Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самопознание как познавательная деятельностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самопознание как специфическая познавательная деятельность – это совокупность и последовательность действий, в результате которых достигается цель: человек формирует знание о себе, образ Я, Я -концепцию. Данная деятельность имеет свои закономерности, может быть описана через характеристику потребностей, мотивов, целей, способов и результатов (В.Г. Маралов). К наиболее общим закономерностям самопознания отнесены следующие характеристики: · степень осознанности – неосознанности (самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, человек ставит перед собой специальную цель – выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя); · степень насыщенности самопознания на различных этапах жизненного пути (на каких-то этапах жизни человек более глубоко, интенсивно познает самого себя, а на каких-то этапах это менее выражено); · принципиальная незавершенность самопознания (эта закономерность обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, реально личность и жизнь человека богаче, чем то, что он пока знает о себе). Самопознание выступает в качестве проявления формы специфической активности, в основе которой лежит потребность в самопознании. Эта потребность является специфическим выражением более общей потребности в познании, в качестве предмета удовлетворения которой выступает мир, окружающая действительность. Когда же объектом самопознания становится сам человек, его внутренний мир, то потребность в познании приобретает форму потребности в самопознании. Потребность в самопознании действует не изолированно, а тесно связана с другими потребностями. К важнейшим из них относятся: потребность в самоуважении, потребность в целостности Я, потребность в самоидентичности, потребность в признании себя со стороны других и др. На базе названных возникают потребности более высокого порядка, связанные уже с саморазвитием: потребность в самоутверждении, в самосовершенствовании, в самореализации и др. Цели самопознания могут быть очень разными, все зависит от того, какой достигаемый в ходе самопознания образ будущего результата представляется. Цели бывают широкие и узкие, реальные и нереальные. К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели, прояснение, познание которых придает жизни устойчивость, целенаправленность, осмысленность. В то же время существует немало людей, которые не задумываются над жизненными целями, плывут по течению. Это обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым. К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я, которое становится актуальным для человека в настоящий момент. Узкие цели могут рассматриваться в разных системах координат, например: познание человеком своих интеллектуальных возможностей или черт характера, свойств внимания или коммуникабельности. Реальная цель предполагает, что человек обнаруживает и анализирует в себе то, что на самом деле существует. Цель нереальная – когда человек пытается зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет. В качестве механизмов самопознания рассматривается взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность через отождествление с другим человеком познать самого себе. Рефлексия позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ, выявлять самые различные аспекты собственного Я. Выделяются мотивы самопознания, которые условно можно поделить на две группы: специфические, т.е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредованно. К специфическим мотивам относится интерес к себе – эмоционально окрашенная потребность в познании себя. Различают несколько стадий развития интереса к себе: любознательность; собственно интерес к себе; страсть самопознания. К неспецифическим мотивам самопознания относятся все остальные мотивы, которые также можно разделить по степени значимости для развертывания деятельности самопознания на три группы: · мотивы, связанные с Я (мотивы самоуважения, целостности Я, мотив достижения самоидентичности, мотив признания себя со стороны других); · мотивы, связанные с саморазвитием (мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации, самопрезентации, самоактуализации и др.); · мотивы других видов деятельности (общения, престижа, достижения, познания, учения, моральные мотивы и др.). Механизмы взаимосвязи перечисленных мотивов с мотивом самопознания и с деятельностью самопознания примерно одинаковы. Развитый мотив самопознания благоприятно сказывается на функционировании всех других мотивов. Без самопознания нельзя в полной мере реализовать ни один мотив, в конечном итоге все замыкается на знании себя, отношении к себе, способности к саморегуляции и самоконтролю, только в этом случае реализация всех остальных мотивов будет успешной. К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторым «образцом», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве и поведенческой характеристике. Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, человек переносит эти характеристики, нередко бессознательно, на самого себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное в самом себе. Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах: устной (самоанализ) и письменной (ведение личного дневника). К средствам самопознания относят просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. В процессе этого, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек невольно сравнивает себя с героями произведений. Широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии. К специальным средствам самопознания относят различные формы работы с психологом. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с человеком таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я- концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции. Таким образом, анализ самопознания как специфической познавательной деятельности позволяет выявить его закономерности, механизмы, мотивы, цели способы, средства, результаты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.007 с.) |