Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-эволюционная модель

Поиск

На рубеже XX – XXI веков в философии набирает силу новая тенденция, основанная на постнеклассическом типе научной рациональности. Внимание исследователей акцентируется на ценностных основаниях выбора человеком направления саморазвития как активности, ориентированной на порождение человеком самого себя как субъекта собственной жизнедеятельности.

В системно-эволюционной модели развития человек рассматривается как неотъемлемая часть в единой системе мироздания, природно-социальной эволюции. Идет обсуждение вопросов, связанных с необходимостью обращения человеком внимания на изменение собственного отношения к природе, к самому себе как части природы в условиях угрозы глобальной экологической катастрофы технократического мира. Подчеркивается значимость пересмотра ценностных оснований взаимодействия человека и мира, отношения человека к собственной природе.

Предпосылки этой тенденции представлены в работах немецкого философа-гуманиста, теолога А. Швейцера (1875 – 1965). Он отмечал, что не знание о мире, а сам факт жизни, «благоговение перед жизнью» должны стать принципом всей философии. Этот принцип рассматривается А. Швейцером как своеобразный фильтр против отрицательных последствий цивилизации, видя в нем перспективу морального совершенствования человечества. Реальный путь к осуществлению гуманистических идеалов он видел не в социальных преобразованиях, а в личных усилиях отдельных людей, направленных на улучшение природы человека.

С точки зрения отечественных ученых Н.Н. Моисеева, В.А. Лекторского, новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а идея ко-эволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных собеседников в незапрограммированном диалоге. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится при этом не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится как вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, так и с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами собственной психики. При этом речь идет не о детерминации, а о свободном принятии себя и окружения, основанном на понимании в результате коммуникации. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой они оба изменяются. Такой подход предполагает наличие нередуцируемого многообразия, плюрализма разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, вступающих друг с другом в отношение диалога и меняющихся в результате этого взаимодействия. Теория ко-эволюции представляет утверждающийся в современной науке системно-динамический подход.

Ядром этого подхода стала концепция «философии нестабильности», развиваемая бельгийским ученым И. Пригожиным на основе синергетики. Эта концепция акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях. С позиций синергетики человек рассматривается как открытая, сложная, нелинейная, саморазвивающаяся система. В этой концепции вводится категория самоорганизации как способность сложных систем к самоизменению как за счет внешних факторов, так и собственных внутренних возможностей. Одним из центральных является понятие «бифуркации», обозначающее точку ветвления в развитии сложных систем, открывающей много возможных путей их изменения. Синергетическая концепция создает условия для выдвижения качественно новой проблемы – многообразия вариантов саморазвития человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.73 (0.006 с.)