Условия формирования индивидуального стиля деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования индивидуального стиля деятельности



Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) (англ. individual style of performance) – характерная для данного человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Формирование индивидуального стиля деятельности объясняется тем, что комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

В отечественной психологии преобладают исследования индивидуального стиля в зависимости от основных свойств нервной системы человека (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, К.М. Гуревич).

С точки зрения видного отечественного психолога Е.А. Климова, под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности. Но наиболее пристально ученый рассматривает индивидуальный стиль деятельности в узком смысле слова как обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению определенной деятельности.

Иначе говоря, индивидуальный стиль – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Е.А. Климовым предложена общая структура индивидуального стиля, в которой выделяется «ядро» и «пристройка» к нему. Ядро индивидуального стиля составляют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности (которая является ядром индивидуального стиля) сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы. Такая особенность деятельности может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой, как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.

Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля выделяются две категории:

· особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»);

· особенности, противодействующие успеху («Б»).

Особенности, противодействующие успешному осуществлению деятельности рано или поздно, стихийно или сознательно «обрастают» компенсаторными механизмами. Так, обусловленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.

Благодаря наличию у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих ее успешному выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля. К ним относятся поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две категории:

· особенности, имеющие компенсаторное значение («В»);

· особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).

Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».

Е.А. Климов отмечает, если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы относительно простой и актуальной. Однако такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача. Необходимо в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль. Для этого важно:

· определить конкретную систему «субъект – объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления);

· выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т.е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих);

· выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором;

· выделить такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.

После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру.

Изучению индивидуального стиля деятельности большое внимание уделяется в пермской научной психологической школе В.С. Мерлина, который показал, что индивидуальный стиль деятельности играет системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуальности человека. Развивая эту идею, М.Р. Щукин сформулировал представление об индивидуальном стиле как о целостном образовании, характеризующемся индивидуальными особенностями в следующих сторонах деятельности:

· в системе внутренних условий;

· в отражении субъектом внешних условий и требований деятельности;

· процессуальной и результативной сторонах.

При этом взаимодействие внутренних условий рассматривается как определяющая сторона стиля, характеризующая саморегуляцию деятельности и обеспечивающая индивидуальное своеобразие в процессуальной и результативной сторонах деятельности и отражении субъектом внешних условий и тре­бований деятельности.

В качестве важнейших внутренних условий как реализации благоприятных индивидуальных возможностей субъекта, так и преодоления негативных тенденций в его деятельности выступают:

· особенности отношения человека к деятельности;

· особенности самосознания, самооценки;

· особенности интеллектуальной деятельности;

· компоненты опыта;

· эмоциональный фактор.

На формирование индивидуального стиля деятельности оказывает влияние также возрастной фактор. Исследования показали, что по мере перехода на последующие возрастные ступени уменьшается влияние на деятельность и поведение нейродинамических свойств и возрастает влияние свойств личности.

В работах пермской научной школы изучен вопрос о механизмах приспособления индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности. Выделяются механизмы:

· компенсации (позволяют замещать недостаточно выраженные качества и особенности деятельности более выраженными);

· адаптации (позволяют наиболее полно использовать благоприятные индивидуальные возможности человека);

· коррекции (позволяют ограничивать негативные проявления деятельности и подтягивать те или иные ее характеристики до требуемого уровня).

Взаимодействие внутренних условий в характеристике индивидуального стиля должно рассматриваться в единстве с объективными условиями и требованиями деятельности. Последние могут способствовать реализации одних качеств субъекта и ограничению проявлений других его качеств. Вместе с тем, одни и те же внешние условия и требования деятельности приобретают для разных лиц разные характеристики, так как система внутренних условий обеспечивает избирательное отражение этих условий и требований.

Многочисленные исследования процессуальной стороны индивидуального стиля деятельности показывают, что эта сторона стиля включает в себя широкий спектр особенностей деятельности. Существуют индивидуальные различия в особенностях:

· исполнительных возможностей;

· контрольных действий;

· соотношения ориентировочного и исполнительного компонентов деятельности;

· выбора ситуаций и заданий;

· подготовки к работе;

· вхождения в работу;

· организации рабочего места;

· отвлечений от работы;

· негативных проявлений индивидуальных различий в деятельности.

В качестве существенной особенности индивидуального стиля выступает соотношение ориентировочных (в том числе контрольных) и исполнительных действий. Показано, что у одних людей ориентировочная деятельность более развернута и более обособлена от исполнительных действий (у лиц с инертной и слабой нервной системой), а у других эта деятельность менее развернута и в большей степени осуществляется в связи с исполнительными действиями (у лиц с подвижной и сильной нервной системой).

Связь результативной и процессуальной сторон деятельности в индивидуальном стиле не является однозначной. В одних случаях ряд особенностей в процессуальной стороне (высокая скорость выполнения действий, тщательный самоконтроль и т. д.) может проявиться в высоких достижениях в производительной или качественной сторонах деятельности. В других случаях некоторые особенности деятельности (торопливость, частые отвлечения и т. д.) могут привести к тому, что некоторые благоприятные возможности (в частности, скоростные) окажутся нереализованными в результатах деятельности.

Формирование индивидуального стиля деятельности предполагает учет, с одной стороны, его внутренних условий и их взаимодействия, а с другой – внешних условий и требований деятельности.

Первые исследования по формированию индивидуального стиля осуществлялись в рамках учета его зависимости от свойств нервной системы. В этих исследованиях обеспечивалась возможность выбора заданий и приемов выполнения действий, осуществлялась индивидуализация указаний, проводилась работа по ограничению негативных особенностей деятельности.

В отношении внутренних предпосылок формирования индивидуального стиля показана роль следующих условий:

· обеспечение активной мотивации;

· учет самооценок;

· активизация мышления;

· активизация самоанализа;

· учет эмоциональных реакций;

· психологическое просвещение.

Назначение психологического просвещения заключается в обеспечении осознания достоинств и недостатков в деятельности, создании установок на активное овладение рациональными приемами работы. Оно связано с ознакомлением человека с закономерностями овладения навыками и умениями, ходом становления и значением привычек, причинами индивидуальных различий в деятельности и т. д.

Перечисленные условия формирования индивидуального стиля активизируют саморегуляцию человека, что ставит его в активную позицию в отношении использования своих возможностей.

Один из аспектов формирования и совершенствования индивидуального стиля заключается в коррекции негативных особенностей деятельности. Это связано с необходимостью создания внутренних предпосылок для принятия и реализации субъектом предъявляемых ему рекомендаций. При этом в качестве существенного условия коррекции деятельности выступает формирование автоматизмов, противодействующих негативным тенденциям.

В целом, исследования индивидуального стиля деятельности позволили сформировать следующие основные положения:

· существуют стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, обусловленные типологическими свойствами нервной системы;

· существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления деятельности;

· имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;

· формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.

Таким образом, индивидуальный стиль деятельности – это достаточно устойчиво используемый способ достижения человеком типичных задач, обусловленный типологическими свойствами нервной системы, отличающийся от других возможных способов процессом, но не результативностью. Формирование индивидуального стиля зависит от личностных и социально-психологиче­ских условий жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.35.86 (0.024 с.)