Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выписка из рабочей учебной программы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «Основы самопознания и самореализации личности» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью жизни человека является его самореализация. Необходимое условие самореализации – самопознание человека. А для самопознания необходимо овладение теоретическими знаниями всех наук о человеке (психологии, биологии, этики, эстетики и т.д.) Принципиально важно осознать то, что овладение этими знаниями выступает как средство познания студентом самого себя с точки зрения того, что присуще всем людям как представителям человеческого рода. Затем эти знания становятся инструментом, методологией самопознания каждым студентом самого себя с точки зрения уникального, индивидуального, неповторимого. Так, например, чтобы студенту познать свои способности или свой темперамент он вначале должен овладеть теоретическими знаниями о способностях и темпераменте. Поэтому овладение студентами высших заведений знаниями наук о человеке есть не цель образования, а лишь его средство. Цель же высшего образования – самопознание студентами самих себя, самоопределение и создание условий для самореализации. Принципиально важно отметить то, что использование человеком в практической деятельности любых научных знании всегда опосредуется его самопознанием в форме самопроектирования. Ведь все научные знания, используемые человеком, работают на построение дерева целей, определение условий и средств их достижения и выведение возможных следствий из предпринимаемых действий только в процессе проектирования. Поэтому главная задача высшего образования состоит в том, чтобы овладение студентами знаниями различных наук завершалось их самопознанием и самоопределением, выступающих непосредственно основой их самореализации не только в профессиональной деятельности, но и в деятельности общественно-политической, семейной, оздоровительной, досуговой и в других. Учебная дисциплина «Основы самопознания и самореализации личности» рассчитана на студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности «Управление воспитательной работой». Представляя собой особую область знаний, она одновременно предполагает опору на всю систему теоретических знаний наук о человеке. Цель курса – формирование у студентов ориентации на самопознание и самореализацию и воспитание необходимой для этого культуры, опирающейся на овладение теоретическими знаниями наук о человеке, включая знания о науке самосознания и самореализации личности. Задачи курса: 1. Дать студентам представления об основах самопознания и значении его для целостной самореализации личности, в т.ч. для профессиональной деятельности; 2. Дать студентам представления об основах самореализации личности, являющейся подлинным и высшим смыслом человеческой жизни; 3. Помочь овладеть методологической культурой самопознания и самореализации личности, способствовать воспитанию культуры учения, самодисциплинированности, ответственности.
Рекомендации по изучению дисциплины Весь курс целесообразно разделить на два раздела. В первом разделе следует рассмотреть вопросы самопознания личности, во втором - самореализации личности. Особое место в процессе изучения курса необходимо отводить вопросам методологии самопознания личности и вопросам методологии самореализации личности. В процессе организации самостоятельной работы студенты ряд тем должны изучать самостоятельно, написать трактат по самопознанию, а также выполнить ряд заданий по самопознанию и самореализации личности. Студенты очного и заочного отделений выполняют одну отчетность: зачет. Зачет проходит в устной форме, по билетам. Допуском к зачету является написание трактата, законспектированность рекомендованной литературы, работа на семинарских занятиях и выполнение заданий по самопознанию и самореализации личности. Рекомендации по формам контроля и организации Культура учения в себя включает: 1) знание того, ради чего следует учиться и знание того, как учиться; 2) формирование установок на продуктивную учебно-познавательную деятельность и выработку разнообразных рациональных умений учения; 3) воспитание студентом у себя определенных качеств личности, необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности. В формировании учебно-познавательной культуры студентов выделить можно следующие направления. 1.Формирование студентами позитивной мотивации к учебно-познавательной деятельности, вытекающей из а) признания огромной ценности знаний в жизни человека, б) из понимания того, что успешность в любой деятельности сегодня находится в прямой зависимости от знаний и степени овладения им и в) из осознания того, что сама по себе учебно-познавательная деятельность – один из основных источников высоких наслаждений, удовольствий в жизни. Если студент не сумел превратить учение в источник радости, если дл него учение – это мучение, то он поистине несчастный человек, это несостоявшийся студент. Важнейшей составляющей позитивной мотивации студентов является правильное определение своего отношения к выбранной специальности, к своей будущей профессии. И если Вы в будущем даже не собираетесь работать специалистами по связям с общественностью или международным отношениям, вы должны осознать уникальность того образования, которое получаете (ИСОбр). Институт – это одна из немногих в стране образовательных структур, которая дает относительно целостную систему теоретического и технологического знания о человеке. Это знание Вы можете использовать в любой профессии, связанной с системой «Человек-человек». Вы его сможете использовать также для оказания действенной помощи родным и близким и самим себе. Мотивация студентов определяется также существующей системой вознаграждения за учебный труд и другими факторами. 2. Направление воспитания у студентов учебной культуры связано с формированием у них способности самоуправлять своей учебно-познавательной деятельностью. А это предполагает: выработку умений определять цели познавательной деятельности и средства их достижения, умений прогнозировать и планировать свою познавательную деятельность, а также осуществлять за нею постоянный самоконтроль и объективную самооценку ее результатов. В основе самоуправления познавательной деятельностью студентов лежит внешнее управление ею, но самоуправление студентов обладает относительной самостоятельностью. Каждому студенту очень важно понять, что достижение в жизни любых успехов в решающей мере зависит от уровня развития его способности к самоуправлению своей деятельностью. Еще один из первых философов Древней Греции Пифагор советовал: «Будь повелителем самого себя: царствуя и благоуправляя собою, ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность». Управлять своей жизнедеятельностью – значит строить ее сознательно, быть ее полноценным субъектом, быть хозяином своей жизни, значит быть личностью. Поэтому студент с низким уровнем развития способности к самоуправлению своей учебно-познавательной деятельностью - это в лучшем случае полусубъект, полуличность, т.е. незрелый студент. Через самоуправление студентом своей учебно-познавательной деятельностью реализуется волевое начало его личности, ибо самоуправляться – значит выполнять одни действия и ограничивать себя в отношении других действий. Управлять своей учебной деятельностью – значит целенаправленно усваивать общественно-исторический опыт, культуру и формировать свой индивидуальный опыт, свою личностную культуру. Усвоение студентом культуры, знаний, информации обеспечивается использованием учебной технологии, включающей следующие этапы: 1. Целенаправленное восприятие информации (на лекциях, при чтении научной и учебной литературы и т.д.), т.е. первичное ознакомление с учебным материалом; 2. Осмысление учебного материала и обязательное понимание его нередко сопровождающиеся постановкой проблем «для себя»; 3. Специальная работа по закреплению и запоминанию информации; 4. Определение своего отношения к усвоенной информации через критическое отношение к ней. Результатом этой духовной работы студента должно быть: либо принятие определенных знаний и превращение их в собственное убеждение, либо не принятие и отрицание их; 5. Использование студентом усвоенного знания в своей познавательной и практической деятельности. Представленная здесь общая технология усвоения студентом научных знаний выступает как основа его учебно-познавательной культуры, как формула успеха в учебной деятельности. Все знания, которые усваиваются студентами в процессе учебы, делятся на: предметные знания, оценочные, методологические и технологические и проектные. Усвоение студентами знаний «запускается» целями и задачами, которые педагоги ставят перед студентами. Решение этих задач предполагает определенные учебные действия студентов. Это: 1) осознание цели решения задачи; 2) построение плана поиска решения; 3) поиск вариантов решения; 4) оценку полученного результата решения. 3. Направление когнитивного воспитания студентов связано с овладением ими культурой развития таких познавательных способностей человека как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Одна из причин неуспеваемости студентов – это низкий уровень культуры развития познавательных процессов, невладение рациональными способами их развития. Рассмотрим кратко развитие познавательных способностей студентов. Восприятие. Оно включает в себя не только получение чувственных данных посредством таких персептивных действий как обнаружение, опознание, различение, но и осмысление (апперцепцию) их. Поэтому продуктивность восприятия зависит, прежде всего, от сознательного отношения к воспринимаемой информации, от четко поставленной цели, от способности при работе с информацией связывать общие положения с чувственно-конкретными образами, т.е. от способности студента под общие положения подводить примеры. Внимание – это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Невоспитанность внимания, неумение сосредоточиться на определенном объекте при одновременном отвлечении от других объектов, рассеянность – одна из причин плохой успеваемости студентов. Память – отражение опыта человека путем запоминания информации, ее сохранения и воспроизведения. Принципиально важно отметить то, что способность человека мыслить в решающей мере зависит от того, насколько хорошо он может вспомнить прошлый опыт. Запоминание зависит от многих условий: от степени осмысленности запоминаемой информации, от осознания значимости ее для себя, от ассоциативных связей, например, по сходству и др. Следует запомнить: механическое запоминание информации через повторение без его осмысления - бесполезно. Мышление – это интеллектуальная способность человека опосредованно отражать действительность посредством языка. В основании мышления лежат, прежде всего, такие операции как анализ и синтез, различение и отождествление явлений. Мыслить – значит вычленять отдельные явления, свойства и отношения и устанавливать между ними связи. Это – логические связи между фактами в процессе описания явлений, связи между понятиями и суждениями, абстракциями, связи между общими положениями, понятиями и фактами. Если через связи понятий у студентов формируется система знаний, то через связи понятий с фактами (примерами) обеспечивается понимание их и формируется живое знание. Мыслить – это также устанавливать логические связи между целями, средствами их достижения и результатами, как в процессе проектного познания, так и в процессе практической деятельности. Основным условием развития у студентов мышления является овладение ими методами научного познания: философскими, общенаучными и специально-научными. «Уже лучше совсем не помышлять об отыскании, каких бы то ни было истин, чем делать это безо всякого метода» – утверждал французский философ Р. Декарт. На мой взгляд, студенты ИСОбр больше учатся тому, как запомнить какую-либо информацию, изложить ее на семинаре или экзамене и очень мало учатся мыслить, т.е. выявлять связи понятий, и связывать понятия с чувственными образами соответствующих явлений и мыслить проектно, технологически, т.е. как применять знания. Одной из форм мыслительной деятельности студентов является рефлексия. Рефлексия в процессе учения нацелена, прежде всего, на предметное самопознание своих познавательных способностей, своей учебно-познавательной деятельности и на самооценку этой деятельности. Адекватная самооценка студентом своего учения – важнейшее условие ее продуктивности, успешности, основа самопроектирования этой деятельностью и самоуправления ею. 4. Направление воспитания у студентов когнитивной культуры связано с их работой: на лекциях и семинарах, с подготовкой к зачетам и экзаменам и с работой с учебной и научной литературой. а) С понятием лекции связаны 3 вида деятельности студентов: слушание лекции, конспектирование и работа над конспектом лекции. Одна из причин плохой успеваемости студентов – неумение сосредоточиться на лекции, частая отвлекаемость для беседы с другими студентами, занятие посторонними делами. Сосредоточенность студента на лекции – показатель его развитой воли. Далее. Внимательное слушание лекции должно сопровождаться конспектированием лекции. Главное в конспектировании – это воспроизведение логики размышлений педагога и основных его мыслей. Лекции, на мой взгляд, имеют неоспоримое преимущество перед учебниками. 1. В лекциях педагог дает материал в наиболее систематизированном виде; 2. Лекция – это живой контакт студентов с педагогом, часто с богатым жизненным опытом и внутренним миром; 3. Педагогу всегда можно задать вопрос, вступить с ним в дискуссию. Но самое важное – это своевременная критическая обработка конспекта лекции, либо в день слушания, либо не позже чем на следующий день, пока сведения в памяти еще свежи. Если этого не делать, то через несколько дней из конспекта как бы «улетучивается» чуть ли не половина информации. Кроме того, в процессе переработки лекции студентом ставятся вопросы и формируется потребность в слушании очередной лекции. Своевременная творческая переработка лекционной информации – важнейший метод учения, самообразования студентов. Что же касается использования конспектов других студентов, то оно, на мой взгляд, малопродуктивно. Чужой конспект – это мертвое знание, ибо оно не сопровождалось такими действиями как слушание, осмысление в ходе слушания и конспектирование. б) Семинар – вид учебно-познавательной деятельности, в ходе которого происходит профессиональное использование студентами теоретических знаний в учебных условиях. Использование знаний выражается в свободном владении студентами понятиями, языком той или иной науки. На практических занятиях студент учиться ставить вопросы и искать на них ответы, отстаивать свою точку зрения и опровергать точку зрения оппонента и т.д. Начинать подготовку к семинару надо с воспроизведения материала лекции, а затем изучать дополнительную литературу. Это способствует расширению и углублению знаний, их повторению и закреплению. в) Как готовиться к зачетам и экзаменам? Если студент в течение семестра регулярно занимался (посещал лекции, конспектировал их, изучал дополнительную литературу и т.д.), то зачеты и экзамены для него – это средство систематизации своих знаний, углубления и закрепления и устранения пробелов. И сдача их обычно доставляет удовлетворение. Если же студент в течение семестра почти не занимается или занимается от случая к случаю, то сессия для него превращается в штурм: студент лихорадочно переписывает чужие конспекты или ксерокопирует их и пытается за несколько дней усвоить море информации, что невозможно. Остается одно механическое запоминание материала фактически без его понимания. Сдача экзамена таким студентом и для педагога и для самого студента часто – сущая пытка. Но самое печальное состоит в том, что такой студент уже на 2-3 день после сдачи экзамена фактически начисто забывает все то, чем он за несколько дней набил свою голову. Зачем тогда учиться? Мой метод подготовки к экзамену был прост. Вначале готовил ответы на все вопросы. После этого садился где-то в уединенном месте и вслух отвечал на вопрос так, как будто я отвечаю на экзамене. Чего не знал – записывал и затем устранял пробелы. г) Важнейшим условием успеха в учебно-познавательной деятельности является овладение методами рационального чтения или воспитание культуры чтения. Книга – основной источник информации не только в студенческие годы, но и на протяжении всей жизни. Надо научиться читать сравнительно быстро, выделять в массиве информации главные сведения, выписывать их и обязательно критически осмысливать. Я считаю, что творческое чтение литературы – основной способ образования и познания студентом мира и важнейший источник познавательных наслаждений. Курс «Основы самопознания и самореализации личности» нацелен на воспитание у студентов таких качеств как: потребность в поиске истины, познавательный интерес, самоуправляемость, целеустремленность, самоорганизованность и самодисциплинированность, уверенность в себе, систематичность и регулярность в работе, креативность, потребность применять полученные знания на практике, ответственность за результаты своей учебно-познавательной деятельности перед самим собой, коллективом, близкими, обществом. Воспитание студентами этих качеств – основное направление их когнитивного самовоспитания. Воспитание и самовоспитание студентов в учебно-познавательной деятельности или их когнитивное воспитание, на мой взгляд, следует рассматривать как основное направление их профессионального воспитания и самовоспитания в ВУЗах.
Аттестационные материалы Для оценивания знаний студентов и их отношения к изучению дисциплины используется рейтинговая технология. Определены следующие показатели (критерии), выраженные в баллах: 1. Посещение занятия (лекции или семинара) – +5 баллов; 2. Пропуск занятия – -5 баллов; 3. Опоздание на занятие – -3 балла; 4. Работа на семинаре – +5 баллов; 5. Подготовка доклада к семинару – +5 баллов; 6. Своевременная сдача трактата – +12 баллов; 7. Несвоевременная сдача трактата – -12 баллов; 8. Своевременное выполнение работы по конспектированию литературы – +7 баллов; 9. Несвоевременное выполнение работы по конспектированию литературы – -7 баллов; 10. Своевременное сдача теста по самопознанию – +5 баллов; 11. Несвоевременное заполнение теста по самопознанию – -5 баллов; 12. При заполнении дидактического теста: 80% и более правильных ответов – 10 баллов; 70-79% – 7 баллов; 60-69% – 5 баллов; менее 60% – 0 баллов. Баллы складываются таким образом, что если студент за что либо получил +5 баллов и -5 баллов, то в итоге у него оказывается 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент – 150-160. Для допуска к зачету необходимо на брать 100 баллов. Рейтинговая технология – это постоянно действующий контроль за деятельностью студентов, она способствует развитию их соревнования между собой и с самими собой, воспитанию таких качеств как самоорганизованность, ответственность, способность к самоуправлению и др
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Предмет, цель, задачи и практическое значение курса «Основы самопознания и самореализации личности». Движущие силы самопознания Роль в самопознании одиночества. Противоречие человека между его ориентацией на самоопределение, самовоспитание и самореализацию и недостаточностью его знании о том, кто он такой, почему от такой и каким от хочет, может и должен стать – основное противоречие самопознания. Оно реализуется через конкретные противоречия: а) противоречия между стихийной, иррациональной стороной жизнедеятельности индивида и концептуальной; б) между иррациональной стороной жизни индивида в виде своеобразных «призраков» или «идолов» и развивающимся у него концептуальным сознанием; в) между наличными способами, технологиями жизнедеятельности человека и стремлением и формированию новых, определяемых его Я – идеальным; г) между стремлением индивида к самореализации и трудными состояниями его души; д) между метафизичностью прошлой жизни индивида и диалектичностью его мышления сегодня.
5. Самопознание, познание других людей и образование Концепция самопознания как методология познания других людей. Роль сравнения в самопознании и познании других людей. Познание других на обыденном уровне и на научном уровне. Науки о человеке (общественные и естественные) как методология самопознания и познания других людей. Роль в самопознании образования.
Сущность самореализации Понятие самореализации. Самореализация индивида, его жизнедеятельность и самоосуществление. Самореализация как продуктивное самоосуществление. Самореализация и самоактуализация. Самореализация, свобода и необходимость. Самореализация и ответственность. Самореализация, саморазвитие и самофункционирование. Возникновение, становление, продуктивное самофункционирование, самосовершенствование как этап саморазвития индивида. Самореализация и самоутверждение. Самореализация и самоотчуждение личности.
Структура самореализации Блоки самореализации и ее элементы. 1. Эзотерическая (внутренняя) самореализация: концептуальная или самопознавательная самореализация, самовоспитательная самореализация, самообразовательная самореализация, оздоровительная самореализация и их взаимосвязь. Концептуальная самореализация как системообразующий вид эзотерической самореализации. 2. Экзотерическая (внешняя) самореализация. К первой группе видов этой самореализации относятся: бытовая, экономическая и досуговая самореализация, ко второй – профессиональная, общественно-политическая (гражданская), семейная, коммуникативная и экономическая самореализация. Системообразующий фактор в экзотерической самореализации – профессиональная самореализация, но могут быть и другие ее виды. 3. Базовая самореализация: познавательная самореализация, нравственная и эстетическая. Системообразующий фактор базовый самореализации – познавательная самореализация. Переживание удовлетворения полнотой жизни – высший смысл целостной самореализации человека. Препятствия самореализации человека.
Литература 1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.1. Самопознание [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 1998. – 286 с. – Гл.1. § 1. 2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн. 5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов. Ч. 2 [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – С. 146 – 161. 3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.В. Байлук. – М., 2002. – С. 12 – 17. Проблемные вопросы 1. Каковы основания сведения субъекта и объекта самопознания к сознанию? 2. Какую роль играет знание Я – универсального в познании Я – уникального? 3. Как соотносятся Я – инвариантное и Я – сущностное? 4. Как связано Я – управляющее с самоопределением личности? 5. Проиллюстрируйте на примере включенность человека в качестве субъекта или объекта в те или иные виды деятельности. 6. Как вы понимаете идею о том, что степенью развития атрибутов жизнедеятельности индивида определяется мера человеческого в человеке? 7. Проиллюстрируйте на примере взаимосвязь антропогенных и социокультурных Я. 8. Как соотносятся Я – зеркальное и Я – отраженное человека? 9. Окно Джогари. 10. «Мы ничего о самих себе не знаем, не знаем, что такое движение, жизнь, чувство и мысль … мы слепцы, которые ходят и рассуждают ощупью» (Ф.Вольтер, французский писатель и философ. 1694 – 1778). – Прокомментируйте. 11. Доклад «Оценка подхода и объекту самопознания В.Г. Маралова»
Литература 1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.2. Самопроектирование [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 1999. – С. 25-113. 2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 1. С. 177-201; Часть 2. С. 161-171. 3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – Гл.3. С. 27-46. 4. Чернявская, Г.К. Трудный путь к самому себе [Текст] / Г.К. Чернявская. – СПб., 1994. – Гл.2. 5. Шевцов, А.А. Введение в самопознание [Текст] / А.А. Шевцов. – СПб., 2003. – Раздел IV. С. 557-571. Проблемные вопросы 1. Как соотносятся сознательное самопознание и научное? 2. Является ли воспоминания о себе самопознанием? 3. Какова структура объекта самонаблюдения? 4. Какова роль в самопознании вопросов? 5. Как соотносятся эмпирическое и теоретическое самопознание? 6. Как соотносятся самооценка на концептуальном и иррациональном уровнях самопознания? 7. Какова роль самооценки в оценке человеком других людей и оценки других людей в самооценке?
Темы докладов 1. Самодиагностирование. 2. Самопрогнозирование. 3. Самоцелеполагание. 4. Самопланирование. 5. Выбор и принятие решения. Для каждого докладчика определяется оппонент.
Литература 1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.1. Самопознание [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 1998. – С.48-68. 2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 2. С. 171-179. 3. Берн, Э. Познай себя [Текст] / Э. Берн. – Екатеринбург, 2003. 4. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – С. 32-36. 5. Шевцов, А.А. Введение в самопознание [Текст] / А.А. Шевцов. – СПб., 2003. – Раздел IV. С. 561-568. Проблемные вопросы 1. Когда в жизни человека начинается самопознание? 2. Почему одиночество выступает фактором детерминации самопознания? 3. Образование – это условие самопознания или его движущая сила? 4. Как противоречие между стихийной стороной жизнедеятельности человека и концептуальной стимулирует самопознание? 5. Почему познание и преодоление трудных состояний души человека выступает движущей силой самопознания? 6. Каков механизм диалектизации метафизических структур сознания человека? 7. Как соотносятся самопознание человеком всего негативного в себе и очищение от него?
Литература 1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2001. – Гл.1. С. 7-58. 2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 2. С. 201-214. 3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – С. 60-88. 4. Чернявская, Г.К. Трудный путь к самому себе [Текст] / Г.К. Чернявская. СПб., 1994. – Гл.2. Проблемные вопросы 1. Как соотносятся понятия «самореализация» и «жизнеосуществление»? 2. Как соотносятся самореализация и самоактуализация? 3. Что является основанием свободной самореализации человека? 4. Как соотносятся саморазвитие и самофункционирование человека? 5. Как соотносятся становление человека и его формирование? 6. Как соотносятся самосовершенствование и самовоспитание человека? 7. Как соотносятся самоотчуждение и самоутверждение человека? Литература 1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2001. – С. 32-58. 2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 2. С. 214-220. 3. Голубчиков, А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) [Текст] / А.Я Голубчиков. – Челябинск, 1993.
Проблемные вопросы 1. Как соотносятся концептуальная самореализация и самообразовательная? 2. Как соотносятся концептуальная и самовоспитательная самореализация? 3. Как соотносятся бытовая и досуговая самореализация? 4. Раскройте взаимосвязь профессиональной и общественно-политической самореализации. 5. Каково соотношение семейной и бытовой самореализации? 6. Раскройте взаимосвязь познавательной и нравственной самореализации. По всем перечисленным вопросам студентам дается домашнее задание для подготовки небольших сообщений. 4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ Темы, вынесенные на самостоятельное изучение (для студентов очного отделения) 1. Самоуправление деятельности студента. 2. Самодиагностирование деятельности студента. 3. Самопрогнозирование студента. 4. Самоцелеполагание студента. 5. Планирование студентом своей жизнедеятельности. 6. Выбор и принятия студентом решения. 7. Механизмы реализации студентом своих проектов. 8. Установка как способ перехода от самопроектирования к самореализации студента. 9. Самоорганизация и самодисциплина студента. 10. Самостимулирование студента. 11. Контроль и самооценка студента. 12. Соотношение самоопределения и самопроектирования студента. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение (для студентов заочного отделения) 1. Самоуправление деятельности студента. 2. Самодиагностирование деятельности студента. 3. Самопрогнозирование студента. 4. Самоцелеполагание студента. 5. Планирование студентом своей жизнедеятельности. 6. Выбор и принятия студентом решения. 7. Механизмы реализации студентом своих проектов. 8. Установка как способ перехода от самопроектирования к самореализации студента. 9. Самоорганизация и самодисциплина студента. 10. Самостимулирование студента. 11. Контроль и самооценка студента. 12. Соотношение самоопределения и самопроектирования студента. 13. Уровни и методы самопознания. 14. Движущие силы самопознания. 15. Сущность, структура и функции Я-концепции.
Примерные темы контрольных работ 1. Самоцелеполагание студента. 2. Самопланирование студентов своей учебной деятельности. 3. Выбор и принятие решения. 4. Контроль и самооценка студента. Объем работы – 7-8 страниц. Примерные темы рефератов Все студенты пишут трактат на 12-15 страницах «Самопознание моих деятельностных Я». Перечень тестов Познавательные тесты 1. Изучение способности к самопознанию с помощью опросника «Что значит познать себя?» (по А.Н. Красило) – (См.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002. С. 189-193). 2. Упражнение с идеальной моделью (из арсенала психосинтеза). (См.: Маралов А.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002. С. 222-226). 3. О самоактуализации личности (См.: Маслоу А. Психология бытия. «Рефл.-бук.». «Ваклер», 1997. С. 283-300). 4. Дидактический тест по дисциплине. График выполнения самостоятельной работы Контрольную работу (трактат) на тему «Самопознание своих деятельностных Я» все студенты очного отделения выполняют в течение 1 семестра и сдают за 3 недели до зачетной недели. Первый тест используется после завершения 1-й части курса «Основы самопознания». Второй и третий тесты используются после завершения чтения 2-й части курса «Основы самореализации личности». Дидактический тест используется после изучения всего курса. Он позволяет студентам выявить пробелы в своих знаниях и лучше подготовиться к зачету. Конспекты дополнительно законспектированной литературы студенты сдают через 7 недель после начала занятий.
Примерные темы выпускных квалификационных работ 1. Условия самореализации социальных работников (педагогов) в научно-исследовательской деятельности. 2. Самопроектирование социальных педагогов (работников) в процессе учебной деятельности как средство развития их креативности. 3. Формирование у социальных работников (педагогов) познавательной компетентности как условие их профессиональной самореализации. 4. Соотношение управления и самоуправления в самостоятельной работе социальных педагогов (работников). 5. Нравственное воспитание и самовоспитание социальных работников (педагогов) в процессе профессиональной подготовки. Вопросы для зачета по курсу «Основы самопознания и самореализации личности» (для студентов очного и заочного отделения) 1. Субъект и объект самопознания и я человека. 2. Я – единые и их специфика. 3. Я – множественные и их специфика. 4. Я – зеркальное и Я – энигматическое. 5. Стихийное и сознательное самопознание. 6. Предметное самопознание и его методы. 7. Оценочное самопознание и его основания. 8. Проектное самопознание и его технология. 9. Самодиагностировние, самопрогнозирование и самоцелеполагание. 10. Самопланирование, самомоделирование, выбор и принятие решения. 11. Соотношение самопроектирования и самоопределения. 12. Движущие силы самопознания. 13. Самопознание, познание других людей и образования. Окно Джогари. 14. Самопознание, науки о человеке и образование. 15. Сущность, структура и функции Я – концепции. 16. Значение самопознания и его трудности. 17. Сущность самореализации. 18. Самореализация, свобода, необходимость и ответственность. 19. Самореализация и саморазвитие личности (этапы саморазвития). 20. Самореализация, самоутверждение и самоотчуждение. 21. Структура самореализации. 22. Соотношение самопознания, самовоспитания и самореализации личности. 23. Методы самореализации личности. 24. Трудности самореализации. &nbs
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.015 с.) |