Способы и приемы саморегуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и приемы саморегуляции



Проблема овладения человеком своим поведением, навыками саморегуляции является одной из ключевых для изучения развития и становления личности, для решения педагогических и психологических задач.

Важно понять, в какой мере человек стремится стать субъектом деятельности:

· насколько самостоятельно формирует цель, задачи деятельности;

· как побуждает себя к решению задач;

· как определяет пути достижения конечных результатов.

Кроме того, человек является субъектом отношения: определяет свое отношение к задаче; выстраивает отношения таким образом, чтобы решение задачи стало необходимым для него.

Анализ умений саморегуляции в деятельности позволяет человеку не только помочь в формировании недостающих умений, но и по-новому представить логику формирования таких личностных качеств, как внимательность, наблюдательность, волевое поведение, инициативность, ответственность и т.д. Именно уровень развития этих качеств показывает, насколько у человека развиты навыки саморегулирования деятельности.

Работа по развитию навыков саморегуляции возможна посредством самовоспитания. Это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание может быть активно представлено в жизни человека, начиная с подросткового возраста, так как оно связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Л.П. Гримак в качестве начального этапа самовоспитания и его основного метода предлагает рассматривать самопрограммирование. Самопрограммирование отражает, насколько прочно конструируемая человек программа самоизменения поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды. Самопрограммирование имеет целью всестороннюю «регулировку» личности: повышение уровня образованности, достижение нравственного идеала, занятие активной социальной позиции. Описывая возможности самопрограммирования, Л.П. Гримак указывает, что «созидающее самосознание» с элементами развитого самопознания, самонаблюдения, самоконтроля и самовоспитания – важнейший элемент всестороннего развития личности.

Обобщив работы многих исследователей, занимающихся проблемой саморегуляции, Л.П. Гримак сформулировал «принципы мудрого отношения к жизни», которые могут быть вполне реализуемыми в повседневной жизни. Перечислим некоторые из них.

1. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за многими сиюминутными, случайными целями.

2. Знать меру воздействия на события. Данный принцип призывает к реалистичности в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой человек находится.

3. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода к оценке людей и событий.

4. Готовить себя к любым неожиданным событиям. Настраивая себя на возможные, даже и на непредвиденные повороты событий, тем самым человек проявляет известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляется от ненужных иллюзий, а порой готовится таким образом к малоприятным новостям.

5. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в воображении. В сущности этот принцип дополняет предыдущий и в значительной степени с ним пересекается. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего вокруг, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий. Такой подход, между прочим, способствует нахождению каких-то светлых моментов даже в, казалось бы, безнадежных ситуациях.

6. Стараться понять других. Адекватное понимание других, в частности, мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкую линию поведения, избежать ненужных столкновений и обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.

7. Уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего. Как говорится, на ошибках учатся. Любой приобретаемый опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить возможности человека в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.

Американские психологи Р. Левинсон и М. Граф считают, что в основе процессов саморегуляции, лежит умение человека поддерживать хорошее настроение. Они предложили перечень «детерминантов хорошего настроения»:

· пребывание в обществе счастливых людей;

· умение заинтересовать собеседников своими рассказами;

· пребывание в кругу друзей;

· наблюдение за людьми;

· откровенная и открытая беседа;

· пребывание в обществе любимого человека;

· высказывание комплиментов или похвал в чей-то адрес;

· прослушивание музыки;

· осознание возможности оказать помощь другим;

· умение развлечь и развеселить окружающих;

· размышление о чем-либо хорошем, что может произойти в будущем;

· размышления о людях, к которым относишься с симпатией;

· наблюдение за красивым пейзажем;

· возможность дышать свежим воздухом;

· пребывание в состоянии умиротворения и спокойствия;

· возможность принимать солнечные ванны;

· ощущение чистой одежды;

· наличие свободного времени;

· хороший сон по ночам;

· убежденность в благополучии семьи или друзей;

· наблюдение за животными;

· умение настоять на своем, сделать по-своему;

· чтение рассказов, романов, стихов и пьес;

· планирование и организация какого-либо действия;

· четкое выражение своих мыслей;

· планирование путешествий и отпуска;

· приобретение новых знаний и навыков;

· получение комплимента или похвалы в свой адрес;

· качественное выполнение работы;

· вкусная еда;

· пребывание в окружении домашних животных;

· занятия спортом и т.д.

Таким образом, саморегуляция играет важную роль как в деятельности человека, так и в обычной жизни. От степени развития процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность и конечный исход любой активности. Очень важно, чтобы человек был направлен на развитие умений и навыков саморегуляции.

Выводы

· Саморегуляция – это системно-организованный психический процесс по построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней, внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей

· Саморегуляция имеет кольцевой характер, в ее состав обязательно включены такие компоненты, как цель деятельности, сбор и анализ информации об условиях, в которых предстоит выполнять деятельность, принятие решения о характере необходимых действий по достижению цели, выбор программы действий и ее реализация.

· На уровне сознания регуляторный процесс характеризуется перестройкой семантических пространств, актуализацией личностных смыслов и ценностей человека. На уровне поведения регуляторный процесс осуществляется в конкретной социальной среде на фоне различных влияний, в определенной ситуации жизнедеятельности, связанной с местом субъекта в малой группе, его социальными ролями, статусами.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под саморегуляцией?

2. Как соотносятся понятия «саморегуляция», «психическая регуляция», «личностная регуляция»?

3. Какова структура процесса саморегуляции?

4. Каковы основные положения концепции осознанной саморегуляции активности О.А. Конопкина?

5. Какие типы саморегуляции деятельности выделены в исследованиях Г.С. Прыгина?

6. Какие типы индивидуального стиля саморегуляции выделены В.И. Моросоновой?

7. Какие виды саморегуляции выделены А.К. Осницким?

8. Что выступает в качестве механизмов саморегуляции?

9. Почему проблема овладения человеком своим поведением, навыками саморегуляции является одной из ключевых для изучения развития и становления личности?

10.Что такое самовоспитание и самопрограммирование?


11. Индивидуальный стиль деятельности

В этой главе мы рассмотрим возможность существования разных индивидуальных стилей деятельности. Покажем, как выбор разных способов осуществления деятельности позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха и создавая условия для саморазвития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.014 с.)