Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление личности в процессе взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе общения, межличностного взаимодействия происходит становление личности человека. Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Самооценка развивается путем постепенной интериоризации (перевода во внутренний план) внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. Человек соизмеряет с целями трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться. Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей. Добиться этого, как известно, можно либо с помощью полезных для общества действий – особых достижений в творчестве и труде – либо, не прилагая особых усилий в этих областях, экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения. Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, но и в том, как он поступает. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, и тогда он переносит их решение в план воображения, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Поскольку потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не исчезает, постольку и она реализуется в вымышленном мире – мире фантазии, мечты. В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к общественным делам. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех. Высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей знаимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия. Завышенная оценка своих способностей часто приводит к катастрофе. Такие люди не получают желаемого отклика и признания у окружающих людей, что может способствовать отчуждению от принятых в данном обществе норм поведения и побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые обеспечили бы ему удовлетворение чрезмерных притязаний. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкое самоуважение часто сочетается с отрицательным, недоверчивым и недоброжелательным отношением к другим людям. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Человек всегда стремится к состоянию душевного равновесия и для этого может изменять оценку внешних событий и самого себя, достигая таким путем самоуважения. Самоуважение определяется, прежде всего, системой поступков человека, его собственным жизненным опытом. Убеждения, приобретенные без затрат собственных усилий, быстро оказываются лишенными всякой ценности, а человек – не способным к активному отстаиванию своих убеждений при столкновении с реальными жизненными трудностями. Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке. Таким образом, в процессе общения, межличностного взаимодействия личность возникает, самоутверждается, вступает на путь саморазвития и самосовершенствования. Этому способствует формирование самооценки, самоуважения, уровня притязаний. Став активной зрелой личностью, человек через общение взаимодействует с другими людьми, влияет на них. При этом он не просто обменивается с ними самой различной информацией, но и передает в ходе взаимодействия частичку самого себя, своей личности. Разделяя с другими людьми свой духовный мир, человек обретает свободу самовыражения, самореализации.
Самореализация как внесение социально значимого вклада Качественные преобразования современного мира ставят человека перед необходимостью индивидуального решения сложнейших вопросов, связанных с поиском себя, с определением своих возможностей и желаний, своего места в мире, с выявлением своих точек и направлений роста. Все эти вопросы напрямую связаны с формированием потребности в самореализации, с умением находить, создавать условия, способствующие переводу этой потребности из потенциальной в актуальную, с поиском пространства для самореализации. Проблема самореализации стала одной из центральных в психологии в связи с развитием гуманистического направления в изучении личности. Целью самореализации, по К. Роджерсу, является желание человека стать «самим собой». Причем это стремление заложено в каждом человеке от рождения, и в каждом есть силы, необходимые для развития своих возможностей. Практически все актуальные потребности человека подчинены стремлению раскрывать все свои способности, чтобы сохранять и развивать собственную личность. При этом способствует саморазвитию и самосовершенствованию расхождение представлений личности между «Я- идеальным» и «Я- реальным» (хотя значительное расхождение может служить серьезным препятствием к самоактуализации). Однако нормы общества могут препятствовать процессу самореализации, вынуждая человека принять ценности, навязанные другими. К. Роджерс выделяет следующие личностные характеристики человека, направленного на самореализацию: открытость к переживанию (проявляющуюся во всей полноте способность слышать себя, свои переживания, чувства и мысли), экзистенциальный образ жизни (тенденцию жить полно и насыщенно в каждый момент существования), организмическое доверие (способность принимать свои внутренние ощущения и ориентироваться в выборе поведения на них, а не на внешние обстоятельства), эмпирическую свободу (способность делать свободный и ответственный выбор), креативность. С позиций Э. Фромма, самореализация предполагает наличие продуктивной активности, связанной с удовлетворением ряда потребностей: в установлении связей, привязанности, единения с миром; в трансцендентности, связанной с чувством свободы и собственной значимости; «в корнях» как способности ощутить себя частью мира; в идентичности с самим собой и с другим; в системе ориентации, необходимой для осуществления возможности действовать целеустремленно. О продуктивной самореализации («быть», а не «казаться» и «иметь») можно говорить тогда, когда человек стремится к наивысшим для себя достижениям, творит свою жизнь, пользуясь продуктивной свободой, сочетающей причастность к миру и независимость от него. Наиболее глубокое рассмотрение проблема самореализации получила в трудах А. Маслоу. Он определял самоактуализацию как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение человеком своей миссии, или призвания, судьбы; как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы; как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. А. Маслоу рассматривал человека как «существо желающее», мотивированное на поиск личных целей. Основное внимание он уделял в характеристике самоактуализирующейся личности стремлению к достижению метапотребностей, которые делают жизнь человека осмысленной, наполненной, ведут к вершинным переживаниям. Однако путь к самореализации открывается только после того, как человек удовлетворяет дефицитарные потребности (базовые, насущные). Удовлетворение потребностей этого уровня (физиологических, безопасности и защиты, принадлежности и любви) создает основания для возникновения в дальнейшем высших потребностей (в самоуважении, самоактуализации). Человек получает возможность более внимательно относиться к себе, прислушиваться к собственным чувствам, принимать на себя ответственность за избранный путь. Современный отечественный исследователь Л.А. Коростылева, считая самореализацию необходимым атрибутом развития взрослого человека, определяет этот феномен как «осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация осуществляется тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста. На основании выделенных критериев (удовлетворенность и полезность – продуктивность) Л.А. Коростылева выстраивает структурно-функциональную модель самореализации, что делает возможным определить условия для эффективной самореализации. Согласно этой модели, выбирая пути и средства самореализации, человек соотносит свои желания («хочу» – интересы, желания, влечения, побуждающие к активности; с возможностями («могу» – самопознание своих возможностей, самоотношение, самооценка) и необходимостью, долженствованием («надо» – самоорганизация, включающая в себя саморегуляцию, а также представления о социальном запросе к личности). Содержание этих блоков обусловливается ценностными ориентациями, смысложизненными установками человека, его мотивационно-потребностной сферой. При этом потребность в самореализации осуществляется через потребности в творчестве, социально-преобразовательной деятельности. Условием выбора эффективной стратегии самореализации является устойчивый баланс, гармония блоков «хочу», «могу», «надо». В данных блоках находят выражение личностные характеристики. Свое видение проблемы самореализации представил видный отечественный психолог Д.А. Леонтьев. Он считает, что ни вклад личности в конкретных других, ни вклад в культуру не являются самоцелью, конечной, глубинной мотивационной основой сущностной самореализации личности. Этой основой является вклад личности в человечество в целом, которому она и адресует себя, ибо только таким путем человек способен обрести личное бессмертие. По мнению Д.А. Леонтьева, в основе стремления человека к самореализации лежит не всегда осознаваемое подспудное стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах: как стремление продвинуть знание, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, раскрыть людям смысл и т. д. Автор считает, что именно осознание конечности своего индивидуального существования перед лицом вечности порождает у человека стремление выйти за пределы этой конечности и с наибольшей полнотой реализовать себя в мире в рамках своей исторической жизни». Согласно концепции Д.А. Леонтьева, потребность в персонализации – потребность быть личностью, транслируя себя конкретным другим, – коренится в метаперсонализации – стремлении транслировать себя, свою личность абстрактным другим через ее предметное воплощение в культуре и конкретных других как необходимое промежуточное звено этого процесса. Это субъективная сторона процесса самореализации. Объективная сторона самореализации состоит в следующем: предметные вклады в культуру и в других людей не консервируются в себе. Они распредмечиваются другими индивидами, которые осваивают воплощенные в них сущностные силы и развивают на их основе свои сущностные силы. Самореализация каждой конкретной личности оказывается звеном всеобщего процесса обмена сущностными силами между индивидами. Без такого непрерывного обмена и взаимного обогащения человечество остановилось бы в своем развитии, в своем поступательном движении, и в этом заключается объективный смысл самореализации. При этом самореализоваться сможет тот, кто развил в себе сущностные силы до такого уровня, что они стали в чем-то превосходить исторически накопленные родовые способности человечества, и могут обогатить эти родовые способности. Поэтому самореализация как объективное явление возможна лишь на основе тесно взаимосвязанных потребности и способности быть личностью – потребности и способности внести социально значимый вклад в культуру и в других людей. Значимый для культуры результат деятельности представляется Д.А. Леонтьеву единственным критерием самореализации. Таким образом, самореализация тесно связана с проявлением человеком своих сущностных характеристик, с воплощением в реальность своего потенциала, внесение социально значимого вклада в культуру, общество.
Выводы · Субъектные характеристики человека раскрываются ему в процессе общения, взаимодействия с другими людьми, которые способны создать условия для этого или воспрепятствовать ему, заменив саморазвитие управлением, воспитанием, формированием. · В процессе общения, межличностного взаимодействия личность возникает, самоутверждается, вступает на путь саморазвития и самосовершенствования. Разделяя с другими людьми свой духовный мир, человек обретает свободу самовыражения, самореализации. · Самореализация личности оказывается звеном всеобщего процесса обмена сущностными силами между индивидами. Как объективное явление самореализация возможна лишь на основе взаимосвязанных потребности и способности внести социально значимый вклад в культуру и в других людей.
Вопросы для обсуждения 1. Как взаимосвязаны саморазвитие человека и его общение, взаимодействие с другими людьми? 2. Каковы основные признаки межличностного взаимодействия? 3. Какие выделяются механизмы межличностного восприятия? 4. В чем заключается специфика общения как формы жизнедеятельности личности? 5. Какие выделяются характеристики общения? 6. Как самооценка влияет на развитие человеком себя в межличностном взаимодействии? 7. Как уровень притязаний влияет на развитие человеком себя в межличностном взаимодействии? 8. Как можно охарактеризовать потребность человека в самореализации? 9. Как проблема самореализации представлена в гуманистическом направлении изучения личности? 10.Как проблема самореализации представлена в отечественной психологии?
9. Психологическое время развивающейся личности Человек, который хочет сознательно строить свой жизненный путь, бережно относится к организации времени собственной жизни. В этого главе мы рассмотрим вопросы, связанные с тем, как человек воспринимает и переживает объективное время своей жизни, как он осознает течение этого времени, в чем заключается личностное отношение ко времени, какова психологическая организация и регуляция личностью времени жизнедеятельности. Время в структуре сознания Психологическое время – одна из фундаментальных категорий в психологии, предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований. Психологическое время включает в себя: · оценку одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее; · переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени; · осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости); · осознание представлений о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений, семьи, общества, человечества в целом и т.д Различают квантовый и событийный подходы к анализу психологического времени. В рамках квантового подхода исследуются концепции существования субъективного или объективного кванта времени, представляющего собой единицу временной протяженности. Величина таких квантов варьируется от нескольких миллисекунд до десятилетий. Например, согласно одной из квантовых концепций, длительность временного интервала, наблюдаемого в психической активности, является величиной, кратной длительности элементарного события, а именно временного кванта, предполагаемая длительность которого = 4,5 миллисекунды. С точки зрения событийного подхода особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий (изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека). Особенностью событийного времени является его субъективный характер, длительность и последовательность времени событий зависят от восприятия и переживания их человеком, а не объективно рассчитанным квантом. Согласно В. Ярской-Смирновой, субъективные формы времени связаны с уровнями отражения и переживания времени в психике и сознании человека. Рассмотрим эти уровни: · сенсорное, психическое и психологическое время, которое связано на уровне сознания с внутренней речью; · время психологическое, личностное, связанное с общественно-историческим, обеспечивающее выход из временной структуры субъекта в ритмы культуры и общества; · личностно-экзистенциальная форма времени, выражающая уровень осознания временных рядов и интересов собственного существования. Важнейшее направление исследования времени третьего уровня связано с изучением феномена времени относительно жизни человека. В рамках этого направления можно выделить три основных подхода. Эволюционно-генетический подход рассматривает время как совокупность всех психологических изменений человека в его «объективном биографическом времени» (П. Жане, Ш. Бюлер). Время здесь выступает как объективное условие жизни, независимое от самой личности. Чаще рассматривается ретроспективно, как время прошлое, прожитое, жизненный путь. В настоящее время множество работ посвящены исследованию жизненного пути, стиля жизни, развития личности во времени. Второму подходу свойственна противоположная тенденция: представлять время как субъективное переживание, «психологическое время» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). В рамках этого направления ведется исследование временной перспективы личности, ее будущего (объективные тенденции развития, жизненные планы и цели, предвидение и предвосхищение, целеполагание) как важнейшего фактора регуляции жизнедеятельности (Дж. Кохен, Р. Кнапп, И. Гурбутт). Ведутся также исследования собственно психологического времени, субъективно переживаемых длительности и последовательности событий жизни. Сюда относятся работы, выполненные в рамках событийного подхода. В этом направлении также рассматривается временная перспектива, ибо важнейшие из мотивов, интересов и целей людей ориентированы на будущее, т.е. относятся к ожидаемым событиям и явлениям. Одним их первых, кто подчеркнул роль целей, планов и будущих ожиданий, был К. Левин, создатель теории психологического поля. В работах других исследователей изучались различные аспекты временной перспективы будущего: содержания временных ожиданий, временной протяженности перспективы и последовательности планируемых событий, влияние будущих ожиданий на мотивационный процесс. Так, В. Лене выделял два аспекта временной перспективы будущей жизни: когнитивный, связанный с предвидением будущих событий и планированием деятельности, и аффективный, отражающий эмоциональную установку (положительную или отрицательную) индивидуума относительно своего будущего. Получены данные, что испытуемые, имеющие положительную установку относительно своего будущего, способны добиться больших успехов в грядущей деятельности. Другая важная характеристика будущих ожиданий связана с длиной временной перспективы. Люди, имеющие более длинную временную перспективу, предпочитают ставить цели, которые могут быть реализованы в отдаленном будущем, а имеющие более короткую – кратковременные. Третий подход – личностный – позволяет интегрировать объективное и субъективное время, ретроспективу и перспективу, поскольку во главу угла ставится личность – как активный субъект времени своей жизнедеятельности. Для реализации этого подхода К.А. Абульхановой-Славской разработана концепция личности как субъекта жизни. Для анализа способов организации жизни в этой концепции предложена совокупность трех пространственно-временных ценностно-смысловых образований: «жизненная позиция», «жизненная линия» и «жизненная перспектива». Жизненная позиция – это результирующая достижений личности, она аккумулирует прошлый опыт. Но поскольку данные достижения в направлении самореализации воплощены не только в качестве самой личности, но и в достигнутой ею расстановке жизненных сил, жизненная позиция есть некоторый потенциал для будущего. «Логика», или траектория жизненного движения личности, обозначается как «жизненная линия», которая может иметь восходящий или нисходящий характер, прерывистый или непрерывный (с точки зрения самовыражения, самореализации личности). Жизненная перспектива – это достигнутое качество жизни (ценностное, духовное, материальное), которое открывает личности новые возможности самореализации. Жизненная перспектива не тождественна психологической и личностной перспективе. Психологическая перспектива – это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива – это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т. д.). Такая перспектива может быть даже у личности с бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем (что может быть связано с бедной фантазией). Личностная перспектива – это, прежде всего, свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации времени. Жизненная перспектива не всегда открывается тому, кто обладает психологической перспективой, т. е. способен предвидеть будущее, и даже не тому, кто обладает личностной перспективой, личностными возможностями, потенциалом, зрелостью. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Человек, обладая личностной перспективой при отсутствии выработанной позиции, может быстро исчерпать свои личностные возможности, способности, попадая в периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями или, напротив, бедные событиями, не способствующие развитию. Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему оптимальных (т. е. имеющих множество возможностей) жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью. С позиций концепции личности как субъекта жизни была исследована гипотеза об уровневой структуре и вариативно-типологическом характере времени жизни человека. В.И. Ковалев выделяет следующие уровни организации времени: субъективно-переживаемое, перцептуальное, личностное (или осознаваемое), субъектное и индивидуальностное время. В основе различения уровней лежат различия понятий личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности. Субъективно-переживаемое время – это организация эмоциональных переживаний и ощущений, психическая форма отражения организменного (ритмического, циклического) времени и временных характеристик внешних раздражителей. В основе субъективного времени лежат особенности типа нервной деятельности – темперамента, определяющие эмоциональную возбудимость человека, темп и ритм его психических процессов, т. е. всю динамику протекания психической жизни человека – его эмоций и ощущений. Перцептуальное время образуется в процессе воспитания и обучения ребенка человеческим формам поведения и деятельности. В результате у него постепенно формируется относительно адекватное восприятие временных особенностей окружающей среды – длительности и последовательности, порядка и ритма природных (физических) процессов окружающего мира. С формированием личности ребенка, с возникновением и развитием самосознания, которые обусловлены его включением в учебную и трудовую деятельность, начинается этап осознания им течения времени своей жизни. В результате усвоения общественно-исторических знаний и опыта, в ходе собственного практического и теоретического познания окружающего мира через совместную деятельность со взрослыми подрастающий ребенок накапливает собственный жизненный опыт, научается упорядочивать свою деятельность во времени: начинать, продолжать, прерывать и заканчивать ее в положенное время. Расширяются его физические, психические и социальные возможности, формируется способность сознательно ставить более отдаленные во времени жизненные цели. В поле сознания и деятельности индивида включаются более глубокие слои времени его жизни: прошлое и будущее. Тем самым создается временной кругозор или горизонт личности, определенная ценностно-временная ее ориентация в процессе жизни. Личностное время – это пласт времени жизни, который характеризуется стихийно или сознательно формирующимся определенным способом жизни, накоплением индивидуального опыта жизни, появлением совокупности временных перспектив, образованием временного кругозора человека. Он представляет собой следующий уровень онтогенетической «спирали» человеческого развития. Психологически в качестве личностного времени можно понимать деятельно-осознаваемую организацию личностью процессов восприятия и переживания, воспоминания и предвосхищения, планирования и прогнозирования течения времени собственной жизни. Объективно это выражается в практическом использовании и распределении своего физического (рабочего и свободного) времени. Субъектное время – это уровень созидательного преобразования времени жизни как личного, так и группового, общественного. Взрослый человек, начав профессиональную деятельность, может по-разному продолжать свою жизнь: либо пассивно исполнять свои общественные, производственные и семейные обязанности; либо осуществлять активное проблемно-творческое отношение к организации всех сфер общественной и личной жизни. В первом случае он не является в полном смысле субъектом собственной жизнедеятельности, поскольку у него не сформирована способность самостоятельно ставить и разрешать задачи собственной жизни. Во втором же случае он осуществляет себя как субъект жизнедеятельности, самостоятельно выбирая, формируя и управляя временными параметрами не только индивидуальной, но и коллективной жизни. Разные типы организации времени жизни выражают уже не возрастную, а личностную иерархию. Продуктивное использование всего времени жизни для гармонического развития личности – это порождение особого способа существования человека – «осуществления жизни». Внутри субъектного времени можно, в свою очередь, выделить подуровни освоения, овладения, управления временем жизни. Субъектное время вначале выступает как процесс практического освоения и овладения временными свойствами и закономерностями общественной действительности. Условия и обстоятельства жизни могут не только благоприятствовать, но нередко и противостоять устремлениям и идеалам личности. Потому их освоение предполагает не столько приспособление, сколько противостояние им и их преодоление. Такая волевая регуляция жизненного времени требует большого напряжения всех душевных (психических) и физических сил и энергии, направления на прогрессивное изменение, преодоление и преобразование этих обстоятельств. Подобный способ жизнедеятельности представляет собой долговременную организацию волевых усилий, действий и поступков, соотнесенных с конкретными обстоятельствами жизни и направленных на практическое осуществление высоких смысложизненных целей, устремлений и идеалов. Время индивидуальности – это качественно новый, высший, уровень организации времени, при котором человек является сознательным творцом своего жизненного времени. В ходе творческого осуществления жизнедеятельности способность человека преобразовывать время жизни постепенно становится все более разносторонней, устойчивой и универсальной, она интегрирует все стороны его индивидуальной и общественной жизни. Время индивидуальности характеризуется высокой степенью психологического совершенства личности, оптимальной интеграцией ею своих эмоционально-чувственных, интеллектуальных и волевых процессов, опосредствующих осуществление собственной жизни во времени. В зависимости от ценностно-временных особенностей индивидуальной жизнедеятельности, ее временного содержания, характера и направленности В.И. Ковалев выделил четыре типа отношений ко времени собственной жизни: обыденный, функционально-действенный, созерцательный и созерцательно-преобразующий типы. Люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым (или слабо осознаваемым) характером отражения действительности, суженностью временного кругозора. Представители функционально-действенного способа жизни – энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления. Для их мотивации характерна деловая направленность на быстрое получение полезного результата, для достижения которого они развивают значительную функциональную активность. Они изобретательны в поисках средств, эффективных в данной ситуации и сложившихся обстоятельствах, осуществляют большое количество пробных попыток. Однако в погоне за немедленным эффектом эти люди морально неразборчивы в выборе средств, не способны предвидеть отдаленные отрицательные последствия своей бурной деятельности. Они искусственно формируют и искажают естественный ход событий. Временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а более отдаленные временные их перспективы жизни носят утилитарный характер. Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Нередко у них возникают яркие трансспективные представления. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их трансспективе на равных правах представлено личное и культурно-историческое прошлое и будущее. Свое нынешнее реализованное «Я» они воспринимают как одно из возможных и отнюдь не самое совершенное. Субъективные путешествия в прошлое и будущее, стремление посмотреть на себя с разных временных позиций – характерные для них душевные состояния. Внутренняя духовная жизнь людей созерцательного типа часто бывает весьма интенсивной, напряженной. Однако неожиданные вторжения реальной жизни застают их врасплох и не вызывают ответных активных действий, что нередко неблагоприятно сказывается на их судьбе. Высший по уровню тип личностной организации представлен гуманистическим созидательно-преобразующим отношением ко времени, которое выражается в соответствующем способе жизни. Его отличительные особеннос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.021 с.) |