Сопоставление понятий «креативность» и «инновационность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление понятий «креативность» и «инновационность»



Научная дискуссия о том, как соотносятся между собой понятия «креативность» и «инновационность» направлена на решение задачи всестороннего анализа процессов рождения, функционирования и распространения нового. Сегодня сосуществует два мнения:

· понятия «креативность» и «инновационность» определяют разные, но взаимосвязанные феномены;

· понятие «креативность» является составной частью понятия «инновационность».

Первая точка зрения представлена в работах авторов, которые считают, что креативность связана, прежде всего, с генерированием новых, потенциально полезных идей. Этими идеями можно обмениваться с другими, но они становятся инновациями только тогда, когда они уже применены на практике. Поэтому креативность можно считать «первым шагом» в последующих инновациях. Так, С. Маджаро считает, что креативность тесно связана с той частью инновационного процесса, который обычно называют «продуцированием новых идей». Дж. Хип дает оригинальное определение креативности как комплекса идей и концепций с учетом того, что дальнейшие инновации будут являться ее (креативности) конкретной реализацией. П. Титас относится к креативности как к рождению потенциально новых идей пока только в фантазии автора. В этом случае инновационность – это способность человека на когнитивном и, если это необ­ходимо, поведенческом уровнях обеспечить появление, восприятие и возможную реализацию этих идей.

Вторая точка зрения представлена в работах М. Уэста. Автор считает, что креативность – это составная часть инновационности. Инноватора он рассматривает как человека с достаточно высоким уровнем как креативности, так и инновационности, который способен не только продуцировать новые оригинальные идеи, но и применять их на практике.

Одной из наиболее важных задач является изучение условий, содействующих проявлению креативности и инновационности. Воплощение новых идей зачастую сталкивается со значительными трудностями. Эти трудности могут быть обусловлены как организационными причи­нами (негибкость существующей структуры, ее невосприимчивость к новым идеям, решениям и т.д.), так и психологическими (стереотипность мышления, консервативные установки и пр.).

Среди условий, стимулирующих креативность и инновационность выделяются следующие:

· ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

· разрешение и поощрение множества вопросов;

· стимулирование ответственности и независимости;

· акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Препятствуют развитию креативности и инновационности:

· избегание риска;

· стремление к успеху во что бы то ни стало;

· жесткие стереотипы в мышлении и поведении;

· конформность;

· неодобрительные оценки воображения (фантазии);

· преклонение перед авторитетами.

Таким образом, выполненный обзор показал, что использование понятий «креативность» и «инновационность» расширяет границы научных представлений о способности человека к порождению и созиданию нового, позволяет дифференцировать нюансы творческой активности современного творца и деятеля, направленного на саморазвитие.

 

Методы стимуляции творчества, креативности
и инновационного мышления

К наиболее популярным методам стимуляции творчества, креативности, инновационного мышления относятся:

· метод мозгового штурма;

· метод синектики;

· метод стимуляции инновационного мышления.

Метод мозгового штурма был предложен А. Осборно. Существуют различные модификации этого метода. Он может использоваться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Технология мозгового штурма основывается на факте, что есть люди:

а) фонтанирующие новыми, оригинальными идеями и предлагающие нестандартные, иногда даже – не вполне «адекватные» решения; эти люди не особенно заботится о практической ценности выдвигаемых предложений и не слишком способны подвергать их взвешенному критическому рассмотрению;

б) склонные к анализу, умеющие рационально и доказательно аргументировать свою точку зрения; они четко представляют себе практическую ценность своих идей и способны подходить к ним критически.

Технология мозгового штурма строится на удачном сочетании принципов объединения и разделения разнородных элементов. В одной группе объединяются как профессионалы, так и новички и дилетанты в обсуждаемой области, представители различных профессий, люди с разными интересами. Одним из важных условий успешного классического мозгового штурма является разделение во времени активного генерирования идей и их критического анализа. Кроме этого, группы «криэйторов» и «критиков» часто состоят из разных участников.

Принципиальные правила группового мозгового штурма:

· участники должны стараться продуцировать любые, даже самые
фантастические и нереальные на первый взгляд идеи и предложения, оставляя за критиками их дальнейшую оценку и отбор;

· дается установка сгенерировать максимальное количество идей;

· не приветствуются смещения темы обсуждения в сторону от изначально поставленной задачи или проблемы;

· любые предложения и идеи высказываются без всяких обоснований, аргументаций и доказательств;

· в момент генерации идей жестко запрещается всякая критика и ирония в адрес друг друга;

· предложенные идеи могут дорабатываться и модифицироваться;

· между участниками изначально должны быть доброжелательные отношения, необходимо всячески избегать конфликтов в процессе сессии.

В контексте решения практических задач процедуру мозгового штурма можно разделить на следующие основные этапы:

· определение проблемной области;

· постановка задачи;

· подбор оптимальной по составу и количеству участников группы;

· генерирование идей;

· анализ и оценка практичности и потенциальной эффективности предложений;

· поиск возможностей для реализации отобранных идей;

· практическая реализация и внедрение;

· итоговая проверка качества идей и эффективности их реализации.

Одним из основных факторов, которые определяют эффективность мозгового штурма, является групповая динамика и взаимодействие между участниками группы. Работа в группах мозгового штурма очень часто приносит его участникам истинное удовлетворение. И хотя объективно мозговой штурм далеко не всегда является более эффективным по сравнению с индивидуальным творчеством, его смело можно рассматривать в качестве прекрасного средства развития индивидуальной креативности.

Не менее увлекательным может оказаться использование и другого метода – метода синектики, который по некоторым параметрам схож с мозговым штурмом.

Метод синектики был предложен У. Гордоном. Он использует активизацию некоторых бессознательных механизмов в процессе творческой деятельности. Основной акцент в этом методе делается на эмоциональных аспектах мыслительной активности человека, проявляющихся на внерациональном уровне и приводящих к активизации метафорического мышления.

Как и мозговой штурм, метод синектики может применяться в группе. Однако помимо сходства, между этими двумя методами есть и существенные различия. Во-первых, если в группах мозгового штурма соревнование и конкуренция между участниками не приветствуется и делается акцент на достижении общегрупповых целей, то в группах синекторов фактор соревновательности и конструктивной конкуренции может оказывать стимулирующее влияние на их членов. Во-вторых, если в мозговом штурме наиболее важную роль играют интеллектуальные характеристики его участников, запас их знаний, стиль мышления и пр., то в синектике, прежде всего, параметры и характеристики эмоциональной сферы команды.

При этом действует два основных принципа:

· превращение знакомого в незнакомое;

· превращение незнакомого в знакомое.

Более интересным и перспективным с точки зрения стимуляции творческого воображения является принцип превращения знакомого в незнакомое. Это означает нахождение в объекте рассмотрения новых и неожиданных свойств и качеств, взгляд на него под совершенно иным углом зрения. Для того чтобы сделать знакомое незнакомым, используются некоторые «хитрости», основанные на использовании различных аналогий:

· прямой;

· личностной (персонифицированной);

· фантастической;

· символической.

Использование прямой аналогии предполагает сравнение аналогов из самых различных сфер жизни. Иначе говоря, принцип функционирования одной системы (чаще биологической) «переносится» в другую область для решения в ней поставленной задачи или про­блемной ситуации.

Личная (персонифицированная) аналогия предполагает идентифика­цию субъекта со всей системой, которую необходимо усовершенство­вать, или с элементом этой системы. Чем качественнее и искреннее человек это сделает, тем лучше ему удастся увидеть ситуацию, проблемную область или основное противоречие «изнутри». Это поможет ему найти оригинальное решение проблемы.

Фантастическая аналогия требует забыть об ограничениях, дать волю воображению и временно допустить существование таких элементов системы или проблемной ситуации, которые невозможны в реальной жизни.

Символическая аналогия предполагает абстрагирование, ассоциацию предмета с его наиболее существенным признаком, а также визуализацию ключевых элементов проблемной ситуации.

Как уже было сказано выше, инновационность представляет собой способность воспринимать и осмысливать, а затем при необходимости модифицировать и внедрять новую оригинальную идею. Она связана, с одной стороны, с чувствительностью к новому и нестандартному, а с другой — со способностью не столько продуцировать новые идеи и решения, сколько уметь их адаптировать и внедрять.

Основным принципом метода развития инновационного мышления, предложенного С.Р. Яголковским, является разработка (модификация) возникшей идеи или решения. При этом ставится задача не разрабатывать новые и оригинальные идеи, а, используя принцип, заложенный в уже предложенной идее, находить решения проблемных ситуаций и задач в совершенно других областях. Процедура использования метода развития инновационного мышления состоит из следующих этапов:

· продуцирование или выбор «базовой» оригинальной идеи;

· выделение основного принципа, лежащего в ее основе;

· поиск вариантов «приложения» этого принципа;

· выбор наиболее практичных и интересных приложений.

Ключевым является третий этап, ибо именно он требует одновременно максимального использования творческого потенциала (поиск невы-явленных связей, продуцирование оригинальных комбинаций и пр.) и постоянного учета требований реализуемости и практичности предлагаемых решений. В этой связи на первый план выходит умение человека не столько выделить основной принцип, заложенный в «базовой» идее (т.е. решить задачу с единственным правильным ответом), сколько оказаться «чувствительным» к конфликтам, противоречиям или потенциальным возможностям, имеющимся в совершенно не связанных на первый взгляд с этой идеей областях. В процессе «приложения» основного принципа «базовой» идеи к этим конфликтам или возможностям рождаются потенциальные инновации, которые в случае их дальнейшей положительной оценки и внедрения могут стать реальными инновационными объектами, моделями или технологиями.

В приведенном методе стимуляции инновационного мышления необходимо соблюдение двух основных правил:

· использование свежей, только что возникшей идеи, которую
большинство группы (если этот метод реализуется в условиях группового тренинга инновационного мышления) оценивает высоко;

· выбор лишь наиболее интересных воплощений используемого
принципа с ограничением, если это необходимо, попыток продуцирования новых и оригинальных идей вне контекста применения указанного принципа.

Мы описали лишь некоторые наиболее популярные методы стимуляции процесса создания нового, которые могут с успехом способствовать активизации творческого потенциала человека и снятию тех барьеров, которые мешают его проявлению.

 

Выводы

· Творчество как стремление выйти за рамки привычного, как способность к созданию нового выступает одной из значимых ценностей человека, направленного на саморазвитие.

· Креативность как способность к творчеству связана с восприимчивостью к новым идеям, с генерированием оригинальных, потенциально полезных идей.

· Инновационность как способность человека находить, принимать, внедрять новые решения в свою жизнь обеспечивает адаптацию к по­стоянно меняющемуся миру и расширяет горизонты для жизнетворчества и саморазвития человека.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные характеристики творчества?

2. Какие этапы творческого процесса выделяются исследователями?

3. Какие особенности присущи творческому человеку?

4. Что такое жизнетворчество?

5. В чем специфика психолого-педагогического подхода к анализу творчества?

6. Как соотносятся понятия «творчество», «креативность», «инновационность»?

7. Какие существуют подходы к изучению креативности?

8. Какие существуют подходы к изучению инновационности?

9. Какие существуют методы стимуляции творчества и креативности?

10.Какие существуют методы стимуляции инновационного мышления?

 


6. Интеллектуальные возможности и личностный рост

Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей личности. Поэтому развитие интеллектуальных возможностей – это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.037 с.)