Интеллект как ментальный опыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллект как ментальный опыт



Признание человека субъектом связано с понимаем того, что он является автором, инициатором собственной активности. Субъектный подход в психологии означает, что на первый план выходит проблема внутренних психических ресурсов человека, которые выступают в качестве основы его жизнедеятельности. Важен поиск тех общих за­кономерностей, которым подчинены формирование, устройство и функционирование «внутренних условий» деятельности. Понятие «субъект» также акцентирует индивидуальное начало человеческой активности, связанное с индивидуально-своеобразными характеристиками «внутренних условий» его деятельности.

Субъектный подход в психологии интеллекта, подчеркивая значение внутренних условий интеллектуальной деятельности, тем самым превращает в предмет психологического исследования внутренние интеллектуальные ресурсы конкретного человека, которые «изнутри» инициируют и регулируют его интеллектуальное поведение.

В традиционных психологических исследованиях интеллект определяется как совокупность его свойств:

· в тестологии – как совокупность результативных свойств (через по­казатели успешности и скорости решения тестовых задач);

· в экс­периментальной психологии – как совокупность функциональных свойств (через проявления интеллектуальной деятельности в виде умственных действий, когнитивных функций, элементарных процессов переработки информации, системы познавательных процессов и т. д.).

Однако при таком подходе оставался открытым вопрос о том, что лежит в основе свойств интеллекта, которые проявляются в особенностях интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях.

В рамках онтологической теории интеллекта М.А. Холодной, которую мы рассмотрим в данной главе, обосновывается положение о том, что психическим носителем свойств интеллекта выступает индивидуальный ментальный (умственный) опыт.

По своему онтологическому статусу интеллект – это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, особенности состава и строения которого предопределяют свойства интеллектуальной деятельности и, как следствие, продуктивность интел­лектуального поведения.

По своему назначению интеллект – это общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек:

· воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее;

· какие решения принимает;

· насколько эффективно действует в тех или иных конкретных ситуациях (прежде всего новых, сложных, необычных).

Ментальный опыт одновременно содержит:

· прошлое человека (в виде накопленных на определенный момент времени ментальных структур);

· настоящее (в виде ментальных новообразований в процессе актуальной интеллектуальной деятельности);

· будущее (в виде предвосхищения последствий происходящего и прогноза возможных событий).

В онтологической теории интеллекта его устройство, как особой психической реальности, описывается с позиций трех базовых категорий: «ментальные структуры», «ментальное пространство», «ментальная репрезентация» (М.А. Холодная).

Ментальные структуры – это система психических образований, которые в условиях познавательного контакта субъекта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, управление процесса­ми переработки информации и избирательность интеллектуальной деятельности. Само слово «структура» означает «быть построенным». Иными словами, ментальные структуры формируются, накапливаются, видоизменяются в опыте человека в ходе его взаимодействия с предметным миром, миром других людей и миром человеческой культуры в целом. Ментальные структуры – это своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта.

Ментальное пространство – это динамическая форма ментального опыта, поскольку ментальное пространство:

· развертывается наличными ментальными структурами в условиях интеллектуальной деятельности;

· обладает способностью к одномоментному изменению своей топологии, метрики и содержания (имея такие характеристики, как развернутость границ, проницаемость, динамичность, размерность, иерархичность и т. д.) под влиянием субъективных и объективных факторов (аффективного состояния человека, дополнительной информации и т. п.);

· в ментальном пространстве возможны разного рода мысленные перемещения, при этом характер «движения мысли» зависит от меры его развернутости, структурированности и семантической сложности.

Ментальные пространства рассматриваются как области, используемые для порождения и объединения информации. Пространство вызывается к жизни или заполняется с помощью так называемых «построителей пространства» типа «Я считаю, что...», «Давайте представим, что...», «В 2020 году...» и т. д. Еще одной важной функцией ментальных пространств является их участие в создании контекста, который является естествен­ной средой мысли.

Ментальная репрезентация – это актуальный умственный образ того или иного конкретного события, то есть субъективная форма видения, понимания и интерпретации происходящего. Ментальные репрезентации являются оперативной формой ментального опыта, они изменяется по мере изменения ситуации и интеллектуальных усилий субъекта, являясь специализированной и детализированной умственной «картиной» конкретной ситуации. Таким образом, ментальная репрезентация – это конструкция, зависящая от обстоятельств и построенная в конкретных условиях для специфических целей.

Понимание особой роли ментальных репрезентаций в раскрытии механизмов интеллектуальных возможностей человека вынудило некоторых авторов полностью пересмотреть традиционный взгляд на проблему интеллекта. Так, Дж. Браун и Е. Лангер ввели понятие «осмысленности», противопоставляя его традиционному понятию интеллекта. Осмысленность – это состояние, в котором субъект способен строить ментальные репрезентации специфического типа, а именно: он открыт восприятию привычной информации в новом свете, чувствителен к контексту, способен создавать новые категории, имеет представление о множестве возможных перспектив какой-либо ситуации, отличается вариативностью способов мышления и т. д.

В рамках анализа ментальных структур выделяется три уровня (или слоя) ментального опыта, каждый из которых имеет свое назначение (Таблица 6):

· когнитивный опыт – это метальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Их основное назначение – оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях познавательного отражения;

· метакогнитивный опыт – это ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную и произвольную регуляцию процесса переработки информации, а также сознательно управлять работой собственного интеллекта.

· интенциональный опыт – ментальные структуры, которые предопределяют субъективные критерии выбора конкретной предметной области, направления поиска решения, источников информации, средств ее представления и т. д.

В свою очередь, особенности организации когнитивного, метаког-нитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта на уровне частных интеллектуальных способностей – конвергентных и дивергентных способностей, обучаемости, познавательных стилей, а также интегральных способностей – компетентности, таланта и мудрости как проявлений интеллектуальной одаренности.


Таблица 6.

Структура ментального опыта (по М.А. Холодной)

Составляющие ментального опыта Характеристика
Когнитивный опыт Как человек перерабатывает поступающую информацию
Метакогнитивный опыт Может ли человек контролировать работу своего интеллекта
Интенциональный опыт (эмоционально-оценочный) Почему именно так и именно об этом человек думает
Частные интеллектуальные способности Как человек использует свой интеллект в конкретных ситуациях
Интегральные интеллектуальные способности В какой мере у человека проявляются признаки интеллектуальной одаренности

 

Итак, интеллект – это форма организации ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства и выстраивающихся в этом пространстве ментальных репрезентаций происходящего. Особенности состава, строения и эволюции ментального опыта субъекта предопределяют свойства индивидуального интеллекта (результативные, процессуальные, стилевые и т. д.).

Для нас в данном случае важно подчеркнуть следующий момент: если будут созданы условия для формирования основных структур ментального опыта личности, то, следовательно, расширится и усложнится то внутреннее умственное пространство, в рамках которого человек будет строить более объективированный умственный образ той или иной конкретной ситуации. Тем самым мы будем иметь возможность создавать условия для интеллектуального роста личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.01 с.)