Система объективного идеализма Г. Гегеля, его диалектика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система объективного идеализма Г. Гегеля, его диалектика.



 

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Гегель. Он родился в Штудгарте, в семье чиновника небольшого немецкого государства — герцогства Вюртемберг. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. Затем некоторое время был домашним учителем. В 1801г. Защитил докторскую диссертацию, и вскоре стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля был труд «Феноменология духа». Во время оккупации Иены наполеоновскими войсками Гегель редактировал газету в Бамберге. В 1808 году гегель становится директором гимназии в Нюрнберге. Здесь он создает свой крупнейший труд «Наука логики». С 1818, вплоть до смерти Гегель был профессором в Берлинском университете.

Гегель был первым, кто представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, развити. Он систематически изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. В истории философии большое значение имела критика Гегелем философии Канта. Гегель возражал против утверждения Канта, что «вещи в себе» непознаваемы. По мнению Гегеля, - сущность проявляется, явление существенно (по Канту сущность (ноумен или «вещь в себе») не проявляется и соответственно явление (феномен) не выражает сущности). По Гегелю, в сущности нет ничего такого, что не проявлялось бы прямо или косвенно (видимость — тоже специфическое проявление сущности).

Если Канта можно назвать субъективным идеалистом, то Гегель придерживался позиции объективного идеализма. Идеализм Гегеля называют также абсолютным идеализмом.

Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи и материю из сознания. Первичное, считал Гегель, - это тождество бытия и мышления. Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление мыслит само себя и таким образом раздваивается на субъект и объект. Мышление как субстанционная сущность находится не вне мира, а в нём самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всём многообразии явлений действительности. Гегель считал себя продолжателем пантеистической философской традиции.

Мышленеие рассматривается Гегелем не как неизменная, неподвижная первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания. Такое мышление он назвал «абсолютной идеей». Абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. Абсолютная идея не только предпосылка всего сущестующего, но и его результат, - высшая ступень развития. Эту высшую ступень развития абсолютной идеи составляет «абсолютный дух» - человеческая история.

Основные части философской системы Гегеля: логика, философия природы и философия духа. Из отождествления мышления и бытия у Гегеля следует, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия (и природы, и человеческой истории, и познания). В «Науке логики» Гегель рассматривает общие понятия такие как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, тождество и др. Он показывает, что все эти понятия связаны друг с другом и выражают различные ступени познания, всё глубже проникающего в сущность всего существующего. Т.е. Абсолютная идея раскрывается, развёртывается в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями (бытие, небытие) и кончая конкретными понятиями действительности (механизм, организм). Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга, изменяются, развиваются (от абстрактного к конкретному), превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. «Противоречие — вот, что на самом деле движет миром», - утверждал Гегель. Противоречие, по Гегелю, есть взаимосвязь, взаимообусловленность противоположных сторон, определений, «принцип всякого самодвижения». Противоречие является сердцевиной закона единства и борьбы противоположностей.

Гегель сформулировал три универсальных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания и закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Суть закона единства и борьбы противоположностей следующая: любое понятие (по Гегелю, развиваются понятия, а не природные объекты) содержит в себе диалектические противоположности, которые с одной стороны друг без друга не существуют, а, с другой стороны, находятся как бы в состоянии борьбы (напряжённости) друг с другом. Борьба диалектических противоположностей приводит к тому, что содержащее их понятие уступает место новому понятию, которое содержит в себе уже новые диалектические противоположности, а старые диалектические противоположности в новом понятии содержатся в снятом виде. Борьба новых диалектических противоположностей, присутствующих в новом понятии приводит к появлению ещё более нового понятия, содержащего новые противоположности и т. д. (В качестве иллюстрации можно ривести такой марксистский пример: в рабовладельческом обществе существуют два основные (для данногог типа общества) класса: рабы и рабовладельцы. Интересы их противоположны и не примиримы. Между ними идёт борьба (как скрытая — рабы могут, например, ломать орудия труда и т. п., так и открытая — восстания рабов). Эта борьба ослабляет, подтачивает изнутри рабовладельческое общество. И, в конце концов, это приводит к замене рабовладельческого общественного строя феодальным (более прогрессивным). В феодальном обществе в незначительном количестве могут ещё присутствовать рабы (и, следовательно, - рабовладельцы), но основными классами становятся феодалы и зависымые крестьяне. Теперь борьба именно этих основных классов становится определяющей для развития общества. Она (борьба крестьян с феодалами) способствует установлению новых капиталистических общественных отношений и т.д.)

С первым законом тесно связан второй — закон отрицания отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы явления, причем это отрицание приходит не извне — оно вызревает внутри. Отрицание есть закономерная ступень процесса развития. Само отрицание, в свою очередь, также затем отрицается ходом развития (семя отрицается ростком, росток — взрослым деревом). Это и есть отрицание отрицания. В результате отрицания отрицания в известной мере «снимается» прежнее отрицание и восстанавливается на новой основе и в новой форме то, что прежде подвергалось отрицанию. Но это есть не повторение старого, а новая, более высокая ступень развития. Своё учение об отрицании отрицания Гегель схематически изображал в виде триады: тезис (утверждение) — антитезис (отрицание) — синтез (отрицание отрицания). Синтез предшествующей триады становится тезисом в последующей триаде. (Данный закон можно проиллюстрировать таким примером: примем за тезис эпоху античности, тогда антитезисом будет эпоха средневековья. Средневековье что-то наследует из античности (например, философию Платона и Аристотеля), а от чего-то отказывается (от многобожия, например). Гегель предостерегал от абсолютизации отрицания: отрицается только отжившее, более не нужное; напротив, нужное, жизнестойкое (как правило) наследуется (сохраняется, кумулируется)). Средневековье (антитезис) отрицается синтезом — эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения в чём-то (являясь отрицанием средневековья) является возвратом к античности (Вы помните, вероятно, что данная эпоха возрождала античную культуру, вследствие чего и получила название - «Возрождение»). Но данная эпоха является и наследницей средневековья (наследование, например, в том проявляется, что эпоха Возрождения остаётся христианской по своей культуре эпохой). И, наконец, эпоха Возрождения — это новая культурная эпоха несводимая ни к средневековью, ни к античности).

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные показывает, что изменение количества когда-то приводит к превышению меры (границы качества) и к качественному скачку, т.е. К переходу к иному качеству. Каждому качеству соответствует определенное количество. (Самый простой пример следующий: вода остывает (уменьшается количество тепла в ней, выражаемое температурой — градусами) и когда температура опускается до ноля градусов (по цельсию) происходит переход воды к новому (твёрдому состоянию) качеству — она становится льдом. Качество вода, при нормальных условиях, имеет границы от нуля до 100 градусов.)

Все три выше приведённых закона выражают собой аспекты одного процесса развития, действуют данные законы вместе и являются универсальными (т.е. описывают процесс любого развития).

Развитие, по Гегелю, есть процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи». Причём познание и преобразование действительности по сути дела единый процесс. По Гегелю, практика есть определённая деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познавая самого себя.

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в её инобытии». Гегель не объясняет как происходит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав своё собственное содержание «решает из самоё себя свободно отпустить себя в качестве природы». Остаётся неясным было ли время, когда ещё не существовало природы и «абсолютная идея» существовала сама по себе, в чистом виде. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. И тем не менее Гегель солидаризуется с христианским догматом о сотворении Богом мира из ничего. Он (Гегель) лишь переделывает его на свой лад. Гегель говорит: «Мир сотворён, сотворяется теперь и был вечно сотворяем. Эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира». Гегель сближает понятие «Абсолютной идеи» с понятием Бога. По Гегелю «Царство Отца» (Бог в христианском понимании — Единосущная Троица: «Бог Отец», «Бог Сын», «Бог Дух Святой») - это бытие Бога до сотворения мира (пребывание Его (или Абсолютной идеи) в сфере логических категорий, в чистом мышлении). «Царство Сына» - створённый мир. Христос умирает в этом мире и воскресает в «Царстве Духа», которое представляет собой синтез первых двух царств. Гегеля никак нельзя назвать ортодоксально (орто -прямой, правильный; докса — мнение) верующим человеком — у него своё представление о Боге, не совпадающее с учением Церкви: в отличие от теистического Бога, «Абсолютная идея» саморазвивается; она обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека она (Абсолютная идея) осуществляется как внутренне закономерная необходимость.

Возвращаясь к гегелевскому взгляду на природу следует отметить, что, по Гегелю, природа сама по себе не развивается, «она осуждена на вечное повторение одних и тех же процессов» - развивается лишь понятие как таковое.

В своей философии природы, Гегель в частности показывает, что переход от неживой природы к живой природе есть завершение природного процесса. «Дух выходит таким образом из природы». Если посмотреть на развитие Абсолютной идеи с точки зрения закона «отрицания отрицания», то «видим» следующее: тезис — это развитие Абсолютной идеи «в собственном лоне», т.е. её категориальное самопознание, (её развитие в области чистого мышления). Антитезис — это свободное выделение Абсолютной идеей своего инобытия в виде природы (природа — это отчуждённая, чуждая её (Абсолютной идеи) естественному идеальному бытию форма; природа — это материализованная форма Абсолютной идеи, т. е. - это Вселенная, физическая природа в её космическом масштабе). Синтез — это слияние, соединение тезиса (Абсолютной идеи как чистого мышления) с антитезисом (Абсолютной идеи как природы, материальности) — таковым соединением у Гегеля выступает человек (он обладает мышлением и природным телом).

С появлением из природы человека связано начало заключительного этапа развития Абсолютной идеи. Итак — первая часть философской системы Гегеля — логика (описывает категориальное самопознание Абсолютной идеи); вторая часть — философия природы; третья часть — философия духа, посвящённая рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе её развития, когда она покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т. е. «Абсолютной идеи» преодолевшей своё отчуждение (природную форму), снявшей своё отрицание и развивающейся как самопознание человечества на всём протяжении всемирной истории. Отметим, что история, по Гегелю, - это, прежде всего, - история идей (человечество порождает идеи во всех областях знания). Человечество стремится понять всё и во всех аспектах (в религиозном, в политическом, эстетическом, в экономическом, в философском и т. д.). Человечество стремится понять всё! Но что такое это «всё»? Всё — это и есть Абсолютная идея (так как кроме неё ничего нет, она есть всё, что есть(существует)). Можно подумать, что человечество — это инструмент самопознания Абсолютной идеи. Но, по Гегелю, сознание каждого человека является одним из необозримо многих взглядов Абсолютной идеи на саму себя. Общий разум человечества (всё, что оно знает), таким образом, есть высшая форма развития Абсолютной идеи — именно в человечестве Абсолютная идея достигает сознательности (осознанности) — до появления человечества развитие Абсолютной идеи представляло нечто вроде органического процесса (как например, растёт дерево, не осознавая, что оно существует и растёт).

Третья часть философии Гегеля — философия духа, состоит из учения о субъективном духе (антропоогия, в которой речь идёт об индивидуальном развитии личности, о расовых различиях; феноменология и психология, в которых прослеживается развитие индивидуального сознания), учения об объективном духе (о праве, нравственности и государстве) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «Абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля, - высшие формы самопознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознаёт себя и самоудовлетворяется. Гегель полагал, что возможно полное, окончательное самопознание (познание) Абсолютной идеи. Интересно и логично, что Гегель считал свою философию вершиной и окончанием всего философского развития! - Действительно, условно можно считать, что развитие (самопознание) Абсолютной идеи началось с вопроса к себе «Что я такое?», а философию Гегеля можно рассматривать как исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Отметим, что принято противопоставлять друг другу систему Гегеля (учение об Абсолютной идее) и метод (диалектику) Гегеля. Система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел познанию (и развитию общества). Диалектика предполагает бесконечное развитие, а система завершается исчерпывающим самопознанием Абсолютной идеи.

 

 

Вопрос 16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.012 с.)