Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистика и методическое обеспечение учебникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любые дидактические приемы — популярный стиль изложения и всевозможные ораторские техники, педагогические наставления, иллюстративный материал и конкретные примеры — должны играть вспомогательную роль и быть подчинены главной задаче — систематическому изложению базовых основ научного знания. В стилистике учебника не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. В нем 7Б7 не должно быть приемов псевдодоверительного разговора с читателем, при котором дополнительный материал (наполнитель, «вода») поглощает, мешает восприятию, отодвигает на второй план содержание. В учебнике необходимо избегать другой крайности — научного канцелярита, т.е. засуше-ных академических фраз, абстрактных проблем, схоластических рассуждений. Язык повествования в учебнике должен отвечать нормам русского литературного языка. Каждое из вводимых понятий должно быть расшифровано и иллюстрировано конкретными примерами. После определения понятия и примеров должно следовать рассмотрение связанных с ними проблем, с которыми сегодня сталкивается российское общество. В каждом тематическом разделе учебника должны быть выделения ключевых понятий и теорий, которые включаются в терминологический словарь в конце учебника. Должны прилагаться списки источников и рекомендуемой литературы. К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценностно-эмоциональные. При этом от автора не требуется весь набор методических приемов. Часть заданий должна ориентироваться на работу с научным аппаратом, часть — на анализ и осмысление жизненных ситуаций. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимся принимают участие родители и родственники, например, обсуждение семейного бюджета. Система научного знания представляет собой неотъемлемый компонент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, как писал в свое время ведущий американский социолог Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество не вырабатывает механизмы овладения научными знаниями каждый раз заново, не начинает поиск истины с нуля. Преемственность знаний, как и преемственность поколений, составляет основу культурного генофонда нации. Функция высшего и среднего образования заключается именно в сохранении и передаче культурного наследия. Не следует ли отсюда, что учебный курс только консервирует знания, причем такие, которые доступны непосвященным? Действительно, аудитория преподавателя — сообщество непрофессионалов, которые далеко не все понимают из того, что создают профессионалы. Преподаватель заведомо идет на профанацию академических знаний, на их упрощение и схематизацию. Но где границы подобной профанации? От любого преподавателя в США требуют изложения основ «чистой», т.е. фундаментальной, науки, конечно же, с массой конкретных примеров (можно из собственных исследований). Так закладываются культура мышления студента, основы социологического видения мира. А вот уже в дополнение к базовому курсу (но именно в дополнение) тот же преподаватель читает спецкурс. Чему он посвящен? Разумеется, результатам его исследовательской деятельности. Ведь в США социолог — одновременно преподаватель и исследователь, а университет — кафедра и лаборатория. Требования к учебному курсу и учебнику Учебный курс и учебник, в отличие от научной монографии, статьи, популярной книги или публистического эссе, характеризуются рядом черт, которые можно считать обязательными требованиями. Рассмотрим их. 1. Учебник и учебный курс должны отражать общепринятое, устоявшееся научное знание. 2. Стиль, способ и логика подачи материала в учебнике или учебном курсе должны быть иными, нежели в научной монографии или научной лекции. Учебнику должны быть присущи строгость определений, систематичность и последовательность изложения материала, где они соседствуют с доступной непосвященному человеку простотой, наглядностью и понятностью. Способ изложения материала предполагает, что связь понятий, их определение, последовательность тем в учебнике или учебном курсе должны быть иными, нежели в монографии. Для монографии действуют правила «логики открытия», для учебника и брошюры — правила «логики обоснования». Ученый совершает научные открытия совершенно иначе, нежели рассказывает о них. Демонстрация открытия опирается совсем на другие законы, законы иного жанра. Правда, и в учебном курсе должны сохраниться такие качества, как выводимость понятий, их логическая последовательность и систематичность, четкая дефинированность понятий. В монографии многие или большинство терминов не определяются. Автор подразумевает, что они и так известны специалисту. В учебнике (но не в брошюре) все вновь водимые понятия должны определяться и сопровождаться конкретными примерами. 3. Учебный курс должен подчиняться не только законам науки, но и законам культуры. Учащиеся — представители вполне конкретной культуры,выразители традиций своего народа. Для русских свойственно больше углубляться в философские тонкости предмета, докапываться до корней, решать «последние вопросы мироздания». А для прагматичных американцев необходимо только то, что пригодится им вжизни, что сработает на практике, что они смогут легко запомнить и затем применить в бизнесе. Стало быть, и учебные курсы для разных аудиторий должны быть разными. Но разными не только по стилю, манере изложения, философской глубине. Не меньшее значение имеет тематика. Скажем, расовые отношения и феминизм — неотъемлемые черты американской культуры. Это то, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. А вот «дедовщина» или культура труда более актуальны для нас. Естественно, что в содержании учебных курсов должна найти отражение прежде всего своя собственная культурная специфика. 4. Учебник и учебный курс в отличие от научной монографии должны бытьуниверсальными. Если вы найдете монографию, где излагаются все или большинство понятий социологии, знайте, что это вовсе не монография, а учебник. Учебник универсален в двух отношениях — по широте охвата научной тематики (в этом смысле учебник — микроэнциклопедия) и по способности соединять различные миры: научный и бытовой. G9 Вопросы для повторения Вопросы для повторения выполняют роль познавательных раздражителей. Это как кнопки в стуле — сел, вскрикнул, обратил внимание, произвел действие. Вот так и вопросы. Пока читаешь текст, на многое не обращаешь внимания. Вопросы располагаются в конце книги, они должны быть элементарными, например, «что такое социология марксизма?» В отличие от заданий, интеллектуальных головоломок, вопросы, а их можно назвать «бродилками», обращены не к интеллекту, а к нашей памяти: надо либо вспомнить, либо вернуться к тексту, найти нужное место, где помещена вопрошаемая информация, и ответить. Таким способом учебный материал лучше усваивается и систематизируется. Типология учебников Различные виды учебников социологии, выходящие за рубежом, можно классифицировать по следующим основным типам или ступеням: 1) для старших классов общеобразовательных школ (самый простой и доступный учебник); 2) для лицеев, гимназий, колледжей и университетов несоциологического профиля (инженерных, искусствоведческих и т.п.). Это более сложный по материалу учебник; 3) для бакалавров социологических факультетов университетов и колледжей (это профессиональное, написанное соответствующим языком введение в дисциплину); 4) для магистров и аспирантов специализированные по областям учебники, например, по методологии, социологии семьи, социологии труда, статистике и т.д. (самый сложный тип). Типы учебников по степени сложности Первая ступень Введение в социологию — учебники для 10—11 -го классов общеобразовательной школы. Простейший вид, масса иллюстраций, задач, конкретных примеров. Самые общие сведения о социологии. Вторая ступень Основы социологии — учебник для колледжей, техникумов и институтов, не готовящих профессиональных социологов. Он сложнее, чем школьный. В нем также много иллюстраций, но тексты пространнее и сложнее. Третья ступень Социология — учебник для вузов, готовящих профессиональных социологов. Общий курс социологии включает подробные тексты, достаточно сложные, с графиками, таблицами, моделями. Пример — учебник М. Смел-зера. Четвертая ступень Социология семьи — курс методологии, социологии семьи, посвященный девиантному поведению, — и другие учебники для аспирантов. Общих курсов уже нет. Есть отраслевые продвинутые. Излагаются все социологические теории, наработанные в данной отрасли знания. Для науки будущего нужны самые разные учебники. Одни должны излагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя со- временные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами социологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально социологией впредь заниматься не будет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать будущих профессионалов, т.е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах — промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимости, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о науке. Вторые идут дальше и формируют логику мышления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят студента в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитического мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продвинутого типа дает теоретико-методологические основы знания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.66 (0.007 с.) |