Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект и объект самопознания

Поиск

Понятия объекта и субъекта самопознания. Соотношение объекта и субъекта самопознания и Я – самости.

Я – единые и их специфика. Я – инвариантное и его уровни (Я – универсальное и Я – уникальное). Я – сущностное и его уровни. Я – презентируемое, Я – управляющее.

Я – множественные и их особенности. Деятельностные множественные Я и их уровни: антропогенный, психологический и социально-атрибутивный. Соотношение этих уровней.

Антропогенные множественные Я. Социокультурные множественные я. Темпоральные множественные Я. Я – реальное и Я – идеальное.

Я – зеркальное, объективное и субъективное в нем.

Я – энигматическое.

Уровни и методы самопознания

Стихийное и сознательное самопознание. Понятие рефлексии. Соотношение сознательного самопознания и научного. Эмпирическое и концептуальное самопознание. Структура концептуального самопознания. Теоретическое самопознание и его основания. Оценочное самопознание и его основания. Концептуальная и иррациональная самооценка. Виды самооценок. Проектные самопознание (самопроектирования) и его технология: самодигнастирование, самопрогнозирование, самоцелеполагание, самопланирование, самомоделирование, выбор и принятие решения (самоопределение).

Движущие силы самопознания

Роль в самопознании одиночества. Противоречие человека между его ориентацией на самоопределение, самовоспитание и самореализацию и недостаточностью его знании о том, кто он такой, почему от такой и каким от хочет, может и должен стать – основное противоречие самопознания. Оно реализуется через конкретные противоречия:

а) противоречия между стихийной, иррациональной стороной жизнедеятельности индивида и концептуальной;

б) между иррациональной стороной жизни индивида в виде своеобразных «призраков» или «идолов» и развивающимся у него концептуальным сознанием;

в) между наличными способами, технологиями жизнедеятельности человека и стремлением и формированию новых, определяемых его Я – идеальным;

г) между стремлением индивида к самореализации и трудными состояниями его души;

д) между метафизичностью прошлой жизни индивида и диалектичностью его мышления сегодня.

 

5. Самопознание, познание других людей и образование

Концепция самопознания как методология познания других людей. Роль сравнения в самопознании и познании других людей. Познание других на обыденном уровне и на научном уровне. Науки о человеке (общественные и естественные) как методология самопознания и познания других людей. Роль в самопознании образования.

 

Сущность структура и функции Я-концепции

Понятие Я – концепции. Соотношение Я – образа и концептуального Я.

Предметное знание, оценочное знание и проектное знание как элементы Я – концепции и их взаимосвязь. Соотношение самопроектирования и самоопределения. Самопринятие и самоуважение – как интегральный результат самопознания. Отражательная и регулятивная функции Я – концепции. Значение самопознания и его трудности.

 

Сущность самореализации

Понятие самореализации. Самореализация индивида, его жизнедеятельность и самоосуществление. Самореализация как продуктивное самоосуществление.

Самореализация и самоактуализация. Самореализация, свобода и необходимость. Самореализация и ответственность. Самореализация, саморазвитие и самофункционирование. Возникновение, становление, продуктивное самофункционирование, самосовершенствование как этап саморазвития индивида. Самореализация и самоутверждение. Самореализация и самоотчуждение личности.

 

Структура самореализации

Блоки самореализации и ее элементы.

1. Эзотерическая (внутренняя) самореализация: концептуальная или самопознавательная самореализация, самовоспитательная самореализация, самообразовательная самореализация, оздоровительная самореализация и их взаимосвязь. Концептуальная самореализация как системообразующий вид эзотерической самореализации.

2. Экзотерическая (внешняя) самореализация. К первой группе видов этой самореализации относятся: бытовая, экономическая и досуговая самореализация, ко второй – профессиональная, общественно-политическая (гражданская), семейная, коммуникативная и экономическая самореализация. Системообразующий фактор в экзотерической самореализации – профессиональная самореализация, но могут быть и другие ее виды.

3. Базовая самореализация: познавательная самореализация, нравственная и эстетическая. Системообразующий фактор базовый самореализации – познавательная самореализация.

Переживание удовлетворения полнотой жизни – высший смысл целостной самореализации человека.

Препятствия самореализации человека.

 

Соотношение самопознания, самовоспитания и самореализации личности

Соотношение самопознания и самореализации. Соотношение самопознания и самовоспитания. Соотношение самовоспитания и самореализации.

Методы самореализации личности

Четкое определения своих разумных потребностей, желании и сильное хотение достичь желаемого. Ясное определение своих целей и их истинность. Выделение приоритетов. Четкое определение ценностных ориентации. Использование всех возможностей. Обязательность планирования. Поиск альтернатив. Своевременность принятия решений. Единство чувств, интеллекта и воли. Единство слова и дела. Вера в себя, оптимизм. Целеустремленность. Регулярность. Самоорганизация и самодисциплина. Самостимулирование. Самоконтроль. Творческое отношение к жизни. Признание и исправление ошибок. Быть самим собой. Экономия времени. Равновесие, мера во всем. Ответственность за свою жизнь.

 

Перечень лекционных занятий для студентов очного отделения

1.Цель, задачи и практическое значение курса «Основы самопознания и самореализации личности»

2.Субъект и объект самопознания. Единые Я.

3.Субъект и объект самопознания. Множественные Я.

4.Уровни и методы самопознания.

5.Движущие силы самопознания. Главная движущая сила самопознания.

6.Движущие силы самопознания. Конкретные противоречия развития самопознания.

7.Самопознание, познание других людей и образование.

8.Сущность, структура и функции Я – концепции.

9. Сущность самореализации.

10. Структура самореализации.

11.Соотношение самопознания, самовоспитания и самореализации личности.

12. Методы самореализации личности.

13. Методы самореализации личности.

 

Перечень лекционных занятий для студентов заочного отделения

1. Субъект и объект самопознания.

2. Уровни и методы самопознания.

3. Сущность, структура и функции Я – концепции.

4. Сущность и структура самореализации.

5. Методы самореализации личности.

Перечень тем практических занятий (очное отделение)

1. Субъект и объект самопознания.

2. Уровни и методы самопознания.

3. Движущие силы самопознания.

4. Сущность самореализации.

5. Структура самореализации.

 

Перечень тем практических занятий (заочное отделение)

1. Субъекты и объект самопознания.

2. Сущность самореализации и ее методы.

 

Практическое занятие № 1. Субъект и объект самопознания.

Вопросы для подготовки

1. Соотношение Я и субъекта и объекта самопознания.

2. Природа Я – единых человека и их виды: Я – инвариантное, Я –сущностное, Я – управляющие, Я – презентируемое.

3. Природа Я – множественных человека и их виды: деятельностные Я, антропогенные Я, социокультурные Я, темпоральные Я.

4. Я – зеркальное и Я – энигматическое.

 

Литература

1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.1. Самопознание [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 1998. – 286 с. – Гл.1. § 1.

2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн. 5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов. Ч. 2 [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – С. 146 – 161.

3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.В. Байлук. – М., 2002. – С. 12 – 17.

Проблемные вопросы

1. Каковы основания сведения субъекта и объекта самопознания к сознанию?

2. Какую роль играет знание Я – универсального в познании Я – уникального?

3. Как соотносятся Я – инвариантное и Я – сущностное?

4. Как связано Я – управляющее с самоопределением личности?

5. Проиллюстрируйте на примере включенность человека в качестве субъекта или объекта в те или иные виды деятельности.

6. Как вы понимаете идею о том, что степенью развития атрибутов жизнедеятельности индивида определяется мера человеческого в человеке?

7. Проиллюстрируйте на примере взаимосвязь антропогенных и социокультурных Я.

8. Как соотносятся Я – зеркальное и Я – отраженное человека?

9. Окно Джогари.

10. «Мы ничего о самих себе не знаем, не знаем, что такое движение, жизнь, чувство и мысль … мы слепцы, которые ходят и рассуждают ощупью» (Ф.Вольтер, французский писатель и философ. 1694 – 1778). – Прокомментируйте.

11. Доклад «Оценка подхода и объекту самопознания В.Г. Маралова»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.008 с.)