, личностный рост, изменения в системе ценностей. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творчества – показать тщетность и никчемность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очищение души.

«Жизнь как достижение»

Это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Человеку кажется, что настоящая жизнь ожидает его впереди, а для того, чтобы приблизиться к ней, надо усердно и самозабвенно работать. С точки зрения будущих целей осмысливается все происходящее, и даже время отдыха оценивается как вынужденный перерыв в погоне за целью. Наиболее яркие образцы данного варианта жизни поставляет индивидуалистическая культура, воспитывающая своих членов в духе культа достижений. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.

«Жизнь есть сон»

Это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий буден в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вариант, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В.Н. Дружинин описывает это состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. «Жизнь-сон» – это ощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни. Данный вариант жизни очень популярен в восточных культурах и религиях, исповедующих принцип невмешательства в естественный ход жизни, например, в дзен-буддизме.

«Жизнь по правилам»

Это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях – поощрению. Чаще всего социальные правила жизнедеятельности облечены в форму возрастных ожиданий, которые предъявляются индивидам, достигшим определенного возраста. Возрастные ожидания навязывают индивиду определенный круг занятий, жизненные цели, присущие возрастному этапу, нормативные сроки их реализации. С целью разъяснения данного варианта жизни можно аппелировать к теории Эрика Берна. С точки зрения этой теории, все, чем занимается человек в своей жизни, запрограммировано структурами социального взаимодействия – ритуалами, играми, сценариями. Человек, ввязавшийся в игру или практикующий жизненный сценарий, в случае нарушения правил, рискует остаться ни с чем, проиграть, стать неудачником. Его могут покарать другие участники того же жизненного сценария, поскольку он нарушает гармонию их сценарного аппарата. По мнению В.Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Этот вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

«Жизнь – трата времени»

Это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратится впустую.

«Жизнь против жизни»

Это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание. Человек, избравший для себя данный вариант, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть. Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое соперничество. Данный вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития.

Завершая краткое представление типологии «вариантов жизни», следует отметить, что это инновационное понятие и стоящую за ним психологическую реальность описывает и более традиционное для отечественной психологии жизненного пути личности понятие «стиль жизни».

 

Выводы

· Имплицитные теории личности – это представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни.

· Имплицитные теории личности упрощают способ обработки информации об окружающем мире, позволяют сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях.

· Имплицитные теории имеют индивидуальный характер и строятся на основе уникального опыта субъекта, но при этом также отражают накопленный культурно-исторический опыт и закреплены в структуре языка, что позволяет реконструировать общие для различных групп испытуемых имплицитные теории личности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое имплицитные теории личности?

2. Как соотносятся научные теории личности и имплицитные теории личности?

3. Как можно исследовать имплицитные теории личности?

4. Как формируются имплицитные теории личности?

5. Какая философская позиция представлена в основе теории личностных конструктов Дж. Келли?

6. Как теория личностных конструктов Дж. Келли позволяет изучать имплицитные теории личности?

7. В чем суть метода репертуарных решеток?

8. Какие типы «вариантов жизни» предложены В.Н. Дружининым?

9. Как соотносятся понятия «варианты жизни» и «стиль жизни»?

10.Каково значение имплицитных теорий личности в жизни человека?


3. Ценностные основания самопознания и саморазвития

 

В процессе жизненного пути стремление человека к открытию в себе новых способностей и возможностей может стать самостоятельной ценностью. В этой главе мы рассмотрим ценностные основания самопознания и саморазвития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.039 с.)