Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-эволюционная модельСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На рубеже XX – XXI веков в философии набирает силу новая тенденция, основанная на постнеклассическом типе научной рациональности. Внимание исследователей акцентируется на ценностных основаниях выбора человеком направления саморазвития как активности, ориентированной на порождение человеком самого себя как субъекта собственной жизнедеятельности. В системно-эволюционной модели развития человек рассматривается как неотъемлемая часть в единой системе мироздания, природно-социальной эволюции. Идет обсуждение вопросов, связанных с необходимостью обращения человеком внимания на изменение собственного отношения к природе, к самому себе как части природы в условиях угрозы глобальной экологической катастрофы технократического мира. Подчеркивается значимость пересмотра ценностных оснований взаимодействия человека и мира, отношения человека к собственной природе. Предпосылки этой тенденции представлены в работах немецкого философа-гуманиста, теолога А. Швейцера (1875 – 1965). Он отмечал, что не знание о мире, а сам факт жизни, «благоговение перед жизнью» должны стать принципом всей философии. Этот принцип рассматривается А. Швейцером как своеобразный фильтр против отрицательных последствий цивилизации, видя в нем перспективу морального совершенствования человечества. Реальный путь к осуществлению гуманистических идеалов он видел не в социальных преобразованиях, а в личных усилиях отдельных людей, направленных на улучшение природы человека. С точки зрения отечественных ученых Н.Н. Моисеева, В.А. Лекторского, новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а идея ко-эволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных собеседников в незапрограммированном диалоге. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится при этом не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится как вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, так и с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами собственной психики. При этом речь идет не о детерминации, а о свободном принятии себя и окружения, основанном на понимании в результате коммуникации. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой они оба изменяются. Такой подход предполагает наличие нередуцируемого многообразия, плюрализма разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, вступающих друг с другом в отношение диалога и меняющихся в результате этого взаимодействия. Теория ко-эволюции представляет утверждающийся в современной науке системно-динамический подход. Ядром этого подхода стала концепция «философии нестабильности», развиваемая бельгийским ученым И. Пригожиным на основе синергетики. Эта концепция акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях. С позиций синергетики человек рассматривается как открытая, сложная, нелинейная, саморазвивающаяся система. В этой концепции вводится категория самоорганизации как способность сложных систем к самоизменению как за счет внешних факторов, так и собственных внутренних возможностей. Одним из центральных является понятие «бифуркации», обозначающее точку ветвления в развитии сложных систем, открывающей много возможных путей их изменения. Синергетическая концепция создает условия для выдвижения качественно новой проблемы – многообразия вариантов саморазвития человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.005 с.) |